история. 1. Место истории в системе наук. Происхождение и особенности исторического знания
Скачать 362.01 Kb.
|
Вопрос 18. Иван III. Падение ордынского ига. Образование Русского государства.Иван Васильевич III (1462-1505). Основные черты правления: - Завершил объединение Руси. - Ликвидировал зависимость от Золотой Орды. - Развитил отношения с Европой и разработал основы внешней политики. - Создал судебник 1497г. - Развивал культуру, превратил Москву в культурный центр Руси. Присоединил земли: Ярославское княжество, Пермский край, Ростовское княжество, 1478- Новгород, 1485- Тверь, Вятская земля, Черниговские и Северские земли. 1471- поход московского войска на Новгород, По договору: Новгород выплачивал контрибуцию, московский князь - высшая судебная власть, московский князь отправлял наместника в Новгород. 1478- второй поход на Новгород. В 1471г. Иван III прекратил выплату дани Орде. В1480 Русь воевала с ливонским орденом, тогда же против Ивана III удельные князья подняли мятеж; в 1480 Орда заключила антимосковский договор с Литвой. Река Угра была пограничной рекой между Литвой и Москвой. 1480г. - стояние на реке Угре. 8-11 октября попытки монголов форсировать Угру, в течение месяца эти попытки повторялись. Литовский князь не поддержал Ахмада. 12 ноября монголы отвели отряды от р. Угры. 12 ноября 1480г. Русь обрела независимость от Золотой Орды. В 1481г. хана Ахмада убил Сибирский князь. В 1480-1490гг.- восстановление внешнеполитических связей: 1) С Грузинским царством (Объединение православия. Преемственность политики древних князей) 2) 1489- переговоры со священной Римской Империей с послом Поппелем (Предложение короны короля, от которой Иван III отказался. Германия предложила заключить антитурецкий договор, ИванIII отказывается). 3) 1486- торговые переговоры с Турцией , подписан торговый договор: русские купцы получали защиту от турецких властей и льготы. 4) с Данией, Австрией, Венгрией, Персией, Италией. Внутренняя политика. 1497- первый общерусский свод законов - судебник Ивана III: 1 часть - развитие судебно-административной системы, 2 часть - социальной и экономической. 1 часть судебника. Три типа судов: великокняжеский, суд наместников, волостной. В 5 раз снижен размер судебной пошлины. Принцип опроса свидетелей из местного населения. Наместники не могли судить без присутствия представителя местного населения- ограничение произвола наместников, привлечение народа к управлению. 2 часть судебника:. Ограничение института холопства: освобождались холопы, работавшие в городском хозяйстве феодалов. Юрьев день 26 ноября - единый для всей страны срок крестьянских переходов. Фиксированный откуп (пожилое)- от 50коп. до 1руб. Разграничение вотчинных и государственных земель. Вотчины: боярские, монастырские, церковные земли (полная собственность). Государственные земли: поместные (давались феодалам за службу и на время службы); привилегированное положение государственных земель. Органы центрального управления:. 1) Князь возглавляет походы, вершит суд, проводит назначения на должности, принимает законы. 2) Боярская дума - законосовещательный орган, состоявший из 30 человек. 3) Приказы - исполнительная власть. Их возглавляли бояре, но главную роль играют дворяне. Примеры приказов: большой дворец- управление княжеским хозяйством, большая казна, разрядный - военные дела, поместный, посольский Вопрос 19. . Возникновение ислама. Арабские и турецкие завоевания эпохи средневековья. Ислам - третья из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходит в ту же почву, питается теми же идеями, основывается на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. В то же время ислам оказывает колоссальное воздействие на культуру и быт многих народов Азии и Африки. Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. В первые века нашей эры арабы - землевладельцы и кочевники - бедуины - довольно широко расселились не только по всей Аравии, но и на соседних с ней землях Месопотамии, Сирии, Палестины В 6 веке в Южной Аравии широко распространилось движение ханифов - пророков - проповедников, призывавших отказаться от языческого поклонения разным богам и идолам в пользу единого Бога. Их новый Бог отличался и от иудейского Яхве, и от христианской Троицы. Некоторые из ханифов использовали слово «Аллах» (от араб. «илах» - «божество»). Каждый из ханифов провозглашал себя доверенным лицом нового Бога. Однако до поры до времени такие проповеди ханифов не имели результата. Успех выпал только на долю пророка Мухаммеда, человека, выступившего с проповедью, смысл которой сводился к тому, что существует лишь один великий аллах и что все должны быть покорны его воле («ислам» по-арабски означает «покорность»). За короткий срок Мухаммед стал полным и общепризнанным повелителем и общепризнанным повелителем огромной, тесно сплочённой и хорошо организованной общины «правоверных», жаждущих активной деятельности во имя Аллаха и новой религии.
В начале VIII в. в Северной Африке они подчинили себе племена берберов и обратили их в ислам. В 711 г. арабы переключились на Европу, на Пиренейский полуостров и завоевали почти полностью королевство вестготов (Испанию). Но в дальнейшем при столкновении с франками в 732 г. арабы были отброшены на юг. На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Завоевав затем Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию. Они не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.
|