Главная страница

биоэтика. 1. Предмет этики


Скачать 31.11 Kb.
Название1. Предмет этики
Дата14.01.2022
Размер31.11 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлабиоэтика.docx
ТипЗакон
#330603

1. Предмет этики

Предмет этики: закономерности развития и действия морально-нравственных регуляторов общественных отношений

2. Мораль и нравственность

Мораль формируется и функционирует в общественной жизни в значении легитимных предписаний, императивов, запретов и требований, прошедших длительную селекцию, исторический отбор, регулирующих отношения в социуме с позиции общественного блага.

Нравственность составляет содержание активного отношения индивида к принятию решений в ситуации этического выбора, самоопределения с учётом собственного опыта. Ключевое значение в процессе нравственного решения имеет свободная воля индивида, имманентно связанная с фактором ответственности

3. Природа нравственного сознания

Интерес к проблеме нравственного самоопределения человека проходит через всю мировую историю этических учений. Одним из первых в истории европейской мысли к вопросам нравственного сознания обратился Платон (V-IV вв. до н.э.). Эта тема и её значение раскрыты в диалогах Платона, главным действующим лицом которых является Сократ.

(со-весть – элемент со-знания) выступает в качестве «внутреннего редактора», выражает способность человека к самооценке и самоконтролю. Качество умения индивида использовать ресурс ценностного самоопределения характеризует нравственный статус человека, определяет его нравственное сознание.

4. Понятие «мировоззрение»

М. Хайдеггер: Мировоззрение, это «не просто теоретическое знание, но практическая позиция, и притом не какая-то сиюминутная, а постоянно утверждающаяся - по отношению к миру и к своей собственной экзистенции» («Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни»).

Поскольку нравственное сознание по своей природе идеально, а мораль сочетает в себе теоретическую и практическую стороны (моральную практику), то, таким образом, мораль и нравственность составляют единый мировоззренческий комплекс с общим аксиологическим интервалом.

5. Моральные императивы

Нравственный (моральный) императив. - совокупность общечеловеческих нравственных принципов, безусловно ограничивающих поведение и действие людей всей планеты с целью обеспечения дальнейшего существования и развития человечества.

6. Аксиологический экстремум (интервал)

Аксиология – учение о ценностях. Шкала этических ценностей позволяет классифицировать все явления в диапазоне абсолютных понятий «добро» («благо», «положительное явление») и «зло» («отрицательное явление»), определяющих границы аксиологического экстремума этики. Аксиологический экстремум (интервал) – предел ценностных значений в конкретной области познания реальности.

7. Мораль и право как коррелятивные регуляторы общественных отношений

Мораль и право являются взаимодополняющими, коррелятивными регуляторами в единой системе общественных норм, социальных отношений. В современном обществе мораль и право сохраняют исторически сложившиеся связи, принципы взаимодействия, общественно выработанную основу. Исследование взаимодействия морали и права в медицинской деятельности является одной из задач медицинской этики.

8. Этика целей и этика средств

В деятельности современного специалиста все профессиональные вопросы должны решаться в тесной связи теории и практики. Медицинский работник, принимая компетентные решения, основывается на требованиях закона и профессиональных обязанностей, устанавливающих как цель и задачи его деятельности, так и средства их решения.

Баланс целей и средств – обязательное условие рационального применения теоретических знаний в конкретной практической ситуации. Для предупреждения дисбаланса целей и средств необходимо осознавать ответственность за этическое соответствие стратегии и тактики профессиональной деятельности. Для этого необходимо отличать особенности «идеологических» и «экспертных» подходов к профессиональным задачам.

Таким образом, для «идеологов», по определению Н. Боббио, преимущественное значение имеют «руководящие принципы», идеалы, концептуальные определения. В данном подходе рациональность рассматривается в аспекте обоснования ценностей или целей.

«Эксперты» отдают предпочтение способам познания, техническим решениям, специфическим знаниям. Здесь рациональным признаётся обоснование средств достижения цели.

Позиция «идеолога» открывает простор для дискуссий о конечном смысле профессиональной деятельности. Предметом такой дискуссии в медицине может стать вопрос о ценности человеческой жизни, о необходимости бороться за здоровье человека в различных ситуациях. При этом, признав предпочтительность одной из существующих точек зрения на проблему, «идеолог» не всегда критически подходит к задаче выбора морально и нравственно адекватных средств достижения оптимального результата.

С позиции «эксперта» теоретические вопросы представляются априорно решёнными. Акцент ответственности смещён в сторону компетентного выбора адекватных методов, обеспечивающих запрограммированный результат.

В современном высокотехнологичном профессиональном процессе опасность представляют и утопическое мышление «безответственных идеологов» и техническое самоограничение «безответственных экспертов». Пренебрежение со стороны радикальных «идеологов» природой средств, как и игнорирование крайними «экспертами» вопроса допустимости результата, может привести к этическому парадоксу моральнонравственного диссонанса поставленных целей и применяемых технологий.

Примером такого искажённого представления о смысле и задачах профессиональной деятельности являются принудительные эксперименты исследователей и организаторов медицинских исследований, признанные преступными в ходе «Нюрнбергского процесса по делу врачей» 1946-1947 гг.

9. Процессуальная биоэтическая модель (В.В. Томашов)

ЭТАПЫ РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (В.В. Томашов)

5. ПРАКТИЧЕСКИЙ -ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

4. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ -ОЦЕНКА СРЕДСТВ

3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ-ОЦЕНКА СПОСОБНОСТЕЙ

2. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ -ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ -ОЦЕНКА НЕОБХОДИМОСТИ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

5. ПРАКТИЧЕСКИЙ

4. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ

3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ -КОМПЕТЕНТНОСТЬ

2. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

Применение процессуальной компетентностной модели проф. Томашова снижает риски ошибочных действий, основанных на завышении или занижении значения решающих факторов компетентных решений на каждой из отдельных стадий процесса. Критерии практической необходимости процесса, преимуществ выбранной стратегии, компетентности специалиста, эффективности выбранных методов, степени соответствия результатов процесса поставленным задачам в данном случае могут системно корректироваться.

10. Античные кодексы моральной регламентации врачебной деятельности

Одна из ранних моделей моральной регламентации в европейской медицине связывается с именем Гиппократа (460-377 гг. до н. э.). Общие положения врачебной этики, известные как «Клятва Гиппократа». Единый принцип, лежащий в основе данного этического кодекса можно обобщить в формуле «не навреди»

В целом для античного периода характерна идеализация носителей медицинского знания. Врачебная этика античности определяет морально-нравственные параметры врачебного искусства как сакральной деятельности избранных.

11. Кодексы моральной регламентации периода Средневековья и Нового времени

В средневековой медицине преобладал патерналистский (лат. pater – отец, покровитель) подход, («модель Парацельса» (1493-1541)), выраженный посредством тезиса «совершай добро». В основе этого подхода – унаследованное от античности представление о сакральном характере медицинского знания. Ответственность пациента за собственное здоровье в данном случае императивно делегируется врачу. В разных формах патернализм проявляется и в некоторых современных моделях взаимодействия субъектов медицинской и деятельности.

Ф. Бэкон (1561-1626) видел задачу медицины в комплексном подходе к состоянию пациента: «Обязанность врача состоит целиком в том, чтобы уметь так настроить лиру человеческого тела и так играть на ней, чтобы она ни в коем случае не издавала негармонических и неприятных для слуха созвучий».

Новое Время: Становление в период Нового времени секулярной науки стало основанием для формирование деонтологии и биоэтики.

В XIX столетии И. Бентам (1748-1832) систематизировал принципы деонтологической (греч. deontos - должное) модели, основанной на требованиях долга: гражданского и личностного. Моральное значение поступков И. Бентам соотносил с критерием пользы.

12. Функции медицинской этики

Современная медицинская этика опирается на опыт осмысления этических начал медицины на всех стадиях развития науки и решает ряд общественно значимых задач, выполняя несколько функций:

1. Аксиологическая функция, заключающаяся в определении ценностных доминант в развитии современной медицины и фармации.

2. Связанная с ценностными определениями прогностическая функция, выражающаяся в разработке этических основ теоретических моделей дальнейшей эволюции научного (медицинского) знания.

3. Образовательная функция, включающая выработку профессиональной этической позиции в процессе обучения будущего специалиста и просветительскую работу.

13. Проблема качества жизни в современной медицине

Качественная оценка в данном случае выражается интегративным показателем, обусловленным трактовкой категории здоровья современной медицинской наукой, закреплением её значения в социальной и правовой культуре.

Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (323 РФ) определяет здоровье как «состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма». Эта определение соответствует положению Устава (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (1946 г.).

Соответственно, охрана здоровья граждан рассматривается как комплекс мер «политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера», осуществляемых «в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи».

1. Физическая сфера - критерии физической боли и дискомфорта, жизненной активности, энергии и усталости, сна и отдыха.

2. Психологическая сфера - наличие положительных или отрицательных эмоций, факторы мышления, обучаемости, памяти и концентрации - познавательные функции человека, его самооценку, отношение к своей внешности.

3. Факторы уровня независимости - подвижность, способность выполнять повседневные дела, зависимость от лекарств и лечения, способность к работе.

4. Сфера социальных отношений - личного взаимодействия индивидов и практической социальной поддержкой.

5. Окружающая среда - физическая безопасность и защищенность, «окружающая среда дома», финансовые возможности, доступность и качество медицинской и социальной помощи, возможности для приобретения новой информации и навыков, для отдыха и развлечений и их использование, загрязненность, зашумлённость, климат и привлекательность места проживания, вопросы транспорта.

6. Духовная сфера - духовность, религиозность, личные убеждения.

14. Механицизм и витализм в биоэтической концепции В.Р. Поттера

Механицисты- «жизнь объяснима в терминах химии и физики, доступных разуму человека и ничем более того»; уверен, что все неизвестные сегодня факты, в будущем будут открыты и объяснены

Виталисты- «жизнь нельзя объяснить с позиций только химии или физики, ибо ее необходимые составляющие выходят за предел ы знания, доступного человеческому разуму»; «боится именно этого и, возможно, надеется (вероятно, правильно), что этот день никогда не наступит»

С позиции декларируемого В.Р. Поттером механицизма, человек является адаптивной системой управления с присущими каждому иерархическому уровню этой системы элементами беспорядка.

То есть биоэтическая концепция рассматривается В.Р. Поттером как интегративный (междисциплинарный) метод, ориентированный на социальную практику, учитывающую биологические и культурные потребности человека.

«Я предлагаю рассматривать человека как информационно-обрабатывающую, принимающую решения кибернетическую машину, система ценностей которого закладывается при помощи механизмов обратной связи с окружающей средой… [как] устройство с заложенным в него определенным процентом ошибочного копирования»

15. Принципы научно-философского подхода к проблемам прогресса по Поттеру

Принципы научно-философского подхода по Поттеру:

1. Нет абсолютного знания.

2. У знания нет иных границ, кроме незнания.

3. Невозможно представить, чтобы новые знания были окончательными; знание беспредельно и бесконечно.

4. Никто индивидуально не может овладеть даже теми знаниями, которые существуют сегодня.

5. Знания следует распространять так широко, как это только возможно.

6. Единственная возможность справиться с опасным знанием состоит в развитии знания.

В.Р. Поттер подчеркивает, что наука предполагает знание морали, но это ещё не мудрость. Мудрость состоит в знании о том как использовать достижения науки и как уравновесить науку с другими областями человеческого знания в целях достижения коллективной мудрости.

Перспективной является «научно-философская концепция прогресса, построенная на понимании долгосрочной мудрости – это единственная разновидность прогресса, ведущего к выживанию. С её помощью судьба человечества передается в руки человека, что наделяет его ответственностью за исследование механизмов обратной связи и обозримых процессов естественного отбора на биологическом и культурном уровне.

16. Человек как «живая машина» и концепция «оптимального стресса» в биоэтической

концепции В.Р. Поттера

«Если бактерия подобна машине, потому что её «её интеллект» может быть объяснен механистически, то уверены ли мы полностью в том, что наш интеллект не запускается подобным образом?»

«Отдельный человек… особого рода машина, работа которой построена на механизме многоканальных связей с окружающей средой, а её ответы на внешние воздействия включают определенную степень иррациональности» То есть, биологический человек - механическая система, способная регулировать, усвоения продукта из внешних источников, ускорять или замедлять реакцию образования конечных продуктов продуктом самой реакции. Человек наделён способностью к адаптации, контролю «наиболее тонких механизмов жизни». Интеллектуальная деятельность человека направлена на оперирование «определенным количеством дезорганизации», беспорядка – на достижение условий «оптимального стресса» как стимула развития.

По мнению В.Р. Поттера в интересах прогресса необходимо дальнейшее изучение и развитие концепции «оптимального стресса», а также происхождения и роли адаптации в процессе человеческой деятельности, направленной на изменение (оптимизацию) окружающей среды. Оптимальная окружающая среда – это среда, вызывающая «оптимальный стресс», необходимый для адаптивной реакции и дальнейшей адаптации (биологической и культурной).

17. «Опасное знание» как дилемма современной науки по В.Р. Поттеру

Задача человека и человечества – оценка рисков применения новых знаний. «Опасное знание» – знание, которое накапливается быстрее, чем мудрость, необходимая для управления им.

«Ключ» к науке об окружающей среде – «биокибернетика», позволяющая моделировать механизм обратных связей, при помощи которых части комплексной системы воздействуют на поведение всей системы.

Главной проблемой каждой цивилизации является управление и контроль окружающей среды, преодоление диссонанса требований экологии и задач экономики

Экономика- Первоочередная задача - повышение (обеспечение) стандартов жизни

Экология -На первое место следует ставить задачи выживания

Необходима глобальная стратегия развития общества, в которой человека как биологическое существо нужно рассматривать в контексте его видового выживания.

18. «Биоэтическое кредо личности» по В.Р. Поттеру

В завершение книги «Биоэтика – мост в будущее» В.Р. Поттер формулирует 5 основополагающих биоэтических тезисов, определяющих отношение каждого конкретного человека к проблемам развития цивилизации

1. Я признаю необходимость принятия неотложных мер в мире, находящемся в кризисной ситуации. Обязательство: Я готов работать вместе с другими людьми для развития и углубления своих убеждений, объединяться с силами мирового прогресса, которые будут стремиться сделать все возможное для выживания и совершенствования человеческого рода, исходя из необходимости достижения гармонии с окружающей средой.

2. Убеждение: я принимаю тот факт, что выживание и развитие (культурное и биологическое) человечества в будущем, в значительной степени зависит от сегодняшних планов и деятельности человека. Обязательство: Я постараюсь прожить мою собственную жизнь и влиять на жизнь других людей таким образом, чтобы обеспечить эволюцию в направлении более совершенного мира для будущих поколений человечества. Я буду избегать таких действий, которые могли бы подвергать опасности их будущее.

3. Убеждение: Я признаю уникальность каждой личности и ее естественное желание внести свой вклад в развитие определенной сферы общества таким способом, который был бы совместим с его долгосрочными потребностями. Обязательство: Я буду прислушиваться к обоснованным точкам зрения других людей (меньшинства или большинства) и буду признавать роль эмоционального убеждения в продуктивной и эффективной деятельности.

4. Убеждение: Я принимаю неизбежность некоторых человеческих страданий, являющихся проявлением беспорядка, присущего как биологическим созданиям, так и физическому миру, но я не могу равнодушно относиться к страданиям, как результату негуманного отношения одного человека к другому. Обязательство: Я буду встречать свои проблемы с честью и смелостью, помогать своим ближним в их несчастье и работать для устранения ненужных страданий человечества в целом.

5. Убеждение: Я принимаю неизбежность смерти как необходимой части жизни. Я подтверждаю свое благоговение перед жизнью, мою веру в братство всех людей на Земле, а также свои обязательства перед будущими поколениями. Обязательство: Я буду стараться жить так, чтобы приносить пользу моим близким уже сейчас. Пройдет время и те, кто переживу меня, будут вспоминать обо мне с благодарностью.

19. «7 пунктов» оптимизации среды в биоэтической концепции В.Р. Поттера

«7 ПУНКТОВ» ОПТИМИЗАЦИИ СРЕДЫ.

1. Основные потребности удовлетворяются усилиями самого человека: пища, кров, одежда, пространство жизни, уединение, досуг, образование – нравственное и интеллектуальное.

2. Снижение («освобождение нашей жизни») токсического воздействия среды

3. Культура должна считаться с принципами здоровой экологии в перспективе жизни.

4. Сознательное развитие человеком адаптивных способностей в столкновении с физическими и интеллектуальными задачами.

5. Личное благополучие должно обуславливаться широким диапазоном впечатлений при «сохранении чувства аутентичности».

6. Продуктивность человека должна включать ответственность перед конкретным обществом и человечеством в целом. На пути к прогрессу может возникать фактор «опасного знания»

20. Биоэтика в современном мире

Современная биоэтика призвана защитить права человека. современные технологии имеют огромное значение для общества, новейшие медицинские аппараты и препараты, технологии и методы дают возможно избавиться от многих трудноизлечимых болезней, появился способ решения проблемы бесплодия т.д. Однако, современное общественно сильно подвержено влиянию материальных ценностей, в связи с этим соблюдение принципов биоэтики во многом зависит от моральных ценностей человека.
Темы для подготовки к решению ситуационных задач по биоэтике

1. ЗОЖ и рекомендации по ведению здорового образа

жизни.

2. Факторы риска социально-значимых заболеваний и рекомендации по их снижению.

3. Основные параметры качества жизни и методы поддержания качества жизни у лиц

с ограниченными возможностями здоровья.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ – это степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества (ВОЗ, 2004 г.)

Физическое качество жизни: мобильность, здоровье, соматический комфорт, функциональные параметры и т.д.
Психическое качество жизни: удовлетворённость жизнью, эмоциональная стабильность, преобладание положительных эмоций, уважение себя и окружающих и т.п.
Социальное качество жизни: семейные, культурные, межличностные отношения.
Духовное качество жизни: смысл жизни, цели, ценности, религиозные отношения.

4. Основные принципы биомедицинской этики.

  • Принцип гуманности – человек есть высшая ценность. Уважение к жизни человека на протяжении всего жизненного цикла.

  • Принцип уважения автономии пациента (греч. autos - сам, nomos – закон) – самоуправление.

  • «Primum поп посеге» - принцип не причинения вреда.

  • Принцип справедливости (правдивости).

  • Принцип конфиденциальности

  • Принцип информированности

5. Модели взаимоотношений врача и пациента

РОБЕРТ ВИТЧ

  • Инженерная

(техническая) модель

врач относится к пациенту как к «безличностному механизму»

задача врачевания – «исправление поломки»

смысл врачевания - манипулирование с телом пациента

выбор метода лечения осуществляется как техническая процедура

Недостаток - выбор лечебного воздействия не зависит от личностных предпочтений и интересов врача

- мнение пациента при выборе лечебного мероприятия не учитывается

  • Патерналистская

врач относится к пациенту как родитель к ребенку или священник к прихожанину

отношения строятся как межличностное общение, мотивированное стремлением помочь страждущему и избежать нанесения вреда

Недостаток - врач и пациент находятся в неравном положении

- Взаимодействие строится как вертикальное (пациент глядит на врача снизу вверх)

Может применяться при общении с недееспособными или некомпетентными пациентами

  • Коллегиальная

полное взаимное доверие врача и пациента

пациент предстает как равноправный с врачом

пациент участвует в выработке решений, касающихся его лечения, т.е. выступает как коллега врача и реализует свое право на свободу выбора

Недостаток – мнимое несбалансированное на уровне владения профессиональными компетенциями равенство сторон

  • Контрактная

договор «сделки» между врачом и пациентом позволяет строить взаимоотношения на строгом соблюдении прав и обязанностей друг друга (юридический смысл), особенно при оказании платных услуг

информирование пациента

наибольшая степень уважения и защиты прав пациента и врача

Диалогичная - диалог равноправных партнеров, обсуждающих общую проблему и дополняющих друг друга

Модели взаимодействия врача и пациента

  • Врач должен приспосабливать сообщаемую пациенту информацию к уровню его компетентности, опуская научные тонкости.

  • Добросовестное обеспечение доступности предоставлемой информации. Как говорится в «Лиссабонской декларации»: «Информация должна предоставляться пациенту в соответствии с требованиями местных культурных традиций и в доступной пациенту форме».

Модель взаимоотношений врач-пациент по характеру заболеваний

  • Острые заболевания – больные могут быть пассивными участниками взаимоотношения. Задача врача – как можно быстрее оказать помощь и вылечить пациента.

  • Хронические больные – пациенты должны быть компетентными. Задача врача – реализовать принцип равноправия взаимопонимания в процессе лечения.

Модель взаимоотношений врач-пациент по характеру заболеваний

  • Острые заболевания – больные могут быть пассивными участниками взаимоотношения. Задача врача – как можно быстрее оказать помощь и вылечить пациента.

  • Хронические больные – пациенты должны быть компетентными. Задача врача – реализовать принцип равноправия взаимопонимания в процессе лечения.


написать администратору сайта