история государства и права. 1. Предмет и задачи истории государства и права России
Скачать 152.21 Kb.
|
15.Образование государства у Монголов. Золотая Орда (XIII – XV вв.). Государственный и общественный строй Золотой Орды. Образование Улуса Джучи (Золотой Орды). Разделение Монгольской империи Чингисханом между своими сыновьями, произведенное к 1224 году, можно считать возникновением Улуса Джучи. После Западного похода (1236—1242), возглавляемого сыном Джучи Бату (в русских летописях Батый) улус расширился на запад и его центром стало Нижнее Поволжье. В 1251 году в столице Монгольской империи Каракоруме состоялся курултай, где великим ханом был провозглашён Мункэ, сын Толуя. Бату, «старший в роде» (ака), поддержал Мункэ, вероятно, надеясь получить полную автономию для своего улуса. Противники джучидов и толуидов из потомков Чагатая и Угэдэя были казнены, а конфискованные у них владения были разделены между Мункэ, Бату и другими чингизидами, признавшими их власть. Государственное строй. Согласно традиционному устройству кочевых государств, Улус Джучи после 1242 года разделился на два крыла: правое (западное) и левое (восточное). Старшим считалось правое крыло, представлявшее собой Улус Батыя. Запад у монголов обозначался белым цветом, поэтому Улус Батыя назывался Белой Ордой (Ак Ордой). Правое крыло охватывало территорию западного Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа, донские, днепровские степи, Крым. Центром его был Сарай. Левое крыло Улуса Джучи находилось в подчинённом положении по отношению к правому, оно занимало земли центрального Казахстана и долину Сырдарьи. Восток у монголов обозначался синим цветом, поэтому левое крыло называлось Синей Ордой (Кок Ордой). Центром левого крыла был Орда-Базар. Ханом там стал старший брат Батыя Орда-Эджен. Крылья, в свою очередь, делились на улусы, которыми владели другие сыновья Джучи. Первоначально таких улусов было около 14-ти. Плано Карпини, совершивший путешествие на восток в 1246—1247 годах, выделяет в Орде следующих лидеров с указанием мест кочевий: Куремсу на западном берегу Днепра, Мауци на восточном степях, Картана, женатого на сестре Батыя, в донских степях, самого Батыя на Волге и двух тысячников по двум берегам Урала. Берке владел землями на Северном Кавказе, но в 1254 Батый забрал эти владения себе, приказав Берке передвинуться к востоку от Волги. Плано Карпини, совершивший путешествие на восток в 1246—1247 годах, выделяет в Орде следующих лидеров с указанием мест кочевий: Куремсу на западном берегу Днепра, Мауци на восточном степях, Картана, женатого на сестре Батыя, в донских степях, самого Батыя на Волге и двух тысячников по двум берегам Урала. Берке владел землями на Северном Кавказе, но в 1254 Батый забрал эти владения себе, приказав Берке передвинуться к востоку от Волги. Первое время улусное деление отличалось неустойчивостью: владения могли передаваться другим лицам и менять свои границы. В начале XIV века хан Узбек осуществил крупную административно-территориальную реформу, по которой правое крыло Улуса Джучи было разделено на 4 крупных улуса: Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами (улусбеками). Главным улусбеком был беклярбек. Следующим по значению сановником — визирь. Две остальные должности занимали особо знатные или чем-либо отличившиеся феодалы. Данные четыре области делились на 70 мелких владений(туменов), во главе с темниками. Улусы делилось на более мелкие владения, также называвшиеся улусами. Последние представляли собой различные по величине административно-территориальные единицы, что зависело от ранга владельца (темник, тысячник, сотник, десятник). Столицей Золотой Орды при Батые стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани); в первой половине XIV века столица перенесена в Сарай-Берке (основан ханом Берке (1255—1266), близ современного Волгограда). При хане Узбеке Сарай-Берке была переименована Сарай Ал-Джедид. Общественный строй. Общественный строй. Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингиз-хана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т.д. Впоследствии джучиды и иные потомки Чингиз-хана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепили за собой монопольное право носить звание султанов, занимать ханский престол. Хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военные титулы и звания. Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках— беки). Не являясь членами рода Джучидов, они тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингиз-хана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы. Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры — дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности — сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности. Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орд выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии. К господствующим классам относились также и многочисленно духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма. Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой орды составляли карачу — кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске. В земледельческих районах Орды трудились феодально зависимые крестьяне. Одни из них — сабанчи — жили сельскими общинами и обрабатывал помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другие повинности. Другие — уртакчи (издольщики) — кабальные люди обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая,несли другие повинности. В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленник уплачивали городским властям подати и несли различные повинности. Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качеств слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально зависимыми или получали свободу. 16. Источники и особенности права Золотой Орды. Источником права в Орде являлась прежде всего Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и местностях с оседлым населением. Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства. Право Золотой Орды характеризуется узаконенным произволом феодалов и должностных лиц государства, архаичностью и формальной неопределенностью. Даже Яса Чингисхана стала нам известна не как единый писаный акт, а из отдельных упоминаний и выдержек, содержащихся в различных неправовых источниках. Только нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников. 17. Предпосылки образования русского централизованного государства. С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению. Создание Русского централизованного государства было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны. 1. Отправным пунктом в развитии феодальной экономики послужил прогресс сельского хозяйства.Подъем сельского хозяйства был обусловлен не только и не столько развитием орудий производства, сколько систематическим расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону. Все большая потребность в сельскохозяйственных орудияхобусловливает необходимость развития ремесла. В результате процесс отделения ремесла от сельского хозяйства идет все глубже. Количество ремесленников, переставших заниматься земледелием, возрастает. Отделение ремесла от сельского хозяйства влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, т. е. между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе такого обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установлению внутренних экономических связей способствовало и развитие внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, т. е. создания централизованного государства. В этом были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купцы и ремесленники. 2. Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Подобная политика вызывает естественное сопротивление крестьянства, приобретающее разнообразные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феодалов - монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает и бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли. В таких условиях перед классом феодалов встала задача удержать в узде крестьянство и довести до конца его закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнить главную функцию эксплуататорского государства- подавление сопротивления эксплуатируемых масс. Указанные две причины играли ведущую роль в деле объединения Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV - XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства. 3. Фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага. Характерно, что когда началось образование Русского централизованного государства, стал возможен разгром монголо-татаров на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага, татарское иго было свергнуто окончательно. Известно, что только мощное централизованное государство может справиться с внешним врагом. Поэтому в его образовании были заинтересованы и достаточно широкие народные массы. Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы, которой было суждено со временем стать столицей великой державы. Причины возвышения Москвы. следующие причины, способствовавшие усилению Московского княжества: 1) географическое положение, дающее политические и торговые выгоды; 2) ичность князей и их политику (князья самих татар сделали орудием для возвышения власти, что видно из борьбы между Тверью и Москвой; 3) определенная в пользу Москвы политика татар; 4) сочувствие боярства и духовенства; 5) правильность престолонаследия в Москве. 18. Общественный и государственный строй русского централизованного государства (XV – первая половина XVI вв.) Период с середины ХVI в. до второй половины ХVII в. в истории государства и права России отмечен следующими изменениями. 1. Централизованное государство окончательно укрепилось, раздвинуло свои границы и превратилось в многонациональное: * в 1552 году присоединено Казанское ханство, * в 1556 году - Астраханское ханство, * в 1654 году - Украина воссоединилась с Россией, * в 1667 году возвращены Смоленские западные земли, * в ХVI веке в состав России вошли территории расселения калмыков, часть Северного Кавказа, Западная Сибирь, области Донского и Яицкого Казачества, башкирские земли. Несмотря на победу в Ливонской войне закрепить прибалтийские земли за Россией не удалось. 2. Раннефеодальная монархия переросла в сословно-представительную монархию, господствующий класс феодалов укрепил свои позиции, отдельные группы феодалов консолидировались в одно сословие. 3. Юридически было оформлено крепостное право (Ст.57 Судебника 1497 года и ст.88 Судебника 1550 г., Указы 1597г., 1581г., 1607г., Перепись 1581-1582 г., Соборное уложение 1649г.). 4. Законодательство приняло явно выраженный карательный характер. 5. Была создана постоянная армия. Следует отметить и события, происшедшие в общественно-политической жизни. 1. II половина ХVI - I половина ХVII вв. - период крайнего обострения классовой борьбы (1547г. - произошло восстание в Москве, 1606-1607 - крестьянская война под руководительством Ивана Болотникова, 1648 г. антифеодальные выступления в Москве и других городах). 2. Тяжелейший экономический кризис 70х-80х годов ХVI в. и драматические события в России были вызваны террором Ивана IV и затянувшейся Ливонской войной. 3. Тяжелейшее положение в начале XVII в. сложилось в результате иностранной интервенции и террора после поражения крестьянской войны 1606-1607гг. 4. Острые противоречия и борьба внутри господствующего класса, между феодально-боярской знатью и поместным дворянством, в результате которой победило дворянство. 5. Династия Рюриковичей сменилась царской династией Романовых. 6. Русская церковь получила самостоятельность (в 1589 году в России было учреждено патриаршество). Из изменений в общественном строе наиболее значительной тенденцией в этот период можно выделить ограничение прав феодальной знати -бояр и укрепление позиций дворянства. Боярской верхушке, стремящейся противодействовать усилению царской власти и сохранить свои привилегии был нанесен серьезный удар в результате опричнины 1564-1572гг. По "Уложению о службе" 1556 года были определены равные обязанности, как для вотчинников так для помещиков, выставлять с имевшейся у них земли количество вооруженных людей. Была составлена повсеместная опись земель для установления служилых обязанностей феодалов и упорядочения систем налогов с земель. Вотчинное землевладение становится условным, связанным с обязанностью служить государю, права же поместных землевладельцев расширяются. Идет интенсивный процесс сближения юридических статусов вотчины и поместья. Класс феодалов формируется в одно сословие, которое отличалось относительной замкнутостью и обладало следующими привилегиями: * монопольное право владения землей (кроме феодалов приобрести земли имели право только гости по "Челобитным".); * освобождение от налогов и повинностей; * право занимать чиновничьи должности в государственно-административных органах; * пользоваться преимуществом, предусмотренным уголовным и процессуальным правом. Указом 1640 года было запрещено принимать в подьячие духовных, посадских и пашенных людей. В период с XV по XVII вв. огромные территории принадлежали лицам духовного звания, владения которых составляли около трети феодальных земельных площадей. (Во Владимирской и Тверской землях более 1/2). Попытки секуляризации церковных земель оканчивались без успеха, но, вместе с тем, царской власти удалось ограничить права церкви по расширению земельных владений. На Стоглавом соборе в 1551 году было установлено, что покупка вотчин верхушке духовенства и монастырям запрещается без ведома царя под угрозой конфискации новоприобретенных земель. Позднее было ограничено право вкладов вотчин в монастыри (по завещаниям, на "помин души"). В 1580 году снова принимается решение запрещающее церквям и монастырям увеличивать владения, которое духовенство практически не выполняло. Учреждение в 1589 году патриаршества в России усилило позиции духовенства, его претензии на политическую власть. Особенно сильно эта тенденция проявилась в середине XVII века при патриархе Филарете (отце Михаила Романова) и Никоне. Притязание Никона на установление верховенства над Светской властью вылилось в конфликт Никона с царем Алексеем Михайловичем. В результате в 1666 году Никон был лишен сана и отправлен в монастырь. Соборное уложение 1649 года нанесло серьезный удар по духовенству. - Установило положение запрещающее патриарху, митрополиту и монастырям покупать вотчины, брать их в заклад по завещанию или на "помин души". - Ограничило церковную юрисдикцию, исключив из нее: дела о преступлениях, совершенных духовными лицами, такие как душегубство, разбой и политические преступления; дела против семьи и нравственных устоев общества. - Учредило Монастырский приказ, ведавший сбором податей с Монастырских земель. - Ликвидировало "белые" слободы, ограничив этим самым торгово-ремесленную деятельность церквей и монастырей (раньше они не платили подати и не служили царю). Но вместе с тем духовенство еще продолжало владеть многими землями и крестьянами, не платило податей, не отбывало многих повинностей. Статьи Уложения усиленно защищали честь и достоинство лиц духовного звания. В XVI-XVII вв. отмечается рост городов. Сословная группа горожан получила название "посадские люди", и включала в себя: * "гостей" - крупнейших купцов; * гостиную сотню; * суконскую сотню - средние купцы; * черную сотню; * слободы. Первые три разряда пользовались определенными привилегиями (освобождены от ряда налогов, защищены в правовом плане) и составляли городскую верхушку. Гостей из состава суконной и гостиной сотен назначали царь и правительство, освободив от тыла и возлагая обязанности по организации торговли и сбора податей. Люди черных сотен и слобод делились на лучших, средних и худших. Они платили подати и выполняли тяглые повинности. Особый слой городского населения составляли служилые люди "по прибору", занимавшиеся кроме воинского дела промыслом, огородничеством и торговлей. Положение городских низов было тяжелое, и гость посадских людей уходил от царских податей "заложился" за сильных людей (владеющих вотчиной в городе феодалов и монастырей). В 1637г. был учрежден Сыскной приказ, предназначенный для возвращения беглых "теглецов" и возвращения их на посад. Таким образом, городское население оказалось закрепощенным. А указ 1658 года предусматривал жестокие наказания за самовольный переход из одного посада в другой. Во II половине XVI - I половине XVII вв. происходил дальнейший процесс закрепощения крестьян. В законодательном порядке крепостное право было закреплено судебниками 1497г. и 1550г., но вместе с тем установив двухнедельный срок выхода крестьян за определенную плату. С 1581г. практически отменяется положение о "Юрьеве дне" и вводятся "заповедные лета" (т.е. выход крестьян запрещался впредь до государева указа). В 1597г. издается указ об "урочных летах", устанавливающий 5-летний срок сыска крестьян. В 1607 году "урочные лета" были увеличены до 15 лет. (Всякий, кто принимал беглого крестьянина, должен был платить штраф 10 руб. и 3 руб. владельцу беглого крестьянина). В 1581-1592 годах была проведена перепись крестьян и составлены писцовые книги, явившиеся основанием закрепощения крестьян. Государственный строй Государственный строй в централизованном русском государстве в период сословно-представительной монархии претерпел существенные изменения. В ходе реализации этих реформ проводилась усиление власти монарха с одновременным ограничением влияния боярской знати и духовенства. Безраздельная верховная власть принадлежала царю, единовластие которого ограничивалось Боярской Думой, где большим влиянием пользовались бояре. Боярская Дума включала в себя: * введенных бояр; * окольничьих; * думных дворян - думных дьяков * других придворных чинов дворцово-вотчинной системы управления. В 1549 году была учреждена "Избранная рада" ("Ближняя Дума") из особо приближенных лиц. Она представляла собой совещательный орган царя по всем вопросам управления государством, т.е. выполняла функции Боярской Думы. Учитывая значимость в осуществлении внутренней политики и последствия ее деятельности для всего государства следует отметить опричнину, 7-летняя деятельность которой безусловно сыграла большую роль в централизации. Социальной опорой этого органа было мелкое служилое дворянство. Значительную роль в управлении государством сыграли Земские Соборы, созываемые с середины XVI века до I половины XVII века. Этот сословно-представительный орган одновременно укреплял власть царя и ограничивал возможности и значение боярской знати. Собор созывался грамотой царя в составе: - Боярской Думы; - Освещенного Собора; - Представителей от всех чинов. Следует отметить большой потенциал дворянства в Земских соборах, что позволяло царю успешно бороться с влиянием боярства в осуществлении управления государством. В этот период окончательно сформировались приказы: как система центрального отраслевого управления. Дворянско-чиновничья бюрократия начинает играть важную роль в управлении государством, прежде всего приказы. По содержанию отраслей управления приказы можно разделять на следующие направления. 1. Приказы, ведавшие специальными отраслями управления: Посольский, Ямской, Каменский, Разрядный, Книгопечатного дела, Разбойный, Витскарский, Печатный, Монастырский, Золотого и серебряного дела, Сыскной, Челобитный, Большого приказа. 2. К военным приказам следует отнести: Стрелецкий, Казачий, Оружейный, Пушкарский, Бронный, Иноземный. 3. Судебно-административные функции осуществляли приказы: Поместный, Земский, Холопьего суда. 4. Приказы, ведавшие определенными территориями: Московский, Владимирский, Дмитровский, Сибирский, Нижнеградская четь, Устюжская четь, Костромская четь, Галицкая четь, Владимирская четь, Смоленский, Рязанский, Казанского дворца, Малороссийский и др. 5. Дворцовыми делами и финансами ведали приказы: Новая четверть, Большого дворца, Большой казны, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Большого прихода. Приказы в своих руках сосредоточили вопросы управления по отраслям и судебным функциям. Как и раньше приказы дублировали друг друга как в работе по своим отраслям, так и в вопросах территориального управления, что вводило некоторую путаницу в системе управления и суде. Местные управления также претерпели изменения. Реформы местного управления заключались в отмене системы кормления (1556г.) и замене ее органами губного и земского самоуправления. Губные избы осуществляли прежде всего карательные функции, а затем и управления. Во главе Губной избы стоял староста из среды дворян. При ней состояли целовальники и дьяк (делопроизводитель). В XVI в. была проведена земская реформа, в результате которой возникла Земская изба, как орган местного самоуправления, во главе с земским старостой. Земский органы в соответствии грамотой царя ведали вопросами финансовой (податной), Судебной, полицейской областях. Их деятельность распространялась только на посадских людей и крестьян. Губные и земские реформы обусловили создание сословно-представительских органов на местах, укреплению централизации государства и усилению карательной политики на местах. Организационно они подчинялись Разбойному приказу и воеводе. В начале XVII в. произошла реорганизация местного управления, во многие уезды и города были назначены воеводы. В помощь воеводе был создан аппарат местного управления - "съезная изба" (приказная изба). В слободах и волостях в помощь воеводе назначались приказчики. Эта система была более эффективной в области управления и выполнения карательных функций. |