Главная страница

историография ИПО Манисова гр 1.101з. 1. Основные этапы изучения истории первобытного общества


Скачать 34.9 Kb.
Название1. Основные этапы изучения истории первобытного общества
Дата07.06.2022
Размер34.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаисториография ИПО Манисова гр 1.101з.docx
ТипДокументы
#576054



Содержание
1. Основные этапы изучения истории первобытного общества.
2. Современные зарубежные школы и направления в изучении ИПО.
3. Российская школа изучения ИПО.

Первобытная история - очень специфический раздел исторической науки. Основная сложность для ее изучения заключается в полном отсутствии письменных источников. Поэтому в истории первобытного общества до сих пор очень много "белых пятен". Ученые вынуждены использовать данные целого спектра различных наук, но все равно их заключения часто носят характер гипотез и предположений.

Есть проблемы и с выделением этапов первобытной истории. На сегодняшний день в отечественной науке наиболее распространенной является следующая периодизация: эпоха праобщины, эпоха раннепервобытной и позднепервобытной общины, эпоха первобытной соседской общины или классобразования. Нижняя граница колеблется в пределах 1-2,5 млн. лет назад. Окончание эпохи первобытного общества большинство ученых связывает с возникновением письменности и первыми раннегосударственными образованиями (в зависимости от континента в пределах последних пяти тысяч лет).

Часто используется общепризнанная археологическая периодизация: палеолит, мезолит и неолит. Но внутри общей схемы различные исследователи выделяют свои, сильно отличающиеся периоды. Существует очень много вариантов периодизаций, основанных на географических местах важнейших археологических находок.

Ряд ученых подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготавливались, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства.

I. Первый этап определяется как предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно I млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад.

II. Второй этап — примитивно присваивающее хозяйство приблизительно I млн. лет назад — XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века — ранний и средний палеолит.

III. Третий этап — развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) — продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях — и весь неолит.
IV. Четвертый этап — зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли — IX-VIII тыс. до н.э. (поздний мезолит — ранний неолит).

V. Пятый этап — эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков — VIII-V тыс. до н.э.
Еще в V веке до н. э. греческий философ Демокрит попытался описать далекое прошлое человечества. Он справедливо полагал, что далекие предки вели звероподобный образ жизни и смогли стать людьми только в ходе жестокой борьбы за выживание.

Очень впечатляюще выглядит гипотеза Лукреция Кара (I в. до н. э.). Он не имел никаких доказательств, но в своей поэме "О природе вещей" смог предвосхитить многие открытия современной науки. Лукреций Кар описал стадную жизнь первых людей, их овладение огнем, смену палок каменными, а затем - медными и железными орудиями труда и т.д.

В эпоху Средневековья господствовало представление о божественном сотворении мира, поэтому о каких-то людях, существовавших до Адама и Евы, говорить было попросту опасно. В этот период происходило накопление знаний об окружающем мире. Путешественники описывали народы, стоящие на более низком уровне развития. Этот опыт неизбежно должен был привести к смелым гипотезам.

Открытие Америки и кругосветное плавание Магеллана открыли для европейцев множество совершенно неизвестных народов, живущих по другим законам и имеющих свои оригинальные обычаи. Многие народы были уничтожены европейцами, но сохранились их описания, пригодившиеся исследователям впоследствии.

В XVIII веке были сделаны первые попытки составить общую концепцию развития мировой истории. Европейские мыслители Просвещения выделяли какой-то один фактор (накопление культурных достижений, рост просвещения, географическая среда), который главенствовал в историческом развитии. Однако, первобытная эпоха по-прежнему не становилась отдельным объектом изучения. Выдвинутая Ж. Ж. Руссо идея "счастливого детства" человечества предполагала первобытную идиллию.

XIX век стал переломным в изучении истории первобытного общества. Систематические археологические раскопки стали проводиться с середины века, но людям уже давно попадались каменные орудия труда, которым не придавали большого значения.
В 1836 г. археолог К. Томсен впервые составил классификацию найденных орудий труда по материалу (камень, медь, железо). На основании этого началась разработка метода относительной хронологии. В 20-30-х гг. в Англии, Бельгии и Франции были обнаружены расположенные в одном археологическом слое каменные орудия труда, останки людей и кости вымерших животных. Это доказывало древнее происхождение человека и наносило серьезный удар по христианской теории сотворения. В 1860 г. вышла книга Буше де Перта, который заложил основы научного археологического изучения первобытной эпохи.

В 1859 г. была издана знаменитая работа естествоиспытателя Ч. Дарвина, который обосновал эволюционную теорию развития. К этому времени уже были найдены останки неандертальского человека.

Параллельно накопленные этнологические данные позволяли сделать первые фундаментальные обобщения по реконструкции первобытных социальных институтов. Особое значение имели исследования Моргана, который впервые описал родовую организацию первобытного общества.

Благодаря слиянию эволюционной теории, археологических находок и этнологических исследований изучение истории первобытного общества встало на прочный научный фундамент. К концу XIX века в целом было сформировано общее представление о первобытной эпохе.

На протяжении XX века было сделано множество сенсационных находок и открытий, восполнивших пробелы в цепи развития современного человека. В то же время к изучению первобытной истории были привлечены новые науки: палеоантропология, палеоботаника, палеозоология и др. В последние годы наиболее перспективными становятся данные генетики и молекулярной биологии.
Изучение первобытного общества в России. Этот вопрос мы начинаем с 19 века. Большие заслуги тут имеет Русское географическое общество (основано в 1845), одно из отделений которого изучало быт народов российской империи. Например, изучал В.И. Даль, который известен еще как лингвист. Это еще В.С. Тянь-Шанский, Н.М, Пржевальский. Интересные сведения о жизни эскимосов и индейцев оставил Завоскин, который выпустил книгу: «Пешеходная опись части русских владений в Америке». Еще это миссионер Иван Евсеевич Веньяминов, который описал обычаи алеутов и кленкитов. Крупнейшим исследователем Африки был Василий Юнкер, который десять лет путешествовал по Африке (от Судана до Северной Африки), он описал труд, одежду, жилища людей, первым описал государство Буганда, к западу от озера Виктория. Еще это Миклуха-Маклай. До сих пор та часть Новой Гвинеи, где он жил, называется Берег Маклая. Он тесно общался с туземцами, лечил их, привозил животных домашних, растений, овощей. До сих пор у туземцев в языке есть русские слова. Миклуха-Маклай выступал противником расовых теорий (а тогда выступала теория, что папуасы принадлежали к низшей расе). Например, в Вене один профессор считал, что папуасы принадлежат к кучковолосой расе, промежуточному звену между обезьянами и людьми.

Развивается археология. В 1846 в СПБ было открыто русское археологическое общество. В 1859 в том же СПБ была создана археологическая комиссия, которая единственная владела правом дачи открытых листов на проведение раскопок. Тогда эти листы давали право копать на государственных, общинных землях, но частные (например, помещичьи земли) не подлежали раскопкам (тут на усмотрение хозяина земли, дать копать или нет, дать находки в музей или нет). В начале XIX в. в России появляется много переводных работ по археологии, а потом и наши ученые делают работы. Например, Карл Максимович Бэр описал каменные лабиринты белого моря. Или, например, Дмитрий Николаевич Анучин делал много исследований, в 1859 он выступал в археологическом обществе с лекциями о древнейших обитателях Европы, 1864 – создано Московское археологическое общество. Тут больше внимания уделялось первобытным памятникам и славянской археологии. Основателем общества был А.С. Уваров, сын того Уварова, который создал идеологию. Увился в Европе, в начале занимался арзеолгоией, в начале античной, а потом российской. Он вел первые раскопки на территории ярославской губернии, а также Владимирской. Он был инициатором проведения археологических съездов, первый прошел в Москве в 1869, а седьмой – в 1887 в Ярославле. Другим важным начинанием было создание Российского Исторического музея 1883, в начале были открыты 11 залов, из них по два бронзовому и железному веку, один Киевской Руси. В конце 19 века археологию как отдельный предмет начинают преподавать в ВУЗах. В МГУ СПБГУ, по кафедре географии преподавалась первобытная археология, причем в СПбГУ классическая. В 1870-е годы велись раскопки под руководством Полякова, и главным его открытием можно назвать открытие и раскопки костенок. Это давно известное местонахождение костей мамонта, там обнаружили и каменные орудия, и стоянка.

В 1879-1880 раскопки в Крыму провел Константин Сергеевич Мережковский, брат поэта. Там был открыт палеолит Крыма. Копал он два года, потом раск4опки прекратил, делал он это в 25 лет, хотя и специализировался по ботанике.
В 1881 вышла в свет работа Уварова «Археология России в каменный период». Работа не без недостатков (к каменному периоду относил фатьяновцы, не упоминал неандертальцев, да и датировки были относительны). Почти в то же время, в 1882 вышел труд А.А. Иностранцева «Доисторический человек каменного века, побережья Ладожского озера», Это первый в России обьразец комплексного исследования археологического памятника. Тут есть данные по зоологии, ботанике, археологии и т.п. Если говорить о научных школах, то скажем, что в конце XIX – начале XX века среди археологов господствовала эволюционистская школа, хотя влияние диффузионизма было заметно. Из этнографов данного периода назовем имениа Владимира Гермоновича Богораса, Льва Яковлевича Штернберга (изучали народы Сибири). В начале 20 века известным археологам Александром Андреевичем Спицыным было выработано понятие археологическая культура. Тот же Спицын в 1910 издал труд «Руководство к археологическом раскопкам». Другой известных археолог Василий Алексеевич Городцов в тот же период выпустил два больших тома по археологии: «Первобытная археология» и «Бытовая археология». Первое – это археология аппополитейных обществ (до появления цивилизаций), а бытовая – археология обществ цивилизованных. До 1915 продолжали собираться археологические съезды. Последний (16-ыцй) должен был быть в 1915 в Пскове, но из-за Войны его не было.

Потом грянул 1917, и старые традиции нарушаются, отменяются, лишь от части продолжаются.

Итак, первые два десятилетия после Октября первобытная археология была в центре гуманитарных наук. В 1919 Ленин прочитал лекцию об государстве, где много говорил о первобытности. После революции можно отметить оживление науки, в городах возникают краеведческие общества. Такие дореволюционные общества были упразднены, Российское – сразу после Революции, московское – в 1923. Но в Москве была создана Российская академия истории материальной культуры, с 1926 переименованная в Государственную академию истории материальной культуры (ГАИМК). Опять развивается палеонтологическое направление, стремящееся объединить этнографию, археологию и антропологию. Среднего сторонников Теплоухов, Руденко. Попытка развить комплексные подходы.

С 1922 года изучение археологии было введено на исторических факультетах. В 1926 была создана Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). Главной ее целью было объединение археологии и марксизма. Среди ее членов были Брюсов, Арцеховский, Смирнов, Киселев. Интересно, что, если в СПБ резко пытались разорвать с прошлой археологией, то в Москве молодые москвичи не рвали со старой наукой. Продолжаются полевые исследования, организуются экспедиции. На 1920-е начинается деятельность Вавилова. Именно теперь начинает деятельность Владимир Иванович Пропп, специалист по фольклору и волшебным сказкам. Начинают работать Марк Оспиович Косвин, он впервые ввел термин патронимия, он же впервые выявил дислокальный брак. На рубеже 1920-30 гг. начинается деятельность Токарева. В 1929 начинается год великого перелома, который стал годом испытаний для гуманитарных наук. Краеведов, например, объявили историками второго сорта, в 1930 было арестовано 150 историков, обвиненных в создании союза за освобождение России. Надо сказать, что в этот период Городцова и его учеников арестовали, но РАНИОН был закрыт, Городцов уволен, многие сотрудники были арестованы. Ряд исследователей заявили, что порывают с Городцовым. Также уволили отовсюду Спицына В ГАИМК было уволено много сотрудников. Их заменили. В том новом призыве оказалась интересная личность Владислав Иосифович Арданикас.

После всех этих событий археологию признали устаревшей буржуазной наукой, само название ликвидировали, и решили создать новую науку история материальной культуры. И основной линией было, что все культуры развиваются одинаково. А все отличия объявлялись расизмом и фашизмом. Например, о дореволюционной археологии было сказано, что это развлечение дворянского сословия. Какие-то из археологов признавали эти идеи, кто-то пытался сохранить с ним отношения. Например, Арцеховский и Киселев приспособились к новой науке. Также был арестован ряд хороших археологов. Появляется термин «воинствующий марксист». Один археолог писал: «Я ищу врагов повсюду. Если враг появился в археологии, я изучу ее, чтоб разгромить врага».

Большое влияние на развитие археологии в 1930-е – 40-еп годы оказали Труды Марра, он был языковедом, проводил раскопки на Кавказе и не только, был доктором наук, хорошим организатором. Он сразу после революции вступил в сотрудничество с большевиками, вступил в РКП(б). У него были неплохие языковедческие теории. Он создал новое учение о языке – яффетическая теория. Все языки по ходу развития трансформируются из одного языка в другой. Язык развивается вместе с обществом, и их одного языка превращается в другой. Заимствования отрицались. После смерти Марра егшо ученики на основе его работ разработали теорию стадиальности: и в истории существуют определенная стадия, после которой одна культура перерастает в другую. Например, на территории Причерноморья жили кемирийцы, потом они превратились в скифов, потом скифы превратились в сарматов, а сарматы в готов.

Этот вопрос мы начинаем с 19 века. Большие заслуги тут имеет Русское географическое общество (основано в 1845), одно из отделений которого изучало быт народов российской империи.

Например, изучал В.И. Даль, который известен еще как лингвист. Это еще В.С. Тянь-Шанский, Н.М, Пржевальский. Интересные сведения о жизни эскимосов и индейцев оставил Завоскин, который выпустил книгу: «Пешеходная опись части русских владений в Америке». Еще это миссионер Иван Евсеевич Веньяминов, который описал обычаи алеутов и кленкитов. Крупнейшим исследователем Африки был Василий Юнкер, который десять лет путешествовал по Африке (от Судана до Северной Африки), он описал труд, одежду, жилища людей, первым описал государство Буганда, к западу от озера Виктория. Еще это Миклуха-Маклай. До сих пор та часть Новой Гвинеи, где он жил, называется Берег Маклая. Он тесно общался с туземцами, лечил их, привозил животных домашних, растений, овощей. До сих пор у туземцев в языке есть русские слова. Миклуха-Маклай выступал противником расовых теорий (а тогда выступала теория, что папуасы принадлежали к низшей расе). Например, в Вене один профессор считал, что папуасы принадлежат к кучковолосой расе, промежуточному звену между обезьянами и людьми.

Развивается археология. В 1846 в СПБ было открыто русское археологическое общество. В 1859 в том же СПБ была создана археологическая комиссия, которая единственная владела правом дачи открытых листов на проведение раскопок. Тогда эти листы давали право копать на государственных, общинных землях, но частные (например, помещичьи земли) не подлежали раскопкам (тут на усмотрение хозяина земли, дать копать или нет, дать находки в музей или нет). В начале XIX в. в России появляется много переводных работ по археологии, а потом и наши ученые делают работы. Например, Карл Максимович Бэр описал каменные лабиринты белого моря. Или, например, Дмитрий Николаевич Анучин делал много исследований, в 1859 он выступал в археологическом обществе с лекциями о древнейших обитателях Европы, 1864 – создано Московское археологическое общество.

Тут больше внимания уделялось первобытным памятникам и славянской археологии. Основателем общества был А.С. Уваров, сын того Уварова, который создал идеологию. Увился в Европе, в начале занимался арзеолгоией, в начале античной, а потом российской. Он вел первые раскопки на территории ярославской губернии, а также Владимирской. Он был инициатором проведения археологических съездов, первый прошел в Москве в 1869, а седьмой – в 1887 в Ярославле. Другим важным начинанием было создание Российского Исторического музея 1883, в начале были открыты 11 залов, из них по два бронзовому и железному веку, один Киевской Руси. В конце 19 века археологию как отдельный предмет начинают преподавать в ВУЗах. В МГУ СПБГУ, по кафедре географии преподавалась первобытная археология, причем в СПбГУ классическая. В 1870-е годы велись раскопки под руководством Полякова, и главным его открытием можно назвать открытие и раскопки костенок. Это давно известное местонахождение костей мамонта, там обнаружили и каменные орудия, и стоянка.

В 1879-1880 раскопки в Крыму провел Константин Сергеевич Мережковский, брат поэта. Там был открыт палеолит Крыма. Копал он два года, потом раск4опки прекратил, делал он это в 25 лет, хотя и специализировался по ботанике.

В 1881 вышла в свет работа Уварова «Археология России в каменный период». Работа не без недостатков (к каменному периоду относил фатьяновцы, не упоминал неандертальцев, да и датировки были относительны). Почти в то же время, в 1882 вышел труд А.А. Иностранцева «Доисторический человек каменного века, побережья Ладожского озера», Это первый в России обьразец комплексного исследования археологического памятника. Тут есть данные по зоологии, ботанике, археологии и т.п. Если говорить о научных школах, то скажем, что в конце XIX – начале XX века среди археологов господствовала эволюционистская школа, хотя влияние диффузионизма было заметно. Из этнографов данного периода назовем имениа Владимира Гермоновича Богораса, Льва Яковлевича Штернберга (изучали народы Сибири).

В начале 20 века известным археологам Александром Андреевичем Спицыным было выработано понятие археологическая культура. Тот же Спицын в 1910 издал труд «Руководство к археологическом раскопкам». Другой известных археолог Василий Алексеевич Городцов в тот же период выпустил два больших тома по археологии: «Первобытная археология» и «Бытовая археология». Первое – это археология аппополитейных обществ (до появления цивилизаций), а бытовая – археология обществ цивилизованных. До 1915 продолжали собираться археологические съезды. Последний (16-ыцй) должен был быть в 1915 в Пскове, но из-за Войны его не было.

Потом грянул 1917, и старые традиции нарушаются, отменяются, лишь от части продолжаются.
Итак, первые два десятилетия после Октября первобытная археология была в центре гуманитарных наук. В 1919 Ленин прочитал лекцию об государстве, где много говорил о первобытности. После революции можно отметить оживление науки, в городах возникают краеведческие общества. Такие дореволюционные общества были упразднены, Российское – сразу после Революции, московское – в 1923. Но в Москве была создана Российская академия истории материальной культуры, с 1926 переименованная в Государственную академию истории материальной культуры (ГАИМК). Опять развивается палеонтологическое направление, стремящееся объединить этнографию, археологию и антропологию. Среднего сторонников Теплоухов, Руденко. Попытка развить комплексные подходы.

С 1922 года изучение археологии было введено на исторических факультетах. В 1926 была создана Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). Главной ее целью было объединение археологии и марксизма. Среди ее членов были Брюсов, Арцеховский, Смирнов, Киселев. Интересно, что, если в СПБ резко пытались разорвать с прошлой археологией, то в Москве молодые москвичи не рвали со старой наукой. Продолжаются полевые исследования, организуются экспедиции. На 1920-е начинается деятельность Вавилова. Именно теперь начинает деятельность Владимир Иванович Пропп, специалист по фольклору и волшебным сказкам.

Начинают работать Марк Оспиович Косвин, он впервые ввел термин патронимия, он же впервые выявил дислокальный брак. На рубеже 1920-30 гг. начинается деятельность Токарева. В 1929 начинается год великого перелома, который стал годом испытаний для гуманитарных наук. Краеведов, например, объявили историками второго сорта, в 1930 было арестовано 150 историков, обвиненных в создании союза за освобождение России. Надо сказать, что в этот период Городцова и его учеников арестовали, но РАНИОН был закрыт, Городцов уволен, многие сотрудники были арестованы. Ряд исследователей заявили, что порывают с Городцовым. Также уволили отовсюду Спицына В ГАИМК было уволено много сотрудников. Их заменили. В том новом призыве оказалась интересная личность Владислав Иосифович Арданикас.

После всех этих событий археологию признали устаревшей буржуазной наукой, само название ликвидировали, и решили создать новую науку история материальной культуры. И основной линией было, что все культуры развиваются одинаково. А все отличия объявлялись расизмом и фашизмом. Например, о дореволюционной археологии было сказано, что это развлечение дворянского сословия. Какие-то из археологов признавали эти идеи, кто-то пытался сохранить с ним отношения. Например, Арцеховский и Киселев приспособились к новой науке. Также был арестован ряд хороших археологов. Появляется термин «воинствующий марксист». Один археолог писал: «Я ищу врагов повсюду. Если враг появился в археологии, я изучу ее, чтоб разгромить врага».

Большое влияние на развитие археологии в 1930-е – 40-еп годы оказали Труды Марра, он был языковедом, проводил раскопки на Кавказе и не только, был доктором наук, хорошим организатором. Он сразу после революции вступил в сотрудничество с большевиками, вступил в РКП(б). У него были неплохие языковедческие теории. Он создал новое учение о языке – яффетическая теория. Все языки по ходу развития трансформируются из одного языка в другой. Язык развивается вместе с обществом, и их одного языка превращается в другой.

Заимствования отрицались. После смерти Марра егшо ученики на основе его работ разработали теорию стадиальности: и в истории существуют определенная стадия, после которой одна культура перерастает в другую. Например, на территории Причерноморья жили кемирийцы, потом они превратились в скифов, потом скифы превратились в сарматов, а сарматы в готов.

К сер. 1930-х гг. положение снова меняется. Было восстановлено преподавание истории в школе, исторические факультеты, в Москве и в СПБ снова начинают готовить археологов. Появляется книга Ефименко «Дородовое общество», где он предлагает периодизацию общества:
- Дородовое стадо;
- Дородовая коммуна
В этот период археологическое отделение на ист. ф. МГУ возглавил Морданикас. Он собрал на кафедре сильный состав преподавателей, студенты его любили, и он выпустил первый учебник в Росси по ИПО (1939). В Москве кафедру археологии возглавил Арцеховский. В 1937 ГАИМК был переименован в ИИМК. Появилось и московское отделение. ВОВ нанесла удар по СБ части ИИМк: часть погибла на фронте, часть умерла, часть расселилась по стране. Московская часть не пострадала, и в 1943 было решено сделать в Москве основное отделение, в СПБ филиал. В 1948 началась новая волна репрессий. Роданикас объявил, что марксистская идеология есть в Ленинграде, а в Москве – популистская буржуазная школа. В 1949 Роданикас был уволен. В 1950 вышла работа Сталина «Марксизм и работы языкознания». Работа была полностью направлена против идей академика Марра. Реально, к ней, наверное, приложил руку академик Виноградов. В итоге, начинается новая кампания покаяния. После войны в области антропологии можно назвать имя Яков Яковлевич Радинский, который выдвинул тезис о двух скачках в процессе антропогенеза. Первый от обезьян к австралопитекам, а потом от неандертальца к гомо-сапиенс.

В 1950-е – 60-е годы много полезного для изучения первобытности сделали М.М. Герасимов и Штебиц. Они восстанавливали облик человека по его костным останкам.

В 1960-70-е годы важным достижение была разработка Валерием Павловичем Алексеевым была разработана гоминидная триада.

Также была разработана Лаборатория Сергея Александровича Семенова, где изучались древнейшие производства. Проблемы происхождения скотоводства занимался Шнирельман. Проблемы происхождения искусства разрабатывались Фармозовым. В Этнографии можно назвать фамилии Золоторев и Толстов, которые выдвинули одну из гипотез возникновения экзогамии. Семенов занимался проблемами брачных отношений. Продолжает работать Токарев, появляется новый учебник по истории первобытности (Авторы Алексеев, Першиц и Мангай). Этот учебник до сих пор не сильно изменился, его переиздавали каждые 7-8 лет. Идут работы по разработке периодизации истории первобытности, к 1970-м она разработана. Заканчивая разговор, скажем несколько слов о современной ситуации. После перестройки в России издаются труды западных исследователей, которые раньше были под запретом. Появляются новые работы по антропологии. Тут надо назвать работу Зубова: «Палеоантропологическая родословная члеовека». Выцходят сборники Дробышевского, где описываются находки по австралопитекам, неандертальцем, гомо-эректусам.

Переводятся работы креационистов. Правда, 90% из них посвящены критике эволюционистов. Впрочем, оно и к лучшему: чем больше эволюционистов критикуют, тем ярче они развиваются.

Источники

Алексеев В.П. В поисках предков. Антропология и история. М., 1972. 200 с.

Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979. 240 с.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. От древнейших времен до XVI в.

М., 1987. 320 с.

История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М.,

1983. 432 с.

Уайт Э., Браун Дейл М. Возникновение человека. Первые люди. М., 1978. 157 с.


написать администратору сайта