Характеристика системы образования в традиционном Китае. Мачарашвили Задание 5-10 октября. 1 курс Фортепиано Бакалавриат Мачарашвили Давид
Скачать 12.44 Kb.
|
Задание 5-10 октября 1 курс Фортепиано Бакалавриат Мачарашвили Давид Характеристика системы образования в традиционном Китае. Начало образования положено в Ханьскую эпоху. На средства государства возникают школы, продолжают существовать частные. В трактате Ли цзи излагалась программа обучения: где желательно создать школы. Учитель - не просто образованный человек, но и соблюдающий правила Ли. Школы делились на начальные, средние и высшие. А в VIII в. при императорском дворце возникло 2 академии. Три ступени: начальные, училища средней ступени и высшие училища. Начальные школы создавались в каждом уезде и в крупных деревнях. Здесь могли учиться дети крестьян, ремесленников, торговцев. Учились только мальчики. Срок обучения – приблизительно 7-8 лет, начиная с 6-7 –летнего возраста. Каникул не было, кроме праздников. Занимались с 7 утра до 6 вечера с двухчасовым перерывом. Придя в школу, ребенок глубоко кланялся изображению Конфуция и учителю. Учитель давал ему новое имя. Изучали два предмета: чтение и письмо. Заучивание иероглифов осуществлялось при помощи трафарета. Книги иероглифов: Китайские имена (1 тыс. иероглифов). Изучение основ конфуцианства. Троесловие: начало этики, истории и литературы. Вторая ступень. Продолжение изучения иероглифов – еще 5-6 тыс. Главное занятие – изучение конфуцианства, его пятикнижие. Изучали наизусть основы стихосложения и стилистики. Каждый закончивший вторую ступень должен был уметь свободно ориентироваться в Конфуции и оперировать цитатами. Математику не учили в школах. Изучать её было не престижно. На 1,5 тыс. уездов – в каждом уезде была школа второй ступени. Всего школ первой и второй ступеней – 25 тыс. Третья ступень – столичные школы и школы наиболее крупных городов. Например, в Чанъани – столице Танской династии было 8 высших школ, готовивших фундаментально образованных людей. Государство платило им специальные стипендии. Прием осуществлялся на конкурсной основе. В самом большом училище – 1300 чел. – 2/3 из них были простолюдинами, а остальные детьми чиновников. Возникают элитарные школы. Количество учеников около 300, которыми становились только дети чиновников первых пяти рангов. Образование открывало им дорогу на должность любого чиновника. Ответы на вопросы: Задание 7. С 165 по 1911 гг. путь чиновника лежал через конкурсный отбор, к которому допускались люди, имеющие ученые степени. Первую ученую степень присваливали – после окончания школы второй ступени. Тот, кто ее получал, назывался сюцай – подающий надежды талант . Для получения первой ученой степени сдавались экзамены – устные и письменные. На экзамен необходимо было принести с собой свидетельство о благонадежности. Для получения его в родне до третьего поколения должны были отсутствовать рабы, слуги, актеры и проститутки. С собой необходимо было иметь также паспорт. По словам мясника, в правила поведения ученого со степенью сюцая требовалось "не ставить себя на одну доску" с простолюдинами и осознавать, что он, по сословию, становится на ранг выше, чем крестьяне("чернь", как выразился мясник..). Мясник был горд за зятя Фаня, который только только сдал экзамен на ученую степень сюцая. Хоть эта степень и считается низшей среди чиновников, мясник наказал зятю, с гордостью носить свой новый титул, выказывая это в высокомерном отношении к простолюдинам, и не в коем случае не приравнивая себя к ним. В противном случае, Фань нарушит правила поведения учёных людей и осрамит самого мясника.(Однако, как ученая степень Фаня относится к простолюдинам и, непосредственно, к мяснику он запамятовал указать). Ни одного высказывания Фаня, или то, как он относится к получению учёных степеней в фрагменте не встречается, поэтому, я могу лишь предположить… Возможно, Фань упорно добивался ещё одну ученую степень, по причине научений мясника, ведь тот ему сулил славу, уважение и почёт со стороны окружающих. Однако, я считаю, что получение данных чинов, было нужно для получения признания лишь одного человека — мясника Ху. После получения зятем учёной степени цзюйчженя, Ху начал очень почтительно и лестно относиться к Фаню, ведь его нынешнее положение, поможет мяснику "провести остаток жизни припеваючи". Почитание Конфуция и превращение его работ и идей в государственную идеологию на рубеже 1-2 в. н.э. Конфуций превращается из ученого в божество. В эпоху Танской династии Конфуцию был присвоен титул первого святого. В Сунской династии один из императоров совершил поклонение могиле философа и издал указ о том, что каждый, кто хотел получить ученую степень и поступить на службу, должен был поклониться его могиле. Конфуций получил титул «Наставник государства». В династии Мин Конфуций был назван «светлейшим, мудрейшим, прозорливейшим, доблестнейшим Учителем. Совершеннейший мудрец, Владыка без трона. Учитель 10 тысяч поколений». В конце ХУП в., когда Китай был завоеван маньчжурами, их император сделал 17 выписок из учения Конфуция, которые маньчжуры должны были знать наизусть. Официальный культ Конфуция существовал до 1911 г., до буржуазной революции. Задание 3 Я считаю, в изречении: "В хитрых речах и во вкрадчивом выражении лица, редко встречается гуманность" философ хотел сказать, что по истине справедливый и честный человек не будет использовать хитрые, вводящие в заблуждение речи. Для того, чтобы донести свои мысли, он будет пользоваться мудрыми, но понятными изречениями(понятными даже для не глубоко образованного человека). "Вкрадчивое выражение лица…", под этим понятием Конфуций подразумевает то, что лицо, зеркало души человека, и если человек лукавит или хочет совершить не хороший поступок по отношению к вам, это сразу видно по его лицу. Поэтому стоит задуматься о том, какое у вас выражение лица, когда вы к кому либо обращаетесь(прошу прощения, эта часть изречения мне мало-понятна) Задание 4 Исходя из высказывания: "Я ежедневно исследую себя в трех отношениях: обдумывая что-либо для других, был ли я предан им, был ли искренен в отношениях с друзьями и усвоил ли я то, что было преподано мне Учителем Конфуцием", Цзэн-цзы был очень мудрым и, в неком смысле, самокритичным человеком, эти два качества взаимосвязаны между собой, ведь мудрость его заключается, как раз таки, в этой критике, в этих ежедневных осмыслениях о том: "Был ли я предан этим людям?"," Был ли искренен в отношениях с друзьями?" Всё ли усвоил из наставления Учителя?". Все эти умозаключения говорят о том, что всё это не безразлично ему, и проходя через эти аналитические процессы каждый день, он становился все лучше и лучше в этих аспектах. И понимая это, открывается новая черта его характера, это показывает не только насколько мудр этот человек, а ещё, то, насколько внимателен по отношению к знаниям получаемых от наставника, насколько эмпатичен по отношению, не только к друзьям, но и к окружающим его людям, тем, кого он не знает, но оказал услугу, помог делом или советом. Задание 8 Слово "иероглиф" означает — слог, звук. Факт вертикального написания иероглифов, а также справа налево обычно связывают с тем, что в древности, до изобретения бумаги, иероглифы писались на так называемых Чжуцзянь - специальных дощечках для письма, которые состояли из снизанных между собой длинных бамбуковых досточек, и были скручены в свитки. Под четырьмя драгоценностями в Средневековом Китае подразумеваются кисть, бумага, тушь и тушечница. Эти предметы считались символами просвещенного человека и были необходимы для подготовки к имперским экзаменам кэцзюй, приносящим богатство и общественное признание. |