Главная страница
Навигация по странице:

  • Государство и организации предпринимателей.

  • Государство и иные общественные организации, массовые общественные движения.

  • Морозова Л. А.

  • Государство и органы местного самоуправления.

  • Государство и трудовые коллективы.

  • Государство и граждане.

  • Большое Путилково. Квартиры со скидкой до 10% до 31.12

  • Скидка 30% на любые книги!

  • Структура политической системы общества

  • Типы политических систем

  • Государство в политической системе общества

  • Экономика билеты. 1. Предмет и метод экономики как науки


    Скачать 164.43 Kb.
    Название1. Предмет и метод экономики как науки
    АнкорЭкономика билеты
    Дата07.03.2022
    Размер164.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаeko (1).docx
    ТипДокументы
    #386086
    страница9 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Государство и профессиональные союзы. Профессиональные союзы – массовые общественные организации наемных работников, основанные на общности их интересов в процессе труда и имеющие целью улучшение условий жизни и труда своих членов. Профсоюзы возникли во второй половине XVIII в. в Великобритании как ассоциации высококвалифицированных рабочих, объединявшихся для защиты своих профессиональных интересов. В течение XIX в. профсоюзы образуются во всех развитых странах Европы и Америки. В России они появляются после 1905 г. В странах Азии и Африки профсоюзное движение начинает развиваться после Второй мировой войны.

    Правовое регулирование статуса профсоюзов прошло долгий путь от запретов и уголовных наказаний за членство в "заговорщицких организациях" (закон Ле Шапелье 1791 г. во Франции, закон о сообществах 1800 г. в Великобритании) до их юридической институционализации. Во второй половине XIX в. по мере упрочения индустриального строя происходит легализация профсоюзного и забастовочного движения, а в XX в. деятельность профсоюзов уже подробно регулируется юридическими актами.

    Особый размах профсоюзное движение приобрело в 60-х гг. XX в., и одним из его результатов было принятие в Австралии, Греции, Испании, Франции и некоторых других странах законов, существенно расширяющих нрава профсоюзов. В начале 1990-х гг. мировое профсоюзное движение насчитывало, но разным оценкам, 500–600 млн человек, что составляло 40–45% армии наемного труда. В Канаде профсоюзы объединяют примерно треть занятых в несельскохозяйственном секторе, а в США – всего 15–17%. Спад профсоюзного движения, который наметился к 80-м гг. XX в., объясняется вступлением наиболее развитых стран в эпоху информатизации, что порождает структурную перестройку экономики (в частности, сокращение потребности в неквалифицированном и малоквалифицированном труде, негативное отношение к коллективным договорам высококвалифицированных рабочих, предпочитающих работать по индивидуальным контрактам).

    В условиях уменьшения значения профсоюзного движения произошли изменения и в законодательстве. Появились нормы, запрещающие антипрофсоюзную дискриминацию, а также закрепляющие негативное право на объединение – право не вступать в профсоюзы (см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1. С. 218–219; Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 321).

    Государство и организации предпринимателей. Современное законодательство зарубежных стран довольно подробно регламентирует различные стороны бизнеса, включая активность разнообразных общественных ассоциаций предпринимателей: союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, союзов работодателей, лоббистских организаций и т.п. Например, Федеральный союз немецкой промышленности (ФСНП) объединяет 34 головных экономических союза промышленности ФРГ; в них входят около 500 отраслевых и земельных союзов, в которых непосредственно состоят отдельные фирмы. ФСНП координирует всю деятельность, связанную с защитой и реализацией экономических и политических интересов капитала в парламенте и в правительстве ФРГ и в международных организациях. В 19 комитетах союза вырабатываются позиции ФСНП по всем конкретным экономическим и политическим проблемам (см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1. С. 216–217). Таким образом, объединения предпринимателей могут решающим образом влиять на политику государства, их мнения и пожелания учитываются при разработке законов, проектов экономических планов и программ. В Российской Федерации капитал организационно только начал оформляться, и о развернутом правовом регулировании его влияния на принятие политических решений говорить пока не приходится.

    Государство и иные общественные организации, массовые общественные движения. Свою роль в политической жизни играют и иные промышленные, аграрные, потребительские, научно-технические, творческие, культурно-просветительские, молодежные, женские, ветеранские и другие союзы, ассоциации, общества, фонды, отражающие интересы различных слоев общества. Некоторые из них активно влияют на принятие политических решений, затрагивающих сферу их интересов. Государство, в свою очередь, регулирует деятельность этих объединений. Определенное место в политической системе занимают массовые общественные движения. В отличие от других объединений они не имеют фиксированного членства и допускают присутствие в их составе коллективных членов, например тех же политических партий. Массовые общественные движения преследуют самые разнообразные цели – исключение угрозы ядерной войны, развитие экономического, культурного и политического сотрудничества между народами, предотвращение экологической катастрофы, сохранение культурного наследия и т.д.

    Государство и церковь. Церковь – религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношений между членами и подразделениями религиозного объединения, для поддержания связи со светскими организациями. В учебной литературе по теории государства и права обычно совсем немного внимания уделяется характеристике политического значения церкви, ее соотношения с государством. Быть может, это не вполне оправдано: ведь с древнейших времен церковь являлась одним из основных субъектов политической системы общества. Как отмечает А. Б. Венгеров, еще в городах-государствах, возникших в IV–III тыс. до н. э., "организуются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы" (Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / под ред. А. Б. Венгерова. М., 1995. С. 27). В традиционных государствах церковь, как правило, являлась опорой существующего режима, оказывая огромное влияние на все сферы жизни общества – политическую, экономическую, культурную. В период буржуазных революций и далее, в процессе становления современной государственности, обычно провозглашается требование отделения церкви от государства и от всей политической жизни.

    В зависимости от взаимоотношений с церковью различают государство светское, теократическое и клерикальное.

    Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае обычно не является элементом политической системы общества, как это и имеет место в Российской Федерации. Впрочем, в некоторых светских государствах не произошло окончательного устранения церкви от политики. В ФРГ, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся совместные акции на муниципальном уровне. Следует учитывать и то обстоятельство, что церковь может оказывать влияние на принятие политических решений не только непосредственно, но и опосредованно, через религиозно ориентированные политические, профсоюзные, молодежные, женские и другие организации. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует ее наиболее важные с точки зрения общего интереса аспекты. При этом большинство светских государств исходят, как правило, из признания свободы совести и вероисповедания, т.е. из признания права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

    Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: "1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении. 2.11икто не должен подвергаться принуждению, умаляющему ею свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. 3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц".

    Во времена существования СССР свобода совести понималась прежде всего как право не исповедовать никакой религии, в моде был "воинствующий атеизм" (подробнее об этом см.: Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // государство и право. 1995. № 3. С. 89-91).

    Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством была, например, Монголия до 1921 г., а сегодня является Ватикан. Впрочем, в XX в. это весьма редкий случай.

    Промежуточный вариант между светским и теократическим государством – клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику (см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1. С. 178). Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль, почти три десятка исламских государств. В Италии в 1984 г. правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий статус католической религии в качестве единственной государственной, однако позиции католицизма там очень сильны. В России до 1917 г. православная церковь была государственной. Положение государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви в различных сферах жизни общества, но прежде всего – в политике. Как правило, все руководящие государственные должности могут занимать лишь лица, исповедующие государственную религию, глава государства дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь представляет свои интересы в различных органах государства. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Следует также отметить достаточно сильное экономическое положение государственной церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением (см.: Морозова Л. А. Указ. соч. С. 87–88).

    Вообще влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, характера политического режима. В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Впрочем, ряд демократических государств являются государствами клерикальными.

    В условиях авторитарных и тоталитарных режимов проявляются три основные тенденции в отношениях религиозных общин и церквей с властью.

    • 1. Религия и церковь преследуются властями либо полностью подчиняются им. Например, большинство фашистских, коммунистических и им подобных режимов подчиняли себе наиболее влиятельную церковь и преследовали небольшие религиозные общины, множественность которых затрудняла полицейский контроль за их деятельностью.

    • 2. Религия и церковь приобретают государственный характер (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия и др.).

    • 3. Религия и церковь выступают в активной оппозиции к власти. Так, в ряде стран Латинской Америки католическая церковь включилась в борьбу против диктаторских режимов (см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1. С. 225–226).

    "Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом" (ст. 14 Конституции РФ). "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст. 28 Конституции РФ).

    Таким образом, в настоящее время российская Федерация – светское государство, в котором религиозные организации не имеют права участвовать в политической деятельности, церковь не является субъектом политической системы. Тем не менее непереоценима роль церкви в деле духовного и нравственного развития общества.

    Государство и органы местного самоуправления. Местное самоуправление – организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления (референдум, выборы и др.), а также через выборные и другие органы местной власти.

    Принципиальный момент для общего представления о местном самоуправлении – его соотношение с местным управлением. Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Местное управление осуществляется, как правило, через назначаемые вышестоящей властью административные органы. В зависимости от соотношения с местным управлением различаются две основные модели организации местного самоуправления. Англо-американская модель (ее придерживаются, впрочем, не только страны соответствующей правовой системы, но и, к примеру, Бразилия, Швейцария) характеризуется наличием местного самоуправления на всех уровнях ниже государства, субъекта федерации или государственно-автономного региона. Европейская модель предполагает сочетание местного самоуправления с местным управлением, причем варианты этого сочетания могут существенно различаться (подробнее см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2. С. 393–400).

    Конституционная основа организации местного самоуправления в Российской Федерации – ч. 2 ст. 3, ст. 12, гл. 8 "Местное самоуправление" (ст. 130–133) Конституции РФ. Правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления продолжают законы и подзаконные нормативные акты.

    Государство и трудовые коллективы. Определенную роль в политической жизни общества играют трудовые коллективы – объединения граждан по производственному признаку. Их иногда относят к органам местного самоуправления, только организованным не по территориальному, а по производственному признаку. Трудовые коллективы могут выполнять определенные политические функции, в частности, им может быть предоставлено право выдвижения кандидатов в депутаты, они могут быть допущены к участию в деятельности избирательных комиссий. Во многих странах трудовые коллективы не занимаются политической деятельностью.

    Государство и граждане. Граждане могут принимать участие в политическом процессе как опосредованно, так и непосредственно. При опосредованной форме участия политическая деятельность граждан осуществляется через различные элементы политической системы общества: путем выборов или по назначению лицо занимает должность в органах государства – в соответствии со ст. 32 Конституции РФ, или же участвует в деятельности политических партий, профсоюзов, других общественных организаций – в соответствии со ст. 30 Конституции РФ.

    Основные формы непосредственного участия граждан в политическом процессе: голосование на референдуме, на выборах, участие в собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях, пикетированиях, так называемое "право петиций" – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

    Государство, обеспечивая участие гражданина в политическом процессе, закрепляет па конституционном уровне политические права свободы и обязанности: право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение, свободу союзов и ассоциаций, свободу собраний и манифестаций, свободу информации – это группа прав и свобод слова (или выражения мнений), свободу печати (и других средств массовой информации), свободу распространения информации, право на получение информации, имеющей общественное значение, и т.п., право петиций, право и обязанность защиты страны, право на сопротивление угнетению (в некоторых странах). Политические права, свободы и обязанности граждан конкретизируются в законодательстве. Государство гарантирует надлежащее осуществление нрав граждан, в том числе политических (ст. 17, 45, 46 Конституции РФ)

    Назначение государства состоит в организации социального управления, само государство - специфическая форма организации управления обществом.

    В этом управлении, наряду с государственными органами, принимают участие граждане и объединения граждан (партии, профсоюзы, церковь и т.п.)
    Большое Путилково. Квартиры со скидкой до 10% до 31.12

    Огороженная территория. Дворы без машин. Высокие потолки и увеличенное остекление!

    Узнать больше

    samolet.ru

    РЕКЛАМА

    Совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества, и получила название политической системы общества.

    Термин «политическая система» получил распространение со второй половины 70-х годов, что в определенной степени связано с его употреблением в Конституции СССР 1977 года. До этого использовались такие термины как «политическая организация классового общества», «система социалистической демократии».

    Существует множество определений политической системы, которые отличаются концептуальными подходами. Приведем некоторые из них.

    Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющий определенные политические функции.

    Под политический системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. В состав политической системы входят следующие социальные институты: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

    Политическая система - это совокупная связь общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях, с которыми связано осуществление государственной власти.

    Политическая система общества - это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.

    Политическая система включает в себя четыре подсистемы: 1) политические организации; 2) политические нормы; 3) политические отношения; 4) политическая идеология.
    Скидка 30% на любые книги!

    Начни увлекательное путешествие в мир книг прямо сейчас с 30% скидкой!

    Узнать больше

    litres.ru

    РЕКЛАМА|16+

    Политическая система образует совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования служит обеспечение целостности, единства действий людей в политике. Основные компоненты политической системы: политическая структура, политические и правовые нормы, политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура.

    Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе.

    Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.

    Структура политической системы общества

    В научной литературе элементы политической системы подразделяются на следующие группы:

    а) собственно-политические: государствополитические партии, отдельные общественные организации.

    Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества; в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе; в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.

    б) несобственно-политические объединения - это такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это - профсоюзные, кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель. Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения.

    в) организации, имеющие незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, туристов и т.п.

    Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических решений.



    Большое Путилково. Квартиры со скидкой до 10% до 31.12

    Огороженная территория. Дворы без машин. Высокие потолки и увеличенное остекление!

    Узнать больше

    samolet.ru

    РЕКЛАМА

    Решающую роль среди всех вышеназванных объединений - составных частей политической системы общества всегда играло и продолжает играть государство.

    Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. По функциональному признаку можно выделить следующие виды подсистем: институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная и функциональная.

    Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую систему общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения.

    Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулярное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан. Нормативную подсистему образуют всевозможные нормы, которыми определяют внешнее поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществление принятых решений. Эти нормы - основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы-привычки и нормы-законы.

    Функциональная подсистема - это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

    Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. Коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации (телевидение, радио, журналы, книги, рассчитанные на огромную аудиторию).

    Типы политических систем

    На протяжении истории человечества существовало и в настоящее время существует огромное количество политических систем.

    Тип политической системы - это совокупность общих признаков, свойственных определенным группам политических систем. Данная категория отображает прежде всего момент изменчивости, развития изучаемого явления. Классификации политических систем проводят по различным основаниям.

    По основанию формационный подход можно выделить политическую систему рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества.

    По основанию положение личности в обществе (отсутствие либо провозглашение и наличие гарантий прав и свобод граждан), степени централизации власти и методов ее осуществления выделяют две основные категории политических систем: авторитарные и демократические.

    По отношению к действительности различают консервативные политические системы, которые характеризуются относительной стабильностью политических институтов, и реформаторские политические системы, в которых те или иные политические институты формируются или развиваются. В зависимости от направленности развития говорят о прогрессивных и реакционных политических системах.

    По состоянию политической структуры и уровню политической культуры выделяют следующие типы: англо- американский, континентально-европейский, доиндустриальный, тоталитарный.

    Рассмотрим названные виды.

    Политическая система англо-американского типа (США, Ангия, Канада, Австралия) характеризуется однородностью культуры. Политические цели и средства их достижения разделяют все. Большинство населения ставит выше всего свободу личности, массовое благосостояние и безопасность. Эта система четко организована (каждый элемент выполняет свои функции), стабильна.

    Политическая система континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия) характеризуется смешанной политической культурой, сосуществованием новых и старых культур. Характерно наличие многих политических партий с разной идеологией и старыми традициями, имеющими значительное влияние в обществе.

    Доиндустриальная (или частично индустриальная) политическая система (многие страны Азии, Африки, Латинской Америки) отличается смешанной политической культурой, но она сильно отличается от смешанной политической культуры западноевропейских систем, поскольку может соединять в себе самые неожиданные противоположности: западные ценности, этнические и религиозные традиции. Для данного типа политической системы свойственны личный авторитаризм, высокий уровень насилия.

    Политическая система тоталитарного типа (фашистская Италия и Германия) отличается чрезмерной централизацией власти, высокой степенью насилия и т.п.

    Существует классификация политических систем по характеру их взаимоотношений с внешней средой: открытые и закрытые.

    Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы находят внутри таких систем.

    Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны.

    Государство в политической системе общества

    Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.

    а) Государство выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления ее пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной и судебной власти над населением.

    б) Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства предоставлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия: армии, служб охраны правопорядка и безопасности.

    в) Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администраций).

    г) Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

    д) Государство располагает системой принудительного взимания налогов и обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

    На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации. Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Объем этих функций обусловлен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования.

    Государство занимает в политической системе общества центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института. Назначение государства состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство - это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения. Государство обладает публичными органами.

    Особое место государства в политической системе общества предопределяется также тем фактором, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.

    Например, в Конституции Швеции подобное стремление государства выступать в качестве организации всего народа выражается в закреплении положения, согласно которому «вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления».

    Кроме того, особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. В других странах государство оставляет за собой решающие средства производства.

    Сравнивая, например, масштабы огосударствления в разных промышленно развитых странах, можно заметить, что на долю государственного сектора в экономике Англии приходится около 53 % валового национального продукта, на долю государства в национальном доходе Франции - около 48 % , в национальном доходе Японии 23,5 % и т.д.

    Исключительное место и роль государства в политической системе общества обусловливается наличием у него специального аппарата управления и принуждения.

    Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже сеть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако, в отличие от государственного аппарата, они не имеют в своей структуре таких органов, как милиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности.

    Кроме того, партийные и общественные органы, в отличие от государственных органов, не обладают государственно- властными полномочиями.

    Государство выделяется среди элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, разные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативные правовые акты и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Это достигается разными способами: путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществления постоянного контроля за точностью соблюдения этих актов, применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.

    Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди всех других его структурных элементов. Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе общества.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта