Фрейд. 1. Масса и ее особенности. Суть критики Фрейдом Лебона
Скачать 26.78 Kb.
|
В этом эссе мы рассмотрели написанную работу Фрейдом Психология масс и анализ личности», которую он написал в 1921 году. Фрейд проводит исследование, для чего индивиды объединяются в разнообразные массы и то, каким образом они это осуществляют. 1. Масса и ее особенности. Суть критики Фрейдом Лебона. В данной работе Фрейд изучает взаимосвязь массовой и индивидуальной психологии и феномен массообразования. При исследовании этого явления у неговозникло несколько вопросов: масса – что это, каково ее значение для личности, как меняется человек в массе ? Фрейд цитирует мысли Лебона, он описал психологию масс и был уверен, что в массах люди вне зависимости от своего уровня развития мышления и интеллекта , характера, начинают по другому мыслить и вести себя. Фрейд отметил, что Лебон не интересуется главным вопросом, какая же связь между этими людьми? По мнению Лебона, когда люди объединяются в массы, тозахватывают других, и та индивидуальность, которая присутствует в человеке, разрушается. Таким образом, появляется общая база, которая является неосознанной, а не связующим звеном между индивидами, объединившимися в массовом порядке. Фрейд сообщает о бессознательном вытеснении того, что принадлежит нам. Мы отмечаем бессознательное индивидуальной личности, а не коллективное бессознательное. Человек в обществе заражается чувствами, эмоциями от других и приносит в жертву собственные интересы ради общества. ЛеБон связывает это заражение с явлениями гипнотического характера. ЛеБон описывает, что человек, находящийся в толпе, подвергается внушению гипнотизера. Он описывает внушаемость, связанную с заражением. Лебон описывает состояние личности, находящейся в толпе, и считает, что в ней преобладает бессознательное, тогда как Фрейд утверждает, что он не только так думает, но и признает, что личность находится в гипнотическом состоянии. По мнению Фрейда, Лебон не различает явления заразности и внушаемости. Фрейд критикует Лебона, отмечая, что тот не обозначил фигуру вождя. На вопрос: Почему человек в толпе по другому себя ведет? Лебон сообщаето том, что массы преобладают, а личность исчезает. По Фрейду, говорится не о деградации личности, а о появлении вектора лидера. Думая над объединением масс, Фрейд предполагает, что их объединяет половое влечение. 2. Разновидности масс. Две искусственные массы: церковь и войско. Фрейд в своей работе рассматривает массы как церковь и войско. Обе эти массы хорошо организованы и имеют защиту от развала, и именно для этого важность приобретают руководство и принуждение, для того, чтобы эти массы не распадались. Структура этих масс схожа, они родственны , в каждой из них есть лидер и идея. По мнению Фрейда в обеих массах есть идея вождя, в одном случае командующего, а в другом Христа, это помогает сдерживать членов вместе, и без этой идеи эти массы рассыплются. Разница в том, что в церковных массах властитель вымышленный, а в массах войск он реальный, но люди из каждой массы уверены, что властитель проявляет любовь ко всем. 3. Либидные связи как сущность массы. Феномен паники. По мнению Фрейда, либидные массы – это суть масс, а паника, возникающая в воинских массах, начинается после падения, и индивид любой массы начинает переживать прежде всего о себе. Фрейд сообщает, о том, что состояние паники очень часто оказывается сильнее самой опасности. Паника может охватывать мелочи, часто армия может преодолеть более сильную опасность. Паника ослабляет либидинозные связи, особенно когда человек остается один на один с опасностью, появляется паническая реакция, человек начинает преувеличивать. Страх может быть вызван масштабностью опасности, разрывом эмоциональных связей, распадом масс. В таких ситуациях личность перестает учитывать интересы других. Фрейд приводит пример из художественной литературы, где он показывает, как люди могут демистифицировать веру во Христа. Насилие, преступления начинаются и прекращаются только тогда, когда раскрывается сюжет. Именно в этот период открылось зло в отношении других, и которое было сдерживаемо любовью Христовой. При либидных связях Фрейд считал сущность масс, именно эти связи сдерживают от распада массы, а когда они распадаются, появляется откровение зла, тогда они и удерживают все плохое. 4. Идентификация как механизм массообразования. Идентификация – это сама первая связь с объектом окружающего мира. Это проявляется с одним из родителей и для развития имеет огромное значение. Этот процесс необходим для формирования своего Я, ориентировки на другого, на которого хочет стать похож. Копируются эмоции, привычки. Идентификация проявляется по-разному, копируются положительные и отрицательные черты, хорошее и плохое. Младенец в качестве образца берет кого-то, взяв его черты, формирует свое Я. Фрейд описывал идентификацию с разных сторон. С отцом, матерью, в невротическом состоянии, при гомосексуализме и т.д. Все это свидетельствует о сложности идентификации. Анализируя индивидуальные процессы Фрейд рассматривает идентификацию параллельно с массообразованием. Можно сказать , что благодаря идентификации люди друг с другом объединяются. 5. Влюбленность, гипноз, массообразование: функция Я-Идеала. Фрейд сообщает, что находящийся в состоянии любви человек, ведет себя с объектом своего обожания так, как хотел бы, чтобы обращались с ним самим. Бывают ситуации, когда объект заменяет Я - идеал. В таком случаи человека любят за те качества, которыми он сам хочет обладать. В состоянии влюбленности собственное Я становится беднее, объекту любви приписываются хорошие качества, которые заметны только у этого человека и не воспринимаются у других. Это является частью нарциссического либидо. Гипноз аналогичен состоянию влюбленности, такое же ощущение возвышенности объекта, подчинения ему, наделения положительными качествами. В обоих состояниях объект занимает место Я — идеала. Происходит это из-за самоидентификации, но в гипнотическом состоянии сексуальные желания тормозятся. Фрейд находит аналогию в состоянии влюбленности, гипнозе и процессе массообразования. Он отмечает, что гипноз имеет отличие от массы лишь количеством людей, а влюблённость отличается от массового формирования наличием половых целей. В состоянии гипноза и в состоянии массового формирования сексуальные стремления заторможены, это отделяет Я от Я-идеала, но этот процесс можно наблюдать при влюбленности. При формировании массы Я-идеал замещается объектом, происходит отождествление с другими индивидами, которые существуют в массе. Любовь лидера и его идеализация помогают осуществить идентификацию друг с другом. Фрейд подводит нас к пониманию того, что каждый член массы сделал вождя своим Я-идеалом, это позволило ему идентифицироваться с другими, это стало основой либидинозной связи. 6. Масса и первобытная орда. Фрейд сравнивает психологию массы с психологией первобытной орды, замечает, что в индивидууме есть первобытный человек, так же как им может стать любая масса, т.к. Массовое образование владеет человеческим разумом. Он предполагает, что массовая психология намного старше, чем индивидуальная психология. Фрейд выделяет психологию лидера как индивидуальную, т.к. ему не приходилось самоутверждаться другими людьми, характер у него сильный и властный. Я вождя не привязано к либидо, как у других участников массы, его эго никому не отдалось. Фрейд предполагает, что в орде существовала иллюзия, что вождь справедлив и всех любит. Это идеалистическое мышление детей вождя позволяло им уважать его. Все социальные обязаннсти строятся на преобразовании этой мысли. Семья — хороший пример такой обработки, речь идет об отце, который любит и заботится обо всех. Таким образом, масса не будет существовать без лидера; образование массы требует необычной фигуры, взятой из массы. Это позволяет контролировать беспорядок. Есть порядок и закон. 7. Прояснение механизма гипноза через сведение массы к первобытной орде. Суть гипноза можно постичь через отношения с вождем первобытной орды, идеализированной фигурой, обладающей огромной силой, против которой ничего нельзя сделать. Гипноз — это нечто устрашающее, тот, кто проводит гипноз, у того есть авторитет, подавляющий его собственную волю. В гипнозе есть что-то ужасное, в нем всегда есть что-то страшное. Фрейд сравнивает гипнотизера с вождем первобытной орды, считая, что они обладают сходными качествами, такими как сила, могущество, авторитет, идеализация. Человек под гипнозом невольно наделяет гипнотизера такими качествами. Суть гипноза в том, что человек, так сказать, отделяется от реального мира, полностью растворяется в гипнотизере, для него нет ничего вокруг, он сам является его частью, поддавшись своей воле. Это состояние можно сравнить с младенчеством, когда ребенок, кроме матери, не воспринимает никого, кроме своих рук, глаз, голоса и т. д. Он воспринимает только ее голос, когда она покачивается, или ласково говорит, когда она строга. Ференци приводит два вида гипноза, первый — материнский — чувствительный и нежный, второй — отцовский — суровый, угрожающий. Для человека гипнотизер есть нечто могучее и могущественное, обладающее великой силой, так описывал Фрейд отношение индивидуумов из первобытной орды к своему правителю. Теперь мы понимаем, почему масса влияет на каждого человека, это связано с происхождением первобытной орды. Страх правителя и желание править. Я идеален для каждого члена массы, поэтому у меня есть власть и контроль над ними. 8. Одна ступень в конструировании человеческого Я. Важнейшая мысль Фрейда состоит в том, что масса не существует без индивида, так, наоборот, не существует индивид без массы. Каждый человек это часть какой то массы. Фрейд приводит нас к понятию аналогии между структурой массы и нашим Я. Он описывает важный шаг в развитии Я - формирование Я-идеала, который может многое объяснить нам как в психологии масс, так и в индивидуальной психологии. Либидинозную связь массы Фрейд рассматривает через различия между Я и Я идеалом. Я -идеал имеет в себе некоторые ограничения, которым Я подчиняется, это лидер, который существует внутри индивидуума и регулирует его поведение. Когда Я совпадает с Я - идеалом, у человека много сил, но при возникновении напряжения, силы исчезают, человек начинает страдать. Процесс массового обучения дает индивидууму возможность снять напряжение между собой и Я - идеалом. Согласно этой логике, Фрейд говорит о невротических состояниях, о неудачах, о заторможенных сексуальных желаниях. При неврозе можно наблюдать конфликт между Я и Я-идеалом. 1. «...индивидуальная психология с самого начала является одновременно и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном понимании». В период расцвета классического психоанализа, когда Фрейдом были распространены свои представления о психике на разнообразные серы жизни, данное высказывание было характерным. Одной из таких сфер стала область социальной психологии. Фрейд предполагает, что области социальных процессов находят воплощение похожие психологические механизмы, как и в случае обсуждения поведения отдельного субъекта. Он делает вывод о том, что в индивидуальной психологии возможно найти объяснение социальных процессов, в которой есть объяснения области социальной психологии. 2. «...во-первых, идентификация является первоначальной формой эмоциональной связи с объектом, во-вторых, она становится регрессивным путем, так сказать, благодаря интроекции объекта в Я, заменой либидинозной связи с объектом, и, в-третьих, она может возникнуть при каждой вновь воспринятой общности с человеком, не являющимся объектом сексуальных влечений». Для пояснения этого утверждения, стоит отметить, что Фрейд пытается определить на основе сексуальной энергии поведение объекта в обществе. Согласно положениям классического психоанализа, психологический механизм идентификации путем сопоставления себя с объектом, как отмечает автор, позволяет ребенку установить аффективную связь с родителем. Для ребенка это необходимо, потому что помогает тренироваться изначально, ориентируясь на другого близкого человека. Но во взрослом возрасте этот механизм, если он сохраняется, переносится на субъекта и становится регрессивным, так как вместо самостоятельного конструирования своей индивидуальности человек постоянно вновь регрессирует к простой идентификации с другим человеком, т. е. к уподоблению ей. Таким образом, З. Фрейд приходит к выводу, что процесс идентификации может быть инициирован не только в отношении объекта привязанности, любви, но и любого человека, с которым, например, возникает социальная связь. Этим, по З. Фрейду, и объясняется объединение людей в социальные группы. |