Предпосылки возникновения социологии. 1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки 3
Скачать 41.64 Kb.
|
Содержание Введение 1 1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки 3 2. Представления об обществе в древнем мире 7 3. Эпоха Средневековья 9 4. Развитие социологии в XIX – XX веке 10 Заключение 13 Список использованных источников 14 Введение Возникновение и развитие любой социальной науки, предметом которой является социальная жизнь, в первую очередь влияет на социальные нужды решения определенных проблем, возникающих в социальной системе, а также на наличие теоретических основ, обеспечивающих соответствующий научный анализ: Становление социологии как самостоятельной науки во многом обусловлено глубокими изменениями мировоззрения в Европе в конце 18-го и начале 19-го веков, когда социальные изменения стали глобальными. Это был период перехода от средневековой авторитарно-монархической системы к новым формам организации экономической и политической жизни. Шел процесс формирования совершенно нового общества, который подтвердил победу прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и самостоятельность гражданина, что изменило нормативную систему, общество феодально-абсолютной системы. Он характеризуется наиболее тоталитарным урегулированием экономической, социально-политической и духовной жизни того же народа. Значительное расширение границ прав и свобод человека, расширение выбора привели к более рациональному и эффективному знанию социальной группы, социального общества, основ жизни социальных процессов и явлений.: В свою очередь, развитие свободной конкуренции в экономике, политике, духовной сфере, а также деятельность предпринимателей и политиков, конкретные социальные механизмы, взгляды и ожидания людей в середине 19-го века. Можно отметить следующие теоретические и социально-экономические предпосылки и условия возникновения и развития социологии как науки: появление и развитие отдельных общественных наук (политологии, права, политической экономики), достижений естественных наук, разочарование в науке. Для лучшего понимания сущности социологии необходим тщательный анализ исторических и социально-экономических предпосылок его возникновения как особой области научных знаний, условий его возникновения, закономерностей происхождения, периодичности и наиболее характерных особенностей его возникновения. Особенности, присущие отдельным странам в определенном историческом контексте. 1. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки "Государство" Платона-первая работа общей социологии. Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество может быть разделено на три класса. Среди высших мудрецов, которые управляют государством; среди солдат, которые защищали его от хаоса и путаницы: другой энциклопедический ум древности, Аристотель, предложил свою версию теории стратификации. Его команду поддерживал средний класс. Были и два класса: богатая плутократия и изгнанная пролетариат. Для того, чтобы понять, почему рождение социологии совпало с этим периодом, необходимо вспомнить исторически значимые события периода времени. Это, прежде всего, изменение социально-экономического формирования. Разрушены многовековые основы феодального общества и сформированы новые социальные нормы. Они не изменились с приходом капитализма. В первой половине 19-го века волна буржуазных революций уже охватила западноевропейские государства, в результате чего монархические формы правления были заменены республиканскими или конституционными монархиями. Свергнув власть монархических богатств, крупные феодалы потеряли свое прежнее положение в обществе. Во время феодализма была создана система вассальных отношений, согласно которой отличались два политика-феодалы и зависимые от них крестьяне. Феодал был также крупным землевладельцем, заботился о своем народе, зависел от погоды, интересовался большой (многодетной) семьей, ценил свое имя, сохранял традиции, верил в Бога и уважал царя. В отличие от феодала, новая буржуазия не навязывала патриархальных общественных договоров. Буржуазия в основном городская, которая инвестирует в крупномасштабное производство автомобилей, это означает, что он быстро разбогатеет; в то же время, это не зависит от погодных условий, легко жить в большом городе, с одной или небольшой семьей, потому что персонал не беспокоится о привычках, традициях, больших семьях, и дети остаются рядом со своими родителями. Мораль, традиции и религиозные догмы стали "цепями ног" новых хозяев жизни-буржуазии . Все это не могло раздражать умирающий класс-крупных феодалов. Таким образом, реконструкция революционной и насильственной. Однако большая часть новой буржуазии-вчерашние бои. С изменением системы не изменилось главное-система неравенства и эксплуатации человека. Капитализм - наиболее быстро развивающийся социально-экономический формат. Маркс, мы можем видеть начало и этапы быстрого развития и падения . Меньше полувека появилось новое поколение, которое может революционизировать борьбу буржуазии "за спиной". Если в XVII и XVIII веках нацистская буржуазия революционизировала власть крупных феодалов, затем в конце 19-го века начался революционный провал буржуазии. Усиливающаяся социальная напряженность в период стремительного развития капитализма может привести к изменениям в социально-экономическом формате. Капитализм "подготовил свой запас", сосредоточив большие массы людей на крупных предприятиях и индустрии социализации. В 19-ом веке классический конфликт превратился в классическую борьбу угнетенного пролетариата буржуазии и Западной Европы, что отразило революционный выход. С целью найти выход из сложившейся социально-политической и экономической ситуации философы и политики времени коснулись науки, которая была технически важна и могла повлиять на социальные процессы. Технические изобретения-машины и механизмы (локомотивы, пароходы, телеграммы, телефоны, станки, а затем - автомобили, самолеты, электричество), новое оружие (стрельба), новые производственные технологии увеличились в сотни раз. Во время быстрых и радикальных изменений людям необходимо научное понимание текущих событий, теория, которая может ответить на вопросы о том, что будет дальше, когда общество движется, а также о роли и месте человека: До появления социологии религия пыталась ответить на эти вопросы, но научные достижения новой эпохи подорвали веру людей в сверхъестественные силы. В то время географические открытия, сделанные моряками и путешественниками, позволили изучить различия в образе жизни людей из разных уголков мира: Социология, наука об обществе, как саморазвитая система, стала наукой, которая занимается не только теоретическими расчетами, но и конкретными цифрами и фактами, которые можно измерить и сравнивать: Возникновение социологии как самостоятельной науки в первой половине 19-го века было бы невозможным, если бы такие науки, как демография, статистика и прикладная математика, не достигли определенного уровня развития. Эмпирическая социология. Спустя некоторое время, в конце 19-го века, начала развиваться эмпирическая социология, возникшая в результате попыток решения социальных проблем, которые не были характерны для предыдущего периода. Чтобы уменьшить растущую социальную напряженность, владельцы крупных предприятий предоставили сотрудникам льготы. рабочий день сократили до 8 часов, внедрили дифференцированную форму заработной платы, создали профсоюзы, внедрили систему социальной защиты. В результате между крупной буржуазией и бедными работниками сформировался "средний класс" как сила стабильности и порядка. Это была бы часть общества, которая заинтересована в решении социальных проблем, "заказчик" социологических исследований, посредством которых можно было бы получить "лекарства" для "лечения" общества-прогнозы и практические предложения. Таким образом, можно выделить следующие объективные предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века: Сложная социально-политическая ситуация в Западной Европе; Развитие капиталистических отношений; Географических открытий; Законы, созданные в естественных науках; Технических изобретений; Высокий уровень развития прикладных научных дисциплин; Растущий интерес к проблемам взаимодействия человека и общества в области литературы и искусства. Следует отметить, что социология как наука имеет буржуазное происхождение, что в нашей стране воспринималось как ярлык или "клеймо" и практически запрещено жить как независимый социолог почти через полвека после эпохи социализма. До 1917г. революция началась с процесса реконструкции. 2. Представления об обществе в древнем мире Процесс восприятия общества начинается в начале человеческой истории. Общество становится объектом человеческого анализа даже до самого индивида, так как в примитивном состоянии человек практически не отделен от клана, но человек начинает думать и ценить: Когда будет решен главный вопрос социальной жизни, концепция общества углубится параллельно развитию личности. Есть идеи для социального равенства и неравенства. Однако параллельно с развитием человеческого общества его структура усложняется и формируется представление о неизбежности социального неравенства. Подробнее в г. Ереван понимание неизбежности социального неравенства в середине первого тысячелетия привело к концептуальному обоснованию его необходимости. На востоке учения Будды, Конфуция и Заратустра осуществляется критический обзор общественных отношений, характерных мифологического сознания, который стал рациональным рассуждением, а затем религиозной и этической основой для поддержания социальной стабильности в обществе. Преодолела примитивную нестабильность. Социальное мышление на Западе достигло своего пика в Афинах в пятом и четвертом веках. Труды Сократа, Платона и Аристотеля, которые обучают двум основным направлениям взаимодействия на протяжении всей истории общественного мышления. Первый выдвигает и обосновывает идею пиритизации общественных интересов. Это отражается прежде всего в учении Платона, который обсуждал эту идею в своем известном труде "государство". "В идеале три принципа человеческого духа (разумный, порочный и страстный) схожи с тремя принципами (совет, защита и предпринимательство), которые, в свою очередь, ради справедливости, по словам Платона, каждая собственность должна делать свое дело. Через "честную фантастику" утверждают, что неравенство, естественно, предрешено. хотя все люди рождаются на Земле, некоторые смешиваются с золотом, поэтому они должны управлять. у других серебро, поэтому они становятся воинами; все объекты недвижимости служат для поддержания единства и стабильности сообщества. Платон считал, что государство должно подчиняться всем членам общества, чтобы служить его сохранению, избегая отдельных людей, даже самых сильных амбиций. Целостность его государства основана на полной ответственности неравных членов общества за судьбу этого государства. Второе направление защищает первичное представительство личности, интересы личности. Он критикует "государство" Платона, защищает приоритет личных интересов и защиту прав человека. Чрезмерное стремление к социализации, такое как собственность, предложенная Платоном, сообщество женщин и детей, по словам Аристотеля, приводит к разрушению личности, умелого и лени, усугубляет социальные волнения и готовит политический кризис: Древнегреческая мысль в этих областях отражает фундаментальное противоречие между общественной жизни и внутренней жизни личности противоречивое единство общества и личности. До сих пор представители каждого направления создали определенный образ человечества и защищали право быть "эскорт" в лучшее будущее. Если мыслители первого направления характеризуют идею хорошего будущего как стабильное, стабильное общество, его члены несут ответственность за судьбу всей нации, то ученые второго направления характеризуют социальный идеал, его членов как динамичное, быстрорастущее общество, сосредоточенное на публичности, свободе и ответственности".: Сторонники пиритизации общественных интересов подчеркивали в частной и социальной политике "идею равенства для всех", а те, кто защищал приоритет частных интересов над общественными интересами, считали более важным решение проблемы "неравенства". Таким образом несмотря на то, что оба направления социального мышления оправдывают неравенство, они делают разные акценты. 3. Эпоха Средневековья Развитие общественных отношений в Средние века в основном было под контролем системы нравственных и религиозных норм и повлияло на развитие общественного мнения. Учение Фомы стало важным шагом в деле развития общественной жизни в укреплении духовной силы католицизма (в 1879 году была объявлена "единственная истинная философия католицизма"), но не прекратила реформу католицизма. Лютер, В. Цвингли, сестра Дж. Калвина. Мюнцер, лидер народных реформ, который представлял буржуазно-буржуазное движение. Важнейшей идеей реформы была необходимость личной ответственности, отказ от ходатайства иерархии Церкви. Реформа оказала значительное влияние на социально-критическое мышление, теорию самосознания и развитие первоначального буржуазного идеала "верховенства закона". Вебер раскрыл влияние протестантского религиозно-этического комплекса на процесс формирования европейского капитализма, обеспечив развитие таких личностных качеств, как трудолюбие, волнение, честность, дальновидность. Утверждается, что идея приоритета личных интересов в отношении интересов общества лежит в основе бизнес-класса-формирующейся идеологии буржуазии. Шестнадцатого века вместе с личным пониманием о частной собственности. Социалистическое общественно-политическое направление постепенно формируется как начавшаяся идеология пролетариата. Он был основателем утопического социализма. Томас Мор (1478-1535), изображавший утопическое общество, где не было частной собственности, производства и повседневной жизни, и работа была обязательной для всех: Критикуя капитализм и раскрывая его нечеловеческий характер, утопические социалисты рассматривали экономику как идеальное общество без государственного и общественного контроля и без ведома товарно-денежных отношений. Главное-опираться непосредственно на государственное регулирование и общественный контроль. 4. Развитие социологии в XIX – XX веке Идея социологии как отдельной науки связана с рядом условий, которые доминировали во Франции в первые десятилетия XIX века. История показала, что социология, как отдельная наука, началась научным сообществом в 1840-х годах после публикации третьего тома важнейшей работы Конта "курс позитивной философии". Он впервые использовал термин "социология", который описывает научное исследование общества. Во-первых, на Богословском этапе человек открывает все события на основе религиозных идей и применяет сверхъестественные идеи. Во-вторых, на метафизической стадии он отказывается быть сверхъестественным и пытается объяснить все посредством абстрактных личностей, причин и других философских абстракций. В разных науках переход от одной фазы к другой происходит последовательно, но не одновременно. Это означает, что теоретический анализ основан на сочетании эмпирических данных, собранных в ходе наблюдений, экспериментов и сравнительных исследований, данные надежны, проверяемы и однозначны: Еще одно важное открытие, которое привело О. Благодаря этим факторам появятся социальные и профессиональные группы, увеличится разнообразие общества и повысится материальное благополучие людей. Однако эти же факторы приводят к разрушению основ общества, поскольку они направлены на накопление и эксплуатацию богатства людей, на одностороннюю профессионализацию, на становление личности. Социальные настройки объединяют людей в одну профессию и становятся враждебными по отношению к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которая, по определенному соглашению, может подорвать устои общества - чувство солидарности и гармонии между людьми. Способствовать установлению гармонии и солидарности и, по Контту, социологии. В этой части социологии обсуждаются основные социальные институты-семья, государство, религия с точки зрения их роли в установлении своих социальных функций, гармонии и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию социального прогресса, решающим фактором которой, по его мнению, является духовное и интеллектуальное развитие человечества: Огюст Конти по праву можно считать основателем социологии, и он прав не только потому, что одним из первых занимался обществом и социальными процессами, но и потому, что заложил основу для координации науки и перевода их социологии. Работа Конта оказала большое влияние на многих известных социологов. Предполагается, что общество имеет ряд существенных сходств с биологическим телом и описывает его как целостную систему взаимосвязанных и взаимосвязанных частей. Выживают те, кто наилучшим образом приспособлен к судьбе. Этот подход называется "социальный дарвинизм". Социальный дарвинизм Спенсера показывает, что наши мысли о себе и мире сформировались в социальную эпоху, в которой мы живем: В то же время, концепция эволюции "одной линии", социально-Darwinist отношения Г. Спенсера подвергли критике в основном со стороны школы психологии, представленной в истории социологии, Габриэля Тарда (1843-1904), Густава Ле Бона (1841-1931) и, в частности, Фердинанда тенниса (1855-1936). Отвергая мифологизацию общества, эти ученые стремились преодолеть ограничения эволюционизма и, наконец, объяснить роль выявленного субъективного фактора социально-психологической концепции социологии, анализ социально-психологических явлений. Исторический процесс. Г. Тард известен своей имитационной теорией, поскольку она рассматривала веру или желание передать или выразить в качестве элементарных социальных отношений. К. Лебон подчеркнул феномен "большинства", когда принцип рациональной критики, воплощенной в личности, подавляется в иррациональном массовом сознании: Ф. Тунис возглавил концепцию воли, определяющую сущность и направление поведения человека: И поскольку он действительно определяет волю и разум, по его мнению, желание действовать рационализируется не государством или Богом, а рационализмом, и его живое воплощение — это разум. Географическое направление социологии указывает Жан-Жак Элиза рекли (1830-1905) и Фридрих Ратцели (1844-1904). В то же время он смог наблюдать некоторые закономерности влияния природных условий для развития народов и их культур в различных географических условиях. В 19 веке появилась Марксистская ветвь социологии, названная именем ее основателя Карла Маркса (1818-1883), которая просуществовала более полутора веков. На Карла Маркса большое влияние оказали работы немецкого философа Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831) и его учение о диалектике: К. Маркс и Ф. Энгельс использовал диалектический подход к изучению общественных отношений с контекстным логическим принципом борьбы единства и противоречий в материальном мире. Развитие марксистской концепции на основе единства и борьбы противоречий и создания новых, более полных структур в процессе. Маркс утверждает, что политические идеологии, право, религия, семейный институт, образование и управление надстройкой общества. Экономическая основа общества, то есть способ производства материальных благ и классная структура общества влияют на формирование всех социальных институтов. Кроме того, они разработали концепцию социального конфликта в виде будущих социалистических революций, изучили основные уроки современного общества-пролетариат, буржуазия, крестьянство и проанализировали все формы классовой борьбы: Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы видим, что появились разные понятия, которые стремятся ответить на жизненные вопросы и объяснить все, что происходит в то или иное время. Заключение Социология, в целом, и каждая из ее ветвей является результатом творческой работы многих поколений ученых и мыслителей из разных стран и народов, и в этом плане она носит международный характер в своих собственных целях и задачах: Социология-одна из наук, без которой современное общество не может действовать и развиваться. Роль социальных знаний, основанная на конкретных фактах и исследованиях, и основой социальных знаний в целом является важность социальной сферы общества в формировании идеологии и практики всеобщего благосостояния государства, социально-ориентированной экономики и социальной сферы. Из изобилия идей и понятий, выдвинутых выдающимися мыслителями разных эпох, эта наука постепенно формировалась в ответ на объективные потребности общественного развития: На каждом новом этапе социальных реформ это позволяет нам вывести из реальности новые социальные факты, обобщить их с научной точки зрения и показать перспективы общественного развития. Это показывает, что развитие социологического мышления этим не заканчивается. Если есть человек, то есть и социология. Список использованных источников Волков Ю.Г. «Социология: история и современность», учебное пособие, Москва, издательство Феникс ,1999 г. – 670 с. Новикова С.С. «Социология: история, основы, институционализация в России», учебник, Москва, издательство НПО Модек, 2000 г. – 464 с. Добреньков В.И., Кравченко А.И. «Социология: краткий курс», Москва Инфра, 2001 г. – 624 с. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии», Москва, КДУ, 2001 г. – 216 с. Харчева В.Г. «Основы социологии», Москва, Логос, 2000 г. – 302 с. |