Вопрос 20. Эпоха Возрождения. Раннее новое время. Реформация и контрреформация.
Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. Эта эпоха названа так потому, что она была временем возрождения духовной культуры: обретения ею светского характера, обращения к античному культурному наследию (его возрождение), формирования гуманистического мировоззрения. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии (XIV – XVI вв.), однако аналогичные процессы протекали и в странах Центральной Европы (конец XV – XVIвв.). В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа. Главными темами литературы и искусства становится человек, его переживания, его внутренний мир, его земная жизнь. Поэтому в центре теоретических дискуссий оказываются вопросы этики, природы истинного благородства, общественного блага, достоинства человека. Основой мировоззрения носителей культуры Возрождения выступал антропоцентризм: человек — центр мироздания, часть природы, самое совершенное ее творение, а весь окружающий мир — творение рук человеческих. «Человек, — восклицает Дж. Манетти, — соперник бога в его творении. Все, что появилось в мире после первого и еще бесформенного творения, было открыто, произведено и совершено нами благодаря особой и выдающейся остроте человеческого ума... Ведь это же наши, т. е. человеческие, потому что созданы людьми, все вещи, которые мы видим вокруг, все дома, деревни, города, все земные сооружения, которых так много и которые столь хороши, что благодаря своему великолепию они по праву должны почитаться созданиями скорее ангелов, нежели людей! Наши — живопись, скульптура, искусства, науки, наша мудрость, наши почти неисчислимые изобретения, наше создание — языки» В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Данте, Петрарка, Боккаччо, Браччолини, Мирандола, Брунеллески, Буонарроти и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Роттердамским, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Мор).
Раннее Новое время ( XV- XVI вв. )
В эту эпоху на рубеже XV – XVI вв. происходит переход общества от «традиционного» типа к «индустриальному ». Термин «новая история» появился в европейской политической мысли еще в эпоху Возрождения. Европейские мыслители-гуманисты, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, предложили трёхчленное деление истории на Древний мир, Средние века и Новое время.
В это время в жизни европейского общества происходили изменения глобального характера.
В экономической сфере : активное развитие торговли, финансового и банковского дела, появление и расширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала.
Меняется социальная структура общества. Буржуазия и «новое дворянство», значительно разбогатевшие за эти годы, начинают играть всё большую роль в политической жизни европейских государств.
Революционные изменения происходят и в духовной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV в., рассматривал человека уже не как носителя всяческих пороков, обязанного всю жизнь искупать «первородный грех», а как свободную личность, обладающую огромными возможностями. Закономерным результатом развития гуманизма стала Реформация, разрушившая духовную монополию католической церкви в Европе
На рубеже XV — XVI вв. в значительной степени меняются представления европейцев о Земле. Достижения научной мысли, Великие географические открытия — всё это расширяло кругозор людей, влияло на представления о своем месте в окружающем мире . Процесс трансформации европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая церковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борьба, протекавшая в виде религиозных войн, национально-освободительных движений, буржуазных революций, длилась более двух с половиной столетий. Данный период может быть обозначен как раннее Новое время.
Реформация и Контрреформация
Реформация - движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
Уже с XV в. католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, «стяжательство» церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу. Почему именно в Германии? Здесь зарождается движение за пересмотр устаревших религиозных догм и реорганизацию церкви, идеологом которого стал профессор Виттенбергского. университета, богослов Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он провозгласил свои «95 тезисов против индульгенций», в которых оспаривалось право папы на отпущение грехов. ( индульгенция - освобождение от временной кары за грехи). Развернувшаяся полемика между Лютером и папой переросла в конфликт, после того как немецкий богослов в 1520 г. публично сжёг булл (указ) папы о его отлучении от церкви. В это время формируется лютеранское учение, основные положения которого можно сформулировать следующим образом: Священное Писание является единственным источником веры; только вера делает человека праведником; следует сохранить только два церковных таинства — крещение и причащение; чистилища не существует; необходимо отказаться от почитания Богородицы и святых и т.д. Учение Лютера нашло поддержку широких слоев германского общества. Его поддержали многие князья Центральной и Северной Германии, стремившиеся выйти из- под власти Рима. Когда глава Священной Римской Империи Карл V признал лютеранство как вероучение, но приказал прекратить «секуляризацию» (отчуждение) церковных земель, князья-сторонники Лютера выступили с протестом, и с тех пор их стали называть «протестантскими». Затем этот термин распространился на всех сторонников Реформации в Европе. В первой половине XVI в. возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина (1509—1564 гг.). В основе учения Кальвина находился догмат о «предопределении», суть которого заключалась в том, что вера делает праведным лишь того человека, которого избрал Господь, спасение зависит исключительно от этого предначертания. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений.
Успехи протестантизма, его повсеместное распространение в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформации». В 1542 г. происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491 — 1556 гг.). Главной задачейОрдена являлась защита и распространение католицизма в Европе и во всем мире. В результате, активные меры, предпринятые католической церковью, позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма. Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества — от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства.
Вопрос 21. Иван Грозный, его внутренняя и внешняя политика. (1533 – 1564 гг.). После второго брака Василия III с княжной Глинской 25 авг. 1530г. родился сын - Иван. Когда Василий III умер, в 1533г Ивану было 3 года. По официальным летописям опекуном была Елена Глинская, по неофициальным - опекунский совет (1533-1534), состоящий из 7 человек:Бельский, Шуйский,удельный князь Юрий Глинский, Затем опекуншей стала Елена Глинская (1534-1538).
В 1538-1547гг. - борьба за влияние на Ивана IV между боярами: Шуйские (до начала 40-х гг.), Бельский (до 1544), Глинские (до 1547). В 1547 великий князь принимает титул царя, для укрепления княжеской власти. В том же году происходит венчание с Анастасией Захарьиной. Июль 1547- пожар в Москве, затем стали громить Глинских, как виновников. Царь впервые увидел силу народного выступления. Среди восставших были дворяне, это показывало, что они были не довольны своим положением. Восстание 1547 показало необходимость реформ. Дворяне стали писать челобитные царю, в них указывалось на то, что для укрепления государства необходимо приблизить дворян к трону. Цель - улучшение положения дворян, как основы царской власти. Была создана Избранная рада - правительство реформ: митрополит Макарий, Курбский, Висковатый, Адашев, Сильвестр - автор “Домостроя”.
27 февраля 1549 г. был созван Земский собор - собрание “всякого чина людей”. На нём присутствовали все члены Боярской думы, церковные высшие чины во главе с митрополитом Макарием, придворные чины, воеводы, московские дворяне, представители от посада (простых горожан). Собор являлся новшеством и был созван для укрепления власти царя и ограничения прав и своеволия крупного боярства. В частности, он ограничил права бояр-наместников, изьяв из их ведения часть судебных и административных функций и передав эти функции царским чиновникам, принял решение разработать новый Судебник. Созыв 1-го Земского собора означал создание в России сословно-представительного учреждения и превращения России в сословно-представительную монархию.
В 1550 г. был принят новый Судебник, состоявший из 101 статьи.
Судебник закреплял новую систему управления, закреплял права дворянства, уменьшал права бояр, обязательность участия в судах представителей местного населения, из сферы власти наместников были изъяты важнейшие уголовные преступления, дворяне объявлялись вне наместнического суда; право перехода в Юрьев день оставалось, но увеличивался размер пожилого, дворян было запрещено обращать в холопы, отменял торговые привилегии бояр; сбор торговой пошлины (“тамги”) передавался в руки царской администрации. Отменялись податные льготы монастырям, что также укрепляло государственную казну. Впервые вводилось наказание государственных чиновников за взяточничество.
В 1552 г. была составлена Дворцовая тетрадь - список Государева двора, включавший около 4000 человек. Из этого списка назначались дьяки, наместники, дипломаты, воеводы и головы (военные чины) и другие служащие.
Проводилась унификация денежной системы. Московский рубль стал основной денежной единицей.
Реформы Ивана IV:
1) реформы центрального и местного управления,
2) социально-экономическая,
3) военная,
4) церковная.
Реформы центрального и местного управления. 1555-1556- отмена наместничества, власть на местах переходит к выборным. Местное самоуправление развивается в черносошных землях, где выбирались зажиточные крестьяне и горожане. Органы самоуправления важную роль сыграли в период смуты. В 50-е гг. продолжается укрепление приказной системы- создавались приказы.
Социально-экономическая реформа. Начало50-х гг. - перепись земель, согласно которой проведена реформа налогообложения. Новая единица налога - большая соха.
Военная реформа. Было составлено “Уложение о службе”, согласно которому боярин или дворянин мог начинать службу с 15 лет и передавать её по наследству. С первых 100 четвертей земли (170 га) на службу выходил сам землевладелец (боярин или дворянин), снаряженный “конно и оружно”, с последующих 100 четвертей он должен был привести пеших вооруженных “холопов”. Таким образом, формировалось особое войско - дворянское ополчение. Его составляли “служилые люди по отечеству”.
Но были ещё “служилые люди по прибору”, т. е. по добровольному набору. Они составляли стрелецкое войско для охраны резиденций. Стрельцы могли заниматься промыслом и торговлей.
Церковная реформа. По инициативе Ивана IV в 1551 г. состоялся церковный собор, получивший название Стоглавого (имелось в виду 100 глав его решений). Собор одобрил реформы Ивана IV, утвердил единый список (пантеон) святых русской православной церкви, упорядочил обряды, принял решения по укреплению нравов духовенства. Собор запретил церковникам заниматься ростовщичеством, но подтвердил право духовенства, монастырей на владение землей. Хотя купля и получение земли в дар ставилось под контроль царя. Образцами для иконописания были выбраны иконы Рублева, а также византийский манер живописи. После отказа церкви отдать свои земли, Иван IV принял указ: бояре не могли без разрешения покупать и продавать земли (это делалось для того, чтобы бояре, получив отказ, могли продать землю казне).
Опричнина. Причины и цели введения. Основные этапы. Результаты.
Даты опричнины; 1565-1572 гг.
Иван IV, борясь с боярскими заговорами и изменами, видел в них главную причину неудач своей политики, главную опасность централизованной, самодержавной власти, целостности единого русского государств.
Многие бояре в России мечтали о выборной царской власти по образцу польскойкоролевской, при которой бояре сами могли бы вершить политику в угоду своих сословных интересов.
Сильная самодержавная власть была объективно необходима России. Она выступала своеобразным гарантом независимости страны, её успешного развития. В ней была заинтересована подавляющая часть народа, почти все его сословия.
В январе 1565 г. царь покинул Москву и уехал в свое охотничье село Александровскую слободу. В Москву же направил два письма. Одно митрополиту и Боярской думе, другое - посадским людям Москвы.
В первом письме Иван IV сообщал, что он отказывается от власти из-за измены бояр и просит выделить ему особый земельный удел. Во втором письме он сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам не имеет никаких претензий.
Зная о вере народа в царя, Иван IV рассчитывал, что его будут просить вернуться на трон. Так и произошло.
Но царь поставил два условия.
Во-первых, он будет казнить “изменников”.
Во-вторых, он должен учредить опричнину.
После этого страна была разделена на две части: опричнину (от слова “опричь” - кроме) и земщину.
В опричнину вошли наиболее важные территории - приморские города, города с большими посадами, территории с развитым сельским хозяйством. На землях опричнины селились дворяне-опричники, входившие в опричное войско. Содержать опричное войско должно было население земщины. Поначалу войско составляло тысячу человек, затем выросло до 6 тысяч.
Опричники носили чёрную одежду (знак готовности к самопожертвованию во имя царя), к их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие преданность царю, готовность найти и вымести из страны всех изменников. Стремясь уничтожить сепаратизм боярской знати, Иван не останавливался ни перед какой жестокостью. Начался опричный террор, казни и ссылки. Нередко разгрому подвергались целые города. Опричнина подорвала политическую роль боярской аристократии, но нанесла немалый экономический урон стране. И это в условиях Ливонской войны и без того разорительной.
Действуя безнаказанно, опричники очень скоро превратились в убийц и грабителей, наводивших ужас на всю страну. Опричные полки потеряли военную боеспособность и в 1571 г. не смогли защитить Москву от крымских татар. Посадская Москва была сожжена.
Через год крымский хан повторил поход. Но в 50 км от Москвы был разбит русскими войсками под командованием князя Михаила Ивановича Воротынского.
В 1572 г. опричнина была отменена. Но репрессии на этом не прекратились.
Цели опричнины. политическая - сломить силы, противостоящие укреплению власти царя.
Четыре периода опричнины:
1) 1565: массовое выселение боярских семей из центральной России на Восток, что привело к ослаблению Московской Боярской думы. В 1566 царь вернул часть бояр и князей.
2) 1566: первое выступление оппозиции против опричнины. Были против опричнины: бояре, церковь, земство. Земский собор отреагировал, написав челобитную, в которой требовалось вернуть земли земским дворянам. После чего царь заключил 300 человек оппозиции в тюрьму, однако к ним отнеслись мягко: 5 убили. Всё это показало социальный конфликт, возникший в России. В конце 1566г. происходит укрепление и разрастание опричных городов. В Москве строится замок царя. Альтернатива опричнины для Ивана IV: монашеский постриг, политическая эмиграция. Кандидаты на престол вместо Ивана IV: старший сын, двоюродный брат Владимир Старицкий (Ивану IV необходимо было их убрать).
3) 1567-1569гг.- переход к московскому террору. Старицкий выпросил список у боярина Череднина, по которому казнили неуместных бояр. В марте 1568 митрополит Колычев заявил об отмене опричных порядков. Начинаются погромы монашеских дворов. 1567 арест и суд Череднина. 1569 - убийство Старицкого.
4) 1570-1571 - апогей опричнины. 1569 - Малюта убил Колычева. Было перехвачено письмо об измене Новгорода. 1570 - поход опричного войска на Новгород, продолжавшийся 4 недели, погибло 3000 человек. Погром новгородского посада. Затем опричники идут в Псков, однако Иван IV ушёл от Пскова. 1570 - Новгородско-Москоское дело. Были арестованы 12 бояр, в том числе и Иван Висковатый, за сговор с Новгородом. В конце 1570 убили Вяземских, отца и сына Басмановых - люди, начинавшие опричнину.
Объективно цели опричнины были достигнуты: верхушка боярства и церкви была обезглавлена, Новгород был разгромлен, Старицкий убит.
Последствия опричнины для общества:
1. экономические: грабежи и выселение боярства повлияли на возникновение в 1570г. экономического кризиса, из-за чего был принят указ «о заповедных годах»: крестьянам запрещалось на некоторое время покидать землю;
2. укрепление личной власти царя в деспотической форме;
3. изменение общественного сознания.
1584- смерть Ивана IV.
Внешняя политика Ивана Грозного.
Иван IV заложил 4 направления внешней политики:
1. восточное (Казанское и Астраханское ханства),
2. южное (Крымское ханство),
3. западное (Литовское княжество),
4. северо-западное (развитие торговли).
На западе - это была борьба за выход к Балтийскому морю, на востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханствами, на севере - завоевание Волжского торгового пути, завоевание и освоение Сибири. На юге задача сводилась к защите страны от набегов крымских татар.
Восточное направление было главным для Избранной рады.
2 октября 1552 г. после тщательной подготовки штурмом была взята Казань.
В 1556 г. взят г. Астрахань.
В 1557 г. русскому царю присягнул на верность Мурза Исмаил, правитель Большой Ногайской Орды. Волга на всём протяжении стала русской рекой.
После этого ближайшие советники царя, в том числе глава Избранной рады А. Адашев, настаивали на завоевании Крымского ханства, от набегов которого страдала Россия. Но за Крымом стояла Османская империя - союзник крымского хана. К тому же с севера Крым прикрывали безжизненные степные просторы, преодолеть которые пока не представлялось возможным. Поэтому Иван IV переключил свое внимание на северо-запад с тем, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю.
В связи с этим в отношениях царя и Избранной рады появилась первая трещина.
В 20-х числах января 1558 г. русские войска перешли ливонскую границу в районе г.Пскова. Сам царь объявил о начале Ливонской войны, о её национальном характере. Предстояло вернуть земли, некогда принадлежавшие Новгороду и Пскову. Ливонские рыцари терпели одно поражение за другим.
Летом 1558 г. русские войска уже стояли на берегу Балтийского моря.
Пали крепости Нарва, Дерпт (Тарту). На грани падения были Ревель и Рига. Ливонский орден разваливался под ударами русского оружия, а в 1561 г. прекратил своё существование.
Успехи России встревожили сопредельные государства - Польшу, Литву, Швецию и Данию. Обнаружилась серьёзная политическая ошибка Ивана Грозного. Вместо поиска почётного мира он решил продолжить войну. Но воевать предстояло с целой группой государств.
В январе 1564 г. русская армия потерпела первое поражение под городом Полоцком. А в апреле к литовцам перебежал один из ближайших советников и военачальников царя, член Избранной рады, герой штурма Казани князь Андрей Курбский. Затем последовало поражение под Оршей. Война приобретала затяжной, изнурительный характер.
Тем не менее, 2- ой Земский собор, созванный в 1566 году, высказался за продолжение войны.
Наступление русских войск возобновилось во второй половине 70-х годов, но в 1578 г. они потерпели несколько поражений от польских войск. В 1579 г. в новгородские земли вторглись шведы. От полного поражения Россию спасла героическаяоборона Пскова, которой руководил князь Иван Петрович Шуйский.
После 31- й штурмовой атаки на Псков польский король Стефан Баторий вынужден был пойти на переговоры с Иваном IV.
5 января 1582 г. с Польшей было подписано 10-летнее перемирие. Польша получила всю Ливонию и город Полоцк.
Через год было подписано перемирие со Швецией, по которому Россия потеряла почти всё побережье Финского залива с городами Нарва, Ивангород, Ям, Копорье.
Ливонская война (1558-1583 гг.), длившаяся почти 25 лет, закончилась для России поражением. Вопрос 22. Великие географические открытия и их значение. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.
Географическое открытие – это не только посещение представителями какого-либо цивилизованного народа ранее неизвестной части Земли, но и установление непосредственной связи между вновь открытыми землянин очагами культуры Старого Света
Первыми начали поиски новых морских путей в Азию португальские мореплаватели
В 1488 г. Бартоломеу Диаш достиг мыса Доброй Надежды на юге Африки. Знания, полученные португальцами в результате их путешествий, дали мореплавателям других стран ценные сведения об отливах и приливах, о направлении ветров и течений, позволили создать более точные карты, на которых были нанесены широты, линии тропиков и экватора. Эти карты содержали информацию о неизвестных ранее странах.
В 1492 г. испанские король Фердинанд и королева Изабелла приняли проект генуэзского мореплавателя Христофора Колумба (1451-1506) достичь берегов Индии, плывя на запад. Флотилия Колумба, состоявшая из 3 кораблей («Санта Мария», «Пинта» и «Нинья»), экипажи которых насчитывали 120 человек. От Канарских островов Колумб взял курс на запад.12 октября 1492 г., после месячного плавания в открытом океане, флот подошел к небольшому острову группы Багамских о-вов, названному затем Сан-Сальвадор. Хотя вновь открытые земли мало похожи на сказочные богатые о-ва Индии и Китая, Колумб до конца дней был убежден, что открыл острова у восточного побережья Азии. Во время первого путешествия были открыты о-ва Куба, Гаити и ряд более мелких. Впоследствии Колумб совершил еще три путешествия в Америку - в 1493 - 1496 гг., 1498-1500, 1502-1504 гг., во время которых были открыты часть Малых Антильских о-вов, Пуэрто Рико, Ямайка, Тринидад и др.; была обследована часть Атлантического побережья Центральной и Южной Америки. Хотя открытые земли были очень плодородны и благоприятны для жизни, испанцы не нашли там золота. Возникли сомнения, что вновь открытые земли - Индия.
Открытия Колумба заставили поторопиться португальцев. В 1497 г. из Лисабона отплыла флотилия Васко да Гамы (1469-1524) для разведки путей вокруг Африки. Обогнув мыс Доброй Надежды, он вышел в Индийский океан. Продвигаясь к северу вдоль побережья, португальцы достигли арабских торговых городов - Мозамбик, Момбаса и Малинди. С помощью арабского лоцмана 20 мая 1498 г. эскадра Васко да Гамы вошла в индийский порт Каликут. В августе 1499 г. его корабли вернулись в Португалию. Морской путь в страну сказочных богатств был открыт. Отныне португальцы стали ежегодно снаряжать до 20 кораблей для торговли с Индией. Благодаря превосходству в вооружении и технике им удалось вытеснить оттуда арабов. В начале 16 века португальцы захватили Малакку и Молуккские острова. В 1499-1500 гг. испанцами и в 1500-1502 гг. португальцами было открыто побережье Бразилии.
Португальские мореплаватели освоили морские острова и в Индийском океане, достигли берегов Китая, первыми из европейцев ступили на землю Японии. Среди них был Фернан Пинту, автор путевых дневников, где он дал подробное описание вновь открытой страны. До этого Европа располагала лишь отрывочными сведениями о Японии из «Книги Марко Поло», знаменитого венецианского путешественника который, однако, так и не достиг Японских островов. В 1550 году их изображение с современным названием впервые появилось на португальской навигационной карте.
В начале 16 в. совершил путешествия в западное полушарие Америго Веспуччи (1454-1512) - , известный мореплаватель и географ. Благодаря его письмам приобрела популярность мысль о том, что Колумб открыл не побережье Индии, а новый материк. В честь Веспуччи этот материк был назван Америкой. В 1515 г. появился первый глобус с этим названием, а затем атласы и карты. Гипотеза Веспуччи была окончательно подтверждена в результате кругосветного путешествия Магеллана (1519-1522). Имя же Колумба осталось увековеченным в названии одной из латиноамериканских стран - Колумбии.
В 16-17 вв. русские землепроходцы обследовали северное побережье Оби, Енисея и Лены и нанесли на карты контуры северного побережья Азии. В 1642 г. был основан Якутск, ставший базой экспедиций к Северному Ледовитому океану. В 1648 г. Семен Иванович Дежнёв (ок.1605-1673) вместе с Федотом Поповым на 6 судах вышел с Колымы и обошел полуостров Чукотку, доказав, что Азиатский материк отделен от Америки проливом. Были уточнены и нанесены на карты очертания северо-восточного побережья Азии (1667, «Чертеж Сибирской земли»). Но донесение Дежнёва об открытии пролива 80 лет пролежало в якутском архиве и было опубликовано только в 1758 г. В 18 в. открытый Дежнёвым пролив назвали именем датского мореплавателя на русской службе Витуса Беринга, который в 1728 г. вторично открыл пролив. В 1898 г. в память о Дежнёве его именем был назван мыс северо-восточной оконечности Азии.
В 15-17 веках в результате смелых морских и сухопутных экспедиций была открыта и исследована значительная часть Земли. Были проложены пути, связавшие между собой отдаленные страны и материки. Великие географические открытия положили начало созданию колониальной системы, способствовали складыванию мирового рынка и сыграли важную роль в формировании капиталистической системы хозяйства в Европе. Для вновь открытых и завоеванных стран они принесли массовое истребление населения, насаждение жесточайших форм эксплуатации, насильственное введение христианства. Быстрое сокращение численности коренного населения Америки привело к ввозу африканских невольников и широкому распространению плантационного рабства.
Золото и серебро Америки хлынуло в Европу, вызвав там бешеный рост цен на все товары, так называемую революцию цен. От этого в первую очередь выиграли владельцы мануфактур, капиталисты и купцы, так как цены росли быстрее, чем заработная плата. «Революция цен» способствовала быстрому разорению ремесленников и кустарей, в деревне от нее больше всего выиграли дворяне и зажиточные крестьяне, которые продавали продукты питания на рынке. Все это способствовало накоплению капитала. В результате Великих географических открытий расширились связи Европы с Африкой и Азией, были установлены отношения с Америкой. Центр мировой торговли и экономической жизни переместился из Средиземного моря в Атлантический океан.
Таким образом, 14-15 вв. начинается новый период в истории колониализма, связанный с зарождением и развитием в Европе капиталистических производственных отношений. Начинается планомерное исследование новых земель и народов. Вслед за мореплавателями тронулись в путь тысячи обездоленных колонистов, чиновников феодальных монархий Европы, спешивших закрепить за короной своего монарха открытые земли. Всех их гнала неодолимая сила денег, жажда богатства, перспектива быстрого обогащения.
Зарождающаяся буржуазия Европы приступила к организации колониального господства во всемирном масштабе. Возникли первые колониальные империи - португальская, испанская, голландская, захватившие богатейшие страны Азии, Африки и Америки. Неприкрытый грабеж захваченных стран сопровождался угнетением коренного населения. Вместе с вывозом богатств из покоренных стран вывозятся и рабы. Открывались невольничьи рынки, просуществовавшие до 19 в. и ставшие позорным пятном в истории «цивилизованных» европейских государств
Вопрос 23. «Смутное время»: ослабление государственных начал в России. Роль ополчения К. Минина и Д. Пожарского в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. Земский собор 1613 г. Под Смутным временем понимают период от смерти Ивана Грозного (1584) до 1613 г., когда на российском престоле воцарился Михаил Федорович Романов. Этот период ознаменовался глубоким социально-экономическим кризисом, поставившим российское государство на грань исчезновения.
Главными причинами Смутного времени являются: затяжные войны второй половины XVI в. (Ливонская, Шведская, военные походы на Казань и др.); опричнина, массовые казни; боярская междоусобица; династический кризис (смерть царевича Дмитрия в 1591 г-сына Ивана Грозного, прекращение династии Рюриковичей после смерти царя Федора Ивановича в 1598 г.); неурожай и голод 1601–1603 гг.
Основные события Смутного времени. Выделяют три составные части противостояния в обществе времени Смуты, тесно переплетенных между собой: династическое (борьба за московский престол между различными претендентами); социальное (междоусобная борьба классов и вмешательство в эту борьбу иноземных правительств); национальное (борьба с иноземными захватчиками).
С появлением каждого нового самозванца, каждого нового царя или претендента на престол общественно-политическая ситуация все усложнялась, и к 1612 г. Смута достигла своего апогея. За короткий период с 1605 г. в Москве сменилось несколько правительств (Лжедмитрия I, Василия Ивановича Шуйского, «семибоярщина» во главе с Ф.И. Мстиславским), а также образовался «тушинский лагерь» во главе с Лжедмитрием II, сформировавшим параллельные структуры управления государством. Общество сотрясали крестьянские бунты, а иноземные завоеватели хозяйничали по всей стране от Калуги до Новгорода. Здесь следует отметить, что раскол страны начался с воцарения Василия Шуйского, которого признала не вся Россия, а в последующие годы процесс распада набирал темпы. Ситуация осложнялась еще и тем, что часть российских территорий была захвачена Речью Посполитой и Швецией и. таким образом, не подпадала под юрисдикцию ни одного из существовавших русских правительств. Разумеется, в этой ситуации не могло идти речи о законности и правопорядке в государстве.
Российское общество было до предела истерзано гражданской войной, большинство населения требовало стабильности и порядка. В этих условиях коллективным лидером общества стала верхушка Второго ополченияво главе с Мининым и Пожарским, начавшая свое формирование в Нижнем Новгороде. Достаточно быстро руководителям ополчения удалось объединить значительную территорию страны, создать войско, правительственный аппарат и приступить к освобождению России.
Народная война против иноземных завоевателей завершилась победой. Очистив от них большую часть страны, лидеры Второго ополчения поставили вопрос о передаче власти в руки монарха. На Земском соборе 1613 г. царём был провозглашен Михаил Федорович Романов (1613–1645). Кандидатура молодого Романова – представителя одной из наиболее могущественных среди знати семей, связанного родством с последним царём, а также со многими княжескими и боярскими родами, дала возможность примирить различные враждующие группировки.
Смутное время.
Появление Лжедмитрия I (Григорий Отрепьев), который был монахом Чудова монастыря, сбежавшим в Польшу и назвавшимся сыном Ивана Грозного Дмитрием. В Польше Лжедмитрий I набирал войско. Василий Шуйский, который был в комиссии по расследованию убийства Дмитрия, говорил о его спасении. Лжедмитрий I был орудием московского боярства и польско-католических кругов для свержения Бориса Годунова. В 1605г. Годунов умер, оставив престол своему 16-летнему сыну. В начале мая 1605 бояре убили Федора Годунова и его мать. Лжедмитрий 1 появился в Москве. Бояре рассчитывали управлять Лжедмитрием 1 (даты правления: июнь 1605 - май1606), однако этого у них не вышло. Василий Шуйский стал говорить о том, что царь не настоящий. В 1606г. в Москву из Польши приехала Марина Мнишек - невеста Лжедмитрия 1. Вместе с ней приехали поляки, которые стали вести себя в Москве как хозяева. Свадьба проходила по католическому обряду (недовольство народа и церкви). 1606- восстание во главе с князем Шуйским, Лжедмитрий I убит.
С лета 1606 до 1610 началось правление Василия Шуйского. Он обещал править по совету с Боярской думой. Подписал указ, согласно которому, побег крестьян был государственным делом, удлинялся срок сыска. 1606-1607 восстание Ивана Болотникова, объединившее крестьян, казаков, мелких феодалов, поляков; они боролись против бояр, дворян, верхушки посада, феодалов и закрепощения крестьян. Появление Лжедмитрия 2; начало интервенции. Лжедмитрий 2 был ставленником Сигизмунда Польского. Лето 1607 - начало похода на Москву. Армия Лжедмитиря обрастала недовольными властью. Осенью 1608 войско оказалось под Москвой, в селе Тушино, где появляются параллельные органы управления: Боярская дума, приказы, второй патриарх - Филарет. В Тушино приехала Марина Мнишек, Лжедмитрий 2 начинает покорять соседние города. В 1609 польский король вторгся в Россию (Смоленск взят). Шуйский просит отрядов у Швеции за земли и деньги. В 1610 он был свергнут и пострижен в монахи. Вставшие у власти бояре (семибоярщина - 1610) заключили договор с польским королем о приглашении на престол его сына Владислава. По этому договору: основные государственные должности занимают только бояре, запрещалось раздавать земли полякам, польский король Сигизмунд III женился на русской, король должен был принять православие, но он этого не сделал. Осенью 1610 семибоярщина впустила польские войска в Москву, тогда же убивают Лжедмитрия II. В начале 1610 шведы начинают оккупацию северо-запада. Поднимается движение против интервентов. Патриарх Гермаген проводит антипольские проповеди. В 1611 начинается формирование в Рязани первого ополчения во главе с Ляпуновым, казачьим атаманом Зарудским, князем Трубецким. Летом 1611 восстание распалось в связи с противоречиями казаков и дворян. Программа Ляпунова: восстановление боярского и дворянского землевладения, беглые крестьяне возвращались, казачество не допускалось к управлению. Казакам это не понравилось, и они убили Ляпунова.
Осень 1611- второе ополчение в Н. Новгороде во главе с Мининым и Пожарским. 1612- Москва взята. Второе ополчение имело правительственный орган - Совет всея земли, который созвал Земский собор для избрания царя.
В 1613г избрали Михаила Романова.
Итоги Смутного времени. Правящие круги оказались не в состоянии вывести страну из кризиса, противостоять попыткам расчленить Россию извне. Создалась реальная угроза потери русским народом государственности, утраты им самостоятельности. В этих условиях основной силой, организовавшей борьбу с иностранной интервенцией, стали лучшие представители русского и других народов страны, широкие народные массы.
Борьба за власть верхушки общества нанесла серьезный удар по экономике государства, его международному положению и территориальной целостности.
1) Дальнейшее ослабление боярства, усиление дворян
2) Тяжелый экономический и финансовый кризис; одним из способов борьбы с кризисом было закрепощение крестьян: 1637, 1641- указы о продлении урочных лет с 5 до 15.
1617 - Столбовский мир со Швецией: ей отходило южное побережье Финского залива, устье Невы и ряд крепостей.Россия лишилась выхода к Балтийскому морю.
1618 - перемирие с Польшей: ей отходили западные районы России и Смоленск
и возможности участия в выборе монарха.
С подписанием этих двух неравноправных договоров для России закончилось Смутное время и иностранная интервенция.
5) Смута показала необходимость догнать Западные страны в военно-техническом обеспечении. Россия в 17в. не могла создать регулярную армию.
Необходимо укрепить феодальное ополчение - прикрепить к нему крестьян.
Вопрос 24. Россия при первых Романовых (Михаил и Алексей Романовы) Второе ополчение имело правительственный орган – “Совет всея земли”, который созывает Земский собор для избрания царя. В 1613 г. Земский Собор избрал царём молодого Михаила Романова ( он был сыном патриарха Филарета) . Филарет управлял Россией вместе с сыном.
Задачи Михаила Романова:
1. Укрепление династии Романовых. Земские соборы заседали постоянно до 2-й пол. 1620-х гг.
2. Укрепление позиции дворян и раздача земель дворянам вместе с крестьянами.
Новые меры по закрепощению крестьян. В 1637 и 1641- новые указы, сроки сыска увеличились с 5 до 15 лет
3. Упорядочены функции приказов.
4. Смягчены наказания за преступления
5. Уменьшение прямых налогов.
6. Развитие промышленности. Развивается мануфактура.
7. Созданы полки иноземного строя
8. Продвижение в Сибирь - освоение Восточной Сибири.
9. 1634 –поляк Владислав отказался от Российского престола
10. Торговля с :Англия, Голландия, Персия, Турция, Франция.
11. неудачная попытка вернуть Смоленск, находившийся у Польши
С 1645г. – царь Алексей Михайлович Романов(16 лет) - сын Михаила Федоровича (даты правления 1645-1676). Женился на Марии Милославской, затем на Нарышкиной, от неё сын – Пётр I.
1645- воссоединение Украины и России (освободительные войны Богдана Хмельницкого.
В 1654 г. русские войска взяли Смоленск и 33 города Восточной Белоруссии.
В 1646 г. была проведена подворная перепись населения, благодаря которой крестьяне документально были закреплены за определёнными владельцами. В 1648 г. в в 4 раза повышаются цены на соль. 1 июня 1648 г. в Москве начались волнения, получившие название "соляного бунта", который был подавлен стрельцами. Подобны бунты происходили в Воронеже, Новгороде, Курске, Владимире, Пскове, Томске - более чем в тридцати городах России.
1649 г. принят новый свод законов - Соборное Уложение, которое действовало почти 200 лет, до 1832 г.
Соборное уложение 1649 г. юридически оформило усиление крепостного права.
- Был установлен бессрочный розыск беглых крепостных крестьян. Крестьянам запрещалось менять своих господ. Феодалы получили право распоряжаться собственностью и личностью крестьянина.
- Горожанам под страхом казни запрещалось переходить из посада в посад. Посадское население обязано было нести повинности в пользу государя.
- помещики и бояре получили право суда над крестьянами;руководили крестьянскими семьями;
- помещик отвечал за выполнение крестьянами государственных повинностей;
- если помещик разорялся, то расплачивался имуществом крестьян
- за дворянами закреплялось право передавать поместья как вотчины Þ сближение дворян и бояр.
- ликвидированы белые слободы (люди, работавшие на монастыри и дворян (бояр)), которые не платили государственных податей Þ остальное население платило больше.
-Ограничивалось церковное землевладение .Для контроля был создан монастырский приказ (затем отменен). Соборное уложение начиналось с утверждения значимости роли царя: преступление против личности царя - государственное преступление.
- Тенденция замены сословно-представительной монархии абсолютной.
- Предусматривались жестокие наказания за преступления против царя и церкви (четвертования, сожжение на костре и др.), за изготовление фальшивых денег, за нанесение увечья, за убийство и другие тяжкие преступления
Ужесточение феодально-крепостнического гнёта закономерно привело к новым выступлениям.
К тому же в 1654 г. вместо полноценных серебряных денег были введены медные. При этом налог собирался серебром, а жалованья выдавалось медью. Деньги обесценились, выросли цены, в первую очередь на хлеб.
1658г. начало затяжной война с Польшей.
30 января 1667 г. было подписано Андрусовское перемирие с Польшей.
За Россией признавался Смоленск, Левобережная Украина с городом Киевом. Правобережная Украина и Белоруссия оставались в составе Польши.
Войны, которые вела Россия в 50 - 80-е гг. XVII в., показали её слабость, неспособность решить такие важные внешнеполитические проблемы, как ликвидация балтийской блокады, создание надёжных южных рубежей, прорыв к Чёрному морю и др.
В июле 1662 г. в Москве вспыхнул так называемый "Медный бунт". И опять стрельцы подавили восстание. Но медные деньги пришлось отменить.
РАСКОЛ в ЦЕРКВИ:
Широкое массовое недовольство лежало в основе раскола русской православной церкви, когда в рядах защитников старых обрядов (старообрядцев) оказались сотни тысяч крестьян, горожан, недовольных усилением крепостного гнета.
В 40-х гг. XVII в. в Москве при дворе сложился "Кружок ревнителей древнего благочестия", в который входили видные священнослужители, в том числе духовник самого царя Никон. "Ревнители" выступили за наведение порядка в церковной жизни, против пьянства, разврата и стяжательства в среде духовенства, за упорядочение церковных служб, обрядов, толкований священных текстов (книг). Но когда речь зашла о выборе образцов, "ревнители" разошлись во мнении. Одни (протопоп Аввакум и его сторонники) считали, что за образец должны браться древнерусские оригиналы, другие (патриарх Никон и др.) настаивали на греческих образцах. Никон победил. Аввакум был сослан сначала в Сибирь, а затем на Соловки. Церковный собор 1666 - 1667 гг. объявил проклятие всем противникам патриарха Никона и его реформ. В соответствии с Соборным Уложением их предали суду и по стране запылали костры (как в свое время в Западной Европе). В 1682 г. был сожжен и Аввакум.
Тысячи сторонников "старых обрядов", - а ими были чаще всего крестьяне, простые горожане, - бежали на север, в Заволочье, на Урал, в Сибирь. Дело дошло до восстаний, коллективных самосожжений.
Одним из основных районов, куда издавна бежали крестьяне, был Дон. Со временем здесь сформировались особое Донское казачество. Казаки не только обороняли южные рубежи русского государства, но и сами ходили в походы против Крымского ханства, Турции, Ирана.
В 1668 - 1669 гг. в такой поход ходил отряд казаков под предводительством Степана Разина, опустошивший Каспийское побережье и даже разбивший флот иранского шаха. Весной 1670 г. Степан Разин предпринял новый поход, но уже против русских бояр и дворян. Поэтому в походе участвовали не только казачьи низы ("голутвенные казаки"), но и крестьяне, посадские (городские) низы, бурлаки, работные люди, стрельцы и др.
Весной 1670 г. Разин овладел Царицыным, затем Астраханью, а потом двинулся вверх по Волге, захватил Саратов, Самару и осадил Симбирск. Таким образом, поход Степана Разина вылился в большую крестьянскую войну. В ней участвовали не только русские, но и украинцы, татары, чуваши, мордва, марийцы. Восстание охватило территорию от Украины до Заволочья, от Астрахани до Нижнего Новгорода. На что рассчитывали восставшие? Победить "кровопивцев", завоевать землю и волю, посадить на престол "доброго, справедливого царя-батюшку". Недаром среди восставших ходила молва, что вместе с Разиным идёт якобы сын царя Алексей Алексеевич, будущий "добрый царь" (на самом деле Алексей умер в январе 1670 г.).
Но к осени 1670 г. царь Алексей Михайлович собрал Дворянское ополчение (свыше 30 тысяч человек) и двинул под Симбирск. Двадцатитысячное войско Разина было разбито и Симбирск был освобожден от разинцев. Тяжело раненный Разин был вывезен на Дон, в Кагальницкий городок, где был схвачен, зажиточными ("домовитыми") казаками и выдан царю.
6 июня 1671 г. Степан Разин был казнен на Красной площади в Москве. 25. Европейское Просвещение и рационализм.
Просвещение — важное явление в интеллектуальной жизни разных европейских государств XVIII в. (Франции, Великобритании, Германии, Польши, России и др.).
МЕЧТА ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ - «рационализировать» природу и особенно общество.
Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Среди представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др.
Многие просветители были сторонниками «просвещённого абсолютизма», предполагающего, что исполнителем необходимых социальных преобразований будет законный монарх, воспитанный в духе просвещенческих идей, ибо образовать одного человека несравненно легче, чем весь народ. В XVIII в. ещё более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. С разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.
Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.
Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жёстоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.
Во Франции в русле этого демократического просвещения зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.
Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д.
В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель. Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма, что несомненно предопределило последующем и деизм М.В.Ломоносова.
ОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕДАГОГИКУ стала одной из важнейших специфических черт философии Просвещения. Проблемы воспитания нового человека, т. е. человека, вполне совпадающего со своей природой, были в центре внимания всех просветителей (особенно Гельвеция и Руссо). На первый план вышла коммуникативная, т. е. обеспечивающая передачу мысли от одного индивида к другому, составляющая философии. Существенным оказалось не только то, что сказано, но и как сказано. Философия предстала важнейшим инструментом общения между людьми, а значит, и условием их единства.
Воспитание, согласно Руссо, должно было быть не духовным или светским, а естественным, ориентированным на природные склонности ребенка. Нет нужды обучать ребенка мертвым языкам, толкованию писаний, схоластике, светским манерам, ему понадобятся предметы, полезные для его будущей жизни: география, ботаника, письмо, арифметика. Не науки, а жизнь — главный воспитатель естественного человека.
Французские просветители называли свой век «веком философов», «веком разума». Физика для философов XVIII в. выступала образцовой наукой, моделью науки и научного мышления как таковых. Но не всякая физика могла служить образцом научного подхода к действительности.
ЗАКОНОСООБРАЗНОСТЬ ПРИРОДЫ возможна потому, что в ней существуют причинные связи. Всякое явление имеет свою причину. Познание — движение от явления к причине. В свою очередь, всякая причина нуждается для своего существования в своей причине. Мир, таким образом, представляет собой цепь причинно-следственных связей. По Гольбаху, у каждой вещи есть только одна причина. Связь причин и следствий однолинейна. Разорвать цепь причин и следствий нельзя — разрушится целое 26. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ и её влияние на политическое и социокультурное развитие Европы.
Тяжелое наследство оставило французам долгое царствование «Короля-солнце» Людовика XIV. Его огромный двор и постоянные войны требовали много денег. Людовик XV тоже вел войны, и почти все неудачно. И тоже держал огромный пышный двор. В то же время собирать налоги во Франции было очень тяжело. Здесь сохранялась средневековая система, при которой многие дворяне имели огромные привилегии. Да и торговля и промышленность были опутаны различными ограничениями. А вот крестьянам приходилось очень тяжело. Дворяне продолжали жить так, словно жизнь навсегда остановилась в Средневековье. А между тем развивались науки, распространялось просвещение. И уже мало кто мог поверить в то, что королевская власть установлена самим Богом. Король Людовик XVI не был похож на своих предшественников. Он был скромен, любил не блестящее общество придворных, а тихий семейный круг. Но его попытки провести реформы с помощью лучших экономистов потерпели неудачу. Многие влиятельные люди хотели перемен для страны, но для себя желали, чтобы все оставалось по-прежнему. В поисках выхода король Людовик XVI собрал Генеральные штаты, т.е. собрание всех сословий своего королевства. Но уже через месяц работы Штаты отказались подчиниться указу об их роспуске, который выпустил король, боявшийся их усиления. Угроза разгона собрания вызвала восстание в Париже. 14 июля 1789 года народ штурмом взял крепость-тюрьму Бастилию, символ королевской власти. Этот день считается датой начала революции. После взятия Бастилии была создана армия революции — национальная гвардия. Вслед за восстанием в Париже вспыхнули волнения в деревне: крестьяне жгли замки, уничтожали долговые расписки и архивы. Учредительное собрание в ночь 4 августа объявило о «полном уничтожении феодального порядка» во Франции и законы нового общества были закреплены в «Декларации прав человека и гражданина» (26 августа 1789 года), ставшей вступлением к конституции 1791 года. В 1793 г. революционное правительство возглавил Максимилиан Робеспьер, мечтавший об уничтожении королевской власти и превращении страны в республику. По законам, выпущенным якобинским правительством, были переданы земли дворян для их раздела, полностью уничтожались все феодальные права и привилегии. Тогда же, в 1793 г., была принята Конституция, которая провозгласила, что все граждане Франции имеют право избирать себе власть и сами быть избранными. В самой Франции революция сопровождалась ожесточенной политической борьбой различных политических группировок, мощными крестьянскими выступлениями. Происходили многочисленные изменения радикального характера в политической, экономической и духовной жизни народа. Кардинально был решен аграрный вопрос: общинные земли и эмигрантские земли (противников революции) передавались крестьянам для раздела. Полностью, без всякого выкупа уничтожались все феодальные права и привилегии. В стране возникло несколько миллионов частных мелких крестьянских хозяйств. Церковь была отделена от государства, король был казнен, а принятая вскоре после этого Конституция 24 июня 1793 года провозглашала Францию республикой.
27. Война за независимость североамериканских колоний Англии. Образование США. Война североамериканских колоний за независимость явилась закономерным результатом тех сложных процессов, которые происходили как в Америке, так и в Англии. Несовместимость буржуазного развития Северной Америки и её колониальной зависимости с особой силой проявилась в 60-е гг. XVIII в., когда после восшествия на английский престол Георга III на провинции обрушились абсолютистские методы правления и произвола, которые за 120 лет до этого вызвали антифеодальную революцию в самой Англии.
К середине XVIII в. окрепла экономика колоний, налаживалась внутренняя торговля, ослабла зависимость от поставок из метрополии. Колонии имели собственный флот, неисчерпаемые запасы леса и плодородных земель; плантаторы производили продукцию на экспорт (табак, рис, индиго), делались попытки разводить хлопок. Значительно выросло население.
В XVII в., когда колонисты более всего нуждались в опеке метрополии, она была поглощена решением своих внутренних проблем (борьба короля и парламента, гражданская война, реставрация Стюартов, Славная революция). В XVIII в. сложилась принципиально иная ситуация. Колонии созрели для независимости, а Великобритания, добившаяся внутренней стабилизации и победившая Францию в Семилетней войне (1756-1763), стала полновластной хозяйкой Северной Америки, присоединив Канаду и другие французские владения.
Экономические противоречия между метрополией и колониями обострились после издания ряда парламентских актов, регламентировавших внешнюю торговлю Северной Америки.
Именно в 60-е гг. XVIII в. в колониях началось широкое освободительное движение, переросшее в революционную войну. Закономерным было обращение американских патриотов к лозунгам английской буржуазной революции (например, «Никаких налогов без представительства!»). Американская революция, в отличие от английской буржуазной революции, носила не религиозный, а светский характер.
Причинами войны за независимость стали:
1. Усиление колониального гнёта Англии, выражающееся в запрете на открытие мануфактур, на производство и вывоз шерстяных изделий, на торговлю с другими странами, в запрещении колонистам переселяться на запад (1763).
2. Введение новых таможенных пошлин на ряд товаров (1764).
3. Расквартирование в Америке 10 тыс. солдат регулярной армии (1765).
4. Введение гербового сбора — налога на любой товар (1765).
Война за независимость:
а) цели, характер, воюющие стороны
Большинство жителей 13 восставших колоний боролись за дело революции, но идею независимости от Англии поддерживали далеко не все американцы. Часть населения не желало отделения от Англии. Их называли лоялистами из-за их лояльности короне и британскому парламенту. Большая часть лендлордов, королевских чиновников, некоторые торговцы не хотели терять деловые связи с метрополией, боялись гражданской войны и анархии. На стороне англичан выступили также негры-рабы, которым была обещана свобода.
В то же время основная часть плантаторов – патриоты – поддерживала идею независимости, экономичной причиной которой была огромная задолженность английским торговым домам. К этой категории относилось большинство американских купцов, которые выступали за свободу торговли и предпринимательства, оказывали финансовую помощь колонистам. Лидерами патриотов стали молодые свободолюбивые политики, которые делали карьеру в Континентальном конгрессе, армии. Среди них был Бенджамин Франклин (1706 – 1790) – учёный, писатель, общественный и государственный деятель, носитель нового американского национального самосознания, провозглашающий идею единства колоний.
Война за независимость проходила под флагом просветительских идей. К числу американских просветителей можно отнести Томаса Джефферсона (1743 – 1826) – виргинского плантатора и адвоката, автора Декларации независимости США, принятой 4 июля 1776 г. Таким образом, внутри колоний развернулась борьба между союзниками англичан и патриотами, которые боролись за независимость, и поэтому эта война имела черты гражданской.
Сторонники Англии (лоялисты)
| Сторонники (патриоты)
| | |