Главная страница

система культурных кодов. 1. Понятие культурного кода 4


Скачать 38.24 Kb.
Название1. Понятие культурного кода 4
Анкорсистема культурных кодов
Дата03.02.2023
Размер38.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласистема культурных кодов .docx
ТипЗакон
#918809

Содержание


Введение 3

Человек - единственное живое существо во всем мире, которое как бы живет в двух мирах одновременно. С одной стороны, это естественное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам, и вне естественного мира его существование немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка и ограничена во времени и пространстве. Но, с другой стороны, человек тоже живет в неестественном, сверхчувственном мире, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времени и расстояний. 3

Культура не только формирует и осознает сущностные силы человека, но и реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Усвоение и развитие социального опыта невозможно вне общения. Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый, даже самый тонкий слой культуры - рождение языка и речи - служил разделительной линией, отделявшей животный мир от мира людей, биологический мир от социального мира. 3

Общество, создавая искусственную природу, одновременно формирует людей, способных потреблять закодированную в нем культуру. Так культура общества раскрывает свою двойственную природу. С одной стороны, это окаменевшие накопившиеся формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой - психические формы деятельности, закрепленные в сознании людей (живая культура). Живая культура общества возникает из единства объективных и мыслимых компонентов. Материальная и духовная, объективная и субъективная составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Каждое общество создает свои собственные объекты культуры и своих культурных индивидов. Из суммы этих полюсов возникают определенные исторические типы культур. 3

. 3

1. Понятие культурного кода 4

2. Проблема социокультурного кода 6

3. Социальные функции культуры 10

Заключение 16

Список используемой литературы 17



Введение

Человек - единственное живое существо во всем мире, которое как бы живет в двух мирах одновременно. С одной стороны, это естественное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам, и вне естественного мира его существование немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка и ограничена во времени и пространстве. Но, с другой стороны, человек тоже живет в неестественном, сверхчувственном мире, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времени и расстояний. Культура не только формирует и осознает сущностные силы человека, но и реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Усвоение и развитие социального опыта невозможно вне общения. Культура возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый, даже самый тонкий слой культуры - рождение языка и речи - служил разделительной линией, отделявшей животный мир от мира людей, биологический мир от социального мира. Общество, создавая искусственную природу, одновременно формирует людей, способных потреблять закодированную в нем культуру. Так культура общества раскрывает свою двойственную природу. С одной стороны, это окаменевшие накопившиеся формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой - психические формы деятельности, закрепленные в сознании людей (живая культура). Живая культура общества возникает из единства объективных и мыслимых компонентов. Материальная и духовная, объективная и субъективная составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Каждое общество создает свои собственные объекты культуры и своих культурных индивидов. Из суммы этих полюсов возникают определенные исторические типы культур.

.

1. Понятие культурного кода


Способы передачи социального опыта называются культурными кодами. Культурный код - это способ передачи знаний о мире, навыков, умений в данной культурной эпохе. Само понятие ''код'' впервые появилось в технике связи, в вычислительной технике, кибернетике, математике, генетике. Без кодирования невозможно построение искусственных языков, машинный перевод, шифровка и дешифровка текстов. В теории культуры на первое место выдвигается план содержания и понимания культурных текстов, поэтому понятие «код культуры» становится таким актуальным и требует уточнения. Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Мир сигналов - это мир дискретных единиц, которые рассчитываются в битах информации, а мир смысла - это те значащие формы, которые связывают человека с миром идей, образов и ценностей данной культуры. Другими словами, код - это модель, правила формирования ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого, всеобъемлющего. Сообщение, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зависимости от используемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, не воспринятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.

Основной код культуры должен обладать следующими характеристиками:

1) самодостаточностью для производства, трансляции и сохранения человеческой культуры;

2) открытостью к изменениям;

3) универсальностью.

В соответствии с классификацией типов культуры М. Маклюэна выделяют коды дописьменных культур, коды письменных культур, коды экранных культур. Дописьменная культура охватывает огромный ''доисторический'' период, включающий ''дикость'' и ''варварство'' (по терминологии Л. Моргана и Э.Б. Тейлора). В дописьменных культурах культурным доминантным кодом был мифологический. В первобытном обществе миф - это не только способ понимания жизни, но и способ ее переживания, как в предметных, так и в знаковых формах.

Коды письменных культур формируются с конца 4-го-начала 3-го тыс. до н.э. (Древний Египет и Месопотамия) и существуют до настоящего времени. Эти коды в различных локальных культурах имеют исторически конкретные и разнообразные формы. Таких форм - огромное множество, и требуется большая работа по выявлению и описанию культурных кодов локальных культур. Принципиальное же значение при характеристике кодов письменных культур имеет положение о том, что под воздействием социальных преобразований мифологический культурный код с его тождеством предметности, знаковости и идеальности разрушается, и каждый из этих параметров обретает форму самостоятельного функционирования и осуществляется различными социальными группами. В культурный код включается история. Тем самым прошлое, давнее и недавнее, становится рядом, составляет события жизни одного народа, которые связываются столь же прочно в единое осмысленное целое, как связан этот период со своими Богами или Единым Богом. Изменение и перестройка данного культурного кода начинается в христианской Европе во второй половине 15 века и связано с изобретением книгопечатания. Печатный книжный тираж открывал новые возможности для освоения в коде культурной памяти происходящих социальных перемен. Значительное влияние на формирование нового культурного кода оказала наука. Ее результат - достоверное, проверяемое экспериментально, рациональное знание внедрялось в механизм культурной памяти, перестраивало ее. В 17-19 вв. знаки как факт, научная теория, способ практического преобразования природы, в том числе и человеческой, ложатся в основание культурного кода Западной Европы. В 20 веке начинают формироваться коды экранной культуры, по-новому организуя взаимодействие основных компонентов культурного кода.

Предметность, которая в прошлых культурных типах была направлена на освоение природы, практически полностью замыкается на ''вторичную предметность'' - компьютеры, информационные системы связи, информационные банки и т. д. Знаковость также существенно расширяет область своего действия: слово, модель, символ на экране реализуются по-новому, давая простор творческой деятельности в поисках знака-изображения.

Идеальность, формируемая экранной культурой, также существенно обновляется. Для нового мышления характерно ''сращение'' логического и образного, синтез понятийного и наглядного, формирование ''интеллектуальной образности'' и чувственного моделирования.

2. Проблема социокультурного кода


В 60-80 гг. XX столетия проблема культурной типологии была по преимуществу связана с проблемой структурных оснований культуры. Одной из базовых единиц культурной жизни, ее структурным основанием является культурный код. Подобное утверждение является результатом идеологии структурализма. Проблему единства и многообразия культур структуралисты пытались решить методами структурно-семиотического анализа. К. Леви-Стросс и культурологи структуралистского направления рассматривают культуру как некий «текст», семиозис. Текст и знак в этом случае понимаются предельно широко - это и письменные источники, и ритуал, обычай, культовый обряд.

Культура предстает как кодовая система общества в том смысле, что ее нормы, ценности, предметные и идеальные формы выполняют функцию накопления и трансляции социального опыта и информации. Культурный код играет роль основания самоорганизации культуры, набора культурных универсалий и устойчивых связей, модифицирующихся в разные исторические периоды.

Структурно-семиотической характеристики социальнокультурного кода придерживались в отечественной литературе М. К. Петров, Ю. М. Лотман.

Согласно М. К. Петрову, социально-культурный код - структура ненаследственной поведенческой информации, которую накапливают, хранят и передают новым поколениям людей. Типы трансляции, согласно М. К. Петрову, можно представить как типы социального кодирования знания, как структурные различия социокодов. М.К. Петров рассматривал историческую эволюцию именных способов кодирования знания и опыта[1]. Ему удалась типология и характеристика следующих основных способы кодирования и трансляции социального опыта: лично-именной, профессионально-именной и универсально понятийный.

Рассматривая живые традиции и характеристики развития русской культуры Ю.М. Лотман использовал для этого четыре типа культурного кода: 1) семантический код, 2) синтаксический код, 3) код с установкой на отрицание знаковости, 4) семантико-синтаксический (синтетический) код. Такое количество вариантов социально-культурного кода обусловлено природой знака, его отношением к незнаку.

Наша точка зрения расположена в области идейных устремлений, согласно которым языки культуры - это различного рода коды или, говоря философским языком, материальные и идеальные формы (структуры) выражения и закрепления мыслей, чувств, волевых устремлений. Мы исходим из определенных посылок, которые имеют длительную философскую традицию и существенные основания.

Предметные и деятельностные формы, как устойчивые, упорядочивающие структуры (технология деятельности, нормы поведения, образцы-идеалы, логические законы и правила), являются кодовыми элементами культуры. Они организуют предметное пространство, деятельность, поведение, мышление людей. Культурные коды обеспечивают общезначимую упаковку, складирование и передачу социального опыта, знаний (информации).

Основополагающая роль культурной формы в гуманитарной семиотике проявляется в том, что она утверждает себя как культурный код, сообщение и текст. Культурная форма - суть система организации искусственного (неприродного) объекта, его композиция, сюжет, структура. Она является «атомарным» элементом культуры как семи- о системы. На ее основе формируются культурные системы, конфигурации, стилевые феномены. Поскольку по своим онтологическим и семантическим параметрам она является аналогом высказыванию естественного языка, то ей принадлежит важнейшая роль в процессах социокультурной коммуникации и трансляции. С семиотической точки зрения, любая культурная форма представляет собой текст вербального, изобразительного, телесно-пластического, архитектурно пространственного или предметно-вещественного содержания. Особым случаем целостного, высококонцентрированного культурного текста авторской природы является художественное произведение.

К языку реальной жизни относится «стиль» как грамматика (синтактика) языка культуры. «Грамматикой» культуры является некий порядок символических отношений в культуре, например, некоторая структура социальных отношений, подвергшаяся символическому закреплению. Эта сторона социальных отношений и социальной организации хорошо вскрыта в символическом интеракционизме. Однако, парадокс в том, что его за это чаще хулят, чем хвалят.

Такого рода толкование культурных форм можно встретить в теории идей Платона, в понятиях «материи» и «формы» Аристотеля, в

Логике Гегеля. Эту традицию, по существу, продолжает современный постструктурализм - Ж. Лакан, Ж. Делез, Ф. Гваттари.

Жиль Делез и Феликс Гваттари в работе «Капитализм и шизофрения» (т.1 -«Анти-Эдип», т. 2- «Тысяча плоскостей») разрабатывают теорию политического бессознательного. В терминологии неких «потоков желания» они обсуждают антитезы «пространство - воспроизводство», «желание - представление». Окружающая человека действительность описывается Делезом и Гваттари как система машин, отдельные части которых могут соединяться и разъединяться, желать нового сцепления. Речь, таким образом, идет о совокупности «желающих машин», образующих вместе «желающее производство». Оно осуществляется на молекулярном и молярном уровнях. Первый уровень образуется частями «желающих машин», а второй - индивидами, классами, обществом, государством, наукой, искусством и т.д. Элементы молярного уровня обладают определенной структурой, которая способна не только производить, но и подавлять желания. Сквозь призму этих понятий человек оказывается «желающей машиной», обладающей как молярным, так и молекулярным уровнями. Вслед за Ж. Лаканом, Ж. Делез и Ф. Гваттари признают, что желание вписывается в символические структуры. Символизация желания означает расчленение живого тела культуры некоей «грамматикой», т.е. «письмом» или «стилем». Поэтому всякое желание имеет социальную природу, и «производство желания» оказывается изначально вписанным в «грамматику» как символический порядок общественных отношений.

Диалектику культурной формы и стиля можно, в какой-то мере, проиллюстрировать на примере реформаторской деятельности великого русского балетмейстера М. М. Фокина. Порой изменения, проведенные им в балете, склонны были рассматривать как разрушение великих традиций, а все его творчество считать декадентским, формалистическим, эстетским. Действительно, М. Фокин неоднозначно оценивал классический танец: между классическим танцем романтического балета и балета конца XIX века он видел огромную принципиальную разницу. Классический танец эпохи романтизма он считал идеалом одухотворенности и содержательности. Гальони поднималась на носках, чтобы быть еще воздушнее, чтобы, улетая от земли, чуть касаться ее. Танцовщица периода упадка балетного танца пользовалась пальцами, чтобы удивить зрителя их крепостью, выносливостью. Набив туго носок атласного туфля, она прыгала на нем, била в пол что есть сил в ее мускулистых, разработанных, выворотных ногах. «Стальной носок»

- это ужасное изобретение упадочного балета. Его не было в лучшую пору балета», - считает балетмейстер-новатор[2].

Чтобы создать новые образы, М. Фокину нужно было обогатить язык танца. Главный тезис программы, предложенной М. Фокиным, заключался в том, чтобы не составлять комбинаций из готовых и установившихся танцевальных движений, а создавать в каждом случае новую форму, соответствующую сюжету. В то же время, кроме языковых новаций, М. Фокину принадлежит и грамматическая новация, посредством использования метода стилизации. Стилизация - это попытка реконструировать тот или иной художественный стиль прошлого. Причем, реконструкция может предполагать переклички с современностью, а может быть и самодовлеющей. Может ли быть балет стилистически цельным, если в нем смешивается классический танец с характерным, танцем модерн, свободной пластикой и гротеском? Фокин стремился к использованию в одной постановке разных выразительных средств, группы представителей разных миров говорят у Фокина на разных языках.

На рубеже 1920-30 годов Михаил Фокин противопоставлял стилизацию новому направлению в балете - модернистическому. Возникновение модернистического танца было вызвано желанием воспроизвести в пластике те новые стороны жизни, на которые М. Фокин еще не обратил внимание, и которые казались тогда ему находящимися вне сферы балета. Представители модернистического танца искали собственную систему, собственную пластическую выразительность, резко отличающуюся от балетных. Соприкосновение и влияние друг на друга модернистического танца и балета относятся к более позднему времени.

3. Социальные функции культуры


Культура - это человеческий мир. Создание и сохранение культуры - это не самоцель, а способ существования и выживания человека как социального существа и общества, как человеческой организации. Отсюда основные задачи, которые решает культура: во-первых, это социализация человека, т.е. сохранение и приумножение в ней всего истинно человеческого, а значит, и социального; во-вторых, это такая организация жизни общества, которая служила бы дальнейшему социальному процветанию во имя человека. В процессе решения этих социальных проблем культура, как и любая разветвленная и многоуровневая система, выполняет множество различных функций. И если формы культуры меняются со временем, то функции, которые она выполняет, в основном постоянны, потому что из них следует соответствие той или иной жизненной потребности общества, составляющих его социальных групп и индивидов.

Исходя из этого, первая социальная функция культуры - это природопреобразующая функция. Человек и общество в целом просто не могут существовать без природы, более того, природа трансформировалась, адаптировалась через культуру для существования. Природопреобразующая функция культуры неодинаково развита в разных обществах и в разные исторические эпохи. Таким образом, многие восточные культуры практически не стремились овладеть природой вне себя, но они освоили внутренние ресурсы человеческой природы и разработали сложные системы психотехники, развития памяти, воображения, воли и чувствительности. И наоборот, более практичные европейцы, веками стремившиеся к экспансии (как экономической, так и политической), более успешно овладели внешней природой.

Преобразующая функция культуры неразрывно связана с функцией, которая отражает потребность человека и общества в поддержании баланса между человеком и окружающей средой. Выполняя эту защитно-приспособительную функцию, культура создает и постоянно совершенствует различные средства защиты, причем не только материальные в виде пожара, одежды, жилых домов и т. д., Но и в виде соответствующих знаний о том, как себя в них вести. или другая ситуация, как определить потенциального и реального врага, будь то живое существо или состояние, обстоятельство. Без этого практически невозможно существование человека и всего общества.

Следующая социальная функция культуры - человекообразующая, человекообразующая. Это связано с потребностью человека продлить свое человеческое существование и не быть отвергнутым обществом, в котором он живет. Человеческая функция также называется образовательной, поскольку культура и только культура делает человека личностью. И начинается это образование с того, что культура определяет поле деятельности человека, дает ему возможность реализовать свои возможности.

Культура не усваивается человеком биологически (хотя генетически определенные предпосылки для ее усвоения могут быть переданы ему). Только по мере продвижения реализации, т. е. По мере развития знаний, убеждений, идеалов, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций социальной группы, его народа и всего человечества, индивид становится полноценной личностью и членом общества.. При этом каждое новое поколение, каждый отдельный человек неизменно проходит свой, и только свой путь избирательной ассимиляции культуры общества. Это развитие может осуществляться как организованно под контролем общества и его структур в учреждениях воспитания и обучения, так и самостоятельно через самообразование и самообразование. В результате человек не только становится носителем, получателем и продолжателем культуры, но и включается в общественную жизнь, получает или меняет свой социальный статус и социальную роль. Вовлеченные в процесс социализации, который продолжается на протяжении всей их жизни, люди осознают свои потребности, возможности и способности, устанавливают отношения с другими членами общества, социальными группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Они развивают свой внутренний мир, творчески реагируют на социальные требования, понимают их значение, принимают решения и делают моральный выбор. Следовательно, человек в человеке определяется как степенью его приобщения к духовным ценностям, культурным наследием, так и степенью самореализации. Только это позволяет человеку чувствовать себя уверенно и комфортно в обществе, в общественной жизни, и в то же время стабилизирует общество, создает условия для его нормального функционирования, повышает жизнеспособность, обеспечивает необходимую преемственность в его развитии.

Характер, тип культуры определяют характер социализации, ее механизмы. Интегративная функция культуры неразрывно связана с функцией человеческого созидания и социализации. Этой функции в своих исследованиях Э. Дюркгейм уделял особое внимание. Согласно его концепции, развитие культуры создает в людях - определенную социальную группу (большую или малую) общность, принадлежащую к одной нации, народу, религии и т. д. Таким образом, культура объединяет людей, интегрирует их и обеспечивает целостность единого общества. все сообщество. В то же время, сплачиваясь на основе субкультуры (например, католической или протестантской культуры), одни люди начинают противопоставлять себя другим - представителям другой субкультуры (например, православной культуры), тем самым разделяя более широкие сообщества на более мелкие. ед. Внутри этих более широких сообществ могут возникать даже культурные конфликты. Таким образом, культура также может выполнять дезинтегрирующую функцию.

Следующая функция культуры также способствует социализации личности и организации общественной жизни. Это информационная функция. Это связано с такими важными человеческими потребностями, как общение, накопление и сохранение культуры, как информация и ее передача в виде социального опыта в пространстве и времени. Таким образом, информационную функцию культуры можно разделить на три подфункции, которые часто рассматриваются отдельно: информационно-коммуникативную, информационно-накопительную и информационно-вещательную.

Информационно-коммуникативная функция связана с важнейшей социальной потребностью человека - жить и общаться в среде себе подобных. Человечество неудержимо в своем стремлении к развитию, и развитие тем эффективнее и взаимовыгоднее, чем больше людей обмениваются духовными ценностями, научными знаниями и другой самой разнообразной информацией. Сегодня говорят: Информация правит миром. Обмен информацией - это процесс коммуникации, в какой бы форме (технической или устной) он ни происходил. Человек недееспособен, если он не воплощает в себе богатство общих и социальных способностей, ценностей, навыков и других видов культурной информации, если он не включен в многоуровневую систему человеческого общения, позволяющую как обретать человека, так и самость. - воплотить в жизнь в человеческом пространстве.

Аксиологическая, или ценностно-ориентированная, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры и выражается не только в том, что культура есть система норм и ценностей, но и в том, что она развивается и изменяется, изменяя и переориентируя ее. ценности членов определенного социального сообщества. Именно культура на протяжении всей жизни человека формирует в нем определенные ценностные потребности и ориентации, приближая их к социально значимым в данный исторический момент, и по степени их совпадения общественное мнение определяет степень культурности человека. конкретный человек. Важнейшим критерием в данном случае является, как правило, моральное и интеллектуальное содержание ценностных потребностей и ориентаций.

Однако ценности и потребности, которые есть у человека и которые во многом определяют сферу его деятельности, могут быть реализованы различными способами. Для обозначения тех границ, за которые человек не должен выходить, культура формирует целый комплекс различных норм, выполняя нормативно-регулирующую функцию в обществе. Основная задача этой функции связана с потребностью общества в поддержании жизнеспособности, стабильности, устойчивости, социального баланса. Нормы существуют в различных сферах жизни: нормы нравственного поведения; нормы технологического поведения в труде; фундаментальные нормы (табу на каннибализм, отцеубийство, инцест); нормы питания; нормы отношений между мужчинами и женщинами, детьми и взрослыми и т. д. Нормативно-регулирующая функция культуры поддерживается такими системами, как мораль и право. Существует тенденция: для общества с плохой культурой характерно преобладание закона, что приводит к своеобразной нормативной избыточности, тогда как по мере развития форм культуры в обществе повышается уровень свободы человеческого поведения, а затем и нравственности. становится его основным регулятором.

Культура выполняет в обществе функцию психологической релаксации, так называемую антистрессовую функцию. Современная жизнь - это психологические и физические перегрузки, связанные с увеличением темпа жизни, с экономической и политической нестабильностью, - создают предпосылки для возникновения психологической нестабильности, взрывоопасности поведения человека и, соответственно, для обострения социальная ситуация в обществе. Условия для удовлетворения желаний и потребностей, нормального отдыха и спокойного общения существуют не всегда. Человек вынужден большую часть жизни проводить в искусственной среде, что не всегда удобно и разумно, а иногда и полностью противоречит нормам человеческого существования. Поэтому перед культурой, особенно духовной, стоит задача разрядить стрессовые ситуации, по возможности обеспечить психологический комфорт человека и общества в целом. Для этого в систему культуры входят целые социальные институты, институты (кино и т. д.), которые призваны перенести человека в другую, грезящую реальность, удаленную от нашего пространства и времени.

Заключение


В заключение этой работы хотелось бы отметить, что культура - это духовная составляющая человеческой деятельности, как неотъемлемая часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но в то же время в каждом конкретном виде деятельности она представляет только свою духовную сторону - во всем многообразии социально значимых проявлений. 

Функции культуры скрывают ту роль, которую она играет в жизни общества как фактор социальных изменений. Человек формируется только в результате его приобщения к культуре, поэтому человеко-творческую функцию можно назвать основной функцией культуры. Остальные функции вытекают из человеко-творческой функции и определяются ею.  

Культура - уникальная характеристика человеческой жизни и поэтому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура - это сложно организованная система, элементы которой не только множественны, но и тесно переплетены и взаимосвязаны. Он раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, которые выражаются в системе морали и права, религии, в искусстве и науке.  

Происходящие в культуре механизмы социализации обеспечивают самообновление общества, духовную замену одного поколения другим. Итак, при рождении человек находит некий мир, созданный не им, но который является главной основой его будущей жизни. С помощью концепций, книг, СМИ человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться окружающими его материальными объектами, наблюдая за поведением других (принятые в обществе модели), а также осуществляет собственную практическую деятельность., развивая собственный опыт и делая культуру семьи, общества, человечества нашей собственностью.  


Список используемой литературы


  1. Батищев, Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. - М., 2019. 

  2. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Волков. - М.: Гардарики, 2019.   

  3. Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебник / Г.А. Голубева. - М., Гардарики, 2020.   

  4. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко - М.: ЕДИНСТВО-ДАНА, 2020.  

  5. Мангейм, К. Выбрано : Социология культуры / Академия культурных исследований. - М.; СПб. : Университетская книга, 2020.

  6. Общая социология: учебник / под ред. Проф. Эфендиева Е.Г. - М.: ИНФРА-М, 2019.   

  7. Основы социологии: Учебное пособие / под ред. Прокопов М.В. - М.: Российская деловая литература, 2019.  

  8. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М.: ИНФРА-М, 2019. 

  9. Соколова, В.А. Основы социологии: учебник для вузов / В.А. Соколов. - Ростов н / д: Феникс, 2019.   


написать администратору сайта