Главная страница
Навигация по странице:

  • Гракхов вызывали гражданские междоусобицы

  • Всеобщая история кр. всеобщая история. 1. Перечислите характерные черты культуры Древнего Рима


    Скачать 16.46 Kb.
    Название1. Перечислите характерные черты культуры Древнего Рима
    АнкорВсеобщая история кр
    Дата21.02.2022
    Размер16.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавсеобщая история.docx
    ТипДокументы
    #369525

    1. Перечислите характерные черты культуры Древнего Рима.

    Культура Древнего Рима прошла в своем развитии несколько этапов.

    Основой для ее формирования и последующего развития послужила этрусская культура, унаследованная римлянами. Согласно древним источникам, первые храмы для римлян также возводили этруски.

    Особая роль принадлежала Греции, не случайно в Риме говорили, что "плененная Греция пленила своих врагов". В конце III в. до н.э. в Риме происходил культурный подъем, проходивший под влиянием греческой культуры. Для работы в Риме привлекались многочисленные греческие мастера. В Риме было сосредоточено большое количество произведений

    искусства, вывезенных из Греции. Изучение основных достижений греческой культуры стало обязательной ступенью в получении образования для знатных римлян.

    Стремление к монументальности и величию – характерная черта римской

    культуры. Наиболее ярко это проявилось в архитектуре. Римские храмы

    напоминают греческие своей формой, использованием колонн, но по своим

    размерам значительно их превосходят. Стремление к внешней нарядности

    привело к выделению коринфского стиля. Наряду с периптером, в Риме

    строились круглые храмы (ротонды). Для придания храму большей эффектности римляне искусно использовали рельеф местности. Излюбленной архитектурной деталью стали арки.

    Изобретение во II в. бетона привело к широкому распространению арочносводчатых конструкций.

    Для римлян была характерна любовь к разнообразным зрелищам. В их числе триумфы и гладиаторские бои. Для проведения последних использовался

    Колизей. Триумфальные арки – также римское архитектурное новшество.

    Арки сооружались в честь побед и как знак освящения новых городов.

    Однако их первичный смысл связан с триумфом – торжественным шествием

    в честь победы над врагом. Получили распространение и отдельно стоящие

    колонны, также воздвигнутые в честь побед. Наиболее известна колонна

    Траяна, повествующая о войне с даками.

    Чисто римским сооружением также явились термы (бани), игравшие важную

    роль в повседневной жизни римлян.

    Таким образом, римская архитектура как бы была призвана подчеркнуть

    масштабность деяний Рима, его величие и особое предназначение.

    Величайшим достижением римской культуры стало создание скульптурного

    портрета. Если греческая скульптура ставила своей задачей создание

    идеального прекрасного образа гражданина греческого полиса, то римский

    портрет передавал черты конкретного человека. Статуя должна была

    прославить римлянина, его потомков и поэтому было важно, чтобы

    изображенное лицо ни с кем не спутали.

    Римская религия прошла долгий путь развития. Ранняя религия была

    анимистической. Божественное напрямую связывалось с конкретными

    предметами. Единой религиозной культуры в Риме не существовало.

    Античная культура оставила человечеству громадное наследие, значение

    которого трудно переоценить. Культура этой эпохи преобразила облик

    огромной части мира и во многом предопределила его последующее

    развитие. После своей гибели античная культура возродилась в культуре

    европейских стран.

    Задача 1. Прочитайте отрывок:

    «Триумф, назначенный сенатом Сципиону после его возвращения в Рим,

    отличался особой пышностью. Шествие открывали украшенные венками

    трубачи. За ними двигались повозки с добычей. Затем несли изображения

    захваченных городов, картины, воспроизводящие эпизоды сражений, золото

    и серебро в слитках и монете, далее – венки, которыми наградили Сципиона

    города, союзники и его собственное войск. За ними шли взятые в плен

    карфагеняне и нумидийцы, среди них и царь Сифакс.

    И сразу за ним следовала колесница со Сципионом, увенчанным золотой

    короной. Сзади на облучке примостился раб и, чтобы не сглазить того, кто

    на время триумфа стал богом, твердил: «Ты – человек! Ты – человек!» Какому событию был посвящен триумф? Что привело к войне? Какое


    значение имела победа для Рима?

    Триумф был посвящен победе Сципиона над Ганниба­лом, которого вправе был бы назвать своим учителем, ибо обучился у него тому, что именуют военным искусством. В 202 г. до н э., близ города Зама,к югу от Карфагена, произошла последняя битва Ганнибала с римлянами. Армия великого полководца была разбита. Сципион получил почетное прозвище Африканский.

    В 218 г. до н. э. Ганнибал разрушил испанский город Сагунт, который являлся союзником Рима. Римляне в ответ объявили Карфагену войну.

    Тем временем Ганнибал, выйдя из Испании во главе отборных войск и перейдя с огромными потерями Альпы, оказался там, где его не ждали — в долине реки По. Ганнибал объявил жившим в тех местах галлам,давним врагам Рима, что воюет за свободу Италии. Галлы дали Ганнибалу продовольствия и лошадей, вступали в его войско.

    Ганнибал в нескольких сражениях разгромил консульские армии. Он двинулся на юг страны, стремясь поднять на борьбу с Римом народы Италии.

    На следующий год Рим и Карфаген заключили мир, по которому Карфаген признавал свое поражение, Он лишился всех владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот, боевых слонов и заплатить большую сумму денег. Так закончилась 2-я Пуническая война. Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье. Однако угроза со стороны Карфагена продолжала страшить римлян.

    Задача 2.

    «Выступление Гая Гракха. Все это создало почву для нового витка

    гражданских междоусобиц. Во главе сторонников реформ становится Гай,

    брат Тиберия, отличавшийся ярким ораторским талантом и решительностью.

    Выдвинув свою кандидатуру в народные трибуны на 123 г., он занял эту

    должность и был затем переизбран в следующем, 122 г.»

    В чем суть земельного закона братьев Гракхов? Почему реформы братьев


    Гракхов вызывали гражданские междоусобицы?

    По проекту закона, предложенного Тиберием Гракхом, общественные земли, незаконно присвоенные богатыми землевладельцами, возвращались государству. Они были розданы малоземельным и безземельным гражданам. Новые владельцы не имели права продавать свой участок, который должен был переходить по наследству от отца к сыну.

    Первый пункт представлял развитие старого закона Лициния и Секстия. Каждому владельцу государственной земли разрешалось удержать в собственность 500 югеров. Если у него были сыновья, то на каждого полагалось по 250 югеров, однако с тем ограничением, что одна семья не могла иметь более 1 тыс. югеров государственной земли.

    Второй пункт гласил, что излишки государственной земли должны быть возвращены в казну и из них нарезаны небольшие участки, которые раздаются бедным гражданам в наследственную аренду. Эти участки запрещалось продавать.

    Наконец, третий пункт закона предусматривал образование комиссии из трех лиц, которой поручалось проведение аграрной реформы. Комиссия должна была избираться народным собранием на 1 год с правом последующего переизбрания.

    Народ восторженно встретил этот проект. Но он вызвал бурю негодования среди землевладельцев. Они решили не допустить принятия этого закона. Оптиматы стали распространять клеветнические слухи о том, что Тиберий переделом земель хочет вызвать междоусобицу в стране и захватить власть в свои руки. Однако авторитет Тиберия был слишком велик, народ полностью доверял своему трибуну.

    Однако в проведении закона возникли некоторые трудности. В частности, аграрный закон говорил только о наделении беднейших граждан землей, но не предусматривал выдачи им денежной суммы на обзаведение инвентарем, покупку семян и т. п. Такая выдача была совершенно необходима, так как в обратном случае реформа оказалась бы бессмысленной. Но как раз летом 133 г. в Рим было привезено завещание пергамского царя Аттала III. Согласно конституционной практике, сенат хотел принять наследство царя. Однако Тиберий внес в народное собрание законопроект, по которому сокровища Аттала должны быть употреблены в качестве денежного фонда, который шёл бы на распределение крестьянам, получившим земли.

    Это было новым вызовом сенату. В этот момент нападки на Тиберия со стороны реакционных кругов достигли высшей точки, его обвиняли в стремлении к царской власти.


    написать администратору сайта