Главная страница

история билеты. 1. Понятие история. Предмет, принципы, функции исторической науки. Основные современные подходы к изучению прошлого


Скачать 220.35 Kb.
Название1. Понятие история. Предмет, принципы, функции исторической науки. Основные современные подходы к изучению прошлого
Анкористория билеты.docx
Дата21.03.2018
Размер220.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория билеты.docx
ТипДокументы
#17010
страница3 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Конец опричнины

В 1571 году на Москву вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Согласно В. Б. Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную небоеспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк (против пяти земских полков), после чего царь принял решение отменить опричнину.
Иван IV возглавил три похода на Казань.
Первый поход (зима 1547/1548 гг.). Царь вышел из Москвы 20 декабря, из-за ранней оттепели в 15 верстах от Нижнего Новгорода под лёд на Волге ушла осадная артиллерия и часть войска.Было решено вернуть царя с переправы назад в Нижний Новгород, тогда как главные воеводы с сумевшей переправиться частью войска дошли до Казани, где вступили в бой с казанским войском. В результате казанское войско отступило за стены деревянного кремля, на штурм которого без осадной артиллерии русское войско не решилось и, простояв под стенами семь дней, отступило. 7 марта 1548 года царь вернулся в Москву.
Второй поход (осень 1549 — весна 1550). В марте 1549 года Сафа-Гирей внезапно скончался. Приняв казанского гонца с просьбой о мире, Иван IV отказал ему, и начал собирать войско. 24 ноября он выехал из Москвы, чтобы возглавить войско. Соединившись в Нижнем Новгороде, войско двинулось к Казани и 14 февраля было у её стен. Казань не была взята; однако при отходе русского войска недалеко от Казани, при впадении в Волгу реки Свияги было решено возвести крепость. 25 марта царь вернулся в Москву. В 1551 году всего за 4 недели из тщательно пронумерованных составных частей была собрана крепость, получившая название Свияжск; она послужила опорным пунктом для русского войска во время следующего похода.

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя», написанная в память Казанского похода 1552 года
Третий поход (июнь—октябрь 1552 года) — завершился взятием Казани. В походе участвовало 150-тысячное русское войско, вооружение включало 150 пушек. Казанский кремль был взят штурмом. Хан Едигер-Магмет был захвачен русскими воеводами. Летописец зафиксировал: «На себя же государь не велел имати ни единыя медницы (то есть ни единого гроша), ни плену, токмо единого царя Едигер-Магмета и знамена царские да пушки градские». И. И. Смирнов считает, что «Казанский поход 1552 года и блестящая победа Ивана IV над Казанью не только означали крупный внешнеполитический успех русского государства, но и способствовали укреплению власти царя».
Астраханские походы
В начале 1550-х годов Астраханское ханство являлось союзником крымского хана, контролируя нижнее течение Волги.До окончательного подчинения Астраханского ханства при Иване IV было совершено два похода:
Поход 1554 года был совершён под командованием воеводы князя Юрия Пронского-Шемякина. В сражении у Чёрного острова русское войско разбило головной астраханский отряд, а Астрахань была взята без боя. В итоге к власти был приведен хан Дервиш-Али, обещавший поддержку Москве.
Поход 1556 года был связан с тем, что хан Дервиш-Али перешёл на сторону Крымского ханства и Османской империи. Поход возглавил воевода Иван Черемисинов. Сначала донские казаки отряда атамана Ляпуна Филимонова нанесли поражение ханскому войску под Астраханью, после чего в июле Астрахань вновь взята без боя. В результате этого похода Астраханское ханство было подчинено Московской Руси.
Позднее Крымский хан Девлет I Гирей предпринимал попытки отвоевать Астрахань.

После покорения Астрахани русское влияние стало простираться до Кавказа. В 1559 князья Пятигорские и Черкасские просили Ивана IV прислать им отряд для защиты против набегов крымских татар и священников для поддержания веры; царь послал им двух воевод и священников, которые обновили павшие древние церкви, а в Кабарде проявили широкую миссионерскую деятельность, крестив многих в Православие.

В 1550-е годы в зависимость от царя попали сибирский хан Едигер и Большие Ногаи.
Война со Швецией 1554—1557
Война была вызвана установлением торговых связей между Россией и Британией через Белое море и Северный Ледовитый океан, что сильно ударило по экономическим интересам Швеции, получавшей немалые доходы от транзитной русско-европейской торговли.

В апреле 1555 года шведская флотилия адмирала Якоба Багге прошла Неву и высадила войско в районе крепости Орешек. Осада крепости результатов не принесла, шведское войско отступило.

В ответ русские войска вторглись на шведскую территорию и 20 января 1556 года разбили шведский отряд у шведского города Кивинебб. Затем произошло столкновение у Выборга, после чего эта крепость была осаждена. Осада длилась 3 дня, Выборг устоял.
В итоге в марте 1557 года в Новгороде было подписано перемирие сроком на 40 лет (вступило в силу 1 января 1558 года). Русско-шведская граница восстанавливалась по старому рубежу, определённому ещё Ореховским мирным договором от 1323 г. По договору Швеция возвращала всех пленных русских вместе с захваченным имуществом, Русь же возвращала шведских пленных за выкуп.
Ливонская война

Причины войны

Весной 1557 года на берегу Нарвы царь Иван ставит порт: «Того же года, Июля, поставлен город от Немец усть-Наровы-реки Розсене у моря для пристанища морского корабельного», «Того же года, Апреля, послал царь и Великий князь околничего князя Дмитрия Семеновича Шастунова да Петра Петровича Головина да Ивана Выродкова на Ивангород, а велел на Нарове ниже Иванягорода на устье на морском город поставить для корабленного пристанища…». Однако, Ганзейский союз и Ливония не пропускают европейских купцов в новый русский порт, и те продолжают ходить, как и прежде, в Ревель, Нарву и Ригу.
Существенное значение в выборе Иваном IV направления военных действий сыграл Посвольский договор 15 сентября 1557 года Великого княжества Литовского и Ордена, создавший угрозу установления литовской власти в Ливонии. Согласованная позиция Ганзы и Ливонии по недопущению Москвы к самостоятельной морской торговле, приводит царя Ивана к решению начать борьбу за широкий выход к Балтике.
Ещё до завершения переговоров в Яме-Запольском, русское правительство развернуло подготовку к военному походу против шведов. Сбор войск продолжался на протяжении всей второй половины декабря и на рубеже 1581-82 годов, когда уже были урегулированы основные спорные вопросы между Россией и Речью Посполитой, и принято окончательное решение об организации похода «на свейские немцы». Наступление началось 7 февраля 1582 г. под командованием воеводы М. П. Катырева-Ростовского, и после победы около деревни Лялицы ситуация в Прибалтике стала заметно изменяться в пользу России.
Переговоры официальных представителей России и Швеции начались осенью 1582 и завершили в августе 1583 подписанием в Мызе двухлетнего перемирия с уступкой шведам новгородских крепостей — Яма, Копорья и Ивангорода. Подписывая перемирие на такой срок, русские политики рассчитывали, что с началом Польско-шведской войны им удастся вернуть захваченные шведами новгородские пригороды и не хотели связывать себе руки.
10. Социально-политическое и соц.-эконом. развитие России в 17в.
Правление Михаила Романова. «Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности. Быть может, для консолидации страны, восстановления общественного согласия страна и нуждалась не в ярких личностях, а в людях, способных спокойно и настойчиво вести: консервативную политику». (В.Б. Кобрин)
Возвращение Филарета Романова из польского плена. «С приездом его началось .так называемое двоевластие: Михаил стал государством с помощью отца -:патриарха».

1619 — 1633 - Патриаршество Филарета.После Смуты, разлагающей мистику всякой власти, Филарет смог укрепить власть своего сына. Он не был искушенным богословом, поэтому место соправителя было именно для него. Но, поскольку тревоги за династию все-таки оставались, Филарет наметил себе в преемники скромного и незаметного, почти что безличного человека - псковского архиепископа Иоасафа.
Указ о производстве первой поземельной переписи в России.

Появление при царском дворе первых рукописных газет - «Курантов».

Указ о запрещении отчуждать дворцовые земли.

Указ о приравнении выслуженных поместий к вотчинам.
Формирование первых полков иноземного строя. «Устроили рейтарские полки, из жильцов, дворян городовых, из дворянских детей недорослей, из детей боярских малопоместных и беспоместных и из вольных людей, давали им по 30 рублей в год, оружие, порох, свинец, но лошадей и платье должны были покупать сами... Также брали в рейтары со 100 крестьянских дворов по одному человеку... Составленные таким образом полки учились новому воинскому строю у иноземцев или у русских, которые уже прежде выучились новому строю» (С.М. Соловьев).
Жалованная грамота об основании железных заводов под Тулой. «Поселившийся в России голландский купец Виниус с братом Авраамом и другим купцом подал царю Михаилу челобитную, чтоб позволено им было в окрестностях Тулы завести завод... В феврале 1632 года Виниус получил государеву грамоту, в которой позволялось ему построить мельничные заводы для делания из железной руды чугуна и железа, для литья пушек, ядер и котлов, для ковки досок и прутьев, дабы вперед то железное дело было государю прочно и государевой казне прибыльно...» (С.М. Соловьев)
1642 - Введен 10-летний поиск беглых. Феодалы жаловались на бегство и насильственный вывод крестьян. Правительство Михаила в 1637 г. своим указом увеличило срок «урочных лет» до девяти. В 1641 г. «урочные годы» были еще раз увеличены: для беглых крестьян — до 10 лет и для крестьян, вывезенных другими феодалами, — до 15 лет. Теперь же феодалы хотели вообще не ограничивать сыск беглых крестьян каким-либо сроком.
1645-1676 Царствование Алексея Михайловича. «Характером своим молодой государь многом напоминал добродушного отца, и первое время своего царствования нуждался в руководителях. Воспитатель Алексея, боярин Морозов, пользуясь привязанностью и полной доверенностью своего воспитанника, не замедлил приобрести исключительное влияние на управление государством». (Д.И. Иловайский).

1649 «Соборное уложение» Алексея Михайловича. «... Государь с думой и с челобитчиками собором уложил отменить «урочные лета», т.е. срок давности для возврата беглых крестьян». (В.О. Ключевский) «Соборное Уложение» 1649 г., прикрепляя крестьян к их владельцам, окончательно завершило процесс оформления крепостного права в России.
1652 — 1658 Патриаршество Никона. Реформы Никона породили раскол в русской православной церкви, длящийся до сего времени, и уже одним этим можно назвать его реформы, если и удачными по замыслу, то крайне неудачными по методам их проведения.
1 октября 1653 Земский Собор по вопросу Украины. На Соборе было решено удовлетворить просьбу Богдана Хмельницкого и Войска Запорожского и принять православный украинский народ «под высокую руку» русского царя.
12-27 апреля 1682 - Борьба за власть боярских группировок Нарышкиных, и Милославских. Обе боярские группировки постарались поставить на царство либо царевича Иоанна, либо царевича Петра. Так или иначе, на троне оказались оба брата при регентстве царевны Софьи.


1682 - Провозглашение Петра I царем вместе с Иваном V (умер в 1696 г.) «Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твердостью, какую сохранил при этом. Но майские ужасы 1682 года неизгладимо врезались в его памяти. Он понял в них больше, чем можно было предполагать по его возрасту: через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей. Старая Русь тут встала и вскрылась перед Петром со в многовековой работой и ее плодами». (В.О. Ключевский )
Россия XVII века была сословно-представительной монархией — Земские соборы постепенно перестали созываться, а с 1653 года перестали созываться вообще. не сложилось крепостничество, а основной формой земельной ренты стала барщина - обработка крест земли феодала собственными орудиями труда. Существенные сдвиги произошли в ремесленном производстве, широко распространились домашние промыслы, продукция которых вышла на рынок. XVII век отмечен появлением новой формы производства — мануфактуры.

Мануфактуры и торговля стали основой для начала процесса складывания единого российского рынка.

XVII век — это время, когда были заложены основы многих будущих преобразований Петра I. Достаточно было дать им толчок, чтобы они смогли проявиться в полную силу. При Алексее Михайловиче, например, возникли первые «полки нового строя» - зачаток будущей регулярной армии. Отмена местничества в 1682 году предвосхитила новый порядок службы при Петре I, ставивший на: первое место не родовитость, а личные заслуги.

XVII век фактически стал переходным периодом Московской Руси к Российской империи.
1648 - Соляной бунт в Москве. Соляной бунт, как и другие народные в нения того времени, стали прямым следствием необдуманных действий правительства по введению непомерных налогов.

1648- 1651 - Городские восстания. Волна восстаний заставила царское правительство приступить к осуществлению давно назревшей реформы законодательства - составлению Соборного Уложения.
1662 Медный бунт в Москве. Усиленный выпуск медных денег щ к быстрому падению их стоимости, в результате началась страшная дорогое ото и стало причиной "медного бунта".
1667 - 1669 Поход Степана Разина за «зипунами». Поход Степана Разина за «зипунами всего лишь разбойничьим набегом казацкой голытьбы. Но в результате Разин приобрел необыкновенный авторитет и славу.
1670-1671 - Крестьянская война под руководством Степана Разина. Причины поражения: 1. Стихийный характер восстания. 2. Отсутствие политической программы. 3. Слабая дисциплина и плохое вооружение. 4. Противоречия в повстанческом лагере. 5. Наивный монархизм.
XVII столетие названо современниками «бунташным веком». Это время крупных социальных движет двух мощных крестьянских восстаний, целого ряда восстаний городских, а также церковного выступления, т росшего в социальное движение. Причины выступлений были разные. «Соляной бунт» был вызван недовольстве политикой правительства Б. И, Морозова; городские восстания в Пскове и Новгороде случились вследствие резкого повышения цен на хлеб; «медный бунт» вызвал финансовый кризис, а Соловецкое восстание — реформа патриарха Никона. Кульминацией же народных выступлений стало восстание под предводительством С.Т. Разина.
Ни одно из выступлений не закончилось победой В ходе борьбы за окончательную централизацию государства против местного суверенитета и местных вольностей правительство жестоко подавляло любое проявление вольнодумства — в экономической ли, социальной или религиозной сфере оно проявлялось.
Причинами поражения выступлений были их стихийный характер, отсутствие четкой программы действий в некоторых случаях, противоречия между социальными группами в лагере восставших, как это было во время восстания Степана Разина. Некоторые выступления были давлены после предательства некоторых из их участников.
11. Церковная реформа Никона и раскол в русской церкви в середине 17 в.
Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

1. Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).

2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились».

3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
Патриарху указывали на самочинность таких действий, и тогда в 1654 году он устраивает собор, на котором в результате давления на участников добивается разрешения провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». Однако равнение шло не на старые образцы, а на современную греческую практику. В неделю православия 1656 года в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами.
Резкость и процедурная некорректность (так, Никон однажды публично избил, сорвал мантию, а затем без соборного решения единолично лишил кафедры и сослал противника богослужебной реформы епископа Павла Коломенского) проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, которое питалось также личной неприязнью к отличавшемуся нетерпимостью и амбициозностью патриарху. После ссылки и гибели Павла Коломенского движение за «старую веру» (старообрядчество) возглавили несколько клириков: протопопы Аввакум, Логгин Муромский и Даниил Костромской, поп Лазарь Романовский, дьякон Фёдор, инок Епифаний, поп Никита Добрынин, по прозвищу Пустосвят и др.
Большой Московский собор 1667 года, осудив и низложив Никона за самовольное оставление кафедры в 1658, анафематствовал всех противников реформ. В дальнейшем в силу государственной поддержки церковной реформы имя Русской церкви было закреплено исключительно за принявшими решения Соборов 1666 и 1667, а приверженцев богослужебных традиций (староверов) стали называть раскольниками и преследовать.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта