Главная страница
Навигация по странице:

  • 4 мая

  • 9 сентября

  • Ушаковские военно-патриотические юношеские сборы

  • «Успения Божией Матери»

  • СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ АЛЕКСИЙ БОРТСУРМАНСКИЙ

  • Неиссякаемый поток

  • Прославление и обретение мощей

  • храм. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы расположен в живописно. 1. Наш район может гордиться своим историческим прошлым, православными святынями


    Скачать 1.22 Mb.
    Название1. Наш район может гордиться своим историческим прошлым, православными святынями
    Дата17.05.2022
    Размер1.22 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаХрам в честь Успения Пресвятой Богородицы расположен в живописно.docx
    ТипДокументы
    #535058

    1. Наш район может гордиться своим историческим прошлым, православными святынями. Каждый из православных храмов имеет свою судьбу, свой неповторимый характер. Но немногие селения нашего края так одарены, как храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который входит в число храмов Пильнинского благочиния. Белоснежная Успенская церковь так и просится взмыть в бездонное небо.

    Седая история, святой подвижник. Далекое от центра живописное село Бортсурманы — одно из таких мест, оно притягивает всякого, кто хотя бы что-то слышал о святом праведном Алексии Бортсурманском.

    Первые упоминания о церкви Успения Пресвятой Богородицы относятся к 1742 году. Церковь была построена на средства помещика Петра Петровича Пазухина. В храме сочетаются два архитектурных направления: Русско - византийский стиль и Эклектика. Строительство храма было завершено в 1796 году. Церковь трехглавая с колокольней, с тремя приделами. Главный предел в честь Успения Божией Матери, правый в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, был пристроен в 19 веке, а в начале 20 века был пристроен левый в честь святого Иоанна Златоуста. Благословенный колокол на колокольне был особый. Отлили его крестьяне на свои пожертвования и везли они его сами, впрягаясь поочереди в упряжь, недоверяя богоугодное дело животным.

    Бортсурманская церковь уникальна не только своей архитектурно-исторической ценностью, но и памятью о священнослужителях, двое из которых прославлены в лике святых.

    В этом храме нес священническое служение святой Алексий (Гнеушев) Бортсурманский. Он служил в Успенской церкви села Бортсурма́ны до глубокой старости, и был похоронен у ее стен.

    В бортсурманском храме 8 лет нес свое служение священномученник Михаил (Воскресенский). В 1918 году, он был безжалостно убит за исповедание христианской веры. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе священномученик Михаил был прославлен.

    С 1994 года и по сей день настоятелем храма является протоиерей Андрей Смирнов.

    Андрей Смирнов – настоящий подвижник: они с матушкой, городские жители, приехали в Бортсурманы из Нижнего Новгорода 20 лет назад и возрождали церковь практически в одиночку, поначалу не имея даже собственного жилья. Теперь у них 8 прекрасных детей, которые трудятся наравне со взрослыми, алтарничают, поют на клиросе и произносят проповеди.

    Паломники приезжают сюда поклониться мощам святого праведного Алекси́я Бортсурма́нского(Гнеушева). Свя­той Алек­сий ро­дил­ся 13 мая 1762 го­да в се­ле Борт­сур­ма­ны Кур­мыш­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка и со временем сам стал священником. За девять лет до своей кончины отец Алексий вышел за штат и передал свое место в Успенском храме отцу Павлу Вигиля́нскому. Сам же удалился в свою келью, по соседству с церковью, и предался молитве. Выходил из дома только чтобы посетить храм. Умер отец Алексей 21 апреля 1848 года. Похоронили его в церковной ограде напротив алтаря. Памятник над ним поставил один Нижегородский помещик, который почитал отца Алексея как великого подвижника и был его духовным сыном.

    Православные люди с теплотой, верой и любовью ходили молиться на его могилу. На надгробной плите, со слов отца Андрея с каждым годом все более четче и четче проявляется портрет отца Алексея, хотя никто его там не рисовал. Вот такие чудеса!

    В 1913 году в село приезжала комиссия из Нижегородской духовной консистории для расследования устных и печатных сведений о чудесах, связанных со служившем здесь священником – святым праведным Алексием Бортсурманским Чудеса подтвердились, но канонизации святого помешали Первая мировая война и революция. 17 августа 2000 года были обретены мощи святого Алексия, и он был прославлен в лике святых. Теперь его мощи покоятся в центральном приделе церкви.

    После обретения мощей св. Алексия паломники посещают церковь, где находится рака с мощами св. Алексия, прославившего даром чудесного исцеления.

    Над ракой изображены 3 иконы, которые символизируют жизнь святого отца Алексея: первая изображает чудесное воскрешение мальчика, вторая – явление святому Алексею Иисуса Христа, Бога нашего, его мать, Пресвятую Богородицу и 3 святых- Веры, Надежды и Любови, и наконец, третья, символизирует уже наше современное время, когда мы приходим к отцу Алексею и просим у его мощей помощи.

    Немало чудесных исцелений совершил отец Алексей.

    Как-то к нему принесли шестилетнюю Татьяну Расстри́гину, которая от рождения не могла ходить. Отец Алексей помолился и помазал больные ноги ребенка маслом из лампадки. И девочка поправилась. Бесноватый купец, выздоровевший по молитве Алексия, устроил в бортсурманской церкви чугунный пол. До наших дней от этого пола сохранились три железных плиты.

    Вот одна из удивительных историй, которую нам рассказал отец Андрей и которая произошла на самом деле. Жил в селе Бортсурманы мальчик 12 лет, имени его уже никто не помнит. Все жители его очень любили, когда он приходил к кому-нибудь в гости, то все ссоры в этом доме затихали и наступал мир. Но однажды в селе все мужики напились вина и стали драться, а мальчик из-за сильного переживания умер. Все в селе расстроились, они очень любили его и совсем не хотели его смерти. Жители приходили ко гробу мальчика и плакали. Наступило время отпевать отрока в церкви и когда отец Алексей пытался читать молитвы, то не мог произнести ни единого слова, слёзы душили его. И тогда он взмолился к Господу, чтобы он помог воскресить мальчика, и тут произошло настоящее чудо, мальчик который уже 9 дней был мертв, давно окоченел и пошел трупными пятнами, ко всеобщей радости поднялся посреди церкви в гробу. Отец Алексей взял мальчика на руки, отнес в алтарь и, опустившись на колени, посадил его на стул, да так, стоя на коленях, и причастил его. После этого чуда батюшка прожил еще 3 года, а мальчик шесть лет и умер на девятнадцатом году.

    Из рассказа отца Андрея мы узнали, что наш Серафим Саровский и отец Алексей были знакомы, правда заочно, по рассказам.  Когда к преподобному Серафиму приходил кто-либо из тех мест, где жил отец Алексей, он всегда отсылал их обратно, со смирением уверяя, что у них есть свой святой, которого Господь любит не меньше Серафима и к молитвам святого также прислушивается.

    Не все страницы истории церквей нашего края ещё изучены. Собрать, сохранить и сделать известными жизнеописания праведников, историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

    Первое время своего служения отец Алексий не отличался строгостью жизни. Но жизнь его круто изменилась после одного случая. Как-то ночью его разбудили и сообщили, что в соседней деревне умирает крестьянин. Отец Алексий рассердился, и, сказав, что больной, наверняка, не так плох и доживет до утра, отправил посланника назад. Но заснуть не смог и сам поехал в соседнее село. Он застал крестьянина уже почившим, а рядом с ним стоял Ангел со Святою Чашею в руках. Это видение настолько поразило батюшку, что он упал на колени и всю ночь молился. С этого дня отец Алексий начал подвижническую жизнь и старался придерживаться монастырского устава.

    Все время, которое оставалось у него от треб и церковных служб, он принимал приходивших к нему людей. Тайно передавал деньги погорельцам и сиротам.

              Из рассказа отца Андрея мы узнали, что наш Серафим Саровский и отец Алексей были знакомы, правда заочно, по рассказам.  Когда к преподобному Серафиму приходил кто-либо из тех мест, где жил отец Алексей, он всегда отсылал их обратно, со смирением уверяя, что у них есть свой святой, которого Господь любит не меньше Серафима и к молитвам святого также прислушивается.

            Мы приложились к раке с его святыми мощами и зажгли там свечи. Было на душе очень спокойно и в то же время радостно, что неподалеку с нами есть такой  святой, которого так сильно почитают. Над ракой изображены 3 иконы, которые символизируют жизнь святого отца Алексея: первая изображает чудесное воскрешение мальчика, вторая – явление святому Алексею Иисуса Христа, Бога нашего, его мать, Пресвятую Богородицу и 3 святых- Веры, Надежды и Любови, и наконец, третья, символизирует уже наше современное время, когда мы приходим к отцу Алексею и просим у его мощей помощи.

              После продолжительного рассказа отца Андрея, он предложил нам сходить на святой источник набрать святой воды и окунуться. По дороге туда мы встретили охотника, у которого в мешке оказался заяц. Он нам его показал и я его даже подержал в руках, оказался очень тяжелым. Но было его очень жалко…   


    Рака с честными мощами праведного Алексия Бортсурманского

    В Также при храме строится дом-музей праведного Алексия Бортсурманского, в котором будут воссозданы быт келии святого и показаны вещи, принадлежавшие ему.



    Дом-музей праведного Алексия Бортсурманского

    При храме начали строительство дом-музей праведного Алексия Бортсурманского. В доме будут воссозданы быт келии святого и показаны принадлежавшие ему вещи.

    Несколько раз в год в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы собирается большое количество паломников со всей страны на празднования значимых дат. 4 мая преставление праведного Алексия Бортсурманкого. 26 мая день его рождения. 17 августа торжественное празднование обретения честных останков праведного Алексия, в котором участвуют архиереи всей Нижегородской митрополии. 9 сентября чтится память 29 бортсурманских мучеников.
    Не все страницы истории церквей нашего края ещё изучены. Собрать, сохранить и сделать известными жизнеописания праведников, историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

    Завершилась наша экскурсия в трапезной, где нас напоили горячим чаем и вкуснейшим малиновым вареньем с печеньем. Погода стояла морозная и солнечная, совсем не хотелось уезжать. Почему то было ощущение, что мы там провели целый день, а были то всего два с небольшим часа.  По приезду в город, по пути, мы заехали на Дальнюю пустынку и зажгли там свечи, которые привезли от святого отца Алексея. Таким образом, мы передали привет Серафиму Саровскому, который ни разу не видев отца Алексея, отзывался о нем так: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте.»

    Образ священномученика Михаила Воскресенского

    Ежегодно в Успенском храме несколько раз собирается множество паломников из разных мест как Нижегородской области, так и всей России. 4 мая отмечается преставление праведного Алексия Бортсурманкого; 26 мая по давней традиции чтится день его рождения; 17 августа совершается торжественное празднование обретения честных останков праведника, в котором принимают участие архипастыри всей Нижегородской митрополии; 9 сентября чтится память 29 бортсурманских мучеников.



    На торжествах в честь обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского

    Также при поддержке приходской общины в Бортсурманах проводятся ставшие традиционными Ушаковские военно-патриотические юношеские сборы, в которых участвуют команды как с Нижегородской области, так и из других регионов России.



    Молебен перед началом Ушаковских сборов

    Кроме того, в храме с 1910 года служил и священномученик Михаил (Воскресенский), зверски убитый в 1918 году вместе с другими жителями села: он прославлен в том же

    От себя добавлю, что настоятель, протоиерей Андрей Смирнов – настоящий подвижник: они с матушкой, городские жители, приехали в Бортсурманы из Нижнего Новгорода 20 лет назад и возрождали церковь практически в одиночку, поначалу не имея даже собственного жилья. Теперь у них 8 прекрасных детей, которые трудятся наравне со взрослыми, алтарничают, поют на клиросе и даже произносят проповеди, не говоря уже об их домашних повседневных подвигах: на плечах каждого из мальчиков – свои животные (один занимается козами, другой – барашками, третий – индюками и т.д.), а девочки трудятся на кухне, ухаживают за младшими и поддерживают дом. Я знаю, что и сама семья о. Андрея – со всеми тяготами домашнего хозяйства и деревенского быта – нуждается в поддержке неравнодушных людей.

    В 2001 году восстановлена церковь «Успения Божией Матери» в селе Бортсурманы, между сёлами Бортсурманы и Ялмой находится ёщё один колодец. Это место прославил старец священник отец Алексий, ныне причисленный к лику святых, обладающий даром чудесного исцеления.

    СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ АЛЕКСИЙ БОРТСУРМАНСКИЙ

    (1762-1848)

    ОТЕЦ АЛЕКСИЙ – священник Успенской церкви

    села Бортсурманы, за свою праведность и многочисленные подвиги веры был удостоен дара прозорливости и чудотворения. Помогая людям в болезнях духовных и телесных, он снискал их любовь и почитание.

         Преподобный Серафим, чудотворец Саровский, говорил про него такие слова: «Се человек своими молитвами подобен свече, возженой пред престолом Божиим. Вот труженик, который не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он, как звезда, горит на христианском горизонте». Когда к преподобному Серафиму Саровскому приходил кто-нибудь из местности, где жил о. Алексий, он всегда этих людей отсылал обратно, смиренно уверяя, что у них есть свой усердный ходатай и молитвенник перед Богом, священник села Бортсурманы отец Алексий, который нисколько не хуже отца Серафима.

        Архиерейский Собор 19 августа 2000 года причислил Алексея Бортсурманского к лику святых.

         Местом паломничества для верующих долгое время служила могила о. Алексия. Православные люди с теплотой, верой и любовью ходили молиться на его могилу. — Божиим промыслом, несмотря на время безбожия, мощи святого Алексия остались нетронутыми. После обретения мощей св. Алексия паломники посещают церковь, где находится рака с мощами св. Алексия, прославившего даром чудесного исцеления. Идут и едут верующие в Бортсурманы прикоснуться к святым мощам, попросить защиты, утешения, исцеления или напитать свои силы.

    Нарядность места, седая история, святой подвижник. Немногие селения нашего края вот так одарены. Далекое от центра село Бортсурманы — одно из таких мест, оно притягивает всякого, кто хотя бы что-то слышал о святом праведном Алексии. Всю свою многотрудную жизнь батюшка прослужил здесь простым священником и достиг такого духовного совершенства, что сподобился от Бога особых благодатных даров. Помощь праведника может почувствовать на себе каждый, кто обращается к нему с сердечной молитвой. Ежегодно на дни памяти святого Алексия в Бортсурманах собирается несколько сотен паломников. Успенская церковь, в которой нес служение батюшка, жива до сих пор. Она давно не вмещает всех желающих. Вот отчего уже не первый год праздничное богослужение проходит под открытым небом, на небольшой площади перед храмом.

    Белоснежная Успенская церковь так и просится взмыть в бездонное небо, сбросившее с себя хлопья вчерашних облаков. Местные говорят, что всю ночь в Бортсурманах шел дождь. Он словно умывал эту землю с ее бескрайними лугами, раскинувшимися на много километров до самой Суры, перед праздником. Августовское солнце быстро обсушило тропки, по которым уже взад и вперед снуют прибывшие из разных мест паломники.

    Служба под открытым небом, у мощей святого, дает особое молитвенное настроение. Праздничный запах ладана, громкое соборное служение с призвуком детских голосов, разноцветье платков склоненных в поклоне паломниц… И главное имя дня — праведный Алексий. В разговорах, в молитвословиях и архипастырском слове. О том, как Алексий Бортсурманский стал святым, рассказал в своей проповеди епископ Выксунский и Павловский Варнава. Архипастырь напомнил о чудесном случае из жизни святого, после которого тот из нерадивого священника, который предавался иногда пьянству, превратился в подвижника строгой духовной жизни. В праведника, который исцелял больных, утешал страждущих, помогал терпящим бедствие и даже воскресил отрока. И много, почти беспрерывно молился…

    — Божиим промыслом, несмотря на время безбожия, мощи святого Алексия остались нетронутыми. Теперь мы имеем великого помощника, заступника, который освящает своими молитвами всю эту благословенную землю. У каждого должна быть икона праведного Алексия. Будем почитать его не только словами, молитвами, но и самой жизнью, подражая ему в постоянстве молитвы, в горячности веры и покаянии, — призвал владыка Варнава.

    Неиссякаемый поток

    Чуть восточнее алтаря Успенской церкви — небольшой рубленый домик. За девять лет до своей кончины праведник, передав место служения своему зятю, удалился сюда для молитвы. В келье, которая находилась под одной крышей с домом, была только небольшая печь, жесткая постель, стол с несколькими стульями и аналой, поставленный перед образом с теплящейся лампадкой. Всего год назад, когда отмечалось 15‑летие со дня обретения мощей праведника, этот дом был заложен. Около воссозданного домика Гнеушевых (такую фамилию носил святой Алексий) стоят три паломницы.

    — Мы живем в Нижнем Новгороде, но корни наши из Бортсурман, — вступает в разговор Тамара Худошина. — Отсюда наши родители. Они привили нам любовь к этим краям. Мама, 1916 года рождения, постоянно нам про него рассказывала, мы вместе приходили молиться на его могилку, которая находилась за алтарем Успенской церкви. И хотя церковь не действовала, батюшку никто не смел тронуть. Боялись. Народ постоянно сюда шел и шел. Многие получали от святого Алексия исцеления. Моя старшая сестра из Перми по его молитвам исцелилась от болезни ног. Постояла на коленях у могилки, посыпала себя песочком, в Пермь вернулась уже здоровой.

    Прославивший Дивеево преподобный Серафим Саровский и праведный Алексий Бортсурманский были современниками. «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте», — так говорил об Алексии Бортсурманском преподобный Серафим.

     в голове звучит фраза одной паломницы: кто побывает у Алексия Бортсурманского хотя бы раз, обязательно сюда вернется.

    Лицом своим, как повествует житие, он был очень похож на саровского подвижника. Глаза светились миром и любовью, внутренней духовной радостью и словно озаряли все вокруг него.



    В селе Бортсурманы Нижегородской области расположен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который входит в число храмов Пильнинского благочиния. Первые упоминания о церкви относятся к 1742 г. Строительство храма было завершено в 1785 году. Церковь трехглавая с колокольней, с тремя придела. Главный предел в честь Успения Божией Матери, правый в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, был пристроен в 19 веке, а в начале 20 века был пристроен левый в честь святого Иоанна Златоуста. Храм находится на возвышенности и его белокаменные стены можно рассмотреть с большого расстояния.

    В бортсурманском храме 8 лет нес свое служение священномученник Михаил (Воскресенский). В 1918 году, он был безжалостно убит, одним из карателей штыком в сердце, за исповедание христианской веры. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе священномученик Михаил был прославлен. С ним мученически погибли 29 членов его общины, которые вместе с отцом Михаилом были прославлены в лике мучеников Русской Православной Церкви.

    В 1934 году храм закрыли и в приделе в честь святителя Иоанна Златоуста сделали сельский клуб. В других помещениях был колхозный склад. Впоследствии весь храм был передан под склад. В 1989 году был открыт приход, и склад переоборудовали в молельный дом. В нём совершались богослужения. Храм был заново освящен 17 августа 1993 года. В 2006 году восстановили придел в честь Успения Божией Матери.

    В этом храме нес священническое служение святой Алексий (Гнеушев) Бортсурманский. В 1913 году из Нижегородской духовной консистории приезжала комиссия, для подтверждения чудес праведного. Чудеса подтвердились, но канонизации не состоялось. Помешало начало мировой войны и Октябрьская революция. После его кончины, честные останки праведного были погребены за восточной стеной храма. В 2000 году были обретены мощи и положены в раку, которая находится в Успенском храме села Бортсурманы. При храме начали строительство дом-музей праведного Алексия Бортсурманского. В доме будут воссозданы быт келии святого и показаны принадлежавшие ему вещи.

    Несколько раз в год в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы собирается большое количество паломников со всей страны на празднования значимых дат. 4 мая преставление праведного Алексия Бортсурманкого. 26 мая день его рождения. 17 августа торжественное празднование обретения честных останков праведного Алексия, в котором участвуют архиереи всей Нижегородской митрополии. 9 сентября чтится память 29 бортсурманских мучеников.

    В Бортсурманах ежегодно проходят Ушаковские военно-патриотические юношеские сборы, в которых принимают участие команды, как с Нижегородской области, так и из других регионов России.

    Настоятель храма с 1994 года и по настоящее время протоиерей Андрей Смирнов.

    Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!

    В селе Бортсурма́ны, что в Пи́льнинском районе Нижегородской области, стоит красивая белоснежная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1785 году. Паломники приезжают сюда поклониться мощам святого праведного Алекси́я Бортсурма́нского. Его современник, преподобный Серафим Саровский так отзывался о нем: "Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов". И действительно, будущий святой никогда не был монахом. Алексий Гне́ушев родился в семье священника и со временем сам стал священником. Он служил в Успенской церкви села Бортсурма́ны до глубокой старости, и был похоронен у ее стен.

    Первое время своего служения отец Алексий не отличался строгостью жизни и часто предавался пьянству. Но жизнь его круто изменилась после одного случая. Как-то ночью его разбудили и сообщили, что в соседней деревне умирает крестьянин. Отец Алексий рассердился, и, сказав, что больной, наверняка, не так плох и доживет до утра, отправил посланника назад. Но заснуть не смог и сам поехал в соседнее село. Он застал крестьянина уже почившим, а рядом с ним стоял Ангел со Святою Чашею в руках. Это видение настолько поразило батюшку, что он упал на колени и всю ночь молился. С этого дня отец Алексий начал подвижническую жизнь и старался придерживаться монастырского устава.

    Все время, которое оставалось у него от треб и церковных служб, он принимал приходивших к нему людей. Тайно передавал деньги погорельцам и сиротам. Своими молитвами исцелял больных и немощных. Как-то к нему принесли шестилетнюю Татьяну Расстри́гину, которая от рождения не могла ходить. Отец Алексей помолился и помазал больные ноги ребенка маслом из лампадки. И девочка поправилась. Бесноватый купец, выздоровевший по молитве Алексия, устроил в бортсурманской церкви чугунный пол. До наших дней от этого пола сохранились три железных плиты.

    За девять лет до своей кончины отец Алексий вышел за штат и передал свое место в Успенском храме отцу Павлу Вигиля́нскому. Сам же удалился в свою келью, по соседству с церковью, и предался молитве. Выходил из дома только чтобы посетить храм.

    В 2000 году произошло радостное для всех верующих событие. Праведный Алексий Бортсурма́нский, чудотворец был прославлен в лике святых. И ныне не иссякает поток людей, приходящих к его святым мощам в Успенскую церковь в селе Бортсурма́ны Нижегородской области.

    Священномученик Михаил Воскресенский с семьёй.

    одился святой Алексий 13 мая 1762 года в семье священника. Он учился в Нижнем Новгороде в духовной семинарии и стал священником. Но священник из него получился так себе, он много ругался, даже пил вино, что очень плохо для священника. Однажды посреди ночи к нему пришел односельчанин, который разбудил Алексея и попросил его придти к нему и причастить умирающего родственника. Алексей накричал на мужчину и выпроводил его за дверь. Всю ночь священник не мог уснуть, его мучила совесть и ближе к утру он не выдержал и пошел проведать умирающего. Но тот уже умер, а над ним стоял Ангел с Чашей Крови и Тела Христовых. После увиденного отец Алексей вернулся уже другим человеком. С тех пор он стал очень верующим и посвятил свою жизнь Богу.

           И Господь полюбил его и по молитвам отца Алексея совершал большие чудеса. Вот одна из удивительных историй, которую нам рассказал отец Андрей и которая произошла на самом деле. Жил в селе Бортсурманы мальчик 12 лет, имени его уже никто не помнит. Все жители его очень любили, когда он приходил к кому-нибудь в гости, то все ссоры в этом доме затихали и наступал мир. Но однажды в селе все мужики напились вина и стали драться, а мальчик из-за сильного переживания умер. Все в селе расстроились, они очень любили его и совсем не хотели его смерти. Жители приходили ко гробу мальчика и плакали. Наступило время отпевать отрока в церкви и когда отец Алексей пытался читать молитвы, то не мог произнести ни единого слова, слёзы душили его. И тогда он взмолился к Господу, чтобы он помог воскресить мальчика, и тут произошло настоящее чудо, мальчик который уже 9 дней был мертв, давно окоченел и пошел трупными пятнами, ко всеобщей радости поднялся посреди церкви в гробу. Отец Алексей взял мальчика на руки, отнес в алтарь и, опустившись на колени, посадил его на стул, да так, стоя на коленях, и причастил его. После этого чуда батюшка прожил еще 3 года, а мальчик шесть лет и умер на девятнадцатом году.

             Немало чудесных исцелений совершил отец Алексей. Сколько бы народу не приходило к нему, в какое бы то ни было время, он всегда всех принимал. Ни слабость, ни болезнь не останавливали его.

              Из рассказа отца Андрея мы узнали, что наш Серафим Саровский и отец Алексей были знакомы, правда заочно, по рассказам.  Когда к преподобному Серафиму приходил кто-либо из тех мест, где жил отец Алексей, он всегда отсылал их обратно, со смирением уверяя, что у них есть свой святой, которого Господь любит не меньше Серафима и к молитвам святого также прислушивается.

           Умер отец Алексей 21 апреля 1848 года. Похоронили его в церковной ограде напротив алтаря. Памятник над ним поставил один Нижегородский помещик, который почитал отца Алексея как великого подвижника и был его духовным сыном. В настоящее время мощи святого праведника находятся в самом храме Успения Пресвятой Богородицы, а на надгробной плите, со слов отца Андрея с каждым годом все более четче и четче проявляется портрет отца Алексея, хотя никто его там не рисовал. Вот такие чудеса!!!

            Мы приложились к раке с его святыми мощами и зажгли там свечи. Было на душе очень спокойно и в то же время радостно, что неподалеку с нами есть такой  святой, которого так сильно почитают. Над ракой изображены 3 иконы, которые символизируют жизнь святого отца Алексея: первая изображает чудесное воскрешение мальчика, вторая – явление святому Алексею Иисуса Христа, Бога нашего, его мать, Пресвятую Богородицу и 3 святых- Веры, Надежды и Любови, и наконец, третья, символизирует уже наше современное время, когда мы приходим к отцу Алексею и просим у его мощей помощи.

              После продолжительного рассказа отца Андрея, он предложил нам сходить на святой источник набрать святой воды и окунуться. По дороге туда мы встретили охотника, у которого в мешке оказался заяц. Он нам его показал и я его даже подержал в руках, оказался очень тяжелым. Но было его очень жалко…   

            Завершилась наша экскурсия в трапезной, где нас напоили горячим чаем и вкуснейшим малиновым вареньем с печеньем. Погода стояла морозная и солнечная, совсем не хотелось уезжать. Почему то было ощущение, что мы там провели целый день, а были то всего два с небольшим часа.  По приезду в город, по пути, мы заехали на Дальнюю пустынку и зажгли там свечи, которые привезли от святого отца Алексея. Таким образом, мы передали привет Серафиму Саровскому, который ни разу не видев отца Алексея, отзывался о нем так: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте.»

    Множество чудес творил святой Алексий при жизни, и до сего времени творятся им чудеса. Недаром еще задолго до его всероссийского прославления (в августе 2000 года) почитал его народ скорым помощником и ходатаем перед Богом, и ныне не иссякает поток людей, с теплой верой и любовью приходящих к его святым мощам.

    Житие

    Свя­той Алек­сий (Гнев­у­шев) ро­дил­ся 13 мая 1762 го­да в се­ле Борт­сур­ма­ны Кур­мыш­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии Ни­же­го­род­ской се­ми­на­рии (1784) он же­нил­ся и был по­став­лен диа­ко­ном в се­ло Борт­сур­ма­ны. Спу­стя 13 лет его ру­ко­по­ло­жи­ли в пре­сви­те­ра к той же церк­ви, и он не по­ки­дал ее до са­мой кон­чи­ны.

    В на­ча­ле слу­же­ния он не от­ли­чал­ся стро­го­стью жиз­ни и ино­гда да­же за­бы­вал ме­ру в упо­треб­ле­нии ви­на. Од­на­жды его по­про­си­ли при­ча­стить уми­ра­ю­ще­го из со­сед­ней де­рев­ни. Отец Алек­сий рас­сер­дил­ся и вы­гнал прочь при­слан­но­го к нему че­ло­ве­ка, го­во­ря, что со­сто­я­ние боль­но­го не так уж без­на­деж­но и он мо­жет по­до­ждать до утра. Од­на­ко в ту же ночь, ис­пы­ты­вая му­ки со­ве­сти и бу­дучи не в си­лах за­снуть, он встал и от­пра­вил­ся к боль­но­му. Но тот был уже мертв, а воз­ле его по­сте­ли отец Алек­сий уви­дел Ан­ге­ла, дер­жа­ще­го в ру­ках Свя­тую Ча­шу. По­тря­сен­ный ви­де­ни­ем, отец Алек­сий упал на ко­ле­ни пе­ред по­кой­ным и про­вел всю ночь в мо­лит­ве.

    С той по­ры он каж­дый день слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию и со­блю­дал, на­сколь­ко это бы­ло в его си­лах, мо­на­ше­ское мо­лит­вен­ное пра­ви­ло. В пол­ночь он чи­тал по­лу­нощ­ни­цу, чин две­на­дца­ти псал­мов и жи­тие свя­то­го, чья па­мять празд­но­ва­лась в этот день, а так­же по­уче­ние из «Про­ло­га». На­ут­ро он чи­тал утрен­ние мо­лит­вы, ча­сы, ака­фист пре­по­доб­но­му Сер­гию, ве­ли­ко­му­че­ни­це Вар­ва­ре или свя­ти­те­лю Мит­ро­фа­ну. В пол­день он про­чи­ты­вал че­ты­ре ка­физ­мы из Псал­ти­ри, а ве­че­ром – ка­нон и ака­фист Спа­си­те­лю, ка­нон Ан­ге­лу Хра­ни­те­лю, мо­лит­вы на сон гря­ду­щий. Еже­днев­но он так­же со­вер­шал пол­то­ры ты­ся­чи по­кло­нов с Иису­со­вой мо­лит­вой.

    Во вре­мя, сво­бод­ное от служб и ке­лей­ных мо­литв, он при­ни­мал у се­бя при­хо­жан. Тех, кто хо­тел взять­ся за ду­хов­ный по­двиг, он бла­го­слов­лял или, на­про­тив, от­го­ва­ри­вал, со­глас­но от­кро­ве­нию Бо­жию. Ино­гда он да­вал по­се­ти­те­лям ду­хов­ные на­став­ле­ния, но де­лал это все­гда с та­кой ве­ли­кой кро­то­стью, что она по­ко­ря­ла серд­ца слу­ша­ю­щих. Свя­той Алек­сий был су­ров толь­ко по от­но­ше­нию к кол­ду­нам и раз­но­го ро­да яс­но­ви­дя­щим, а так­же лю­дям, ко­то­рые об­ра­ща­лись к ним за по­мо­щью. Он раз­да­вал бед­ным все, что оста­ва­лось у него по­сле щед­рых да­ре­ний, из ко­то­рых он, од­на­ко, все­гда вы­де­лял часть на укра­ше­ние церк­ви. Не раз, ко­гда кре­стьяне стра­да­ли от раз­ных несча­стий, на­при­мер, от по­жа­ров или эпи­де­мий, они на­хо­ди­ли у се­бя день­ги. Ни­кто не знал, от­ку­да они по­яв­ля­лись, по­ка один кре­стья­нин, дом ко­то­ро­го сго­рел, не за­стал от­ца Алек­сия, ко­гда тот хо­тел под­бро­сить ему день­ги.

    Нена­ви­дя празд­ность – ма­терь всех по­ро­ков, свя­той, как толь­ко по­яв­ля­лось хоть немно­го вре­ме­ни, шел ра­бо­тать в по­ле или тру­дил­ся по до­му. Об­ре­тя ве­ли­кое дерз­но­ве­ние пред Гос­по­дом, он ис­це­лял боль­ных сво­и­ми свя­ты­ми мо­лит­ва­ми, уте­шал страж­ду­щих сло­вом Бо­жи­им, ча­сто яв­ляя дар про­зор­ли­во­сти.

    Так­же он спо­до­бил­ся мно­гих ви­де­ний и от­кро­ве­ний. Од­на­жды, ко­гда отец Алек­сий был при­ко­ван к по­сте­ли из-за тя­же­лой бо­лез­ни, он вне­зап­но услы­шал небес­ное пе­ние и уви­дел Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу в со­про­вож­де­нии ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры. Она при­бли­зи­лась к нему и чу­дес­ным об­ра­зом ис­це­ли­ла. В дру­гой раз ему явил­ся но­чью Гос­подь Иисус Хри­стос, об­ла­чен­ный в цар­ские одеж­ды, и бла­го­сло­вил. Со Хри­стом бы­ли так­же Его Пре­чи­стая Ма­терь и три де­вы в бе­лых одеж­дах – доб­ро­де­те­ли Ве­ра, На­деж­да, Лю­бовь. Он услы­шал го­лос, ко­то­рый ска­зал: «Сей есть Сын Мой еди­но­род­ный, Сын Бо­жий».

    Во вре­ме­на на­по­лео­нов­ско­го на­ше­ствия (1812) пра­вед­ный Алек­сий мо­лил­ся за ли­тур­ги­ей, чтобы Гос­подь да­ро­вал Рос­сии по­бе­ду, и вне­зап­но уви­дел Ан­ге­ла, ко­то­рый воз­ве­стил, что си­лы небес­ные уже дви­ну­лись на по­мощь и враг бу­дет со­кру­шен. Од­на­жды пе­ред пре­ло­же­ни­ем Свя­тых Да­ров на ли­тур­гии, ко­гда отец Алек­сий чи­тал тро­парь «Гос­по­ди, Иже Пре­свя­та­го Тво­е­го Ду­ха в тре­тий час апо­сто­лом Тво­им низ­по­сла­вый…», он услы­шал го­лос над Те­лом и Кро­вью Хри­сто­вы­ми: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный!»

    За де­вять лет до кон­чи­ны свя­той Алек­сий вы­шел за штат и от­стра­нил­ся от всех при­ход­ских и се­мей­ных дел, но ли­тур­гию, как и преж­де, слу­жил по­чти каж­дый день и бо­го­слу­же­ний не со­кра­щал, во всем сле­дуя уста­ву. В по­след­ние го­ды он жил в ма­лень­кой кел­лии, един­ствен­ное ок­но ко­то­рой вы­хо­ди­ло на цер­ковь. Чуж­дый жи­тей­ских за­бот, он все­це­ло по­свя­тил се­бя мо­лит­ве. Он вы­гля­дел то­гда уже ста­ри­ком, ма­лень­ко­го ро­ста, ху­дым и сог­бен­ным. Но ли­цо его, очень на­по­ми­нав­шее ли­цо пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го, из­лу­ча­ло ду­хов­ную ра­дость, пе­ре­пол­няв­шую его и по­то­му осве­щав­шую все во­круг. Его взгляд был столь про­ник­но­вен­ным, что, ка­за­лось, он чи­та­ет в ду­шах при­хо­дя­щих к нему лю­дей.

    В те­че­ние по­след­них 30 лет сво­ей жиз­ни свя­той Алек­сий не мыл­ся и, при­бли­жа­ясь к кон­цу жиз­ни, но­сил вла­ся­ни­цу, в ко­то­рой и был по­хо­ро­нен со­глас­но сво­е­му же­ла­нию. В его кел­лии не бы­ло дру­гой об­ста­нов­ки, кро­ме ма­лень­кой печ­ки, гру­бой по­сте­ли, сто­ла с несколь­ки­ми сту­лья­ми да ана­лоя пе­ред ико­ной с теп­ля­щей­ся лам­па­дой. По апо­столь­ской за­по­ве­ди отец Алек­сий мо­лил­ся непре­стан­но (см.: 1Фес.5:17). В ка­кое бы вре­мя лю­ди ни при­хо­ди­ли к нему в ке­ллию, они за­ста­ва­ли его мо­ля­щим­ся. Он при­ни­мал пи­щу не ча­ще од­но­го ра­за в день, стро­го со­блю­дал все по­сты, не ел ни ры­бы, ни рас­ти­тель­но­го мас­ла да­же то­гда, ко­гда это бы­ло раз­ре­ше­но. Ни­кто не знал, чем свя­той пи­тал­ся на пер­вой и по­след­ней неде­ле Ве­ли­ко­го по­ста, ибо по его прось­бе ему во­об­ще не при­но­си­ли еды в эти дни.

    Столь ве­ли­ка бы­ла ве­ра и лю­бовь пра­вед­но­го Алек­сия к Бо­гу, столь го­ря­чи­ми бы­ли его мо­лит­вы, что враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го ре­шил под­верг­нуть его мно­гим ис­пы­та­ни­ям. Так, ко­гда свя­той но­чью мо­лил­ся и клал по­кло­ны, враг под­ни­мал его в воз­дух и бро­сал оземь, а ко­гда он пы­тал­ся за­снуть хоть на ми­нут­ку, бе­сы не да­ва­ли ему по­коя. То­гда отец Алек­сий про­буж­дал­ся, тво­рил мно­го­чис­лен­ные по­кло­ны или чи­тал Псал­тирь. Од­на­жды диа­воль­ские ис­ку­ше­ния ста­ли столь же­сто­ки­ми, что отец Алек­сий при­нял­ся го­ря­чо мо­лить­ся пе­ред ико­ной Спа­си­те­ля, – то­гда он уви­дел, как по иконе те­кут сле­зы, и услы­шал го­лос, обе­щав­ший ему ве­нец пра­вед­ни­ков.

    По­лу­чив та­кое обод­ре­ние в бра­ни, ко­то­рую он вел про­тив сил тьмы, свя­той Алек­сий мог и сам уте­шать скор­бя­щих, при­зы­вая их к тер­пе­нию. Од­ной игу­ме­нии, ко­то­рая бы­ла его ду­хов­ной до­че­рью, он пи­сал: «Будь тер­пе­ли­ва и воз­ло­жи на­деж­ду на по­мощь Бо­жию, бла­го­да­ря ко­то­рой ты мо­жешь от­ра­зить все на­па­де­ния вра­га че­ло­ве­че­ских душ. Ес­ли бы не бы­ло ис­пы­та­ний, не бы­ло бы и вен­цов!»

    В го­ды слу­же­ния он все­гда охот­но при­хо­дил к тем, кто про­сил его прий­ти по­мо­лить­ся за него, но из­бе­гал празд­ных ви­зи­тов и раз­го­во­ров. В по­след­ние го­ды жиз­ни, по­свя­щен­ные ис­клю­чи­тель­но по­сту и мо­лит­ве, он по­ки­дал свою кел­лию толь­ко чтобы пой­ти в цер­ковь.

    Мест­ные по­ме­щи­ки и да­же земле­вла­дель­цы из со­сед­них гу­бер­ний по­чи­та­ли его за свя­тую жизнь. Они при­хо­ди­ли к пра­вед­ни­ку, пи­са­ли ему пись­ма, про­си­ли бла­го­сло­ве­ния. Все по­чи­та­ли его за ве­ли­ко­го свя­то­го и мо­лит­вен­ни­ка, об­ла­да­ю­ще­го да­ром ис­це­ле­ния. Так, он ис­це­лил де­воч­ку из го­ро­да Кур­мы­ша, ко­то­рая от рож­де­ния не мог­ла хо­дить, и вос­кре­сил маль­чи­ка из сво­е­го при­хо­да го­ря­чей мо­лит­вой. Ото­всю­ду к свя­то­му при­во­ди­ли ду­шев­но­боль­ных и одер­жи­мых – и все они ис­це­ля­лись его мо­лит­ва­ми.

    1 ян­ва­ря 1848 го­да отец Алек­сий по­чув­ство­вал, что си­лы остав­ля­ют его. Сам он уже не мог со­вер­шать цер­ков­ных служб, но по­про­сил близ­ких от­ве­сти его в цер­ковь. Несмот­ря на сла­бость, он счи­тал боль­шим гре­хом не при­ни­мать при­хо­див­ших к нему лю­дей и со­би­рал по­след­ние си­лы, чтобы на­де­лить их бла­го­уха­ни­ем на­став­ле­ний. Дой­дя до пол­но­го ис­то­ще­ния, он за­вер­шил свой жиз­нен­ный путь, пол­ный скор­бей, в Ве­ли­кий Чет­верг 1848 го­да, си­дя у ок­на, к ко­то­ро­му по­до­шел, чтобы бла­го­сло­вить мно­же­ство лю­дей, при­шед­ших про­стить­ся с ним. Од­ни пре­кло­ни­ли ко­ле­на, дру­гие ти­хо пла­ка­ли. Отец Алек­сий бла­го­слов­лял их до тех пор, по­ка его ру­ка не опу­сти­лась в по­след­ний раз, чтобы уже бо­лее не под­нять­ся. Он был по­гре­бен в са­ду при Успен­ской церк­ви се­ла Борт­сур­ма­ны, на­про­тив ал­та­ря. Не про­хо­ди­ло ни од­но­го вос­кре­се­нья, ни од­но­го празд­ни­ка, ко­гда бы на его мо­ги­ле не слу­жи­лась па­ни­хи­да, и по­чти все при­хо­жане взя­ли по гор­сточ­ке зем­ли с его мо­ги­лы.

    Пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский пи­тал глу­бо­кое по­чте­ние к по­движ­ни­че­ским тру­дам свя­то­го Бо­жия. Хо­тя они ни­ко­гда не встре­ча­лись, свя­той Се­ра­фим знал о нем бла­го­да­ря да­ру про­зор­ли­во­сти и го­во­рил так: «Сей че­ло­век сво­и­ми мо­лит­ва­ми по­до­бен све­че, воз­жжен­ной пред пре­сто­лом Бо­жи­им. Вот тру­же­ник, ко­то­рый, не имея обе­тов мо­на­ше­ских, сто­ит вы­ше мно­гих мо­на­хов. Он как звез­да го­рит на хри­сти­ан­ском го­ри­зон­те». Ко­гда хри­сти­ане из тех мест, где жил свя­той Алек­сий, при­хо­ди­ли к пре­по­доб­но­му Се­ра­фи­му, он от­сы­лал их об­рат­но, сми­рен­но убеж­дая, что у них есть рев­ност­ный за­ступ­ник пред Гос­по­дом – отец Алек­сий, свя­щен­ник из се­ла Борт­сур­ма­ны[1].

    Прославление и обретение мощей

    К ли­ку свя­тых пра­вед­но­го Алек­сия Борт­сур­ман­ско­го при­чис­ли­ли на юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду. Ка­но­ни­за­ция от­ца Алек­сия го­то­ви­лась еще в на­ча­ле ХХ ве­ка. В 1913 го­ду в Борт­сур­ма­ны при­ез­жа­ла ко­мис­сия из Ни­же­го­род­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии для рас­сле­до­ва­ния уст­ных и пе­чат­ных со­об­ще­ний о чу­де­сах, свя­зан­ных с борт­сур­ман­ским ба­тюш­кой Алек­си­ем. Чу­де­са под­твер­ди­лись, но Пер­вая ми­ро­вая вой­на и Ок­тябрь­ская ре­во­лю­ция не поз­во­ли­ли то­гда ка­но­ни­зи­ро­вать по­движ­ни­ка.

    Во вре­ме­на без­бо­жия мо­ги­лу от­ца Алек­сия пы­та­лись сте­реть с ли­ца зем­ли и пре­кра­тить по­чи­та­ние пра­вед­ни­ка, но ве­ру­ю­щие тай­но вос­ста­нав­ли­ва­ли мо­гиль­ный хол­мик. Успен­ский храм в се­ле Борт­сур­ма­ны за­кры­ли в 1937 го­ду и ис­поль­зо­ва­ли под клуб и склад.

    В 1989 го­ду в се­ле на­чал скла­ды­вать­ся при­ход. Служ­бы со­вер­ша­лись в мо­лит­вен­ном до­ме — быв­шем про­из­вод­ствен­ном по­ме­ще­нии. То­гда же в Успен­ском хра­ме на­ча­лись ре­став­ра­ци­он­ные ра­бо­ты. 17 ав­гу­ста 1993 го­да, ко­гда цер­ковь освя­ти­ли, ту­да бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны свя­тые мо­щи угод­ни­ка Бо­жия, здесь они по­ко­ят­ся до сих пор. Из мно­гих угол­ков Рос­сии при­ез­жа­ют ве­ру­ю­щие в Борт­сур­ма­ны, чтобы по­мо­лить­ся угод­ни­ку Бо­жию и по­кло­нить­ся его свя­тым мо­щам[2].


    написать администратору сайта