Главная страница
Навигация по странице:

  • 3 Официальная реабилитация деятелей движения Алаш.

  • 4.Образование новых общественных организаций и партий. Выборы Верховного Совета Казахской ССР.

  • Массовые объединения и партии в Казахстане

  • 5.Принятие "Закона о языке" и его значение. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР.

  • 6.Августовский путч 1991 года. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ).

  • 6 неделя. 1. Реформы М. С. Горбачева. Национальные конфликты в союзных республиках на фоне гласности и демократии


    Скачать 95.35 Kb.
    Название1. Реформы М. С. Горбачева. Национальные конфликты в союзных республиках на фоне гласности и демократии
    Анкор6 неделя
    Дата01.03.2022
    Размер95.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла6 неделя .docx
    ТипСеминар
    #379049

    Уалхан Арман 6 неделя семинарское задание

    1.Реформы М.С. Горбачева. Национальные конфликты в союзных республиках на фоне гласности и демократии.
    2.Деятельность Д.А.Кунаева в должности Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате

    Накануне с поста первого секретаря ЦК компартии Казахстана был смещен Динмухамед Кунаев, управлявший республикой 22 года. На его место был назначен русский Геннадий Колбин, что вызвало недовольство многих казахов.

    Утром 17 декабря на центральной площади Брежнева собрались 5000 студентов и учащихся ПТУ с лозунгами «Каждому народу своего вождя» и «Казахстан — казахам!».

    Партийные руководители, включая нынешнего президента Назарбаева, убеждали их разойтись, но ретировались под градом камней.

    В Алма-Ату были спешно переброшены войска и милиция из соседних регионов, которые вечером начали вытеснять толпу с площади с помощью дубинок и водометов.

    На другой день к разгону митингующих подключились дружинники, вооруженные стальной арматурой. Власти объявили о гибели одного человека, хотя жертв с обеих сторон было не меньше двух десятков.

    До 8000 человек были арестованы, 83 получили срок. В ставшем независимым Казахстане беспорядки назвали «справедливым протестом молодежи», а их усмирителей уволили с работы и подвергли травле.

    Источник — Профиль, N46, 12.12.2005, с. 132

    Второй год перестройки в Казахстане ознаменовался драматическими событиями. 16 декабря 1986 года состоялся Пленум Центрального Комитета (ЦК) Коммунистической партии Казахстана (КПК). На повестке дня стоял организационный вопрос — выборы первого секретаря ЦК КПК.

    Первым секретарем ЦК КПК, вместо отправленного на пенсию Д. Кунаева, был единогласно избран Г. Колбин, работавший до того первым секретарем Ульяновского обкома КПСС.

    Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате начались демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошли в историю как Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате.

    К полудню 17 декабря на площади им. Л. Брежнева демонстрантов было около 5 тыс. С утра площадь была оцеплена силами МВД, после обеда к милиции добавили курсантов школы милиции и пожарно-технического училища.

    Перед собравшимися выступали с увещеваниями и призывами разойтись секретарь ЦК З. Камалиденов, председатель Президиума Верховного Совета С. Мукашев, Председатель Совета Министров Н.

    Назарбаев, 1-й секретарь Алма-Атинского обкома КПК М. Мендыбаев, прокурор республики Г. Елемисов и др. Успеха эти речи не имели.

    Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки.

    Утром 18 в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось «вытеснение» демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана.

    По официальным данным, в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате погибло 2 человека, сожжено 11, повреждено 24 транспортных средства, выведено из строя 39 автобусов, 33 такси, нанесен материальный ущерб 13 общежитиям, 5 учебным заведениям, 6 предприятиям торговли, 4 административным зданиям.

    Митинги и демонстрации протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах.

    После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям.

    Около 900 человек были наказаны в административном порядке, более 300 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС — 52, из ВЛКСМ — 758.

    Общее количество задержанных составляло 8500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы.

    Один — К. Рыскулбеков — по обвинению в убийстве С. Савицкого приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы.

    19 декабря 1986 года газеты опубликовали краткое сообщение ТАСС от 18 декабря, с первой официальной оценкой произошедшего: «Вчера вечером и сегодня днем в Алма-Ате группа учащийся молодежи, подстрекаемая националистическими элементами, вышла на улицы, высказывая неодобрение решения состоявшегося на днях пленума ЦК Компартии Казахстана.

    Сложившейся ситуацией воспользовались хулиганствующие, паразитические и другие антиобщественные лица, допустив противоправные действие в отношении представителей правопорядка, а также учинив поджоги продовольственного магазина, личных автомобилей, оскорбительные действия против граждан города…».

    25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как «факты проявления национализма», а в июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», в котором декабрьские события были названы «проявлением казахского национализма».

    В конце 1986 — начале 1987 гг. печать была заполнена организованными статьями, названия которых говорят сами за себя: «Нам горько», «Цена самолюбования», «Паутина», «Горький урок», «По поводу болезненного национального чувства», в которых события декабря трактовались в духе первого официального сообщения.

    В республике был установлен своеобразный заговор молчания о декабре 1986 года, активно шел поиск «националистов». Первую попытку прорвать завесу молчания предпринял М.

    Шаханов весной 1989 года, выступив с требованием объективного рассмотрения декабрьских событий на 1 Съезде народных депутатов СССР.

    Только через три года, в 1989 году, Верховный Совет Казахской ССР единогласно осудил постановление ЦК КПСС.

    В июле 1989 года была создана Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР, по рассмотрению обстоятельств, связанных с декабрьскими событиями.

    Однако в ноябре 1989 года, Верховный Совет, заслушав отчет сопредседателя комиссии М. Шаханова, постановил преобразовать ее в «рабочую группу по рассмотрению жалоб «декабристов».

    Под угрозой волнений и голодовки, которую были готовы объявить члены Комиссии, Указом Президиума Верховного Совета республики, в январе 1990 года была создана «Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года».

    Параллельно шел процесс пересмотра дел осужденных «декабристов» — 32 из них освободили за отсутствием состава преступления.

    В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года «оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявления казахского национализма является ошибочной… »

    В сентябре 1990 года выводы Комиссии Президиума Верховного Совета КазССР были опубликованы.

    Они гласили: « Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими — это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции.

    Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки командно-административной системы.

    Непосредственным толчком к выступлению молодежи послужило келейное и оскорбительное по форме назначение Г.

    Колбина первым секретарем ЦК КПК, которое было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающие жизненные интересы населения республики. Особое возмущение вызвало явное противоречие между традиционно-командными действиями центра и провозглашаемыми демократическими принципами перестройки.

    С протестом против решения пленума ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся молодежи г.

    Алма-Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка, они требовали лишь разъяснений по поводу решений пленума и выражали свое несогласие с этим решением.

    Руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выслушать ее мнение.

    Расценив политический протест как угрозу устоям власти, оно отреагировала на него приведением в готовность Алма-Атинского гарнизона и оцеплением площади силами, во много раз превосходившими количество демонстрантов.

    Решение о переброске из разных регионов страны в Алма-Ату специальных частей внутренних войск МВД, принятое министром внутренних дел СССР А.

    Власовым по настойчивым просьбам республиканского руководства, не вызывалось никакой необходимостью и было незаконным… Это решение было принято за спиной высшего органа власти и правительства республики узким кругом лиц.

    Перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю.

    Действия части демонстрантов нередко выходили за рамки законного поведения.

    При попытках диалога с руководителями республики демонстранты проявили по отношению к ним отсутствие политической культуры, нетерпимость, недопустимое неуважение, вплоть до прямых оскорблений и хулиганских выходок. Оказывая сопротивление силам охраны порядка, оскорбляли их, вступали с ними в стычки, драки, забрасывали камнями, наносили им телесные повреждения.

    Имели место безответственные, провокационные призывы к незаконным действиям, поджоги автомашин, повреждения зданий.

    При подавлении беспорядков силы охраны порядка совершили неоднократные и вопиющие нарушения законности — избиение задержанных, вывоз их зимой полуодетыми за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток, нередко без пищи и медицинской помощи.

    При разгоне использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки…

    По оценке комиссии, телесные повреждения получили более 1.7 тыс. человек.

    Грубые нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбирательства по возбужденным уголовным делам против участников событий.

    Следствие по ним велось в сжатые сроки, поверхностно и с явным обвинительным уклоном».

    По результатам работы Комиссии, в сентябре 1990 года было принято Постановление Президиума Верховного Совета КазССР «О выводах и предложения Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года».

    В нем отмечалось, что «выступление казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер. Непосредственной причиной протеста молодежи послужили откровенное пренебрежение мнением населения и партийных масс республики со стороны центра, направившего первым секретарем ЦК Компартии Казахстана по стереотипу до перестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника, недооценка возросшего самосознания народа».

    В связи с тем, что, как считали некоторые представители оппозиции, ни президент республики, ни правительство не были заинтересованы в рассмотрении выводов и предложений Комиссии по расследованию декабрьских событий 1986 года в Казахстане и принятии действенных мер по ним, в 1992 году ряд представителей общественности республики и отдельные потерпевшие лица обратились в Конституционный Суд республики с заявлениями о возбуждении конституционного судопроизводства по делу «О конституционности решений, принятых органами государственной власти и управления бывшего СССР и КазССР, а также правоприменительной практики административных, судебных и правоохранительных органов и действий их высших должностных лиц в период декабрьских событий 1986 года».

    В октябре 1992 года Конституционный Суд республики определил возбудить конституционное судопроизводство по делу.

    Однако в декабре 1995 года принял определение прекратить конституционное судопроизводство по делу в связи с неподведомственностью Конституционному Суду части исковых требований, утратой силы ряда актов, конституционность которых подвергается проверке, а также из-за ненадлежащих субъектов обращения по некоторым исковым требованиям.

    Главными причинами, несомненно, являются политика Советского правительства и Коммунистической партии, направленные на уничтожение культуры, национальных обычаев и традиций, языка и менталитета. Все это вызвало недовольство народа, особенно молодежи. Годами накапливалось негодование, протест и возмущение произволом компартии и советской власти.

    В народе назревал стихийный протест против такой политики. Поводом для начала воссстания в Алматы послужило назначение на пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Г.Колбина 16 декабря 1986 года, человека, не знакомого республиканской общественности. Митинги и демонстрации протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах. После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям.

    Около 900 человек были наказаны в административном порядке, более 300 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС — 52, из ВЛКСМ — 758. Общее количество задержанных составляло 8500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы.

    Один — К. Рыскулбеков — по обвинению в убийстве дружинника, инженера телецентра С. Савицкого приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы.

    По характеру Декабрьские события — это закономерное продолжение многовекового национально-освободительного движения казахского народа за свободу и независимость.

    Основные их движущие силы — студенты и учащиеся алматинских вузов и средних специальных учебных заведений и рабочая молодежь заводов и фабрик. Разгон мирной демонстрации молодежи силой оружия и кровавая расправа над демонстрантами превратили мирное выступление в восстание.

    Вначале это было мирное шествие. Собравшиеся на площади выразили недовольство кадровой политикой Центра. Они потребовали соблюдения принципов ленинской национальной политики, проявления заботы о развитии национального языка и культуры, достаточного количества национальных политических деятелей в руководящих органах.

    Молодежь хотела высказаться по наболевшим проблемам. Но поскольку кадровые вопросы решались в Москве, никто не имел права спорить с Центром ни по какому вопросу. Де­кабрь­ские со­бытия 1986 г. ста­ли ка­тали­зато­ром де­мок­ра­тиза­ции по­лити­чес­кой жиз­ни и име­ли важ­ное ис­то­ричес­кое зна­чение: 1.Пер­вое выс­тупле­ние про­тив су­щест­ву­ющей по­лити­чес­кой сис­те­мы на тер­ри­тории быв­ше­го СССР; 2.Отк­рыл путь в стрем­ле­нии ка­захс­ко­го на­рода к не­зави­симос­ти.

    3 Официальная реабилитация деятелей движения Алаш.

    Ученый-алашовед, писатель Турсын Журтбай говорит, что решение, принятое 4 ноября 1988 года, стало возможным благодаря постановлению Верховного суда от 24 апреля 1988 года о реабилитации деятелей Алаш с гражданской позиции.

    – В начале 1988 года меня пригласил председатель Союза писателей Казахстана Олжас Сулейменов и сказал, что пришло время реабилитировать деятелей Алаша. Сказал, чтобы я подготовил эти вопросы для правовой комиссии при Союзе писателей и предложил их к обсуждению. «Мы поднимем эти вопросы», – сказал он. Вначале председателем комиссии предложили назначить Салыка Зиманова, однако он сослался на отсутствие времени и отказался. Таким образом, председателем этой комиссии стал я, – вспоминает ученый.

    В апреле 1988 года были реабилитированы 14 членов «Алашорды» и письмо, подготовленное членом Верховного суда Казыханом Кенжебаевым, от имени Олжаса Сулейменова было адресовано Геннадию Колбину [первому секретарю ЦК Компартии Казахской ССР]. Узбекали Джанибеков тогда курировал вопросы идеологии в ЦК, его консультантом был Сеит Каскабасов. За этот вопрос взялись благодаря их поддержке. То есть дела Алаша, которые я проанализировал в архиве КГБ, были пересмотрены, и их оправдали с гражданской позиции, – говорит Турсын Журтбай.

    Вслед за этим ЦК Компартии Казахской ССР создал правительственную комиссию и назначил ее председателем академика Жабайхана Абдильдина. В состав комиссии вошли академики, ученые и писатели.

    О работе этой комиссии, в частности о деле Шакарима Кудайбердыулы, которого оправдали одним из первых, Жабайхан Абдильдин написал в своей книге «Өнегелі өмір».

    «Если бы мы проиграли, то меня исключили бы из партии и сняли с должности. Вместе с тем процесс по реабилитации Ш. Кудайбердиева затянулся бы на три-четыре года. Позднее началась перестройка. Если тогда нам не удалось бы оправдать его, то в перестроечное время мы реабилитировали бы его в любом случае. Однако до этого времени этот вопрос продолжал бы оставаться закрытым», – писал он.

    Турсын Журтбай в своей статье «Шәкәрім мұрасы қалай ақталды?» подробно рассказывает о том, как реабилитировали творчество Шакарима Кудайбердыулы.

    ПОДОЗРЕНИЯ И СОМНЕНИЯ

    По словам ученых, в 1990-е годы, кроме правительственной комиссии Казахской ССР, работой по анализу творчества казахской интеллигенции занимались и региональные комиссии, созданные на разных уровнях. На уровне властей и в ученой среде не прекращались споры, имели место сомнения и подозрения касательно Алаша.

    Мамбет Койгельды, который на протяжении 30 лет занимается исследованием жизни деятелей Алаша, о работе в Целиноградской (сейчас Акмолинской) областной комиссии, созданной в 1990-е годы, вспоминает так:

    «В комиссии состоялся разговор о реабилитации Миржакыпа Дулатова. Часть членов комиссии поддержала предложение о реабилитации, вторая часть выступила против. Однако через некоторое время поддерживающих стало больше. В 1990-м году я готовил справку о реабилитации Алихана Букейханова для комиссии. Заседание комиссии вел первый секретарь обкома партии того периода Андрей Браун. В заседании принимали участие секретари обкома, представители отдела по идеологии. Члены комиссии были против реабилитации Букейханова. Браун призвал рассмотреть вопрос, однако члены комиссии выразили протест. Справку вернули обратно. Документы по Букейханову так и остались непринятыми».

    Мамбет Койгельды говорит, что в начале 1990-х годов он без разрешения опубликовал в принадлежащей республиканской Компартии и Совету министров Казахской ССР газете статью«Қуандым түнде жүріп, күн шығар» об Алихане Букейханове и его поступок «разбирали» на собрании. Тем не менее, отмечает ученый, было заметно, что в памяти общества еще хранились наследие и вклад деятелей Алаша.

    – Спорили не только об одном Букейханове, мнения разошлись и в отношении других представителей. Были лица, выступавшие против их реабилитации. Это свидетельствовало о том, что тогда в обществе еще были крепки устои коммунистической идеологии. Это, конечно, зависело от центрального комитета, политической системы. Между тем я заметил, что мнения о деятелях Алаша, статьи о них общество приняло очень тепло. Статьи о деятелях Алаша читали быстро, делали выводы, был обмен мнениями. Это я хорошо знаю. Это был очень интересный период. Было заметно, что народ не забыл вклад деятелей Алаша, – говорит Мамбет Койгельды.

    В результате работы этой комиссии было реабилитировано наследие десятков видных деятелей Алаша и стало возможным открытое распространение их трудов. Научные изыскания ряда исследователей, которые сейчас известны как ученые-алашоведы, берут начало с того периода.

    «НЕТ СЕМЬИ, КОТОРОЙ БЫ ЭТО НЕ КОСНУЛОСЬ»

    По словам исследователей, в Казахстане тепло приняли возвращение наследия Алаша в 1988 году, когда начался этот процесс. Тем не менее противники «Алашорды» до провозглашения Казахстаном независимости считали, что деятелей Алаша нельзя реабилитировать.

    Историки говорят о необходимости продолжения работы по возвращению наследия Алаша народу. Они отмечают, что до сих пор в архивах хранятся дела десятков тысяч человек репрессированных, к которым нет открытого доступа.

    По словам руководителя республиканского общественного фонда «Кахармандар» Сабыра Касымова, фонд занимается реабилитацией граждан, подвергшихся гонениям.

    – Мы установили личности вождей Алаша, известных деятелей. Между тем было много рядовых членов. Это десятки тысяч человек. Сколько человек подверглось гонениям и было осуждено в районах и селах. Нет семьи, которой бы это не коснулось. Осуждали не по одной статье, а по многим статьям. Никто не знает конкретное число погибших. К примеру, мулл забирали прямо с места, где они читали намаз, увозили без следствия. Все сведения об этом до сих пор находятся в архивах. Их нужно реабилитировать. В России сейчас функционируют различные поисковые группы. У нас это кто-то понимает, кто-то – нет. Иногда я спрашиваю: «У тебя есть предки, почему не занимаешься их поиском?» Приходится объяснять по полдня, и только тогда понимают значимость этой работы. Стоит начать рассказывать об этом, и понимаешь, это это будет долгий и нескончаемый разговор, – говорит Сабыр Касымов.

    По данным исследователей, во время репрессий советских властей в 1937–38 годах в Казахстане гонениям подверглись более 120 тысяч человек, 25 тысяч человек были расстреляны. Закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» был принят после объявления независимости, 14 апреля 1993 года.

      Казахстан сегодня — целый этнокультурный мир, мощный сегмент евразийского многообразия. Этнокультурный мир базируется на двух ключевых компонентах: этническом ядре и культурной оболочке. У нас уже сформировалось ядро, идет процесс образования и совершенствования культурной оболочки. Ее ключевые координаты -язык и идентичность.

    Наша страна вступила в эпоху глубоких и системных перемен. Проведена конституционная реформа, создана надежная база для перехода к новой экономической модели, основанной на индустриально-инновационном развитии и ускоренной технологической модернизации.

    В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства определил долговременную гуманистическую программу «Рухани жаңғыру». Главное в этой сложной и чрезвычайно важной работе отводится ценностно-мировоззренческим основам.

    В этой связи возрастает роль исторической науки, как и в целом наук гуманитарного и мировоззренческого направления. Особое значение имеет глубокое изучение роли общенационального движения «Алаш» в возрождении государственности Казахстана, укреплении национального самосознания казахов, развитии основ толерантности и дружбы народа Великой степи.

    Движение «Алаш» — национально-освободительное движение против колониальной политики Российской империи в первой четверти XX в. В начале прошлого столетия большая часть территории казахов стала собственностью российского государства, резко увеличилось количество переселенцев, коренное население насильственно вытеснялось с обжитых земель. Борьбу против политики царизма возглавила национальная интеллигенция, сформировав Алашское движение после Первой русской революции.

    В своей работе «В потоке истории» Нурсултан Назарбаев писал: «В начале XX века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации», Президент справедливо отмечает, что многие положения, выдвинутые руководителями партии «Алаш» сохраняют значение и поныне.

    В рамках созданной Указом Главы государства Национальной комиссии при Президенте РК по вопросам модернизации общественного сознания проводится работа не только по изучению идейного и общественного-политического наследия «Алаш», но и по применению заданных ими духовно-нравственных параметров к современным сигналам казахстанского общества, поиску сопоставимых и востребованных сегодня идей.

    Главное условие модернизации нового типа — сохранение своей культуры, собственного национального кода. Именно поэтому новая модернизация — это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Кроме этого, важнейшая миссия духовной модернизации заключается в примирении различных полюсов национального сознания.

    Когда сопоставляем важнейшие проблемы современного нравственного-мировоззренческого определения и идейной программы партии «Алаш», то становится вполне очевидно: в них налицо полная гармония в концептуальном понимании.

    Глава государства говорит о культе знаний и об образовании как «фундаментальном факторе успеха», как национальном приоритете номер один.

    Внимательное прочтение программы «Алаш» говорит о том, что за ней были люди, заботившиеся о процветании своего народа, настойчиво требовавшие от властей открытия школ на казахском языке обучения, выпуска газет на казахском языке.

    В разделе «Прагматизм» в своей книге «Эра Независимости» Нурсултан Назарбаев говорит о модернизации сознания, о необходимости вспомнить навыки предков. «Прагматизм есть противоположность расточительства и кичливости жизни напоказ. Культура современного общества — это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши».

    Теперь посмотрим программу «Алаш». В статье «Из жизни казахских должностных лиц Каркаралинского уезда» А. Букейханов приводит пример безнравственности и низкой морали не только у священнослужителей в казахских степях, но и у казахских баев, которые путем подкупа уездных начальников, стали властными управленцами и с целью безжалостного грабежа простого народа и бедняков, потворствовали лживым муллам и ходжам. Их поступки Алихан называет «безобразием» и «откровенной насмешкой над религией — исламом». Кроме того, один из лидеров движения с сожалением констатирует отсутствие у сородичей на необходимом уровне современной культуры, морали и этики. Казахское общество, считал он, поражено культом наживы за счет безграмотной массы народа, межродовой борьбы за власть, безжалостным гнетом богатыми и сильными более слабых и бедных…

    Исторической заслугой общественно-политического движения «Алаш» является не только его роль в пробуждении у казахского народа национального самосознания, но и в развитии в среде казахской интеллигенции чувства социальной боли и ответственности за положение простого народа. Лидеры «Алаш» с обостренной ответственностью использовали все рычаги политического и государственного влияния, поднимая вопросы духовного, образовательного и материального положения казахского населения.

    Недавние  Пять социальных инициатив Президента также гармонично вписываются в наше утверждение о прямом влиянии идейных установок лидеров «Алаш» на современный социально-экономический и духовный процесс развития казахстанского общества. Задача, поставленная Н. Назарбаевым по модернизации общественного сознания также предполагает возможность прямо опираться на нашу историческую память, приобщая современную молодежь к истокам идейных установок политической партии «Алаш».

    Казахская традиция неоднократно прерывалась. И теперь наступило время собирать ее по частям, делая это бережно, непредвзято, создавая целостную картину отечественной истории. Нас должно интересовать, прежде всего, история народа, а не политическая и идеологическая коньюктура. А народ на всех исторических этапах остается одним и тем же.

    Вот что пишет Глава государства Нурсултан Назарбаев: «Внимательное прочтение программы «Алаш» говорит о том, что это были люди, заботившиеся о процветании своего народа. При этом их национальная программа позволяла консолидировать все национальности, проживавшие в то время». И что очень важно — без утраты этнической идентичности.

    Почему для нас так важно заниматься формированием казахстанской идентичности? Почему мы не должны допустить утраты и отхода от традиционных ценностей, на которых веками стояло наше общество? Без этого духовно-нравственного ядра не может быть общественного иммунитета, а без этого не может быть и психологического иммунитета к информационным атакам, провокациям и фейкам.

    Казахстан складывается и уже сформировался как союз более 130 этносов. Этот союз будет сильнее и сплоченнее, если будет всеобщее признание его основного участника — казахов как государствообразующего субъекта. Казахи — это скрепляющая ткань, это стержень государства.

    На мой взгляд, это ключевая парадигма современного политического процесса в суверенном Казахстане. И опять, если провести параллель с идейными взглядами партии «Алаш» на казахскую государственность, то мы явно видим абсолютную мировоззренческую гармонию и единство позиции Главы государства Нурсултана Назарбаева и лидеров «Алаш». В этой формуле — залог и основа казахстанской идентичности.

    К чему призывали лидеры партии «Алаш»? Девизом их просветительства был «Оян, казак!» («Проснись, казах!») М. Дулатова, а его квинтэссенцией — создание А. Байтурсыновым грамматики казахского языка.

    Призыв лидеров партии «Алаш» — политическую активность в казахском национально-освободительном движении — услышали и поддержали многие общественные и государственные деятели российской элиты.

    Казахстан сегодня — исторически союз этносов, страна их эволюционного и многолетнего собирания, сохранения и взаимообогащения культур и языков, на основе чего формируется нация единого будущего.

    И по Конституции, и по определению нашей Ассамблеи народа Казахстана — мы многонациональный народ, мы союз этносов, который определяет содержание и характер казахстанской государственности.

    Культура делает нас разными. Именно в диалоге культур мы можем понять другую культуру, и то, на сколько она другая, в чем ее отличие от нашей.

    Контакт культур — это идеальная возможность сглаживать межкультурные и межконфессиональные конфликты, переводя их в сферу и плоскость культурных различий. Культурные отличия не обостряют жизнь, а, напротив, украшают ее и обогащают.

    Смысл и цель каждого человека и в целом общества определяется желанием развиваться, стремиться к самовыражению. Душа казахского этноса в этом отношении имеет свое историческое предназначение. Свободолюбие и исключительная толерантность, восприимчивость коллективистского духа и миролюбие — такие качества есть духовная база формирования казахстанской идентичности. Такой вывод еще раз подтверждает историческую ценность идей патриотического духа политической партии «Алаш», разбудившей национальное самосознание казахского народа. Время политической активности ее лидеров стало эпохой мировоззренческого прорыва.

    Народу, имеющему свою богатую историю, язык, религию, народу развивающемуся, не следует отделять прошлое от настоящего. Он должен ясно видеть высоты и перевалы, которые должны быть преодолены им в будущем.

    Особо важным представляется проблема национальной памяти.

    Для аутентификации своей истории следует преодолеть наследие изолирующего историзма. Этот подход достался нам в наследство от советской и постсоветской эпох. Он рассматривает советский период как некий аномальный отрезок национальной истории. Целесообразно акцентировать внимание на том, то, что объединяет этносы Казахстана, что делает нас единым народом, о чем неустанно говорит Нурсултан Назарбаев.

    Любая реформа и модернизация начинается при определенных запросах общества. Такие сигналы из глубины казахстанского общества почувствовал Елбасы. Чуткий ко времени и истории, он поражает уникальной способностью к разнообразному творчеству. Как тонкий политик, Нурсултан Назарбаев точно нащупывает пульс национального самочувствия. Мерой и мерилом его жизни были и остаются глас народа и бессмертная история казахов. По их воле он строил себя, сохраняя традиции предков, по их лекалам выстраивал свой собственный духовный дом.

    Так родилась гуманистическая концепция «Мәңгілік Ел», духовная программа «Рухани жаңғыру», отсюда его уважительное и достойное отношение к идейному наследию «Алаш».

    Анализируя выступления Нурсултана Назарбаева, касающиеся мировоззренческих, духовных и политических проблем, вопросов отечественной истории, приходишь к выводу: Глава государства — тонкий и скрупулезный алашевед, он смог системно увязать и сделать нашу непростую историю неразрывной. Он сегодня трепетный сторонник укрепления нашей государственности, ее основатель и гарант.

    Необходимо честно признать, что мы в последние годы увлеклись вестернизацией, попыткой пересадить на казахстанскую почву то, что ей чуждо. Природа разумно устроила процесс социализации как культуросообразный. Ибо культура — это ценности, и определяют все именно они, а не знания и навыки (что, конечно, очень важно). Но в сегодняшнем обучении все внимание направляется на них, то есть реализуется философия прагматизма.

    На наш взгляд, необходима переориентация все системы воспитания со знаниецентрического на культурообразное, которое сделает человека не только обученным (компетентным), научит не мыслям, а мыслить, нацелит не на овладение готовыми знаниями, а на подлинное творчество.

    Целью казахстанского образования и воспитания может быть только одно — человек духовный. И вот тут величайшую роль могут сыграть занятия, спецкурсы, лекции и другие формы, скажем, «круглые столы», конференции, на которых обсуждались бы нравственные уроки общественно-политического движения «Алаш».

    4.Образование новых общественных организаций и партий. Выборы Верховного Совета Казахской ССР.

    Демократические процессы привели к созданию в союзных республиках массовых объединений трудящихся. Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада—Семипалатинск». Созданное по инициативе поэта О. Сулейменова весной 1989 года, оно ставило своей конечной целью закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территории Казахстана. Движение «Невада-Семипалатинск» потребовало от военных ведомств снятия покрова секретности с ядерных испытаний, возмещения убытков населению. С этой целью активисты движения организовывали пикеты, демонстрации, международные и республиканские научные конференции.

     По инициативе Мухтара Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитет сделал очень многое для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах - Усть-Каменогорске, Алматы - были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту региона.

     В июле 1990 года оформилось гражданское движение «Азат». На первых порах движение объединяло в своих рядах представителей различных политических партий. Главной своей целью «Азат» ставил обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991 года гражданское движение создало свою политическую партию. В этот же период в Алматы организовалась новая общественно-политическая организация — социал-демократическая партия Казахстана (СДПК). Из небольшой группы молодых людей образовалась партия «Алаш». В августе 1990 года было создано межнациональное движение «Единство». Его организаторами стали, в основном, представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения. Люди, осужденные за декабрьские события 1986 года, организовали свою партию «Желтоксан».

     Наиболее многочисленной политической силой оставалась Коммунистическая партия Казахстана, в рядах которой к концу 1990 года насчитывалось около 800 тысяч коммунистов.

    Кроме организаций политического направления, были созданы и союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам - организация воинов-афганцев, «Адилет», мемориал-ассоциация молодых строителей, «Союз независимых студентов», «Азамат», «Акикат», «Лига женщин-мусульманок Казахстана» и т.д. Всего к началу ноября 1990 года в Казахстане насчитывалось более 100 политизированных общественных формирований, из них около 40 - в столице республики. Но все же длительное время численность рядов новых общественных движений, кроме экологических, была невелика.

    В апреле 1989 года было создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет» - «Справедливость». Членов общества объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, реабилитация незаконно осужденных людей, стремление способствовать формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и насилия как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов.

     

    Массовые объединения и партии в Казахстане



    Особую активность развернули общественные движения в октябре 1990 года, когда на сессии Верховного Совета республики принималась «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР». Декларация о государственном суверенитете, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики, торжественно провозгласила: Казахстан есть суверенное государство, принимающее все меры по защите и укреплению государственной независимости.

    5.Принятие "Закона о языке" и его значение. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР.

    22 сентября 1989 года был принят закон «О языках в Казахской ССР», в котором казахскому языку был придан статус государственного языка. В нем, в частности, говорилось, что «государственным языком Казахской ССР является казахский язык», а русский язык является «языком межнационального общения». Закон был принят еще в советское время. И до сих пор не принят новый закон о государственном языке с учетом политических, языковых, культурных, демографических и других изменений за годы независимости.

    В самих наименованиях законов о языках выявляются приоритеты, заложенные законода-телями, с учетом, прежде всего, реально существовавшего в то время этнического состава населения республик и доли в этом составе титульных наций. Так, если киргизы в период принятия закона составляли боль-шинство граждан своей республики, то в Казахстане, по данным переписи населения 1989 года, титульная казахская нация не составляла даже половины населения республики, пред-ставляя только 2/5 от общего числа жителей Казахской ССР.

    В последующие 10 лет в суверенном Казахстане произошли гигантские демографические процессы, связанные, в первую очередь, с оттоком значительной части населения за пределы республики. Численность казахов превысила половину населения страны – впервые за последние 60 лет. Возросла также численность дунган, турок, узбеков, уйгуров на фоне снижения числа других этносов, прежде всего русских, представителей иных славянских народов и немцев.

    В связи со сложившейся к 1989 году языковой ситуацией и этническим составом населения Казахстана понятным является само название закона – «О языках в Казахской ССР».

    Так, статья 1 закона объявляла государ-ственным языком Казахской ССР казахский язык. Русский язык в Казахской ССР, в соответствии со статьей 2 закона, имел статус языка межнационального общения, при этом Казахская ССР обеспечивала свободное функ-ционирование русского языка наравне с госу-дарственным.

    Молодежное крыло «Жас Отан» было создано в форме общественного объединения на I съезде «Жас Отана» 14 мая 2008 года в Астане. Численность организации 2012 году составила более 200 тысяч членов. Миссия организации — консолидация молодёжи Казахстана на основе платформы политики Президента страны с целью обеспечения модернизационного рывка в развитии страны, цель — создать сильную и авторитетную политическую молодёжную организацию, способную вести за собой молодёжь.

    Предметом деятельности МК «Жас Отан» являются участие в политической жизни общества и реализация программных целей и задач МК «Жас Отан».

    Цель МК «Жас Отан» – создание социально-экономических, политических и других условий для всестороннего развития молодежи Республики Казахстан, повышения ее интеллектуального и физического потенциала, социального статуса и экономического положения, политической, правовой, экологической культуры.

    Задачи: формирование межкультурного и межнационального согласия; развитие интеллектуального потенциала молодежи; формирование антикоррупционной культуры среди молодежи; пропаганда здорового образа жизни среди молодежи; организация и вовлечение молодежи в культурные, научные, экономические, спортивные и образовательные мероприятия; создание условий для общения молодежи и обмена опытом, проведение мероприятий, направленных на развитие взаимной поддержки.

    6.Августовский путч 1991 года. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ).

    Августовский путч – политический переворот, происходивший в Москве в августе 1991, целью которого было свергнуть существующее правительство и поменять вектор развития страны, не допустив развала Советского Союза.
    Августовский путч происходил с 19 по 21 августа 1991 года, и стал, фактически, причиной дальнейшего развала СССР, хотя своей целью ставил совершенно иное развитие событий. В результате путча к власти хотели прийти члены Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП) – самопровозглашенного органа, взявшего на себя обязанности главного органа государственного управления. Однако попытки ГКЧП захватить власть провалились, и все члены ГКЧП были арестованы.
    Основная причина путча – недовольство политикой перестройки, которую проводил М.С. Горбачев, и плачевными результатами его реформ.
    Причины августовского путча
    После периода застоя в СССР, страна находилась в очень тяжелом положении – разгорелся политический, экономический, продовольственный и культурный кризис. Положение дел с каждым днем становилось все хуже, необходимо было срочно провести реформы и реорганизовать экономику и систему управления страной. Этим занялся действующий лидер СССР – Михаил Горбачев. Изначально его реформы были оценены в целом положительно и получили название «перестройка», однако шло время, а изменения не приносили никаких результатов – страна все глубже погружалась в кризис.
    В результате провала внутриполитической деятельности Горбачёва, резко начало расти недовольство в правящих структурах, возник кризис доверия к лидеру, причем против Горбачева выступали не только его противники, но и недавние соратники. Все это привело к тому, что начала зреть идея заговора по свержению действующей власти.
    Последней каплей стало решение Горбачева преобразовать Советский Союз в Союз Суверенных государств, то есть, фактически дать республикам независимость, политическую и экономическую. Это не устраивало консервативную часть правящего сектора, которые стояли за сохранение власти КПСС и управления страной из центра. 5 августа Горбачев уезжает на переговоры, и в это же время начинается организация заговора по его свержению. Цель заговора – не допустить развала СССР. Значение и итоги августовского путча Члены ГКЧП задумывали августовский путч как меру, которая должна предотвратить развал Советского Союза, который к тому моменту находился в глубочайшем кризисе, однако попытка не только не удалась, во многом именно путч и ускорил происходившие дальше события. Советский Союз окончательно показал себя как несостоятельная структура, власть полностью реорганизовалась, постепенно начали выходить и получать независимость различные республики. Советский Союз уступил место Российской Федерации. Если говорить кратко причины распада СССР следующие:- кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;- неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни; - массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;- все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;- обострение национальных противоречий;- ослабление центральной власти;-авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.  Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.  Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР.    Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

    Вот только основные последствия распада СССР:• резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;• территория России сократилась на четверть;• доступ к морским портам вновь осложнился;• уменьшилось население России – фактически на половину;• возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;• началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;• мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.8 декабря 1991 года в Вискулях - резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще - руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызской Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года. Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.    Содружество Независимых Государств является межгосударственным объединением и служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами. Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.


    написать администратору сайта