Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс.

  • 3. Древние народы на территории России. Ранние башкиры.

  • 4. Древнерусское государство (Киевская Русь): предпосылки образования, расцвет, причины распада.

  • Ярославе Мудром (1019-1054 г.г.)

  • 5. Роль религии в становлении государственности и культуры.

  • 6. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами.

  • 7. Удельный период в истории России (XII—XV вв.).

  • 1. Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории


    Скачать 0.55 Mb.
    Название1. Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории
    Дата08.10.2018
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаBilety_na_ekzamen_po_istorii.doc
    ТипДокументы
    #52773
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1. Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории.
    Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.
    Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности.
    В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал об­щества, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:

    1. знание фактов истории;

    2. способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем, будущем;

    3. обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории;

    4. социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.


    При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории:

    1. Принцип объективности означает рассмотрение каждого исто­рического явления в его многогранности и противоречивости, изуче­ние всех фактов в их совокупности и соответствии исторической ре­альности, во всей полноте исторической правды. История не может быть "плохой" или "хорошей".

    2. Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой.


    Таким образом, задача курса истории Отечества - это фор­мирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную по­зицию в оценке и понимании современ­ных процессов. В. О. Ключевский писал: "... каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросо­вестно действующим гражданином".

    2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс.
    В физико-географическом отношении наше Отечество представляет собой сложный комплекс. Страна занимает территорию двух частей света - восточную часть Европы и север Азии. Особенность рельефа - преобладание равнин на западе и северо-западе, а гор - на юге и востоке.
    Важным географическим фактором, определяющим особенности территории страны, являются моря, озера, а также другие водоемы. Водные системы могли способствовать или противодействовать хозяйственному освоению земель, экономическим и политическим связям, в ряде случаев играли важную роль в исторической судьбе отдельных территорий. Россия – обширная, малозаселенная территория, граница России защищена естественными преградами. Также характерна оторванность от морей, густая речная сеть, промежуточное положение между Европой и Азией.
    Огромное разнообразие почв влияло и влияет на хозяйственную деятельность человека.
    Зарождение и становление российской государственности произошло на территории Восточно-европейской (или Русской) равнины. Ее характерными свойствами являются однообразные поверхности, сравнительная краткость береговой линии и отсутствие внутренних естественных границ в виде гор и горных хребтов.
    Для России всегда были характерными длинная зима и короткое лето, вследствие чего объём совокупного прибавочного продукта был низок. А это обусловило появление крепостничества, деспотической власти.
    Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства, в конечном счете, наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер, на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил - отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе, извечная тяга к “подрайской землице”, необыкновенное чувство доброты, коллективизма, готовности к оказанию помощи, вплоть до самопожертвования и др.

    3. Древние народы на территории России. Ранние башкиры.
    Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7-5 вв. до н.э. В 5 веке до н.э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н.э.
    Севернее греков жили скифы – кочевники.
    На территории Азербайджана в 4 веке до н.э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).
    С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников – сарматов. В 3-7 вв. н.э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее – между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.
    В 5 веке н.э. они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.
    В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.
    Постепенно почти всё население Восточной Европы (степная часть) подверглась тюркизации. В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно-угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос – аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.
    После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров. После распада часть населения ушла на юго-запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо-восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.
    Башкирия занимала своеобразное географическое положение - между двумя разнородными очагами этнокультур и вообще мировой культуры, на стыке Азии и Европы, на Южном Урале и в его предгорьях. До появления башкир здесь попеременно жили различные племена: сарматы, аланы и др.
    О более древних жителях Башкирии свидетельствуют рисунки Каповой пещеры в Бурзянском районе (около 20 тыс., лет до н.э.), находки городка Аркаим в 60 км от города Сибая (XVIH - XIV вв. до н.э.) и раскопки Филипповских курганов на границе Башкирии и Оренбургской области (II-IV вв. н.э.). Отдаленные предки башкир, монгольских и тунгусо-маньчжурских народов, составлявших когда-то этнолингвистическую общность, обитали на общей территории в Центральной Азии, в предгорьях Алтая.
    После распада империи гуннов в I в до н.э. произошло разделение тюркского племени и языка на восточную и западную ветви. Из западной ветви выделилась огузо-карлуко-кыпчакская племенно-языковая общность, в составе которой впоследствии и выросли башкирские племена.
    Появление в Приуралье тюрко-башкирских племен связано с движением в середине I тысячелетия н.э. печенегов (объединение тюркских и сарматских племен). Восточное крыло печенежского объединения в Приуралье и Прикаспии как раз и составляли племена под общим названием “башкорт”. В конце IX в. основная масса печенегов проследовала дальше на запад. А башкирские племена осели в предгорьях Южного Урала, на берегах реки Белой и стали решающей основой формирующейся башкирской народности.
    4. Древнерусское государство (Киевская Русь): предпосылки образования, расцвет, причины распада.
    Вопрос о происхождении древнерусского государства исходит из двух основных теорий: норманнской и антинорманнской (славянской).
    Норманнская теория обоснована Миллером и Байером в 18 веке, поддержана Ключевским и Соловьевым. Основанием для этой теории послужило сообщение в "Повести временных лет" о призвании славянами варягов со своими дружинами княжить на Руси.
    Антинорманнская (славянская) теория была выдвинута Ломоносовым в 18 веке и наиболее полно была разработана академиком Рыбаковым. По этой теории, происхождение Киевской Руси имеет южное начало. Доказательства: в районе Киевской Руси протекает река Рось, где проживали племена россоланы.
    Предпосылки образования древнерусского государства:

    1. Этническая общность древнерусской народности, говорящих на одном языке.

    2. Стремление объединить силы в борьбе с кочевниками.

    3. Экономические интересы древнерусских князей по речному пути из варяг в греки.


    Объединение древнерусского государства произошло в ходе похода новгородского князя Олега на Киев в конце 9 века.
    Территориальный рост Киевской Руси в основном закончился к началу 11 века при Владимире I.
    В истории Древнерусского государства можно выделить три этапа:

    1. Вторая половина IX - Х в. Основное содержание - объединение всей древнерусской народности в едином государстве, создание аппарата власти и военной организации;

    2. конец Х - первая половина XI в. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения, увеличение городских центров, рост численности торгово-ремесленного населения;

    3. вторая половина XI - начало XII в. Для него характерны наступление феодальной раздробленности и распад Киевской Руси.


    В Киевской Руси верховным собственником земли являлось государство. С середины XII в., успешно развивается княжеское, боярское и монастырское землевладение. Параллельно этому шел рост феодальной зависимости многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, закупов, рядовичей, изгоев. В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.
    Феодальный уклад существовал вместе с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. При Ярославе Мудром (1019-1054 г.г.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь достигла международного признания.
    С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, усиливались тенденции к обособлению княжеств. По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Владимир Мономах и его старший сын Мстислав еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, и наступил период раздробленности, или удельный период.

    5. Роль религии в становлении государственности и культуры.
    В образовавшихся в конце I тысячелетия н.э. раннефеодальных государствах феодальная формация имела два важнейших слагаемых:

    1. феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике;

    2. государство, доминировавшее в сфере политики.


    А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология - отсутствовал, и взгляды, соответствующие феодальным структурам, существовали на уровне социальной психологии. Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.
    Поскольку попытка киевского князя Владимира в конце X - начале XI века реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. В Волжской Булгарии был распространен ислам, у хазар - иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство.
    Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя остановился именно на христианстве. В качестве главной причины можно назвать потребность правящих слоев в новой идеологии: один Бог на Небе, один царь на Земле.
    По летописному рассказу, официальное принятие Русью христианства относится к 988 г., когда Владимир совершил поход на греческий город Корсунь в Крыму, где крестился сам и привез в Киев митрополита Михаила, назначенного Константинополем главой новой церкви, а также священников из Корсуня и Константинополя. На местах порушенных и сожженных языческих богов были построены христианские церкви. Затем христианство было распространено на всю территорию Древнерусского государства.
    Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” - государь - был и справедливым судьей, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

    6. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами.
    Основные задачи внешней политики киевских князей:

    1. Охрана границ, укрепление государства.

    2. Развитие дипломатических, торговых, культурных связей с окружающим миром.

    3. Расширение территории, получение дополнительных ресурсов для развития.


    Основные направления.

    Важное место занимали отношения с Византией, которая являлась источником ресурсов для Руси.
    Первоначально Византия выполняла роль дополнительных источников наживы. После крещения Руси Византия стала восприниматься как духовный центр христианства.
    Византия – источник для восприятия культуры.
    На юго-востоке и востоке Россия сталкивалась с хазарским каганатом и Волжской Булгарией.
    Хазарский каганат образовался в 30е годы 7 века и просуществовал до 10 века. Занимал территорию Междуречья Волги и Дона. Хазары контролировали Волжский торговый путь и выступали в двойной роли: с одной стороны, препятствовали свободным торговым отношениям Руси; с другой – выступали буфером между Русью и кочевниками.
    В 960 году Хазарский каганат был разгромлен Святославом.
    После падения Хазарского каганата Волжская Булгария становится самостоятельным государством. Она возникла в среднем Поволжье в 9 веке. Волжская Булгария была интересна для русских князей как источник плодородных земель.
    Одновременно юго-восточные территории занимали кочевники: иранцы, торки, печенеги, половцы (кипчаки).
    Главный неписаный принцип взаимоотношений кочевников и Руси состоял в полном отказе от взаимных территориальных захватов, т.к. оседлый городской земледельческий быт Руси был несовместим с кочевой культурой.
    В начале 11 века при Владимире I во внешней политике обозначилось западное направление – борьба за русско-польское пограничье, позволяющее контролировать торговые пути, ведущие в Польшу, Чехию и Германию.

    7. Удельный период в истории России (XII—XV вв.).
    К середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра. Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства.
    Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны – культурное и хозяйственное развитие различных земель, появление в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли. Не было утрачено сознание единства русской земли, но снизились возможности противостоять внешней угрозе.
    В начальной стадии древне-русское государство распалось на 3 основные области:
    Северо-Западная Русь.

    Новгородская земля располагалась от Ледовитого океана до верховья Волги и от Прибалтики до Урала. Город находился на перекрестке торговых путей, связывающих его с Западной Европой, а через нее с Востоком и Византией. Новгородом владел тот, кто правил Киевом. Новгород был боярской республикой, т.к. бояре победили князей в борьбе за власть, они владели экономической мощью. Высшим органом власти было вече, на котором избиралось правление, рассматривались вопросы внутренней и внешней политики. Выбирался епископ. На случай военных походов вече приглашало князя, который управлял армией.
    Культура – письменность Кирилла и Мефодия. Школы при церквях. Грамотность населения – найдены берестяные грамоты. Летопись – Повесть временных лет, составленная Нестором, монахом Киево-Печерской лавры в ХП г. Ремесленники – кузнецы славились в Западной Европе, литье колоколов, ювелиры, стеклоделы, производство оружия. Развивалась иконопись, архитектура – Софийский собор в Киеве. Золотые ворота, мозаика. Складывались художественные школы. Складывалась древнерусская народность, для которой характерно: единый язык, политическое единство, общая территория, исторические корни.
    Северо-восточная Русь.

    Владимиро-Суздальское княжество располагалось в междуречье Оки и Волги. Здесь были плодородные почвы. Возникали новые города и развивались старые. В 1221 г был основан Нижний Новгород.
    Экономическому подъему способствовал приток населения в 11-12 вв из северо-западной Новгордской земли в эти края. Причины:

    1. здесь много пригодных для земледелия пахотных земель;

    2. северо-восточная Русь почти не знала иноземных нашествий, в первую очередь набегов половцев;

    3. экстенсивная система земледелия время от времени создавало перенаселение и появлялось избыточное народонаселение;

    4. оседание дружины на землю и создание боярских сел ухудшило положение крестьянства.


    Из-за сурового климата и менее плодородных почв, чем в северо-восточной руси, земледелие здесь было развито слабее, хотя и было основным занятием населения. Новгородцы периодически испытывали недостаток хлеба – это экономически и политически привязывало Новгород к Владимирской земле.
    Были развиты торговые пути. Важнейшим был Волжский торговый путь, связывающий северо-восточную Русь с странами Востока. Столицей был Суздаль, правил 6-й сын Владимира Мономаха – Юрий. За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище Долгорукий”. Захватив Киев и став великим киевским князем, Юрий Долгорукий активно влиял на политику Новгорода Великого. В 1147 г. впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы, которую конфисковал у боярина Кучки Юрий Долгорукий.
    Северо-восточной Руси выпала роль объединителя и будущего центра российского государства
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта