Этапы развития государства и права Древней Греции. 1. Критомикенский период
Скачать 23.4 Kb.
|
Этапы развития государства и права Древней Греции Можно выделить пять периодов в развитии государства и права Древней Греции, которые характеризуются учреждением различных форм политической и правовой организации раннеклассовых обществ. 1. Крито-микенский период (III–II тыс. до н.э.). На острове Крит в силу благоприятных условий рано начался переход от родового строя к классовому обществу, который был ускорен появлением металлургических центров. В первой половине III тыс. до н.э. у минойцев начинается распад родовой общины, из которой выделяются самостоятельные семьи, обладающие частной собственностью. Происходит скопление богатств в руках родоплеменной знати. Племенные вожди стали царями – басилевсами. Первоначально их власть была ограничена пережитками племенной демократии. Среди городов-государств Крита рано выдвинулся Кносс, ставший к началу XVI в. до н.э. столицей Кносского государства. Минойская цивилизация (по имени основателя кносской династии царя Миноса) не создала сильного централизованного государства, в ней шла постоянная борьба между государствами-гегемониями. Наиболее сильным среди ахейских царств в XVI в. до н.э. было Микенское царство, расцвет которого приходится на правление царя Агамемнона. Наряду с ним существовали Пилосское царство (юго-запад Пелопоннеса), Арголида (северо-восток), Аттика со столицей в Афинах (Средняя Греция). Это были раннеклассовые государства, возникшие на развалинах родового строя, сохранившие его пережитки, испытавшие заметное влияние Древнего Востока. По форме правления это были монархии, в которых наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями. Крито-микепские традиции еще долго сказывались на последующей государственности греков-ахейцев, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора. Хотя власть правителя-басилевса в них была основана не на доминировании и подчинении, а на авторитете и моральном первенстве лидера, что было неизвестно странам Древнего Востока. 2. Предполисный (гомеровский) период (конец XIII –IX в. до н.э.) характеризуется возвратом к племенной государственности и протогосударствам (военной демократии), вызванным вторжением северных греческих племен – дорийцев, в конце XIII в. до н.э. сломивших сопротивление даже таких сильных царств, как Микенское и Пилосское. Дорийские племена находились на стадии первобытнообщинного строя. Однако в области металлургии дорийцы уже использовали железо, а не медь в отличие от ахейцев. Период в истории Эллады, наступивший после падения микенской цивилизации, получил название "темные века". Дорийское завоевание привело к запустению городов, разорению царских хозяйств и массовому переделу земли, уничтожению дворцовой экономики как системы. Дорийское завоевание уничтожило абсолютную власть ахейских царей и создало предпосылки для новой формы государственного устройства, позволяющего избежать монархического правления. Новой формой государства стали протополисы или предполисные образования, опиравшиеся на возрожденные институты племенной демократии и общинных установлений, а также формирующийся класс свободных собственников, который появился в результате раздачи царской земли общинникам в частную собственность. Затем протополисы трансформируются в полисы – города-государства. Военная демократия была протогосударством, состоявшим из соседских общин, объединенных вокруг политического центра – городского поселения. Основную массу населения города составляли земледельцы и скотоводы, а также выделялись ремесленники и торговцы. Возникало социальное расслоение: родовая знать получала во владение участки земли, которые превосходили размером и качеством наделы общинников. Система потестарной (догосударственной) власти предполисных образований сочетала элементы формирующейся государственности и племенной демократии. Во главе общины-поселения стоял базилевс (царь, происходивший из родоплемеппых вождей). Его власть еще не была наследственной: народ избирал вождей-военачальников. Базилевс выступал одновременно как верховный военачальник, судья и жрец. Однако его власть была ограничена постоянно действующим советом родовой знати – советом старейшин (бую), а также народным собранием (экклесия), которому и принадлежала высшая власть. 3. Архаический период (середина VIII – конец VI в. до н.э.). Наиболее существенной чертой этого периода является разложение родоплеменного строя и формирование раннерабовладельческого общества и государства в форме полиса – города-государства с прилегающей к нему сельскохозяйственной округой. Полис – это совокупность всех граждан данного города-государства, всех городских и сельских поселений, всех пахотных и садовых земель, всех рудников и каменоломен и рабов, составляющих собственность полиса. Первоначально, граждане одного и того же полиса, по представлениям греков, происходили от одного и того же предка, т.е. считалось, что все они связаны кровным родством. Эти родственные связи выражались в том, что граждане принадлежали к одним и тем же филам (культовым сообществам со своими собственными жрецами), включавшим несколько фратрий (объединений родов), участвовали в одних и тех же религиозных празднествах и культах. Использование железных орудий, общественное разделение труда, повышение культуры земледелия и ремесла постепенно привели к замене древних форм – филы и фратрии уступают свое место новым делениям населения по имущественному и территориальному признакам, которые положены в основу организации полисов – городов-государств. Полноправными были только граждане, т.е. члены рода, имеющие право на земельный надел, а не члены родовых общин – чужеземцы (метеки, периэки) не имели доступа к гражданским правам. Среди нескольких сотен древнегреческих полисов в этот период доминировали два наиболее крупных государства: Спарта и Афины. Антагонизм этих двух государств, определивший последующее государственно-правовое развитие Древней Греции, представлял два способа организации жизни полиса. 4. Классический период (V–IV вв. до н.э.) – эпоха расцвета полисного строя и борьбы Афин и Спарты за гегемОнию в Греции. 5. Эллинистический период (вторая половина IV – середина I в. до н.э.) – эпоха упадка пОлисного строя, вхождение городов- государств в состав империи Александра Македонского и образование эллинистических государств. Эллинистические государства представляют собой синтезную модель организации общества и власти, базирующуюся на попытке соединения античной и восточной культур. Общественный и государственный строй эллинистических царств – империи Селевкидов и Египетского царства Птолемеев (куда входили до 307 г. до н.э. Афины) – был основан на заимствованиях греческой культуры, философии, юриспруденции, судопроизводства, полисной экономики и управления, которые были перенесены Александром Македонским в страны Ближнего Востока. |