Главная страница

Курсовая по истории. Вопросы по истории. 1. Место истории в системе наук


Скачать 204.14 Kb.
Название1. Место истории в системе наук
АнкорКурсовая по истории
Дата25.12.2021
Размер204.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопросы по истории.docx
ТипЗакон
#317614
страница3 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

3. Древний Рим. Рим был основам в 753 году до нашей эры. В 8-6 веках Рим превратился из варварской общины, в город государство. До 510 годы до нашей эры Римом управляли выборные цари. Помимо царей в Риме были сенат - совет старейшин и народное собрание. Цари постоянно пытались ограничить власть сената и народного собрания, в связи с этим начиная с 510 года, в Риме вместо царей каждый год стали избирать двух равноправных консулов. Эти консулы работали под контролем сената, а сенаторы служили пожизненно. Таким образом, в 510 году до нашей эры, в истории древнего Рима, заканчивается так называемый царский период, и начинается республиканский период. Каждая римская семья имела приусадебный участок размером, примерно, пол гектара. Кроме того, каждый член римской общины мог занимать свободные участки общественной земли. До 494 года до нашей эры, свободное население Рима не было равноправным. Оно делилось на привилегированных патрициев, и непривилегированных плебеев. В отличие от патрициев, плебеи не имели право занимать свободный участок земли и на низ распространялось долговое рабство, но при этом плебеи обязаны были участвовать в военных походах. В 494 году, плебеи отказались идти в военный поход, и патриции были вынуждены уступить. Плебеи получили право иметь в сенате своих представителей, народных трибунов, который обладали правом ветто и являлись неприкосновенными лицами. В течение двух столетий к 3 веку до нашей эры плебеи получили равные права с патрициями, а долговое рабство для свободных римлян было отменено. К 3 веку до нашей эры в Риме окончательно оформилась гражданская община, а к 60 годам 3 века, римляне завоевали почти всю Италию. В римской и гражданской общине сочетались коллективное и частное землевладение, все граждане имели равные права и обязаны были служить в армии. Безземельных граждан в армию не брали. Реальная власть в Риме была в руках знати. Как патрицианской, так и плебейской. С 264 по 146 год, Рим воевал за остров Сицилию и за господство в Средиземном море против государства Карфаген. Римляне называли карфагенян - куннами, а три войны называли кунническими. 264-241 первая кунническая войны, вторая кунническая войны была в 218 - 201, и третья кунническая война в 149-146. В результате этих трёх войны Карфаген был полностью разрушен. В том же 46 году помимо Карфагена, римляне завоевали Грецию, и Рим стал мировой державой. В результате ситуация в Риме меняется. Из-за резкого увеличения количества рабов, стали разоряться в массовом порядке крестьяне и ремесленники. Рабы стали превращаться в основную производительную силу общества. Многие крестьяне и ремесленники становились безработными, и власти вынуждены были кормить этих людей. Например, в Риме, государство каждый день кормило бесплатно 200 тысяч человек. Появилась идеология о том, что свободному римлянину стыдно работать. В Риме считалось, достойным занятием для свободного римлянина только военное дело или политика. Именно поэтому Рим вскоре распался. Трудно стало управлять провинциями, римские власти бесконтрольно распоряжались в провинциях, население провинции было недовольно, при этом жители провинций не считались римскими гражданами, став огромной державой, Рим уже не мог быть гражданской общиной. Многие, особенно крестьяне, требовали реформ, наделением землёй безземельных, возглавили эти мероприятия братья народный трибун Тиберий Грац и его брат Гай Грац. Это была попытка возродить гражданскую общину, которая закончилась неудачей. В 90-е году до нашей эры в Италии вспыхнуло крупное крестьянское восстание, крестьяне получили права граждан, но земли не получили. В условиях политической нестабильности стала зарождаться единоличная власть диктатора, а позднее императора. Сначала власть диктатора устанавливалась сенатом, на период войн или восстаний. В отличие от консулов диктатор избирался сенатом на полгода, но были диктаторы, власть которых устанавливалась на неопределённый срок. Так в 82 году до нашей эры сенат избрал диктатором Суллу, его диктатура была установлена на неопределённый срок, но 79 году он отказался от власти, а через год умер. В 73 -72 годах страну потрясло мощное восстание рабов под руководством Спартака, который имел 120 тысяч воинов, восставшие потерпели поражение, а Спартак погиб в бою. После этого развернулась борьба за власть между тремя крупными военачальниками: Помпей, Красс и Цезарь. В 53 году Красс погиб в военном походе, Цезарь управлял римской провинцией Галлией (территория Франции), а Помпей остался в Риме единственным консулом. Чтобы укрепить свою власть Помпей решим, арестовать Цезаря. Помпей приказал Цезарю, чтобы тут без оружия и без войска явился в Рим и отчитался перед сенатом о своих действиях. В случае отказа Цезарь объявлялся врагом. В 49 году войско цезаря перешло реку Рубикон, которая отделяла галлию от Италии. Цезарь двинулся на Рим и взял его без боя. Помпей бежал на Балканы, где позднее был разбит Цезарем. Цезарь опирался в основном на армию, тысячи его солдат получили земли. Народ Рима приветствовал Цезаря, потому что до прихода Цезаря в Риме не было порядка. Из-за беспорядка в Риме, римляне не могли 7 месяцев избрать консула, потому что выборы сопровождались взятками и убийствами. Народ потребовал единоличной, твёрдой власти, поэтому сенат присвоил Цезарю пожизненно звание диктатора с неограниченными полномочиями, причём пожизненно. Высшие должностные лица в Риме стали назначаться или избираться по воле цезаря. Изображение цезаря даже чеканили на монетах, однако у цезаря среди знати, в том числе и в сенате были враги. Сенатор по имени Брут, которого Цезарь считал своим другом, убил Цезаря во время заседания сената ножом. После смерти Цезаря, развернулась борьба за власть между внучатым племянником Цезаря по имени Актавиан (63-14). Цезарь в своем завещании назвал Актавиана своим приемником. Вторым претендентом на диктаторскую власть был консул Антоний(83-30). Актавиан и Антоний поделили власть между собой. Актавиан стал управлять западными провинциями империи, а Антоний восточными. Антоний женился на Клеопатре (69-30) В 30 году до нашей эры, произошла вона между Актавианом и Антонием, потерпел поражение Антоний, он покончил с собой. А Клеопатра приняла яд, а Антоний приказал убить себя. С 27 года до нашей эры, в истории Рима начинается императорский период. В том году Актавиан получил звания пожизненного императора, а также титул Августа, то есть сына бога. Власть Актавиана была огромной, но он умел правильно ей пользоваться, советовался с сенатом, оказывался большую помощь беднякам, снабжал их за счёт государства зерном. После смерти Актавиана Августа, римская империя просуществовала ещё более 3 веков, это были разные периоды. Периоды подъёма и благополучия и периоды кровопролития и жестокой тирании. По-разному вели себя и императора. Римляне высоко ценили императора Трояна годы правления (97-117 годы нашей эры). При Трояне прекратились казни по ложным доносам, существовала свобода слова, но были и императоры самодуры и не совсем психически нормальные. Например, император Калигула, правил с 37-41 год, сделал сенатора своего любимого коня. Император Нерон, который правил с 54 по 68 год объявил себя величайшим артистом. И всё - таки основой власти в Риме считалась законность. Римское право до сих пор лежит в основе правовых систем, современного мира. В эпоху империи немного улучшилось положение рабов, расширились права провинций, местная знать получила доступ в сенат. В 3 веке нашей эры, Римская империя вступает в период кризиса, провинции стали меньше подчиняться центру, окрепнув экономически, сокращалась торговля, уменьшались налоги в казну, расстраивались финансы. Часто власть захватывали полководцы насильственным путём, опираясь на армию, Рим терял роль центра империи. В 330 году нашей эра император Константин перенёс столицу империи из Рима в вновь построенный Константинополь. Труд рабов становился не выгодным, так как рабы не были заинтересованы в результатах своего труда. Очень дорого обходилось рабовладельцам армия надсмотрщиков над рабами. Постепенно падала урожайность, уменьшалось поголовье скота, некоторые крупные землевладельцы, стали делить свои имения на участки и раздавать их беднякам за 1/3 урожая, такие бедняки стали называться " колонами". Земельные участки стали давать и рабам. Рабы и колоны платили большие налоги государству, и часто покидали свои участки и бежали с них. Император Константин запретил колонам самовольно уходить с участков. В 395 году нашей эры, Римская империя распалась на два государства, восточную Римскую империю или Византию, и на западную Римскую Империю. Термин Византия происходит от названия древнегреческой колонии Византий на месте , которой был построен Константинополь. В более тяжёлом положении оказалась Западная Римская империя, так как на неё постоянно нападали Германские племена (особенно готы). Готы грабили Рим в 408 и в 410 году, а в 476 году военачальник готов по имени Одоакр лишил власти последнего императора западной Римской империи, а знаки его императорской власти оказал Константинополь. Последнего Римского императора звали Рому, правил он один год, было ему 15 лет. Прозвище у него было Августёнок, то есть маленький сын Бога. Таким образом, в 476 году западная Римская империя перестала существовать, а этот год историки условно считают окончанием истории древнего мира. Дальше наступает средневековье, в котором существовала ещё восточная римская империя или Византия.

7.Византия

Восточная Римская империя или Византия, просуществовала с 395 - 1453 нашей эры, её столицей был Константинополь. Сами византийцы называли себя раменьями, то есть римлянами, а саму страну Римской империей. На Руси, Византию называли Грецией, а византийцев греками. Византия - это многонациональное государство, большинство которого составляли греки, которые были господствующей, привилегированной народностью. Современные греки считают себя приемниками не только древней Греции, но и Византии. Впервые века своего существования Византия занимала огромную территорию вокруг средиземного моря, в 750 тысяч квадратных километров. Византия располагалась в трёх частях света: Европе, Азии и Северной Африки. В ней проживало впервые века, существования Византии, более 30 - 35 миллионов человек. Византия находилась в выгодном стратегическом положение. Она контролировала главный регион мировой торговли средиземноморья, на её территории находились стратегические проливы Босфор и Дарданеллы. Византии постоянно приходилось воевать со своими соседями: арабами, германскими и славянскими племенами. Приходилось Византии воевать и с народами своих окраин. В 7 веке нашей эры Византии перестали подчиняться сербы, болгары и другие балканские народы. В середине 7 века, территория Византии сократилась примерно втрое. Однако, в 9 веке Византия восстанавливается, вновь как сильное государство и является таковым до 1204 года. Когда Константинополь был разрушен крестоносцами. Перестала существовать Византия в 1453 году, когда она вошла в состав Османской империи. По государственному устройству, Византия - это монархия. Во главе государства был император, с неограниченной властью. Эта власть считалась священной, но в отличие от восточных деспотий, личность императора священной не считалась. Поэтому императора часто свергали насильственным путём. Власть императора, в отличие от Восточных деспотий не была наследственной. Наряду с императором в Византии были: Сенат, государственный совет, а также гражданские общины "Димы". Деятельность императора оценивал народ, обсуждая его либо на торговой площади, либо на ипподроме, а сенат утверждал императора в должности, но постепенно роль сената и государственного совета падала, а власть императора укреплялась. Наиболее ярким, успешным императором Византии был Юстиниан I, годы его правление (527-565). При нём был принят свод законов, который действовал весь период существования Византийской империи. В Византийских законах сочетались римское право и христианские ценности. Устанавливалось равенство граждан перед законом, регулировалось право частной собственности. Рабов стали считать людьми, в семье мужчина и женщина были равноправными. По Византийским законам раб мог стать свободным человеком, запрещались супружеские разводы. Смертная казнь сохранялась, особенно за оскорбление императорской власти. В 6-7 веках, снизилась роль сената в государстве, император стал самодержавным правителем, как говорили в Византии " автократором" или " василевсом". Императоры утверждались сенатом, а венчались на царство в храме Святой Софии, построенной при Юстиниане первом, это здание сохранилось и до сих пор. Положение знати было не устойчивым и зависело от воли императора. Основная часть земли считалась государственной. Экономика находилась под жёстким контролем государства. Частные собственники не были защищены от произвола чиновников. Византийские купцы и ремесленники не выдерживали конкуренции с итальянцами, потому что иноземцам государство предоставляло различные льготы. Власти не хотели экономического усиления своих купцов и ремесленников, чтобы те не претендовали на часть государственной власти. В результате в 12 веке Византийское, ремесло и торговля, переживали глубокий спад. Церковь полностью находилась под властью императора. Император мог сместить любого патриарха, как обычного чиновника. Могущество Византии стремительно падает с конца 12 века. Власть в провинциях всё меньше подчиняется императору, в этих условиях на власть Византии стала претендовать католическая Европа. Католическая церковь неоднократно предлагала Византийской православной церкви объединиться. Раскол между этими церквями произошёл в 1054 году, при этом католический запад часто обещал Византии помощь в борьбе против арабов и турок, в случае объединения церквей, но это были только слова, реально помощи Византии Запад не оказывал. В 1204 году католические крестоносцы разрушили Константинополь. Крестоносцы захватили на Балканах примерно половину Византийской территории и основали там Латинскую империю. В Латинской империи господствовали феодальные порядки, а во главе церкви Византии поставили патриархом - католика. Наибольшие выгоды от завоевания Византии крестоносцами, получила Венеция, которая захватила 3/8 её владений. В том числе важнейшие береговые и торговые пункты, в южной и восточной Греции, окраины Константинополя, остров Грид и другие острова. Венецианцы вытесняли из Балкан своих торговых соперников - "генуэссов". Однако, латинская империя просуществовала недолго лишь до 1261 года. Восстановил Византийскую империю, император Михаил 13 Палеолог, византийцам очень помогли в этом болгары, которые воевали против крестоносцев. Власть византийского императора была восстановлена, но Византия уже не была такой мощной как прежде. С конца 13 века, в Византии шла борьба между сторонниками и противниками союза с католическим западом. Сторонники этого союза надеялись, что запад им поможет в борьбе против турок, а противники союза не верили в это. Между тем Турки постоянно захватывали Византийские территории. В 1342 году от Византии откололась Македония со столицей Фессалоники. Там была создана своя народная республика, но которая в 1349 году пала под ударами турок и местных феодалов, которые перешли на их сторону. В 14 веке Византия потеряла большую часть своих владений. А её императоры превратили в вассалов османской империи. К началу 15 века владения Византии сводились к Константинополю, Фессалоникам и полуострову Пелопоннес, на крайнем юге материковой Греции. Причём Пелопоннес был отрезан от столицы Константинополя Турецкими владениями. В 1430 году Турки захватили главный город Македонии Фессалоники и Византийское руководство вместе с церковными иерархами Византии подписали в 1439 года " Флорентийскую унию" с католической церковью. Союз этот был не равноправным, Византийская церковь попала под власть папы Римского. Эта уния не спасла Византию, в 1452 году османская Турция начинает подготовку к захвату Константинополя, у власти Византии был тогда последний византийский император Константин 11 годы правления 1449 - 1453. В начале апреля 1453 года турецкий султан Мехмед II, имея 100 тысячную армию и флот, осадил Константинополь. У Византийцев войск было в 10 раз меньше, причём половину этих войн составляли наёмники Византийцы, которые в решающий момент перешли на сторону султана. Султан обещал им сохранить торговые привилегии в случае победы. 29 мая 1453 года Константинополь пал, погиб в бою и император Константин 11. Константинополь был забит трупами, три дня шли в городе погромы, 60 тысяч жителей города было обращено в рабство. Византийская империя перестала существовать. Для развития Руси Византия имела огромное значение. Между этими государствами были тесные связи. Русь приняла византийский вариант христианства. Византия был одним из самых мощных центров мировой культуры. Со всей Европы в Византию ехали представители знати учиться наукам и искусству. Уже после падения Византии, Великий Московский князь Иван 3, породнился с представителями семейства последнего византийского императора. В 1472 году Иван 3 женился на племяннице последнего Византийского императора Константина 11, Софье Палеолог. Эта женитьба укрепила международный престиж Руси, особенно в Европе. Великие московские князя стали считать себя приемниками власти от византийских, а через них и от римских императоров. На Руси появляется новая идеология Москва - Третий Рим, а четвёртому не бывать. Подчёркивая преемственность и связь с Римской империей. Первый - Рим, Второй - Константинополь.
8.Европейское средневековье. Феодализм

Условными датами периода европейского средневековья являются 476- 1453 годы. Первая дата - прекращение существования западной Римской империи, вторая - прекращения деятельности Восточной Римской империи. Выделяют три периода средневековья: 1. раннее средневековье 5- 11 века; 2. развитое средневековье 11- 13 века; 3. позднее средневековье 14-15 века. Это деление не случайное. Именно к 11 веку в большинстве стран западной Европы, сложился феодализм, то есть особая форма общественного устройства, основанная на земельных отношениях. Слово " феод" - означает участок земли, отсюда название " феодализм". В 5 веке нашей эры, многочисленные германские племена, образовали примерно 1,5 десятка своих государств. Во главе с вождями союзов племён, которые в момент появления государств стали называть " конунгами", а позднее "королями". Наиболее сильное государство было создано германским союзом племён под названием "франки". Франки жили, на территории современной Франции, которая являлась раньше риской провинцией и называлась " Галлия". Основатели династии правителей государства Франков был Меровей, а его потомки стали называться Меровингами. В конце 5 века при правителе Хлодвиге был принят свод законов под названием "Салическая, правда". Основанный на обычаях франков, этот свод законов был написан на латыни, тогда же франки приняли христианство, укрепили власть в Европе. В 751 году династию Меровингов сменила династия Каролингов. Основателем династии был правитель по имени Карл, его внук тоже Карл 768-814 превратил государство Франков в великую империю, которая занимала почти всю континентальную Западную Европу, а Карла стали называть Карлом Великим. В 80 году папа Римский провозгласил Карла Великого римским императором. Империя Карла Великого делилась на 200 графств, кроме того часть земель занимала католическая церковь. Столицей империи был город Ахен, находящийся на севере Франции. В 843 году внуки Карла Великого разделили империю на три части. На ней позднее сформировались государства: Франция, Италия, Германия. В 6 веке Германские племена завоевали Британские острова и основали там 7 королевств. Уже к середине 11 века Англия объединилась в единое государство. К 987 году Франция была разгромлена на герцогства и графства. Объединили страну французские герцоги из династии " Капетинги" со столицей в Париже. Эта династия правила с 987-1328. Главным противником объединения Франции была Англия, которая имела на материке свои территории, в частности: Нормандию, Аквитанию и Гасконь. За эти территории между Англией и Францией шла 100-яя война, которая длилась более 100 лет, с 1337-1453 год. Победила в этой войне Франция, а в Англии началась гражданская война, между сторонниками двух королевских династий: Йорков и Ланкастеров. Эта война длилась 1455-1485 год. Война унесла четверть населения Англии. А в историю она вошла как война Алой и Белой розы. В гербе Йорков была белая роза, а в гербе Ланкастеров - алая. Не одна из этих сторон не победила, а победила третья династия "Тюдоров", которая объединила в своём гербе алую и белую розу. В 962 году король Оттон I, объединил значительную часть европейских земель в так называемую "Священную Рискую Империю". В неё вошли территории: Германии, Чехии и значительные части Италии. Это было огромное государство, но недостаточно сплочённое. Роль центра была слабой, империя просуществовала до 1806 года. В основе средневекового общества лежали земельные отношения, которые назывались феодальными. Феоды или участки земли получали за службу зависимые, то есть вассалы от своего господина. В Европе существовала целая система зависимости одних феодалов от других. Феодалы сначала назывались рыцарями, а затем (всадниками), позднее дворянами. Самым главным рыцарем считался король. Рыцари получали землю, а также крестьян, которые на ней работали. У крестьян было две главные обязанности по отношению к рыцарю:

1) Выполнение барщины (работа на господском поле)

2) Уплата рыцарю натурального или денежного налога.

Крестьяне имели и свои участки земли, которые считались собственностью феодалов. Сельская община полностью зависела от феодалов. Земля рыцаря представляла тогда маленькое мини-государство. Рыцарь был главнокомандующим своей армии, судил крестьян, объявлял войну или заключал мир с соседними рыцарями. Порядок вассалитета или зависимости феодалов друг от друга в разных странах немного отличался. Во Франции было правило: "вассал моего вассала, не мой вассал", в Германии было обратное правило. Феодализм, как общественная система, сложился в Западной Европе к 11 веку. Основными чертами феодализма являлись:

1) Наличие крупного феодального землевладения

2) Наличие мелкого крестьянского землевладения

3) Прикрепление крестьянина к феодалу, к его и своему наделу

4) Принудительный крепостной труд крестьянина на феодала (барщина), а также уплата феодалу натурального или денежного оброка в пользу феодала

5) Натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком, а также низкий уровень сельского хозяйства и ремесленной техники.

В раннее средневековье, с 5 по 11 век, одну третью часть пахотной земли занимала католическая церковь. Каждый европеец платил в пользу церкви одну десятую часть своего дохода (церковная десятина). Кроме того на церковных землях работали монастырские крестьяне, церковь занималась торговлей, особенно вином, а реку Рейн, по которой шла церковная торговля, называли поповской дорогой. Многие короли стран Европы, были вассалами папы Римского. Однако, наиболее сильные из них постоянно вели борьбу с церковью за верховенство власти - это король Франции и король священной Риской империи. Борьба за верховенство власти шла с переменным успехом, власть церкви стала ослабевать только в 14 веке. На жизнь европейских государств значительное влияние оказывали города. С 10 по 13 век, в Европе происходят массовые выступления горожан против чрезмерных налогов в пользу феодалов, потому что города находились на землях феодалов. Многие города путём борьбы против феодалов или путём выкупа, получали независимость от феодалов, становились " вольными городами". Это французский город Марсель, Итальянские города: Венеция, Генри и Флоренция, Немецкие города: Нюрбер и т.д. В конце 12-14 веках в Европе появляется новый тип государства сословно-представительная монархия. Многие города добивались того, что при королях стали создаваться парламенты, которые контролировали короля в финансовых вопросах, участвовали в создание новых законов, не давали возможности королю превращать свою власть в деспотическую. В отличие от горожан, крестьяне не были представлены в парламентах и вынуждены были отстаивать свои интересы путём восстаний. Наиболее крупными и известными в средневековой Европе были: восстание под названием " Жакерия" во Франции 1358 год, а также восстание под руководством Уолта Тайлера в Англии, 1381 год. Оба эти восстания происходили в период " 100-ней войны" когда во Франции и Англии резко возросли налоги с крестьян. Обострила обстановку эпидемия чумы 1348 года в Европе, от которой погибло более одной третьей населения в Англии и Франции. Восстание "Жакерия" началось в мае 1358 года, на северо-востоке Франции. Название восстания происходит от наиболее распространённого имени среди крестьян - Жак. Восстание произошло стихийно, без всякой подготовки. Непосредственным поводом к восстанию послужило нападение рыцарей-грабителей на одну из деревень. Крестьяне отбили это нападение, убили нескольких рыцарей. Крестьяне рыцарей обвиняли в том, что они не способными спасти страну от Англичан, а занимались грабежами населения. В восстание жакерия участвовало более 10 тысяч крестьян. Одним из руководителей этого восстания был крестьянин по имени Гильчи Каль. Сначала рыцари бежали от восставших, а затем при поддержке англичан перешли в наступление, восставшие сопротивлялись и тогда дворяне решили обмануть крестьян. Они пригласили Каля на переговоры, где схватили его заковали в цепи. Не смотря на поражение восстания, феодалы не решились увеличивать крестьянские повинности в свою пользу. В Англии много разорившихся крестьян бродили по дорогам в поисках заработка. Против бездомных власти стали издавать жестокие законы. Их заставляли соглашаться на любую работы, за любую плату, а в случае отказа этих людей арестовывали, иногда даже казнили. В Англии появились народные проповедники из местных священников, которые осуждали жестокость феодалов, продажность чиновников, жадность епископов. Эти проповедники утверждали, что Бог создал всех людей равными и все обязаны трудиться, что даже первые люди Адам и Ева - трудили. Адам пахал, а Ева пряла. Проповедника по имени Джон Болл отлучили от церкви, сажали в тюрьму, но он продолжал призывать крестьян к восстанию. Восстание в Англии началось в мае 1381 года, на Юго-востоке Англии. Там крестьяне начали расправляться с местными чиновниками, которые собирали подати. За короткое время восстание охватило большую часть Англии, 25 графств из 40. Во главе восстание был сельский плотник Уолт Тайлер. Грамотный человек, участник 100-ней войны, знаток военного дела, талантливый организатор. Цель восстания отмена барщины и сведение к минимуму налогов. Восставшим удалось взять Лондон. Король спрятался в городской крепости. Король пошёл на переговоры с восставшими, обещал выполнить из требования. Но крестьяне расширили свои : помимо отмены барщины и уменьшения налогов, требовали отменить жестокие законы о безработных, изъять земли у церкви и разделить их между крестьянами, возвратить крестьянским общинам леса и другие угодья, которые отобрали у них феодалы, уравнять в правах сословья, отменить личную зависимость людей от других. Однако, во время переговоров мер Лондона убил Тайлера, рыцарские войска выгнали крестьян из города, а затем разгром восстания произошёл по всей Англии. Несмотря на то, что эти восстания потерпели поражения, они оказали огромное влияние на положение крестьян в лучшую сторону. Во Франции не были увеличены повинности крестьян, в Англии была отменена барщина, а в течение 15 века почти все английские крестьяне выкупились на волю. В средние века в Европе продолжали развиваться наука и культура, уже в империи Карла Великого, при монастырях и храмах появляются школы для обучения грамоте на латинском языке. В школах изучали 7 предметов: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Освоив эти науки, изучали богословие или теологию, а также религиозную философию (скалластику). Тот, кто овладел богословие, должен был знать наизусть библию и разъяснять её содержание. Помимо библии нужно было знать учение церковных авторитетов, например, святого Августина церковного деятели 4 века. В 1088 на основе юридической школы в Итальянском городе Болонья был основан первый в Европе университет. В 1167 Англии в Оксфорде, в 1160 году во Франции. А к 15 веку имелось 60 университетов. В университет принимали юношей с 13-ти летнего возраста. Сначала они обучались на подготовительном факультете по 7 наукам, а затем поступали либо на юридический, либо на богословский, либо на медицинский факультет. Высшим богословским центром считался парижский университет. В 1231 он добился полной автономии от областей. Порядок обучения в университетах был следующим: отучившись половины срока, студент сдавал экзамен на учёную степень бакалавра, бакалавра - это уже не ученик, но ещё и не полноценный специалист. После окончания медицинского, юридического и богословского факультета. Можно была сдавать экзамен на магистра. Учиться на магистра было трудно, обычно учились в университете на магистра 3-4 человека. Выдающимися философами средневековья были Пьер Абеляр(1079-1142) и Фома Аквинский(1225-1274). Эти философы доказали, что можно успешно сочетать веру в Бога и науку. Выдающимся учёным, который занимался физикой, астрономией и другими науками был англичанин Роджер Бэкон (1214-1294), преподавал в университетах Англии и Франции, он считал, что любые знания надо перепроверять при помощи опята. Проводил опыты с химическими веществами, магнитной стрелкой, увеличительными стёклами, занимался астрономией, пытался изобретать лодку, без гребцов, летательные аппараты. Средневековая наука была очень тесно связана с богословием, для средних веков характерны в основном рукописные книги, которые создавались в скрипториях, то есть центрах при монастырях. Книги были дорогие, писали на пергаменте, то есть обработанной кожей телят и ягнят. Первая печатная книга была выпущена в 1456 году, изобрёл книгопечатание немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг. Среди литературных произведение раннего средневековья преобладали Евангелие и житие святых. С 6 века появляются, так называемые хроники, аналоги летописей. Художественная литература раннего средневековья представлена устным народным творчеством, так называемыми сагами, аналоги былин. В 11 веке был записан французский эпос "песни о Роланде". Рыцарь Карла Великого, который воевал против арабов в Испании. В 11 веке на юге Франции возникает рыцарская поэзия, поэтов песенников. Назывались во Франции трубадуры, а в других местностях их называли руверы, то есть певцы о любви. В других странах западной Европы, появляются рыцарские романы и повести, из которых наиболее известным романом является " Тристан и Изольда". Самым знаменитым поэтом средневековья был итальянец "Данте Алигьери" годы жизни 1265-1321. Написал произведение "Божественная комедия", в которой через загробный мир обличает пороки людей земной жизни. В архитектуре наряду с романским стилем с середины 12 века появляется готический стиль. В скульптуре средневековья преобладают изображения Иисуса Христа и Божьей матери Мадонны. Для живописи были характерны книжные миниатюры то есть небольшие рисунки , которые сопровождались текстом, а также мозаичные витражи из разноцветного стекла.

9. Арабский Халифат. Средневековый Восток. Исламские цивилизации.
До 18 века Восток в своём экономическом и культурном развитие не уступал западу. И лишь с 18 века, когда Европа вступила в период индустриализации, Восток стал отставать от Запада. В отличие от запада на востоке не получилось развитие частная собственность на земле. На Востоке почти вся Земля считалась собственностью государства в лице монарха. Этой землей наделялись чиновники за службу, а также крестьянские общины, которые за пользование землёй платили государству налоги и выполняли другие повинности. На Востоке государство очень жёстко контролировало земельные отношения. Хотя земля считалась государственной, она постепенно переходила во владение знати. В средние века на Востоке существовали огромные империи, которые часто распадались, потому что они включали в себя огромные территории с разным уровнем развития экономики и этническим составом населения. Управлять такими территориями из одного центра было сложно. В середине 7 и до середины 10 века, на огромный территории от Испании до Индии и центральной Азии располагалась огромная империя Арабский Халифат. Существование арабского халифата было связано с появлением новой цивилизации Исламской или Мусульманской. В средние века борьба различных слоёв населения за свои интересы часто приобретала религиозную форму. Так было и у арабов. Новая религия Ислам, появилась, прежде всего, в купеческой арабской среде. Арабские купцы боролись против иноземных конкурентов, прежде всего иранских. До принятия ислама арабы поклонялись силам природы, то есть были язычниками. В Арабском городе Мекка был языческий храм под названием "Кааба"(куб). В нём молились арабы разных языческих религий. Главной святыней в этом храме был священный камень, возможно метеорит, тёмного цвета. Арабы считали, что раньше этот камень был светлого цвета, но из-за человеческих грехов потемнел. Среди арабских племён было стремление к единой религии, которая бы противостояла междоусобным войнам разных арабских племён. Одни из основателей новой религии Ислама был пророк по имени Мухаммед, годы жизни (570-632). Родился и рос он в купеческой среде, но сначала был бедным, работал пастухом, но потом разбогател, женившись на богатой вдове родственнице, что позволило ему размышлять о новой религии. Он призывал арабов отказаться от язычества и уверовать в единого бога по-арабски Аллаха. Мухаммед с уважением относился к христианству, иудаизму, но считал, что эти религии были лишь предшественниками ислама. В основе священной книги ислама-Каране, много заимствований из христианской библии и иудейского талмуда. В каране говориться о том, что мусульманин обязан соблюдать 5 основных правил: 1. Признавать, что нет другого бога кроме Аллаха, а Мухаммед его пророк; 2.Каждый день совершать 5 обязательных молитв в определённое время; 3. Соблюдать 30-ти дневный пост в месяц под названием Рамадан, это 9 месяц лунного календаря, который сдвигается в зависимости от фазы луны, по нашему календарю - это февраль март. В месяц рамадан нельзя днём от восхода до захода солнца пить, есть, курить и развлекаться; 4. Отдавать 5-ую часть своего дохода на милостыню бедным и на общественные дела; 5. Стремиться совершить хотя бы один раз в своей жизни паломничество в Мекку. Тот, кто это совершил, получает титул Хаджи. После смерти Мухаммеда в 632 году нашей эры, к основным положениям ислама добавили ещё одно положение о том, что распространение ислама с оружием в руках является религиозным долгом. Война против не верных, не мусульман, считается священной войной Джихад, а мусульманин погибший в такой войне, попадает в рай. Мусульманский рай представляется мусульманами как блаженство похожее на Земной со всеми прелестями, как земной сад, немного прекрасного питья, еду и прекрасной женщины. Есть представления об аде, но ад это муки в основном от огня. Сначала Мекки выступили против Мухаммеда, считая, что он предал веру предков, пришлось Мухаммеду бежать из города в 622 году, в другой город Ясриб-Медина, это бегство или переселение по-арабски звучит как хиджра. Этот год, 622, у мусульман считается первым годом мусульманского календаря. Мединцы долго воевали против Мекки с переменным успехом, но в конце концов одержали победу, а языческий храм Кааба был превращён в мусульманский, случилось это в 630 году. В 632году, когда умер Мухаммед, Ислам ещё не охватывал всей территории Аравийского полуострова. Наместники пророка Мухаммеда стали называть Халифами. В их руках сосредоточена религиозная и светская власть. Первые 4 халифа, которые управляли государством после Мухаммеда, называются праведными халифами. В мусульманском языке буквы АИУ, часто сливаются, поэтому в наших книгах не часто можно прочитать название халифов. Первым был Абу Бакр, году правления 632 - 634. Второй халиф был Умар и Амар 634-644, третий Асман или Усман 644-656, четвёртый Али 656 - 661. После убийства четвёртого халифа Али, ислам распался на две ветки : Шииты и Сунниты. Шииты считают Али святым и то, что его власть должны передаваться по наследству, Сунниты не верят в святость Али, а считают священным только Коран и священные придания Хадисы, которые состоят из священных глав, которые называются Суннами. В настоящее время Суннитов, примерно в 10 раз больше чем Шиитов. Шиитов 60 миллионов, а Суннитов 600. Пользуясь войной между Византией и Ираном, арабы завоевали огромную территорию на Востоке, создали свою империю, Арабский Халифат, которая занимала огромную территории. От Испании на западе, до Индии на востоке, включала в свой состав Индии, Палестину, Ливию, часть Ирана, аравийский полуостров. С 661 -750 годы Арабским Халифатом управляла династия Омейдов, а с 750 по 1258 династия Аббсидов. Как единое государство Арабский Халифат распался в 945 года на Эмираты, но верховным религиозным правителем Эмиры, подчинялись халифам как религиозным правителям до 1258 года, пока эта территория не была завоёвана Монголами. При первых халифах Омейядов 661 по 680, столицей Халифата считался Дамаск, а с 762 Багдад. Население Арабского Халифата быстро принимало Ислам, потому что Мусульмане платили льготный налог, одну десятую часть дохода, хотя остальные платили от одной третьей до двух третьих урожая и ещё подушную подать. Арабский халифат был хорошо управляемым государством, здесь действовал многочисленный чиновничий аппарат, хорошо работала почта. Чиновники получали за службу жалования от казны и земельные наделы. Экономика Арабского Халифата была под жестким контролем государства, высокого уровня достигла культура, потому что арабы активно заимствовали всё лучшее, что было в науке и культуре покорённых народов. Особенно большое развитие получила математика, медицина, астрономия, химия, поэзия, философия, история и правом. Широко распространялась не только наука, но и арабский язык. Арабский язык стал на Востоке языком науки и литературы, подобно тому, как в Европе был латинский язык. В отличие от латыни, на котором в Европе почти никто не говорил, на Арабском языке говорило население. Без знания арабского языка, нельзя было получить должность чиновника. Начальное образованием Мусульмане обычно получали на дому, приглашая наёмных учителей за деньги. А затем учились при мечетях. В больших городах и в мечетях работали высшие мусульманские школы, которые назывались "Медресе". Особого расцвета достигла арабская культура в период правления Аббсидов 750-1258. В 8-9 века на Арабский язык были переведены труды учёных древней Греции, Ирана, Индии. В Багдаде был открыт дом мудрости, цент мусульманской науки. Где насчитывалось в библиотеке более 4 тысяч книг на разных языках. При доме мудрости учёные не только пользовались книгами, но и получали жильё и денежные средства. Мировыми центра арабской науки культуры были Багдад - это Ирак и Кордова - Испания. Нигде в мире не было столько ученых, сколько в Багдаде. Арабские математики знали труды Пифагора, Архимеда, Евклида, Индийских математиков. Арабы первыми в мире стали использовать индийские цифры, которые вскоре стали называться арабскими. Арабские были более удобные, чем римские, ими стал пользоваться весь мир, и пользуются до сих пор. В Багдаде и Дамаске работали обсерватории. Там впервые стали считать, что центром вселенной является Солнце, а не Земля. Арабские историки стали хорошо знать историю древнего Рима и хорошо знать Ислам. Продолжительное время в Европе самым авторитетным врачом считался Арабский врач Авиценна 980-1037. Продолжительное время этот человек считался самым известным врачом в мире. Европейцы в основном знали арабскую науку и культуру, в основном через Испанию, которая продолжительное время входило в состав Арабского мира.

10. Восточные славяне в древности
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта