Ответы на темы из методички Лысцева М.С.. 1. Методология изучения истории России как учебного предмета
Скачать 469.5 Kb.
|
1. Методология изучения истории России как учебного предмета. “История” в переводе с греческого означает повествование, рассказ о том, что известно. Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной. Но сама история сложилась значительно позже (в России – примерно с начала 18 века). В настоящее время история как научная дисциплина делится на две историю Природы и историю Человечества. История человеческого общества – это наука, изучающая развитие цивилизаций и человечества. История включает в себя всемирную историю и историю отдельных стран, народов и цивилизаций. Существуют две концепции рассмотрения исторического процесса: 1. Линейное развитие. Гегель, Маркс. Вся история развивается в одном направлении, проходя целый ряд этапов, единых для всех, по прямой. 2. Цивилизационное развитие. 19 век. Данилевский, Тойнби. Прошлое человечества это совокупность замкнутых цивилизаций, каждая проживает свою историю, проходя стадии рождения, становления, рассвета, упадка и гибели. Но в основе всех исследований лежит изучение исторических фактов. Исторические источники – это все, что отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. такие источники, которые непосредственно связаны с деятельностью человека и дошли до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев и языка. Существует 6 видов источников: 1. Письменные: а. Эпиграфические (официальные надписи, законы). б. Граффити (надписи и рисунки, не носящие официального характера). в. Документы, рукописи. г. Печатные материалы (с 15 века). 2. Вещественные (оружие, украшения, посуда, одежда) 3. Этнографические (быт, нравы) 4. Фольклорные (легенды, устное народное творчество) 5. Лингвистические (письмена, названия) 6. Кино-фотодокументы. До сих пор для историков самыми важными являются письменные. 2. Этногенез восточных славян (история возникновения). Достоверные данные, располагающие к однозначному толкованию процесса этногенеза крупнейшего в Европе народа - славян отсутствуют. Однако существует ряд археологических и письменных источников, позволяющих с различной степенью достоверности рассуждать об их происхождении. Согласно археологическим источникам первобытные племена селились на территории Восточной Европы 35-30 тысяч лет назад, в период позднего палеолита и мезолита. 25-20 тысяч лет назад от Чехии и Австрии до Днепра существовала праславянская культура Виллендорф-Костёнки. По мере отступления ледника её границы продвигались к Балтике. "Поля погребений" свидетельствуют о единстве культуры и наличии религиозных воззрений у древних людей. Праславяне выделяются из индоевропейской общности в III-с.I тыс. до н.э. В с.I тыс. до н.э. они проживали в Повисленье. Тесные этнические контакты славяне поддерживали с балтами, германцами, иллирийцами, кельтами, со II в. - с потомками скифов и сарматов, в III в. - с готами, в IV в. - с гуннами. В IV в. к единству языка и культуры добавился так же единый хозяйственный уклад, основанный на пашенном земледелии. Согласно мнению польских археологов Стефана Носика и Александра Гардовского, исследрвавшим тишинецкую культуру XV-XII вв. до н.э.: "Прародину славян в расцвете бронзового века следует размещать в широкой полосе Центральной и Восточной Европы. Эта полоса протяжённостью с севера на юг ок.400 км., а с запада на восток окэ1500 км. распологалась так: её западная половина подпиралась с юга Судетами, Татрами, Карпатами, а на севере почти доходила до Балтийского моря. Восточная половина праславянской земли ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днестра и Южного Буга и бассейном Роси. Восточные границы менее ясны: тишинецкая культура XV-XII вв. до н.э. здесь охватывала Средний Днепр и низовья Десны и Сейма. Жили славяне небольшими деревнями, расположенными в два порядка. Хозяйство велось на основе 4-х отраслей: земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Орудия труда - топоры, ножи, серпы - делались ещё из камня. Бронза употреблялась главным образом для украшений, а из хозяйственного инвентаря только для долот, нужных в деревянном строительстве. Погребальный обряд был связан с идеей переселения душ: телам умерших придавали позу эмбриона, как бы подготовляя покойника ко второму рождению. Социальные различия не прослеживаются. Наиболее богатым районом (его иногда выделяют в особую, комаровскую культуру) были земли в Прикарпатье, где имелись залежи соли, высоко ценившиеся в первобытную эпоху. Археологические памятники тишинецко-комаровской культуры образуют не- сколько отдельных скоплений, которые, возможно, являлись землями союзов соседних друг с другом славянских племён". На Киевских холмах археологи находят целые клады римских монет I-III вв. - возможно, предки полян производили излишки собственных товаров для международной торговли. Геродот писал о северных районах, где у "множества огромных рек" жили так называемые скифы-пахари, "которые сеют хлеб не для собственных нужд, а на продажу". Милоградская культура Среднего Поднепровья (VII-II вв. до н.э.), более поздние Зарубинецкая Черняховская, несли в себе немало элементов, доказывающих их славянскую принадлежность. На основе проанализированных данных славянская прародина находилась: в междуречье Вислы и Одера, или в Среднем Поднепровье, или от Одера до Поднепровья. Академик Рыбаков Б. отмемал: "В научном поиске древнейших судеб славянства первое место принадлежит лингвистике. Лингвисты определили, во-первых, что отмеживание праславянских племён от родственных им соседних индоевропейских племён произошло примерно... в начале или середине 2 тысячелетия до н.э. Во-вторых, по данным языка, лингвисты установили, что соседями славян из индоевропейских народов были германцы, балтийцы, иранцы, дако-фракийцы, иллирийцы, италики и кельты. Очень важно третье утверждение лингвистов: судя по общим всем славянским народам обозначениям ландшафта, праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где были поляны, озёра, болота, но не было моря; где были холмы, овраги, водоразделы, но не было высоких гор". Мнения об этногенезе так же расходятся: некоторые полагают, что восточные славяне были автохтонным населением Восточной Европы; другие считают, что славяне происходят от геродотовских "скифов-пахарей"; третьи считают, что славяне произошли от финно-угров и балтов. "Повесть временных лет" сообщает, что славяне - выходцы из Центральной Европы. 3. Образование государства Восточных славян. Племенные княжения славян представляли собой зародышевую форму государственности. К IX в. процесс разложения первобытнообщинного строя в основном завершился. Племенные княжения то объединялись вместе, то снова распадались, перегруппировывались в зависимости от конкретных условий в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты, характерные уже для раннефеодальной государственности. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства 3-х крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Поступательное развитие производительных сил у восточного славянства, выразившееся в широком распространении земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение военной дружинной знати привели к образованию классов и государства.Распаду первобытнообщинных отношений сопутствовал и внешнеполитический фактор. С одной стороны он выражался в освоении славянами Вост.-Европ. Равнины, где они взаимодействовали с местным балтийским и финно-угорским населением; с др. - военных походах антов, склавен, русов на страны более развитые, на Византию. Военные предводители и их дружинники получали значительную долю военной добычи. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества, усилению роли дружины. Местные князья имели военные дружины, что говорило о появлении органов власти. Важную роль в начальной русской истории играли отношения с 2-мя странами, кот. Оказали существенное влияние: одна - на полит. Строй, др. - на всю культуру Древней Руси. Это были Скандинавия на севере и Византия на юге. VII-X вв. были временем бурной экспансии скандинавских народов - норманов или “варягов”. Как выдающийся торговый центр привлекал норманов Царьград - столица Византии, Они шли туда по водному пути волхов - Днепр. На этом пути нах-ся ряд русских торговых городов, из кот. главными были Киев на юге и Новгород на севере. Русские торговые города нуждались в вооруженной охране торговых путей, кот. угрожали степные кочевники. Но их сил было мало, поэтому они нанимали варяжские дружины для военной охраны. Однако варяжские вожди не всегда довольствовались ролью наемных охранителей русских городов. Там, где они чувствовали себя сильными, они захватывали власть над местным населением. Так в IX в. в некоторых областях Руси образовалась 2-я полит. Форма - варяжские княжества: Рюрика в Новгороде, Аскольда и Дира в Киеве. Известен рассказ о призвании новгородцами варяжских князей: в 862 г. новгородцы, незадолго перед тем выгнавшие от себя варягов, кот. они раньше платили дань, но результатом этого были жестокие усобицы и беспорядки; чтобы положить им конец и водворить в стране порядок и правосудие, новгородцы послали послов к варягам с мотивированным приглашением, чтобы они пришли и правили ими. В ответ на это князь Рюрик с 2-мя братьями и сильной дружиной явился на Русь и стал государем в Новгородской земле. 4. Государство Киевская Русь: внутренняя политика князей (IX-XIIвв). 1-ые киевские князья. С 862 г. Рюрик утвердился в Новгороде. После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследника, власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег захватил Киев, кот. стал центром объединенного государства. Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. В 911 г. Олег с войском подошел к стенам Константинополя. В результате этого похода был заключен договор с греками. Договор обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву Древляне, северяне, радимичи. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь. При нем произошло 1-ое восстание древлян в 945 г. Дружину Игоря перебили, а князя казнили. После смерти Игоря, его жена Ольга отомстила древлянам, Она установила “уроки” - размер дани и “погосты” - места сбора дани. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно древлян. Правление Святослава (964-972) - сына Ольги и Игоря - историки оценивают по-разному. Одни считают его талантливым полководцем и гос-ным деятелем, др. утверждают, что это был князь авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт. Борьба с Византией окончилась неудачно и Святослав должен был уйти на Русь. По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду и был убит. Расцвет Киевской Руси. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. 3-ий сын Владимир получил Новгород. В начавшейся через 5 лет между братьями междоусобице Владимир занял великокняжеский престол. При Влад.1 все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат. В 988 г. было принято христианство. На Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация. Во главе рус.православной церкви - митрополит, отдельные области Руси возглавляли епископы, кот. подчинялись священники в городах и селах. Все население д.б. платить налог церкви “десятину”. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. При Ярославле, сыне Влад 1, Киевс.Русь достигла наивысшего могущества. Киев превратился в один из крупнейший городов Европы. Социально экономич. строй Киевской Руси. К середине XI В. на Руси утвердились феодальные произ-ные отношения. Глав. Богатством - земля, кот. нах-лась в руках феодалов. Крестьяне были держателями земли. За землю крестьянин д.б. трудиться на феодала часть своего рабочего времени и отдавать часть урожая. Это была земельная рента. Она может быть отработочной (барщина), натуральной (продуктами) или денежной (оброк). Распространенной формой организации произ-ва - феод-я вотчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины - князь, боярин. Все свободное население Киевс. Руси называлось “люди”. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, наз-сь “смердами”. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг “купу” - часть урожая, скота, деньни, поэтому их называли - закупы. Еще были рабы, наз-мые холопами или челядью. Одним из важных источников по соц.эк-кой жизни Руси яв-ся “Русская правда” - сложный юридич. Памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодатальство. Усиление роли крупного феод-го землевладения в эк-ке Руси привело к массовым народным выступлениям в 1068-1077гг. “Русская правда” была дополнена рядом статей, получивших название “Правды Ярославичей”. Переход к феодальной раздробленности. Умирая, Ярослав Мудрый разделил тер-рию Киев. державы между 5-ю своими сыновьями и племянником. Начались усобицы. Наиболее популярным князем на Руси был Владимир Всеволодович Мономах. В 1097 г состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и фактически означало разделение Руси. Только внешний фактор, а именно необходимость отпора к сер. XI в половцам еще удерживал Киев. Русь от распада. В 1113 г Мономаха призвали на престол. Ему удалось удержать под своей властью всю русскую землю. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси, была составлена начальная русская летопись “Повесть временных лет”.Сыну Мономаха, Мстиславу 1 Великому(1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После его смерти Киев.Русь окончательно распалась на 1,5 десятка княжеств - государств. 5. Внешняя политика древне русских князей. Князья - не только прекрасные воины, но и политики. Поиск союзников. В 60-е годы 10 века самая сильная держава - Византия. Население - 24 млн. породы на нее играли огромную роль в развитии политических, экономических, культурных связей. Она - лояльный союзник, близкий по политич., этническому, соц. устройству. Священная Римская Империя - на Русь на западе, норманны-шведы на севере, хазары и печенеги - на юге. Потенциальный союзник Византия, захватив Малую Азию, Сирию, Крит - встретила сопротивление болгар, Германии - т.е. схожие геополитические интересы. На Руси к 1000 году всего 5 млн. человек, к тому же сильны сепаратистские настроения. Сближение Руси и Византии было объективной исторической неизбежностью. Произошло на религиозной почве. В период феодальных отношений необходима была гос. Религия, укрепляющая основы строя. Владимир пытался интерпретировать язычество, закрепить пантеон во главе с Перуном - не вышло. Подготовительная роль в принятии христианства - Ольга. В 945 она отправилась в Константинополь, подписала выгодные соглашения, приняла христианство, потворствовала неофитам. Религия освящена авторитетом главы гос-ва. Культура - церковные книги - письменность - интеграция культур - торговля - прибыль. Святослав - язычник, но Владимир - женится на сестре императора, принимает христианство, заключает договоры. В 988 году крещение. Идеологически закрепляло единство русских земель. Письменность, язык, календарь, интеграция с западом. 6. Русь удельная (XII-XIVвв). Раздробленность. Причины: это исторически объективный процесс, т.к. Киевская Русь при всех ее достоинствах не была единым гос-вом в общепринятом смысле. Господство натурального хоз-ва, - слабая инфраструктура, - ограниченные связи регионов - большая территория - племенная обособленность (земли, волости легли точно по территориям племенных союзов) - местный сепаратизм управленцев - появление боярского землевладения (обособление, т.е. разрушение института княжеской дружины). Усиление позиций боярских сел и появление княжеского домена доказывает, что основа могущества все-таки не дань, а земля. Рост городов - их стремление выйти из-под контроля центра. Само понятие раздробленности было фактически узаконено Мономахом на Любечском съезде в 1097. Дело в том, что род Рюриковичей разросся настолько, что понятие старшего в роду (он становился киевским князем) было утрачено. Появилось деление на ветви. Старший в ветви. Князья ратовали за закрепление за ветвями определенных волостей, не стремились к смене столов. Мстислав Великий, сын Мономаха, держит курс на восстановление гос-ва, но после его смерти в 1132 году Русь распадается. (см. Билет 1) Среди почти 50 удельных княжеств три наиболее могущественных: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгород. Владимир - княжат потомки Мономаха - его младший сын Юрий Долгорукий, в 1147 году - Москва. Под его влияние попали Рязань, Муром, которые прежде тяготели к Чернигову. Сын Долгорукого Андрей Боголюбский в 1169 году завоевал Великий Стол Киев и оставил там брата. Политического центра Руси больше не существует. Брат Андрея Всеволод Большое Гнездо - потомки. Дробление княжества. Как у него, так и у всех других курс один - распространение гегемонии на сопредельные княжества. Муромское, Рязанское, Черниговское, Полоцкая, Галицкая земли и княжества. Новгород -соцполит. Развитие - совершенно особое. Сочетание факторов важности роли Новгорода как центра Северной Руси и непрочность и временность позиций новгородских князей, рассматривавших новгородский стол как ступень к "старейшему" столу киевскому привело к консолидации новгородской знати. Она обособилась от дружины князя, решало, какого князя призвать, принцип разделения властей, демократические институты на зародышевом этапе. Суздальцы первые стали называться "Великими князьями", подчеркивая свою гегемонию, но и черниговские, и галицкие называли себя так же. Говорить о централизации не приходится. Неоднократный призыв в усобицы венгров, поляков, половцев. Черниговский князь Игорь и его 3 родственника в 1185 году на Кончака - попали в плен. Войско разбито. Автор "Слова" не осуждает раздробленность. Он против усобицы. |