Главная страница

1. Место ощущений в ряду других познавательных процессов


Скачать 127.93 Kb.
Название1. Место ощущений в ряду других познавательных процессов
Анкорshpora_poobsh_psikh.docx
Дата14.06.2018
Размер127.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаshpora_poobsh_psikh.docx
ТипДокументы
#20290
страница2 из 5
1   2   3   4   5
Дифференциальный порогнаименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.Например, если положить на руку груз весом 100 граммов, а затем прибавить к этому весу еще один грамм, то этой прибавки человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов. Немецкий психофизик Э. Г. Вебер, изучая ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, мы воспринимаем не различия между объектами, а отношения различия к величине сравниваемых объектов. Так, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма, чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов, для того чтобы почувствовать разницу, необходимо добавить шесть граммов.


12.Общие свойства ощущений.

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств посредством сенсорных процессов (в современной терминологии) или в виде ощущений (в классической терминологии) Ощущение –этопростейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств внешних предметов и явлений окружающего мира и внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у человека. Ощущения могут иметь как объективный характер, так могут быть и субъективны. Объективный характер ощущений определяется тем, что в них всегда отражен внешний раздражитель, а субъективный – из-за своей зависимости от состояния организма и индивидуальных особенностей человека. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К ним относятся: зрение, слух, обоняние. Контактные ощущения возникают при непосредственном взаимодействии с чувствующим органом. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные. По месту расположения рецепторов различают ощущения: экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные. Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела. К ним относятся: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Последние включают в себя ощущения прикосновения – давления, тепла, холода, болевые и осязательные. Интероцептивные ощущения связаны с раздражением рецепторов, находящихся внутри организма. Эти ощущения отражают внутреннее состояние организма. К ним относятся: ощущения голода, жажды, сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы, внутренние болевые и статические ощущения и др. Проприоцептивные, или двигательные, ощущения отражают движение и состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степени прилагаемого при этом усилия. Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их. Ощущение положения (равновесия) наряду с двигательными ощущениями играет важную роль в процессе восприятия, например, устойчивости. По модальности раздражителей ощущения бывают: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

14.Основной психофизический закон Вебера-Фехнера

Опираясь на положение о равенстве минимальных различий между ощущениями и соотношением Вебера, немецкий ученый Г. Т. Фехнер вывел психофизическую закономерность, которая получила именование основной психофизический закон. На основании этого закона сила ощущения пропорциональна логарифму величины действующего раздражителя:R = C (lg Slg So),где: R – интенсивность ощущения; С – константа, связанная с соотношением Вебера; S – интенсивность действующего стимула; So – абсолютный порог.Примерно через сто лет после этого американский ученый С. Стивенс выдвинул идею возможности непосредственной количественной оценки человеком своих ощущений. Он уточнил основной психофизический закон и установил, что зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет не логарифмический, а степенной характер, и вывел следующую формулу: R = C (SSo) 2.Позднее были предложены другие уточнения основного психофизического закона, в частности отечественным психологом Ю. М. Забродиным, который ввел дополнительную константу, учитывающую условия наблюдения и задачи, стоящие перед субъектом.
15.Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия, контраст ощущений, адаптация.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности: слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные – понижают. Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации, синестезии и контраста.Сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок. Явление синестезии распространяется на все модальности. Нужно, однако, помнить, что проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается. Это необходимо учитывать при разработке эргономических мероприятий по снижению утомления и монотонии в производственном процессе (соответствующее цветовое решение интерьеров цехов). ще одно из проявлений взаимодействия ощущений – их контраст. Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. В заключение отметим, что человек рождается с готовыми органами чувств и готовой способностью к ощущениям. Однако люди по своим ощущениям отличаются друг от друга. Индивидуальные различия имеются во всех видах ощущений, но особенно заметны в зрении и слухе. Они проявляются в большей или меньшей чувствительности анализаторов, как общей, так и различительной. В течение жизни анализаторы совершенствуются, ощущения становятся более точными и развитыми.

16.Общая характеристика восприятия, перцептивный образ.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств. Восприятие – активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанный с деятельностью, выполняемой человеком. Важной составной частью восприятия являются движения: движения глаз, рассматривающих предмет; движение руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним; движения гортани, воспроизводящие слышащий звук, и т.д.

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Наряду с ними существуют и общие закономерности восприятия: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность и обобщенность, избирательность, апперцепция. Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. п.

17 Основные свой-ва восприятия:Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое Константность – это относительное постоянство восприятия образа. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет различным. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. Благодаря предметности восприятия, объект воспринимается нами как отдельное физическое тело.Структурность восприятия – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Осмысленность восприятия определяется пониманием связи предметов и явлений через процесс мышления. Всё что мы воспринимаем, мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Узнать предмет – значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом.Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия. Чаще всего избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении объекта из фона. Апперцепция. Зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Различают личностную и ситуативную апперцепцию. Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от образованности, убеждений личности.Ситуативная апперцепция является временной, в ней сказываются эмоции, установки и т. п. Так, например, ночью в лесу пень может быть воспринят человеком как фигура зверя и способствовать появлению у него соответствующих эмоций.
18 Восприятие в гештальт психологии

Гештальтпсихология возникла в 20 в в Германии.Вертгеймер,Коффка,Кетлер.Они построили новую концепцию восприятия и интеллектуальных процессов.Основой концепции стал принцип организации восприятия через построение новых образов и завершение этих образов.Гештальт-целостная структура восприятия , которая упорядочиваетвходящие в него элементы или явления.Основные принципы построения зрительного образа(Вертгеймер):Сходство (схожие элементы имеют тенденцию объединться в целую группу или фигуру)Близость(находящиеся рядом элементы имеют тенденцию объединяться в целую фигуру.В фигуру объединяються предметы близко расположенные)Фактор общей судьбы(если группа воспринимаемых элементов смещается или движеться в одном и том же направлении,то они движуться в фигуру)Вхождение без остатка.Хорошая линия(фигура стремиться принять простую.стабильную,симметричную форму)На восприятие влияет установка или поведение наблюдателя.На восприятие влияет прошлый опыт
19 Иллюзия зрительного восприятияИллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий.Большинство зрительных иллюзий можно систематизировать по следующим группам:-иллюзии, связанные с особенностями строения глаза;-соотношение «части» и «целого»;-переоценка вертикальных линий;-преувеличение острых углов;-меняющийся рельеф и перспектива.Например, в зрительной системе человека преобладает вертикальная ориентация. Вертикальная линия – это база, к которой привязывается взаиморасположение частей объекта. Нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные.Если попросить группу людей разделить пополам вертикальную линию, то большинство из них проделают это «в пользу» верхней линии. Параллельные линии по той же причине искривляются, а одинаковые фигуры на меньшем поле кажутся большими.Таким образом, мы часто видим нечто таким не потому, что оно такое, а потому, что оно должно быть таким. В этом заключается особенность психического образа при восприятии.

20. Классификация восприятия

В основу классификации восприятия положены следующие критерии:ведущий анализатор в восприятии;степень организации;направленность восприятия;форма отражения.В соответствии с тем, какой анализатор играет в данном восприятии ведущую роль, различают: зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые восприятия.Любое восприятие определено деятельностью не одного, а нескольких анализаторов. В зависимости от цели восприятия бывают преднамеренные и непреднамеренные.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с волевыми усилиями. Непреднамеренные восприятия – это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным.По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными.Организованное восприятие – это организованное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности. По направленности восприятия бывают внешненаправленными и внутренненаправленными. Внешненаправленное восприятие – это восприятие предметов и явлений внешнего мира, а внутренненаправленное – восприятие собственных мыслей и чувств.По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют: *восприятие пространства, предметов, явлений окружающего мира;*восприятие человека человеком;*восприятие времени;*восприятие движений.

22. восприятии пространства: линейная и воздушная перспективы.Существенное значение при восприятии пространства имеют линейная и воздушная перспективы.

При линейной перспективе удаляющиеся линии как бы сходятся у горизонта. Линейная перспектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, а также выпадением отдельных мелких деталей.По законам линейной перспективы размеры предметов по мере их удаления уменьшаются. Воздушная перспектива предполагает различное восприятие объектов действительности в зависимости от того или иного состояния воздуха и характера источника освещения. Влияние характера источника освещения в воздушной перспективе представляется следующим образом. При удалении от наблюдателя освещенные поверхности темнеют, а затененные – бледнеют, становятся бледно-серым силуэтом. Наоборот, чем ближе они к наблюдателю, тем светотень контрастнее, освещенные поверхности кажутся светлее, а затененные – темнее.Пространственная перспектива определяется также по градиенту плотности. Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называют глазомером. Различают статический и динамический глазомеры.Статический глазомер – определение размеров неподвижных предметов с учетом их удаленности. Динамический глазомер – способность определять расстояние между движущимися объектами.

21. Восприятие величины, формы и объемности предметов

Восприятие величины, формы и объемности предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечных и осязательных ощущений.Основой восприятия величины предметов являются размеры объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас.Восприятие формысложный процесс зрительного восприятия, при котором большое значение имеют движения глаз. При этом оптические данные обрабатываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц глаз. При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном.В то же время четкости восприятия содействует резкая очерченность контура объекта. Непосредственное восприятие формы предмета, его рельефа происходит путем осязания, в котором принимает участие кожный и двигательный анализаторы. В основе восприятия объемности предметов лежит бинокулярное зрение (видение с помощью двух глаз). При этом видении получаются два изображения на сетчатке левого и правого глаза. Одновременное видение предмета двумя глазами создает впечатление объемности воспринимаемого предмета. При значительном удалении от нас предметов, когда их изображения на обеих сетчатках теряют свои различия, мы не воспринимаем объемности предметов, а лишь мыслим их объемными на основании представлений, сохранившихся от рассматривания на близком расстоянии. При этом большое значение имеют законы перспективы и светотени. Известно, что на плоской картине, руководствуясь правилами перспективы и светотеней, можно изобразить предметы так, что они будут восприниматься как объемные.

23.Восприятие глубины достигается прежде всего с помощью бинокулярного зрения, т.е. видения двумя глазами. Восприятие удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. При восприятии далеких предметов хрусталик становится плоским. При восприятии близких объектов кривизна его возрастает. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодацией.Правильно воспринимать расстояние до значительно удаленных от нас предметов с помощью лишь одного глаза мы не можем. Монокулярное зрение позволяет правильно оценивать расстояние только при удаленности от нас предметов на расстояние не больше 30 метров. Объясняется это тем, что аккомодация (т. е. изменение кривизны) хрусталика глаза, играющая главную роль при оценке расстояния при монокулярном зрении, обеспечивает ясное видение только на близком от нас расстоянии.В восприятии удаленности при расстояниях до предмета более 30 метров при бинокулярном зрении важную роль играет механизм конвергенции глаз.Мышечно-двигательные ощущения при конвергенции глаз позволяют нам судить о том, какие предметы ближе, какие дальше от нас. Процессы аккомодации и конвергенции происходят непроизвольно. Человек не думает о необходимости фокусировать изображение, этот процесс протекает автоматически. Он, как правило, не замечает того, что при переводе взгляда с близких объектов на дальние (или наоборот) в органе зрения происходят существенные изменения.Тем не менее эти изменения можно наблюдать на следующем простом опыте. Закройте один глаз, а другим смотрите вдаль, на линию горизонта, после чего поместите перед этим глазом на расстоянии 30–40 см карандаш или ручку. Если вы сосредоточите свое внимание на линии горизонта, то горизонт будет виден четко и ясно, а карандаш нерезко и расплывчато. При переводе же внимания на карандаш, четко будет виден карандаш, а горизонт при этом расплывается, будет нечетким.

24. Восприятие объектов:перцептивная деятельностьПриемы распознования образа:1)упрощение изображения2)создание конкурирующих образов3)создание образов,лишенных определенного смысла.Одна из основных чер всех явлений восприятия это тенденция к избирательному выделению и организация данных,получаемых органами чувств.При интерпритации зрительной информации мы выделяем в качестве единиц любые группировки, каждая из которых обладает отличительной особенностью. Предотвратить организацию информации сложно.Интерпритация сенсорных даны регулируется следующими правилами:1)выделение признаков 2)интерпритация признаков в целом. Выделение признаков объектов при интерпритации сенсорныхданных основано на:1)непрерывном движении глаз2)возниковении последовательных образов. Перцептивные задачи-требования которые предъявляет и воспринимает деятельноть. Воспринимать значит решить ту или иную перцептивную задачу. Чтобы перцептивная задача была решена нужно выполнить необходимые перцептивные действия. Перцептивные дейс-я явл-ся производным от практических дест-й.Перцептивные дейст-я – это основанные структурированные процессы,обеспечивающие построене предметного образа.Перцептивные дейст-я реализуют с помощью набора перцептивных операций.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ àДЕЙСТВИЯ àОПЕРАЦИЯ.Важным фактором развития у детей перцептивного образа явл-ся развитие сенсорных эталонов.Особое место в формировании перцептивного образа занимает формирование оперативных единиц восприятия. Оперативная единица восприятия – выделение в перцептивном поле единых предметов.Развитие восприятия связано со сменой единиц перцептивного образа. Опер. Един-ми постепенно стан-ся образы предметов.Благодаря этому возникает возможность одномоментного восприятия.

25. Восприятие человека человеком — понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственномобщении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики .  Первоначально при восприятии  незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характераспособностяхинтересахэмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.  Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии другого человека:1. Аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков — ученый);2. Эмоциональная, при которой непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;   3. Перцептивно–ассоциативная, при которой приписываются свойства другого человека, внешне похожего;
4. Социально–ассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.

26.Восприятие ВремениВосприятие времени- отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе В. в. лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В В. в. участвуют различные анализаторы, наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. И. М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память -памятью времени. Субъективное воспрятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете соотношение м. б. обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицат. - субъективно несколько растягивают временные интервалы. На культуральном уровне Л. Н. Гумилев выделил 7 типов отсчета времени и отношения к нему: атемпоральность, фенологический и циклический календари, живая хронология и линейный счет, квантование и релятивизация времени..В своих долголетних исследованиях сов. психолог Д. Г. Элькин показал, что у человека на протяжении его культурного развития происходит постепенное усвоение социальных эталонов длительности, составляющих систему временных шкал и мер. Такое опосредствование позволяет не только точнее оценивать различные интервалы, но и выходить далеко за пределы возможностей непосредственного В. в. Т. о., В. в. основывается, с одной стороны, на сигнальном значении временных характеристик собственных произвольных движений и ритмов непроизвольных вегетативных процессов ("биологические часы"), как натуральных мерках, при посредстве которых осуществляется оценка времени; с др. стороны, на исторически развивающейся системе социальных эталонов и технических средств. См. Восприятия времени нарушения. (Б. М.)

27. Восприятие движения – это отражение изменения положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости. Оно является результатом одновременного отражения и объекта, и события. В настоящее время в психологии наибольшим признанием пользуются две гипотезы, объясняющие механизм восприятия движения:1. Восприятие движения обусловлено перемещением образов предметов на сетчатке глаза. Эта гипотеза лучше объясняет так называемое «реальное (физическое) движение», механизм которого основан на стробоскопическом эффекте. Отображение предмета возникает на сетчатке как перцептивном поле статичного глаза. Затем по сетчатке перемещаются образы движущихся предметов в соответствии с эффектом мультипликации.Однако указанная выше гипотеза не в состоянии объяснить, например, фи-феномен, т.е. эффект псевдодвижения М.Вертгеймера. Попеременные вспышки лампочек семафора воспринимаются нами как движущиеся огни. В данном случае подвижен глаз человека, а реальный предмет, напротив, статичен. Нельзя отличить реально движущийся объект от реально неподвижного объекта (иллюзия перемещения луны на фоне подвижных облаков).2. Восприятие движения является результатом движения глаз. Так, в эксперименте американского психолога Л.Мэтина испытуемым закапывали в глаза химическое вещество, вызывающее временный паралич глазных мышц. В результате подвижные объекты воспринимал статичный глаз, а у испытуемых возникал эффект «прыгающего мира».Исходя из этой гипотезы трудно объяснить спровоцированное движение, когда движущийся предмет вызывает движение другого – неподвижного – предмета. Например, иллюстрация теории относительности: движущийся поезд за окном и вы внутри неподвижного вагона.Можно также привести результаты исследования автокинетического (саморегулируемого) движения. Неподвижная светящаяся точка в темной комнате через некоторое время воспринимается испытуемыми как подвижная. При этом «наивный» испытуемый искренне верит, что светящаяся точка подвижна, тогда как она остаётся непожвижной.Видимо, особенности нашего восприятия в данном случае можно объяснить на основании закона «фигуры и фона». Движение возникает, если объект воспринимается как фигура относительно фона, создаваемого другим объектом. Поэтому имеет значение отражение расстояния между предметами (т.е. движение глаз) и его перемещение по сетчатке глаза (исчезновение автокинетического эффекта, когда мы фиксируем образ объекта на сетчатке

28.  Апперцепция - влияние на восприятиепредметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин „апперцепция“ был введен Г. Лейбницем, который развел перцепцию, как смутную презентацию какого–либо содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания. После Г. Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. В. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии  апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия .Роль установокЭта роль особенно значительна при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Так, в эксперименте двум группам испытуемых студентов показывали фотографию одного и того же человека, но при этом одной группе было сказано, что это изображение опасного преступника, а второй группе, что это изображение известного ученого. В последующем словесном портрете объекта восприятия одни и те же его черты характеризовались по разному: в одном случае глубоко запавшие глаза свидетельствовали якобы о затаенной злобе, а в другом - о глубине мысли и т.п .Стереотипизация  в одних случаях приводит к определенному упрощению процесса познания людьми друг друга. В иных случаях стереотипизация приводит к формированию предубеждения. Если восприятие человека строится на основе прошлого опыта, и опыт этот был негативным, то всякое последующее восприятие людей той же группы может окрашиваться неприязнью, нанося вред взаимодействию людей. Так, при обострении этнических конфликтов в современных условиях очень распространенными среди населения являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп, строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

29. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.Виды вниманияВ зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют: Непроизвольное внимание (пассивное)Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.Произвольное вниманиеВозникновение исторически связано с процессом труда .Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение. Послепроизвольное внимание Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).Свойства внимания:Концентрация(Под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте)Объём(кол-во предметов кот.могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью)Устойчивость( противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания.) Переключаемость (изменение направления сознания с одного предмета на другой). Распределение(Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов)

35.Произвольное (преднамеренное) внимание активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Произвольное внимание зависит от состояния нервной и определяется мотивационными факторами: силой потребности, отношением к объекту познания и установкой. Этот вид внимания необходим для усвоения навыков, от него зависит работоспособность.Исходя из этого произвольное внимание отличают следующие характеристики:-Целенаправленность. Произвольное внимание определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности.-Организованность. При произвольном внимании человек заранее готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на этот предмет, проявляет умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.-Повышенная устойчивость. Преднамеренное внимание позволяет организовать работу на более или менее долгое время, оно связано с планированием этой работы.Произвольное внимание требует значительных энергозатрат, а поэтому при узкой направленности на один, особенно малосодержательный объект, быстрее утомляет человека, чем внимание непроизвольное.

30.Физиологические основы вниманияС физиологической точки зрения, внимание есть не что иное, как нервная деятельность определенного участка коры больших полушарии мозга, в данный момент и при данных условиях обладающего оптимальной (т. е. наилучшей при данных обстоятельствах) возбудимостью, тогда как остальные участки коры находятся в состоянии более или менее пониженной возбудимости.В участках коры с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условнорефлекторные связи и успешно вырабатываются дифференцировки. Этим объясняется ясность и отчетливость сопровождаемых вниманием психических процессов. Участки коры с оптимальной возбудимостью являются творческим отделом больших полушарий мозга в данный момент. Они постоянно перемещаются по всему пространству больших полушарий в зависимости от получаемых в процессе данной деятельности раздражений. Соответственно изменяются в своих размерах и постоянно перемещаются в коре и участки с пониженной возбудимостью.Для объяснения физиологических механизмов внимания известное значение имеет выдвинутый А.А.Ухтомским принцип доминанты. В каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга имеется участок (очаг) с повышенной нервной возбудимостью, господствующий (доминирующий) над остальными частями коры. При некоторых условиях (оптимальная степень возбуждения) он усиливается за счет других нервных импульсов, обычно вызывающих иные реакции. Так, например, ритмически слабые звуки, при обычных условиях вызывающие ориентировочный рефлекс, при наличии доминантного очага, связанного с процессом чтения, способствуют его усилению и, таким образом, увеличивают концентрацию внимания. Однако при максимальной степени нервного возбуждения в доминирующем очаге побочные импульсы не только не содействуют его усилению, но вызывают в нем парабиотическое торможение и, таким образом, приводят к нарушению концентрации внимания.

31.Теории внимания в западной психологии Моторная (моторно-эмоционалъная) теория внимания Т. Рибо. полагал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания. Внимание, по мнению французского психолога, это психологическая неподвижность, которая противоречит нормальному течению жизненных процессов.Э. Титченер ввел дополнительную метафору для объяснения феномена внимания – метафору волны. Тем самым он подчеркивал прерывный характер внимания, т.е. утверждал, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперцепции). Он описал явление «аккомодации» внимания – преимущественного апперцептирования того содержания, которое лучше согласуется с предыдущим.Э. Титченер создал также одну из самых ранних классификаций внимания. По степени произвольности он выделял первичное (непроизвольное) и вторичное внимание. В случае первичного внимания новые неожиданные или, напротив, прочно связанные с течением наших мыслей содержания буквально «берут наше сознание штурмом».Вторичное внимание мы способны удерживать только с помощью усилия.Заслугой В. Вундта является измерение объема сознания: около шести ассоциативно связанных объектов. Для измерения объема сознания он использовал мелодический ряд, включающий разное количество тактов. В. Вундт предположил, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находится в фокусе сознания, а все остальные удерживаются за счет ассоциативных связей с фокусом. Для описания содержания сознания (и вниманияВ. Вундтиспользовал предложенные Г. Лейбницем термины: «перцепция» и «апперцепция». Перцепцией он называл вхождение содержания в сознание, апперцепцией – сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания.По мнению В. Вундта, наша способность к осознанию не является постоянной и зависит от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание).

34. Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли.Непроизвольное внимание вызывается внешними причинами. Особенности, благодаря которым внешние предметы могут привлекать наше внимание, следующие.Интенсивность раздражителя. Более сильный, чем другой, одновременно с ним действующий на организм, объект скорее привлечет к себе внимание. Новизна, необычность объектов. не выделяющиеся своей интенсивностью объекты привлекают к себе внимание, если только они для нас новы.Резкая смена, а также динамичность объектов, часто наблюдающиеся при сложных и длящихся долгое время действиях, например при наблюдении за спортивным. Непреднамеренное внимание характеризуется следующими основными особенностями:-При непреднамеренном внимании человек предварительно не готовится к данному восприятию или действию.-Непреднамеренное внимание наступает внезапно, немедленно вслед за воздействием раздражения и в своей интенсивности обусловливается особенностями вызвавших его раздражений. Непреднамеренное внимание скоропреходяще: оно длится, пока действуют соответствующие раздражители, и, если не принять необходимых мер к его закреплению в форме преднамеренного,— прекращается.

32.Теории внимания в отечественной психологии Русский психолог Н.Н. Ланге определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Именно критерий моментальности позволяет отделить внимание от других приспособительных реакций организма. По мнению ученого, акт внимания имеет три фазы: первичное внимание, реакция, улучшающая восприятие, и собственно улучшенное восприятие.Второе название данной теории – концепция волевого внимания – становится очевидным, если обратиться к предложенной Н.Н. Ланге классификации видов внимания. Так, рефлексивное внимание лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении). Н.Н. Ланге полагал, что слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для возникновения процесса восприятия, что затруднено при деменции. Именно поэтому мы часто видим или слышим то, что хотим, а не то, что происходит на самом деле. Традиция рассматривать внимание вместе с восприятием не утратила своей актуальности и представлена во многих зарубежных учебниках по психологии.Концепции П.Я.Гальперина сводятся к следующему:1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской дея-тельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, еры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта