Главная страница

семинар культура. семинар 1. 1. Культура


Скачать 21.26 Kb.
Название1. Культура
Анкорсеминар культура
Дата10.06.2022
Размер21.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласеминар 1.docx
ТипДокументы
#582519

1. Культура — это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентаций и так далее. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передаёт его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества и его эволюцию (см. Общество).

Культура — одна из базисных категорий в системе множества гуманитарных дискурсов, которая является предметом изучения соответствующих научных дисциплин (философии, культурологии, искусствознания, истории, лингвистики, этнологии, экономики, политологии, психологии, педагогики и других).

Понятие «культура» развивалось исторически. Вначале этот термин обозначал возделывание человеком земли. Потом произошло расширение смысла термина: им стали обозначать также процессы и результаты возделывания материалов природы в различных ремёслах, а затем и процессы воспитания и обучения человека. В этом расширенном смысле термин «культура» впервые был применён в работе древнеримского оратора и философа Марка Тулия Цицерона «Тускуланские рукописи» (45 год до новой эры) Понятие обыденного языка, обозначающее обработку почвы, Цицерон использовал в переносном смысле как возделывание человеческого ума в процессе обучения и воспитания. Считая, что глубокий ум возникает благодаря философским рассуждениям, он характеризовал философию как культуру ума (см. Философия). Дальнейшее развитие понятия «культура» было связано с его распространением на всё искусственно созданное, сотворённое человеком в противоположность естественному, природному. В этом значении термин был использован в трудах немецкого философа-просветителя и юриста С. Пуфендорфа. В работе «О праве естественном» (1684) он определил культуру как оппозицию «естественному состоянию», как «всё то, что произведено».

Начиная со второй половины XVIII века термин «культура» стал широко использоваться в европейской философии и исторической науке. В это время культура стала рассматриваться как наиболее важный аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности, отличающим человеческое бытие от животного существования. Возникло несколько линий в разработке проблематики культуры. В первой из них культура представала как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества (французские просветители); как историческое развитие человеческой духовности — эволюция морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающих прогресс человечества (немецкий классический идеализм — И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. И. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, немецкий романтизм — Ф. Шиллер, Ф. Шлегель; немецкое Просвещение — Г. Лессинг, И. Г. Гердер). Вторая линия акцентировала внимание не на поступательном историческом развитии культуры, а на её особенностях в различных типах общества, рассматривая различные культуры как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианство — Г. Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер). В дальнейшем эту линию продолжили Н. Я. Данилевский, П. А. Сорокин, А. Тойнби, О. Шпенглер. Вместе с тем было расширено понимание культуры путём включения в неё всего богатства материальной культуры, этнических обычаев, разнообразия языков (см. Язык) и символических систем (см. Знак).

2. Присущее культуре многообразие проявлений, се способность выполнять различные функции, а также ее взаимодействие с различными компонентами природы и общества порождают необходимость в типологии культур. Типология — это научный метод, позволяющий систематизировать культурные объекты по общности каких-либо их признаков. При таком подходе типология культуры позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для более полного их изучения, сравнения и описания. В современной культурологии сложились два основных методологических подхода к типологизапии культур. Первый из них рассматривает культуру в диахроническом аспекте, т.е. в ее историческом развитии, и дает различные модели исторической типологии. Второй подход типологизирует культуру в синхронном аспекте — через пространственное размещение культурных центров и их взаимодействие между собой.

Исторические типологии культур:

Типологии данной группы основываются на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры. Исторические типологии базируются на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. При этом в Средние века на этой линии всемирно-исторического развития выделяли четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие которых происходило циклически в соответствии с природными процессами смены времен года, а также в соответствии с делением по возрастам человечества (младенчество, юность, зрелость и старость).

1. Этнографическая типология культур:(Сегодня история и культурология используют типологию культуры на основе возрастов человечества, построив ее уже на базе новейших данных науки.)

-Хозяйственно-культурная классификация, созданная отечественными учеными-этнографами, выделяет хозяйственно-культурные типы — комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды. Число хозяйственно-культурных типов ограниченно и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Правда, данная типология касается только традиционных культур и не продвинута далее Средних веков.

3. Одним из направлений исследований в области новой культурной истории является изучение народной культуры в самых разнообразных ее аспектах и на примере разных стран в различные периоды времени. Примером такого подхода может служить опубликованная в 1998 году книга Б. Рэя «Народные культуры в Англии, 1550-1750» (3.49). Автор обращал внимание на неопределенность термина «народная культура». Народные культуры прошлого лучше известны через описания и примеры, через историческое воспроизведение опыта, а не грубыми дефинициями. Рэй понимает под «народными культурами» совокупность широко распространенных и общепринятых мыслей и действий. В центре книги - то, что автор называет структурами чувств и системами значений: отношения и ценности, выражаемые действиями, символически, устно и письменно. Он рассматривает как представления и верования, так и поведение. Поставив задачу воссоздания полной культурной истории раннего нового времени, Рэй концентрировался на нескольких сферах: сексуальности, устной традиции, грамотности и печатной культуре, религии, ведовстве, фестивальной культуре и ритуалах, на бунтах и законе.

В каждой из соответствующих глав работы учтены достижения новой социальной истории, приведены и проанализированы цифровые показатели, выявленные исследователями. Так, в главе о сексуальной культуре обращено внимание на такие данные, как возраст вступления в брак, процент незаконнорожденных детей и динамику этого показателя, количество невест, бывших беременными до вступления в брак, и т. д. Важнейшим источником для понимания сексуальной культуры явились дневниковые записи. Рэй обнаружил, что в ней действовали определенные правила. Местное сообщество было важным инструментом ограничения и контроля сексуального поведения в добрачный период. Безусловно, существовали интимные отношения вне брака: в высших слоях адюльтер был обычным делом, и чаще всего объектами внимания становились слуги или жены подчиненных. Рэй указывал на двойной стандарт: измена жены воспринималась как гораздо больший грех, чем измена мужа. Средством для понимания того, что считалось постыдным, могут служить материалы церковных судов, рассматривавших дела о клевете в сфере секса. Чаще всего это касалось людей из среднего класса: йоменов, ремесленников, лавочников. Хотя историки часто использовали слово «свобода» при характеристике интимных отношений в ту эпоху, Рэй указывает, что принуждение было делом обычным, причем объектами агрессивной сексуальности могли быть не только девушки, но и молодые люди.

4. Историография культуры советского общества прошла в целом тот же путь развития, что и отечественная историческая наука, посвященная данному периоду. В то же время истории изучения этой темы были свойственны и собственные черты, вытекающие из специфики данной отрасли знания.

Первые работы по историографии советской культуры появились в начале 1960- х годов. Как справедливо считает В. Т. Ермаков, одна из причин этого заключается в том, что до конца 1940-х годов история советской культуры еще не успела вычлениться из общей истории советского общества 1 . Начавшийся со второй половины 1950-х годов в разработке истории советской культуры заметный подъем способствовал оживлению собственно историографических исследований в этой области. Историография советской культуры стала предметом самостоятельного изучения. Пионером здесь выступила Л. М. Зак 2 . Вопросы истории культуры обсуждались во второй половине 1970-х и самом начале 1980-х годов на научных конференциях и страницах специальных изданий. Этой проблемой занимались М. П. Ким, Б. И. Краснобаев, В. Т. Ермаков и другие 3 .

Первые работы были посвящены по преимуществу обоснованию необходимости создания обобщающих трудов по истории культуры, не ограничиваясь изучением отдельных ее отраслей 4 . На всесоюзной сессии по проблемам культурной революции в СССР (май-июнь 1965 г.) Ким отмечал, что "отраслевой" подход к освещению истории советской культуры не может удовлетворить ни исследователей, ни читателей, ибо "не позволяет исследовать и освещать историю культуры во всех взаимосвязях ее с другими областями науки, да и раскрывать взаимодействие компонентов внутри культурной системы" 5 .

В начале 1970-х годов уже делаются первые шаги по написанию обзорного труда по историографии культуры. В монографии Л. М. Зак, В. С. Лельчука и В. И. Погудина этой проблеме был отведен специальный раздел 6 . Причем история изучения духовной культуры еще не затрагивалась.

Одной из характерных черт историографии в этот период стало внимание к теоретико-методологическим проблемам истории культуры. В 1960-е годы это затронуло преимущественно философские исследования о культуре, а затем распространилось на работы историков и ученых других специальностей, изучавших различные сферы культуры. Это способствовало повышению теоретического уровня исследований по всем аспектам и направлениям историко-культурной проблематики.

В начале 1970-х годов предпринимаются попытки сформулировать предмет истории культуры. Ермаков, не считая возможным на данном этапе развития науки четко определить этот предмет, так перечислил относящиеся к нему проблемы: Ленин и советская культура; партийное и государственное руководство развитием культуры; роль и значение идеологии в развитии советской культуры; развитие советской культуры и формирование социалистического сознания советского народа; при-


написать администратору сайта