Главная страница

ответы на билеты игпзс. 1. Предмет, основные методы исследования и периодизация игпзс


Скачать 146.34 Kb.
Название1. Предмет, основные методы исследования и периодизация игпзс
Дата10.01.2023
Размер146.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаответы на билеты игпзс.docx
ТипДокументы
#880125
страница4 из 4
1   2   3   4



№60.Особенности, система источников и основные институты мусульманского права в период Средних

веков.

Мусульманское право предстает своего рода законом Божьим, чему в большой мере способствует

наличие кодифицированных священных текстов, т.е. собранных в некое фиксированное число

священных текстов и книг.

Для законоведов особое значение приобрели Коран и Сунна.

Коран — первый источник мусульманского права. Коран содержит откровения, которые Аллах

ниспослал Мохаммеду и которые пророк затем излагал. Эта священная книга иногда называется

словом зикр (предостережение). В первые годы после кончины пророка применяли три способа

формулирования правил, если не находили их в тексте Корана.

Во-первых, прибегали к помощи "прецедентов", которыми стали считать "предания о словах и

поступках пророка" (хадисы), собранные в Сунне (от араб, "тропа, по которой ходил пророк").

Обращались также к древним обычаям Медины, из которых делал заимствования и сам Мохаммед.

Наконец, обращались к собственному чувству справедливости (рай).

В Коране есть выражения "Сунна пророков" и "Сунна Аллаха" в значении поведения Аллаха в

общении с древними народами, которых он подверг каре за неверие. Но вне Корана Сунна

воспринималась как собрание слов и поступков (деяний) Мохаммеда и в расширительном значении

как "свод обычаев и правил поведения древней общины... практика и теория мусульманского

правоведения" (А. Мюссе).

Определенное значение имеют для права и пять основных обязанностей мусульманина (или

"аркан" — пять столпов веры)

• исповедание веры (глахад)

• молитва (салят)

• месяц рамадан (саум)

• милостыня (закят)

• паломничество (хадж)

Обычное право арабов (урф) официально не включается в число источников права.

В предписаниях шариата различают пять разновидностей поведения правоверного мусульманина,

которые воспринимаются и как религиозно-моральные, и как законные. Среди них действия

обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные (но не влекущие за собой

применение наказания), а также запрещенные и подлежащие наказанию. Мусульманин должен

соблюдать требования шариата повсюду, даже за пределами своей страны. Ему запрещается пить

вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством и колдовством, иметь

запретные книги. Он обязан принять участие в объявленной "священной" войне (джихад) с

неверными.

Основные институты.

Личный статус. Полноправным статусом по шариату в той его части (фикх), которая относилась к

юридическим началам, пользовались только мусульмане. Иноверцы (зиммии) занимали более

низкое положение и облагались тяжелыми налогами. Было известно также ограничение

дееспособности для малолетних, слабоумных, находящихся в состоянии опьянения. Мусульманкам

запрещалось также выходить замуж за иноверца.

Вещные права. Среди этой категории прав особую разновидность составили вещи, которые не

могли находиться в собственности мусульман (чистые вещи — воздух, море, пустыня, мечети и так

называемые нечистые вещи — вино, свинина, запретные книги).

Имущественные права имели те, кто достиг совершеннолетия и находился в здравом уме. Факт

достижения совершеннолетия удостоверялся судьей. Предметом особо тщательной регламентации

было пользование водой. Собственник мюлъка, оставивший свою веру, терял право на имущество.

Оно переходило в этом случае к мусульманской общине либо к родственникам и наследникам.

Значительное количество земли и оросительных сооружений, а также источников пресной воды,

оружия, драгоценностей и рабов находилось в распоряжении государства. Государственная земля

сдавалась в аренду. Определенная часть принадлежала халифу и его семье на правах частной

собственности.

Крестьяне платили два налога — тяжелый поземельный налог (харадж) и подушный налог (джизъя).

При взимании налогов дозволялось применять насилие — пытки, тюремное заключение и др.

Завоеванные земли поступали в распоряжение халифов и эмиров. Захваченное имущество

делилось на несколько частей — добытчику, государству и мечетям.

Исламское общество в принципе было бессословным. Все взрослые мусульмане-мужчины были

равными перед Аллахом и его законом — не было привилегий и изъятий сословного характера.

Обязательственные отношения. Всесторонней разработке подвергнуты договорные права.

Обязательства из договоров делились на срочные и бессрочные, возмездные и безвозмездные,

двусторонние и односторонние. Специфический институт односторонних обязательств носит

название "обета".

В отношении найма земли арендаторы на завоеванных территориях обязывались платить тяжелый

государственный налог.

Брак и семья. Заключение брака рассматривалось как своеобразная торговая сделка с

необходимым согласием сторон и значительным выкупом за невесту ее отцу.

Коран допускает иметь мужчине до четырех жен, но оговаривает это обязанностью предоставлять

каждой жене имущество жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению.

Принуждать рабыню к сожительству воспрещалось. Любой из четырех браков мог быть расторгнут,

число разводов не фиксировалось. Муж мог развестись без объяснения причин, при помощи

простого произнесения ритуальных фраз: "Ты отлучена" или: "соединись с родом" либо трижды

сказанного слова "талак".

Жена могла добиться развода только при содействии суда и при наличии следующих оснований:

муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с

женой или не выделяет средств для ее содержания.

В случае развода муж обязан выделить жене часть имущества "согласно обычаю". Разведенная

женщина в течение трех месяцев оставалась в доме мужа. Родившийся ребенок должен был

оставаться в доме отца.

Наследственное право. Завещание не должно составляться в пользу законных наследников и

превышать треть имущества. При наследовании по закону за счет наследственной массы

покрывались расходы, связанные с погребением, затем оплачивались долги. Первыми в списке

получателей наследства стояли дети, затем братья, дяди. Наследственная доля женщин

составляла 1/2 доли мужчин.

Преступления и наказания. Особую группу составили преступления против религии и

общественного спокойствия. Отступление от ислама наказывалось смертной казнью с

конфискацией имущества. Точно так же преследовались участники восстаний и сопротивляющиеся

властям. Тяжким религиозным грехом считались разбой, кража, употребление вина,

прелюбодеяние, умышленное убийство или смертельное поранение, которые по обычному праву

влекли кровную месть; с появлением ислама стало возможным возмещать ущерб денежным

выкупом, если родственники убитого прощали убийцу.

Суд и процесс. По представлению Корана (5,48 и ел.) евреи творят суд по Пятикнижию Моисея

(или по Торе, т.е. по Закону Моисея), христиане — по Евангелию, а мусульмане должны судить по

Корану. Творящих суд не на основании Божьего откровения Коран называет неверными и

развратниками. Эти слова, замечает В.В. Бартольд, имели для человечества столь же печальные

последствия, как и слова о беспощадной войне с иноверцами. В установлении праве

свидетельствовать на суде говорится, что две женщины равны одному мужчине. Судебный процесс

носил обвинительно-состязательный характер. Дела уголовные и гражданские рассматривались

обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были вести свои дела

сами, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс судоговорения велся вначале устно, а

впоследствии, при Аббасидах, стали вести протоколы по гражданским делам. Доказательствами

считались признания ответчика, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться в одно

заседание. Судья имел в городе большую группу потенциальных свидетелей и осведомителей,

помогавших ему в работе.

Наказание приводилось в исполнение в присутствии судьи в любом общественном месте, за

исключением мечети. Женщина при осуществлении наказания должна быть сокрыта под

покрывалом. Мужчина наказывается в таком одеянии, которое не смягчало бы мучительности

наказания. Смертная казнь чаще всего осуществлялась путем перерубания шеи, а не отсечения

головы. Допускалась также казнь через четвертование, удушение, распятие. За неосторожное

убийство Коран предусматривает денежный выкуп и религиозно-искупительную жертву —

освобождение раба-мусульманина.
1   2   3   4


написать администратору сайта