Главная страница

история. 1. Место истории в системе наук. Происхождение и особенности исторического знания


Скачать 362.01 Kb.
Название1. Место истории в системе наук. Происхождение и особенности исторического знания
Анкористория.docx
Дата20.03.2017
Размер362.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория.docx
ТипДокументы
#4003
страница21 из 31
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   31

Вопрос 24. Россия при первых Романовых (Михаил и Алексей Романовы)


Второе ополчение имело правительственный орган – “Совет всея земли”, который созывает Земский собор для избрания царя. В 1613 г. Земский Собор избрал царём молодого Михаила Романова ( он был сыном патриарха Филарета) . Филарет управлял Россией вместе с сыном.

Задачи Михаила Романова:

1.      Укрепление династии Романовых. Земские соборы заседали постоянно до 2-й пол. 1620-х гг.

2.      Укрепление позиции дворян и раздача земель дворянам вместе с крестьянами.

Новые меры по закрепощению крестьян. В 1637 и 1641- новые указы, сроки сыска увеличились с 5 до 15 лет

3.      Упорядочены функции приказов.

4.      Смягчены наказания за преступления

5.      Уменьшение прямых налогов.

6.      Развитие промышленности. Развивается мануфактура.

7.      Созданы полки иноземного строя

8.      Продвижение в Сибирь - освоение Восточной Сибири.

9.      1634 –поляк Владислав отказался от Российского престола

10.  Торговля с :Англия, Голландия, Персия, Турция, Франция.

11. неудачная попытка вернуть Смоленск, находившийся у Польши

С 1645г. – царь Алексей Михайлович Романов(16 лет) - сын Михаила Федоровича (даты правления 1645-1676). Женился на Марии Милославской, затем на Нарышкиной, от неё сын – Пётр I.

1645- воссоединение Украины и России (освободительные войны Богдана Хмельницкого.

В 1654 г. русские войска взяли Смоленск и 33 города Восточной Белоруссии.

В 1646 г. была проведена подворная перепись населения, благодаря которой крестьяне документально были закреплены за определёнными владельцами. В 1648 г. в в 4 раза повышаются цены на соль. 1 июня 1648 г. в Москве начались волнения, получившие название "соляного бунта", который был подавлен стрельцами. Подобны бунты происходили в Воронеже, Новгороде, Курске, Владимире, Пскове, Томске - более чем в тридцати городах России.

1649 г. принят новый свод законов - Соборное Уложение, которое действовало почти 200 лет, до 1832 г.

Соборное уложение 1649 г. юридически оформило усиление крепостного права.

- Был установлен бессрочный розыск беглых крепостных крестьян. Крестьянам запрещалось менять своих господ. Феодалы получили право распоряжаться собственностью и личностью крестьянина.

- Горожанам под страхом казни запрещалось переходить из посада в посад. Посадское население обязано было нести повинности в пользу государя.

- помещики и бояре получили право суда над крестьянами;руководили крестьянскими семьями;

- помещик отвечал за выполнение крестьянами государственных повинностей;

- если помещик разорялся, то расплачивался имуществом крестьян

- за дворянами закреплялось право передавать поместья как вотчины Þ сближение дворян и бояр.

- ликвидированы белые слободы (люди, работавшие на монастыри и дворян (бояр)), которые не платили государственных податей Þ остальное население платило больше.

-Ограничивалось церковное землевладение .Для контроля был создан монастырский приказ (затем отменен). Соборное уложение начиналось с утверждения значимости роли царя: преступление против личности царя - государственное преступление.

- Тенденция замены сословно-представительной монархии абсолютной.

- Предусматривались жестокие наказания за преступления против царя и церкви (четвертования, сожжение на костре и др.), за изготовление фальшивых денег, за нанесение увечья, за убийство и другие тяжкие преступления

Ужесточение феодально-крепостнического гнёта закономерно привело к новым выступлениям.

К тому же в 1654 г. вместо полноценных серебряных денег были введены медные. При этом налог собирался серебром, а жалованья выдавалось медью. Деньги обесценились, выросли цены, в первую очередь на хлеб.

1658г. начало затяжной война с Польшей.

30 января 1667 г. было подписано Андрусовское перемирие с Польшей.

За Россией признавался Смоленск, Левобережная Украина с городом Киевом. Правобережная Украина и Белоруссия оставались в составе Польши.

Войны, которые вела Россия в 50 - 80-е гг. XVII в., показали её слабость, неспособность решить такие важные внешнеполитические проблемы, как ликвидация балтийской блокады, создание надёжных южных рубежей, прорыв к Чёрному морю и др.

В июле 1662 г. в Москве вспыхнул так называемый "Медный бунт". И опять стрельцы подавили восстание. Но медные деньги пришлось отменить.

РАСКОЛ в ЦЕРКВИ:

Широкое массовое недовольство лежало в основе раскола русской православной церкви, когда в рядах защитников старых обрядов (старообрядцев) оказались сотни тысяч крестьян, горожан, недовольных усилением крепостного гнета.

В 40-х гг. XVII в. в Москве при дворе сложился "Кружок ревнителей древнего благочестия", в который входили видные священнослужители, в том числе духовник самого царя Никон. "Ревнители" выступили за наведение порядка в церковной жизни, против пьянства, разврата и стяжательства в среде духовенства, за упорядочение церковных служб, обрядов, толкований священных текстов (книг). Но когда речь зашла о выборе образцов, "ревнители" разошлись во мнении. Одни (протопоп Аввакум и его сторонники) считали, что за образец должны браться древнерусские оригиналы, другие (патриарх Никон и др.) настаивали на греческих образцах. Никон победил. Аввакум был сослан сначала в Сибирь, а затем на Соловки. Церковный собор 1666 - 1667 гг. объявил проклятие всем противникам патриарха Никона и его реформ. В соответствии с Соборным Уложением их предали суду и по стране запылали костры (как в свое время в Западной Европе). В 1682 г. был сожжен и Аввакум.

Тысячи сторонников "старых обрядов", - а ими были чаще всего крестьяне, простые горожане, - бежали на север, в Заволочье, на Урал, в Сибирь. Дело дошло до восстаний, коллективных самосожжений.

Одним из основных районов, куда издавна бежали крестьяне, был Дон. Со временем здесь сформировались особое Донское казачество. Казаки не только обороняли южные рубежи русского государства, но и сами ходили в походы против Крымского ханства, Турции, Ирана.

В 1668 - 1669 гг. в такой поход ходил отряд казаков под предводительством Степана Разина, опустошивший Каспийское побережье и даже разбивший флот иранского шаха. Весной 1670 г. Степан Разин предпринял новый поход, но уже против русских бояр и дворян. Поэтому в походе участвовали не только казачьи низы ("голутвенные казаки"), но и крестьяне, посадские (городские) низы, бурлаки, работные люди, стрельцы и др.

Весной 1670 г. Разин овладел Царицыным, затем Астраханью, а потом двинулся вверх по Волге, захватил Саратов, Самару и осадил Симбирск. Таким образом, поход Степана Разина вылился в большую крестьянскую войну. В ней участвовали не только русские, но и украинцы, татары, чуваши, мордва, марийцы. Восстание охватило территорию от Украины до Заволочья, от Астрахани до Нижнего Новгорода. На что рассчитывали восставшие? Победить "кровопивцев", завоевать землю и волю, посадить на престол "доброго, справедливого царя-батюшку". Недаром среди восставших ходила молва, что вместе с Разиным идёт якобы сын царя Алексей Алексеевич, будущий "добрый царь" (на самом деле Алексей умер в январе 1670 г.).

Но к осени 1670 г. царь Алексей Михайлович собрал Дворянское ополчение (свыше 30 тысяч человек) и двинул под Симбирск. Двадцатитысячное войско Разина было разбито и Симбирск был освобожден от разинцев. Тяжело раненный Разин был вывезен на Дон, в Кагальницкий городок, где был схвачен, зажиточными ("домовитыми") казаками и выдан царю.

6 июня 1671 г. Степан Разин был казнен на Красной площади в Москве.
25. Европейское Просвещение и рационализм.

Просвещение — важное явление в интеллектуальной жизни разных европейских государств XVIII в. (Франции, Великобритании, Германии, Польши, России и др.).

МЕЧТА ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ - «рационализировать» природу и особенно общество.

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Среди представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др.

Многие просветители были сторонниками «просвещённого абсолютизма», предполагающего, что исполнителем необходимых социальных преобразований будет законный монарх, воспитанный в духе просвещенческих идей, ибо образовать одного человека несравненно легче, чем весь народ. В XVIII в. ещё более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. С разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жёстоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

Во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д.

В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель.
Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма, что несомненно предопределило последующем и деизм М.В.Ломоносова.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕДАГОГИКУ стала одной из важнейших специфических черт философии Просвещения. Проблемы воспитания нового человека, т. е. человека, вполне совпадающего со своей природой, были в центре внимания всех просветителей (особенно Гельвеция и Руссо). На первый план вышла коммуникативная, т. е. обеспечивающая передачу мысли от одного индивида к другому, составляющая философии. Существенным оказалось не только то, что сказано, но и как сказано. Философия предстала важнейшим инструментом общения между людьми, а значит, и условием их единства.

Воспитание, согласно Руссо, должно было быть не духовным или светским, а естественным, ориентированным на природные склонности ребенка. Нет нужды обучать ребенка мертвым языкам, толкованию писаний, схоластике, светским манерам, ему понадобятся предметы, полезные для его будущей жизни: география, ботаника, письмо, арифметика. Не науки, а жизнь — главный воспитатель естественного человека.

Французские просветители называли свой век «веком философов», «веком разума». Физика для философов XVIII в. выступала образцовой наукой, моделью науки и научного мышления как таковых. Но не всякая физика могла служить образцом научного подхода к действительности.

ЗАКОНОСООБРАЗНОСТЬ ПРИРОДЫ возможна потому, что в ней существуют причинные связи. Всякое явление имеет свою причину. Познание — движение от явления к причине. В свою очередь, всякая причина нуждается для своего существования в своей причине. Мир, таким образом, представляет собой цепь причинно-следственных связей. По Гольбаху, у каждой вещи есть только одна причина. Связь причин и следствий однолинейна. Разорвать цепь причин и следствий нельзя — разрушится целое.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   31


написать администратору сайта