Главная страница
Навигация по странице:

  • Много

  • Родина . Горе твое – это наше горе, Родина

  • Антитеза (противопоставление, контраст)

  • Бесссоюзие (Асиндетон)

  • Риторический вопрос

  • Как теперь нам ей смотреть в глаза

  • Формы речи. Амантурова Айгерим. Стилистические фигуры речи Амантурова Айгерим


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеСтилистические фигуры речи Амантурова Айгерим
    АнкорФормы речи
    Дата15.05.2023
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаАмантурова Айгерим.pptx
    ТипДокументы
    #1132075

    Стилистические фигуры речи

    Выполнила:Амантурова Айгерим

    Группа:ПП(а)-1-22

    Проверила:Толобекова З.Ш


    Стилистические фигуры речи — это синтаксические конструкции с эмоционально-экспрессивными оттенками без дополнительной информации; — это речевые обороты, риторические фигуры, высказывания в виде синтаксического предложения, построенного с целью усиления выразительности и образности; — это вид изобразительно-выразительных средств, особенность которого заключается в  конструкции предложения.


    Античные риторы рассматривали риторические фигуры как некие отклонения речи от естественной нормы, «обыденной и простой формы», некое искусственное её украшение. Современный взгляд, напротив, исходит скорее из того, что фигуры — естественная и неотъемлемая часть человеческой речи.
    Среди фигур речи со времён античности выделяют тропы (употребление слов в переносном смысле) и фигуры в узком смысле слова (приёмы сочетания слов) — хотя проблема четкого определения и разграничения того и другого всегда оставалась открытой.


    Фигуры речи- термин риторики и стилистики, обозначающий различные речевые конструкции, которые придают речи стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.
    Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.

    Лексические повторы


    Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.
    Например:»Много дум я в ти­ши­не продумал,

    Много песен про себя сложил»

    Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе 
    Например:»Самое лучшее и дорогое - Родина.

    Горе твое – это наше горе, Родина»


    Синтаксические повторы


    Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.
    Например: »верю в тихое: «Что вы творите?»,

    верю в горькое: «Что мы творим?»»

    Антитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. 

    Например: «И сердце засмеется и заплачет»


    Фразовые повторы


    Бесссоюзие (Асиндетон) — соединение слов без использования союзов. Например:»Сидит торговка: ноги, груди, Платочек, круглые бока.»
    Многосоюзие (полисиндетон) — соединение слов с излишним использованием союзов Например:«Машина и пашет, и жнет,и молотит на славу.»
    Парцелляция — намеренное членение предложение на части.

    Например: »Так люби. И целуй. И молчи.»


    Риторические фигуры


    Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.
    Например: «Что же натворили мы с природой?

    Как теперь нам ей смотреть в глаза?»

    Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
    Например:»Какой простор! Какая воля!

    Какие песни и цветы!»

    Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

    Например: «Замолкни, Муза мести и печали!»



    Инверсиянамеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов 

    Например:»Дыханием приятным Сманила сон с моих она очей

    Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.

    Например: «Возвращаюсь к природе, к себе, К первозданной основе и сути.»

    Эллипсис — намеренный пропуск слова, его выпадение из текста стихотворение.
    Например: «Богатство - в часовом кармане,

    А сад - в Таврическом саду.» (тире – пропуск слов есть/ располагается)



    Хиазм - риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов.

    Например: Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве.

    Солецизм - синтаксически неправильный оборот речи, не искажающий смыславысказывания.
    Например: Не встретит ответа
    Средь шума мирского
    Из пламя* и света

    Рожденное слово…



    Литота- стилистическая фигура преуменьшения или нарочитого смягчения свойств, признаков, значений каких-либо предметов или явлений.

    Н:Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка!Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!

    Умолчание - фигура, дающая возможность догадываться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
    Н:Хотя страшился он сказать,
    Нетрудно было б отгадать,
    Когда б… но сердце, чем моложе,

    Тем боязливее, тем строже…



    Оксюморон– соединение логически несовместимых понятий. Происходит от двух греческих слов, которые можно перевести как «острый» и «глупый». Примечательно, что этот прием литераторы часто используют, когда придумывают название произведениям.

    Н: «Живой труп» (название пьесы Л.Н. Толстого). Таинственно шумит лесная тишина (И. Бунин). ТТТ «Оптимистическая трагедия» (Всеволод Вишневский).




    написать администратору сайта