1. Риторикакак учение о мысли и речи. Определение риторики
Скачать 104.29 Kb.
|
темабудущего выступления – это то, о чем говорится в речи; некоторый состав ключевых понятий, вокруг которых предполагается развернуть общение. Оратору, приступающему к созданию речи необходимо ответить на важный вопрос: зачем?С какой целью он будет выступать перед аудиторией? Цель речи – это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления. Цель конкретизуется в речи в виде задачи. Задача речи – это цель, реализуемая в определенных условиях общения. Именно формулируя задачу речи, оратор отвечает на вопрос: зачем он выходит на трибуну. Сверхзадача речи – это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание. Следующий шаг в подготовке речи – формулирование основного тезиса. Мысль, положение в речи, истинность которой требуется доказать, называется тезисом.При создании тезиса речи необходимо следить за четкостью и грамотностью оформления формулировки: в ней не должно быть двусмысленности, многозначности компонентов, омонимии, мысли необходимо выразить четко и непротиворечиво и т. д. После того, как оратор четко уяснил, кому, зачем и что он будет говорить, нужно подумать о том, как убедить аудиторию в правильности своих мыслей. Доказательство – это совокупность логических приемов для обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинных и связанных с ним. Процесс построения доказательства называется аргументацией. Цель аргументации – убеждение и достижение согласия с аудиторией. Аргументы – это суждения, посредством которых обосновывается истинность тезиса. Таким образом, доказательство состоит из тезиса, аргументов и демонстрации связи аргументов с тезисом. Ценность аргументов во многом зависит от того, насколько они удовлетворяют требованиям логики. 17. Риторика и законы логики. Еще Аристотель говорил о том, что речь должна соответствовать законам логики. Закон тождества, в соответствии с которым в пределах одного рассуждения предмет речи должен оставаться неизменным, то есть в процессе рассуждения одно знание не должно подменяться другим. Этот закон определяет единство тезиса на протяжении всего выступления. Каждая мысль при повторении должна иметь одно и то же определенное устойчивое содержание. Закон противоречия: не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает, другое – отрицает то же самое, в то же самое время. Этот закон требует: речь должна идти об одном и том же предмете; высказывание должно относиться к одному и тому же времени; предмет должен рассматриваться в одном и том же отношении. В процессе рассуждения однажды употребленная мысль не должна менять своего содержания на противоположные, если не изменится сам предмет, отображенный в этой мысли. С этим законом связан следующий закон логики. Закон исключенного третьего.Если имеются два противоречащих одно другому суждения о предмете, то одно из них истинно, а другое – ложно, между ними нет среднего. Закон достаточного основания. Все существующее имеет достаточное основание для своего существования. Наши мысли в любом рассуждении должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновали одна другую. Быть последовательным, значит не только выдвинуть положение, но и объяснить его, обосновать, сделать необходимые выводы. Этот закон не допускает голословности утверждений и выводов, требует убедительных подтверждений. Отсюда важное требование закона достаточного основания – обоснованность высказываний. 18. Композиция публичного выступления (Вступление. Основная часть. Заключение) Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе. Искусное использование частей речи составляет основу композиции речи. Части речи– крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания. Традиционно под членением речи на смысловые фрагменты понимают трехчастную структуру, состоящую из вступления, основной частии заключения. Каждая из частей имеет свои целевые установки, общая реализация которых и обеспечивает достижение целей данной речи в целом. I. Вступление– это первая часть в композиции речи, во многом определяющая успех выступления. Цель: привлечь внимание слушателей; установить контакт с аудиторией; вызвать интерес; подготовить аудиторию к восприятию речи. Основные приёмы вступления: обращение к аудитории; апелляция к интересам аудитории; апелляция к речи предыдущего оратора; вопросы к аудитории; прием сопереживания; прием соучастия и др. Таким образом, вступление, с оной стороны, – подготовка слушателей к восприятию речи, с другой, – постановка вопроса (в том или ином виде), введение в тему речи. II. Основная (главная) часть. Задачи главной части: сообщить информацию; обосновать свою точку зрения; убедить аудиторию; опровергнуть позицию оппонента; побудить слушателей к конкретным действиям. Общие требования риторики к содержанию главной части: точно сформулировать тезис (зачастую тезис формулируется во вступлении); следует приводить те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме речи; при выборе аргументов необходимо заботиться не о количестве, а об их качестве; аргументы должны быть истинными и достаточными для доказывания тезиса; не следует подменять аргументы собственным мнением; нужно избегать нисходящего порядка расположения аргументов; вначале сильные аргументы, затем масса доказательств средней силы, в конце один наиболее мощный аргумент. Главная часть может варьировать непосредственное расположение компонентов. В связи с этим выделяют и типы композиции: 1. Хронологически последовательный тип – то или иное положение раскрывается постепенно, в описании; в изложении фактов сохраняется временное, либо пространственное, либо причинное следование; 2. Пунктирный тип –изложение строится на базовых опорных пунктах с пропуском каких-то смысловых звеньев; 3. Возвращающееся изложение –используется повторение или варьирование отдельных смысловых частей; 4. Изложение по спирали– постепенное раскручивание тезиса с последующим обогащением главной мысли, которая повторяется каждый раз, но в новом облике. III. Заключение. Цель: подвести итоги сказанному; закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению тезиса.Типы заключений в зависимости от целей, которые ставит перед собой оратор: 1) подвести итог сказанному, суммировать идеи речи; 2) заострить проблему, усилить впечатление от речи; 3)повторить основные этапы развития темы; 4) показать пути выхода из проблемы, наметить её возможное развитие; 5) выдвинуть конкретное предложение; 6)высказать пожелания аудитории. Заключение несет сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию, поэтому оно должно быть энергичным, эмоциональным. Заканчивать заключение на отрицательной фразе нельзя, только на положительных эмоциях. ЕСЛИ ОСТАЕТСЯ ВРЕМЯ ПРОДИКТОВАТЬ В КОНЦЕ В античной риторике в композиции речи выделялось восемь частей речи: Обращение – аргумент от личности говорящего – просьба прослушать все, что последует за ним; Называние темы должно 1) соответствовать предмету речи, 2) быть понятным, 3) быть стилистически построено так, чтобы заинтересовало слушателей; Повествование. Предмет речи развивается в его историческом становлении, события подбираются так, чтобы подвести слушателей к определенным выводам; Описание– это системный анализ предмета речи. Сюда входят примеры, содержащие мыслительный эксперимент, то есть описание, предшествующее доказательству; Доказательства– логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры, несловесные доказывания (вещественные доказательства); Опровержение – доказательства от противного. Выдвигаются возможные опровержения против доказательства, и затем они опровергаются; Воззвание – обращение к сердцам слушателей и к их эмоциям; Заключение – итог всему сказанному, даются перспективы на будущее. 19. Расположение содержания в описании, повествовании, рассуждении Рассмотрим риторические правила, определяющие расположение содержания (смысловую структуру) описания, повествования, рассуждения. Функционально-смысловые типы речи – коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относят описание, повествование, рассуждение. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности. Повествование предназначено для изображения последовательно ряда событий или перехода из одного состояния в другое. Правила повествования: 1)оно должно соответствовать предмету речи; 2) быть хронологически последовательным и немногословным; 3) представлять факты в соответствии с характером людей; 4) выбирать основные факты; 5) интерес читателя и слушателя является следствием интереса самого рассказчика к излагаемым фактам; 6) разнообразия и украшения необходимы в произведениях, в которых рассказы связываются одно с другим. Риторика рассказа требует: автор постоянно должен отдавать себе отчет в том, что, кому и с какой целью он рассказывает. Принципы создания интересного, увлекательного для аудитории: простота, ясность, краткость, правдоподобие, постепенное нарастание интереса до кульминации и развязки в заключении. Рассуждение. Рассуждение- умение формулировать и доказывать мнение. Все эти области красноречия требуют хорошей аргументации – доказательства верности некоего тезиса, точки зрения, позиции. Искусство строить рассуждение – формулировать и доказывать мнение – необходимо для всякой речи (торжественной речи, эристической речи, направленной на поиски истины при обсуждении некоей проблемы; научной статьи и др.). Рассуждение связывается с хрией как видом упражнений. Хрия – это мини-речь, содержащая несколько периодов, которые позволяли полностью раскрыть тему. Всякая речь оратора состояла из частей – хрий. Структура строгой хрии. В строгой хрии содержание располагается в восьми последовательных частях. Их приводит в своей риторике М. В. Ломоносов. Часть I. Приступ – об авторе, слова мыслителей Часть II. Парафразис - экспозиция Часть III. Причина Часть IV. Противное, Часть V. Подобие, Часть VI. Пример, Часть VII. Свидетельство - ссылки Часть VII. Заключение Схема хрии может быть свободной в расположении «идей» в речи-рассуждении: меняется последовательность её частей; некоторые их них могут быть вообще опущены. Искусственная (обратная) хрия. Схема строгой хрии предполагает рассуждение от общего к частному, от целого к частям, от рода к виду. Существует и обратный ход мысли – от частей к целому, от видов к роду, от частного к общему (индуктивный, синтетический). Хрия не является доказательством, но, используя её, можно изложить любой материал так, что он обретет убеждающую силу. Хрия не содержит точного доказательства, но используется для обоснования какого-либо положения и выступает одним из способов и средств убеждения. Таким образом, в целях лучшего восприятия речи слушателями, установления гармонии в отношениях между ритором и адресатом речи, в риторике существуют определенные принципы расположения идей в речевом произведении. 20. Композиция языковых средств. Понятие о выразительности. Усиление выразительности речи. Этапы риторического канона: 1. Изобретение 2. Расположение материала 3. Выражение 4. Память 5. Произнесение Третий этап на пути превращения замысла речи, её изобретенного и расположенного в определенном порядке содержания в реальный текст называется Элокуцией. Выразительность – особая структурная организация речи, которая воспринимается как новизна, необычность, отклонение от нормы, антистандарт в сочетании со стандартом. Когда необычная организация речи изображает новизну содержания, выступает не только как выразительное, но и как изобразительное средство. Сочетание усиленной выразительности с усиленной изобразительностью называется экспрессией. Выразительность речи – способность речи удерживать внимание адресата от начала до конца сообщения за счет усилителей выразительности речи. Выразительность может создаваться любыми единицами языка: от звука до синтаксической конструкции, однако наиболее выразительно – слово. Экспрессивные средства подразделяются на ингерентные и адгерентные. У ингерентных слов экспрессия внутренне присуща данному слову или выражению как элементу или единице языка («жахнуть» "сильно ударить"). Адгерентная экспрессивность – это экспрессивность, приобретаемая словом или выражением только в определенным образом организованном контексте. Весь комплекс адгерентных выразительных средств обычно объединяется общим термином выдвижение (актуализация). Оно задерживает внимание читателя на определенных участках текста, и тем помогает оценить их относительную значимость, иерархию образов, идей, чувств. типы выдвижения: 1)конвергенция последовательное соединение (сцепление) экспрессивных средств) 2) сцепление (появление сходных элементов в сходных позициях, сообщающее целостность тексту) 3) «обманутое ожидание». Сами типы выдвижения могут конвергировать друг с другом на протяжении текста, т. е. следовать друг за другом, сменять друг друга с целью обеспечения выразительность речи и тем самым – удерживать внимание адресата на всем её протяжении. Текстовые фигуры и контаминация текстовых фигур – особенности композиционного устройства речи (текстовая антитеза, градация, цепочка номинативов, антиципация, кольцо, анадиплозис и др.). Текстовая фигура – это фигура, которая реализует свой прагматический заряд на уровне текста, она усиливает выразительность речи. Усилители изобразительности речи: тропы и фигуры, которые являлись не только украшением, но и средством усиления (подчеркивания) значимой информации высказывания. Характерной чертой убеждающей речи является использование общих и специальных средств усиления изобразительности. Изобразительная речь воспринимается быстрее, находит более глубокий эмоциональный отклик. Усиление изобразительности начинается с осознанного или интуитивного отбора языковых средств. Общий способ отбора состоит в использовании языковых единиц, взятых в их основной функции. Специальный – в том, что отобранная единица получает добавочную функциональную нагрузку. Общие средства усиления изобразительности речи 1) атрибутизации;2) гипонимизация (замена названия родового понятия видовым); 3) синонимизация (замена нейтрального слова его эмоционально или экспрессивно окрашенным синонимом). Специальными средствами усиления изобразительности речи являются тропы, фигуры, их контаминация. Они создают яркие, рельефные образы, задерживающие на себе внимание адресата речи. 21. Тропы Троп – способность обогатить восприятие мира, показать предметы и явления с новой неожиданной стороны. В их основе лежат переносные значения слов. Неизменяющейся стилистической функцией любой тропеической фигуры является экспрессивная. Основные функции: образная, эмоциональная, стимулирующая. В публичной речи широко используются такие тропы как метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, эпитет, сравнение, перифраза, аллегория и др. В художественном произведении их целью является усиление образности языка. Тропы отражают особенности автора в индивидуальном восприятии реальности. Существуют следующие основные виды тропов:
22. Фигуры речи Фигура- это ср-ва изобразит-ти, кот. возникают вследствие намеренного отклонения от нормы с целью воздействия на собеседника Основной функцией фигур является не создание образа, как у тропов, а усиление уже сказанного специфической формой или необычными смысловыми связями Фигуры речи - это все используемые нами синтаксические и лексические средства, которые нужны для придания тексту яркости и выразительности. К синтаксическим относят те фигуры речи, которые используют манипуляции со словами, предложениями и знаками препинания:
Фигуры речи иллюстрируют богатство русского языка и помогают не только выразить свое индивидуальное отношение к предмету, но и показать его с новой стороны. Они придают тексту живость и непосредственность, а также помогают выявить авторскую точку зрения. |