доклад маркс. 1. Родился Карл Маркс 5 мая 1818 г в немецком городе Трире (Рейнская провинция Пруссии) в семье адвокатапротестанта. Отец Карла был человеком либеральных взглядов, приверженцем идей французских просветителей
Скачать 20.9 Kb.
|
1.Родился Карл Маркс 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире (Рейнская провинция Пруссии) в семье адвоката-протестанта. Отец Карла был человеком либеральных взглядов, приверженцем идей французских просветителей. На формирование личности Маркса значительное влияние оказал его будущий тесть, Людвиг фон Вестфален, также сторонник идей Просвещения. После окончания в 1835 г. гимназии в Трире Маркс учился вначале на юридическом факультете Боннского университета, затем на юридическом факультете Берлинского университета, где занимался изучением права, истории и философии. В это время он становится участником так называемого «Докторского клуба». Дискуссии в этом кружке оказали глубокое влияние на содержание и стиль мышления Маркса. В 1841 г. Маркс оканчивает университет и затем получает диплом доктора философских наук Иенского университета; тема его докторской диссертации: «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». В 1843 г. Маркс женится на подруге своего детства Женни фон Вестфален, которая всю жизнь вместе с ним стойко переносила огромные трудности и лишения. Ему с женой пришлось пережить смерть трех малолетних детей. Он постоянно скитался, меняя жилища и страны. С молодых лет Маркс жил в эмиграции и постоянно подвергался высылке: из Пруссии, Франции, Бельгии. В конце концов, его второй родиной стала Англия, где он жил с 1849 г. до самой смерти, наступившей 14 марта 1883 г. Изучая научную деятельность Маркса, помимо разнообразия его работ, надо учитывать и ее периодизацию. Принято выделять два основных периода. Первый, называемый периодом молодости, включает сочинения, написанные между 1841 и 1847-1848 гг. Из них одни опубликованы при жизни Маркса (небольшие статьи или очерки, такие, как "К критике гегелевской философии права. Введение» или «К еврейскому вопросу»), другие были изданы лишь после его смерти. Публикация полного собрания его работ начинается с 1931 г. Именно с этого времени появляется литература, где по-новому интерпретируется учение Маркса, воспринимаемое сквозь призму работ его молодости. Среди работ этого периода мы находим фрагмент критики гегелевской философии права, работу, названную «Экономическо-философские рукописи», «Немецкую идеологию». Из более важных и давно известных впечатляют «Святое семейство» и полемическая работа, направленная против Прудона и названная "Нищета философии»: реплика на книгу Прудона «Философия нишеты». 2.Разговор о трудовой теории можно разделить визуально на два раздела: труд и относящиеся к этому понятия категории и зависимость труда и общественной формации. Для начала рассмотрим понятия, так или иначе фигурирующие в процессе труда по Марксу (труд; простые моменты процесса труда; средство труда; предмет труда; средства производства; производительный труд) и назовем основные теории труда, разработанные им (теорию зарплаты, теорию прибавочной стоимости, теорию накопления). Потребление рабочей силы — это сам труд. Покупатель рабочей силы потребляет ее, заставляя работать ее продавца. Производство потребительных стоимостей, или благ, совершается для капиталиста и под его контролем, нисколько не изменяет общей природы этого производства. Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Средство труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд. Рассуждая о зависимости развития производственных отношений и общественной формации, Маркс приходит к выводу, что производительные силы зависят и от технической оснащенности, и от организации совместного труда, которая зависит от законов собственности, соответствующей той или иной общественной формации. Продукт, существующий в готовой для потребления форме, может снова сделаться сырым материалом для другого продукта, как, например, виноград — сырым материалом для вина. Или же труд оставляет свой продукт в таких формах, в которых последний может найти применение только как сырой материал. Поэтому, вступая в качестве средств производства в новые процессы труда, продукты утрачивают характер продуктов. Они функционируют здесь уже только как материальные факторы живого труда. Процесс труда, как мы изобразили его в простых и абстрактных его моментах, есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково ко всем ее общественным формам. Поэтому у нас не было необходимости в том, чтобы рассматривать рабочего в его отношении к другим рабочим. Процесс труда, как процесс потребления рабочей силы капиталистом, обнаруживает две своеобразных особенности. Рабочий работает под контролем капиталиста, которому принадлежит его труд. Капиталист наблюдает за тем, чтобы работа совершалась в надлежащем порядке и чтобы средства производства потреблялись целесообразно, следовательно, чтобы сырой материал не растрачивался понапрасну и чтобы с орудиями труда обходились бережно, т. е. чтобы они разрушались лишь настолько, насколько этого требует их употребление в работе. А во-вторых: продукт есть собственность капиталиста, а не непосредственного производителя, не рабочего. Во время процесса труда труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности. Различие между трудом, поскольку он создает потребительную стоимость, и тем же самым трудом, поскольку он создает стоимость, теперь выступает как различие между разными сторонами процесса производства. Как единство процесса труда и процесса образования стоимости, производственный процесс есть процесс производства товаров; как единство процесса труда и процесса увеличения стоимости, он есть капиталистический процесс производства, капиталистическая форма товарного производства. Для процесса увеличения стоимости совершенно безразлично, будет ли присвоенный капиталистом труд простой, средний общественный труд или более сложный труд, труд с более высоким удельным весом. Труд, который имеет значение более высокого, более сложного труда по сравнению со средним общественным трудом, есть проявление такой рабочей силы, образование которой требует более высоких издержек, производство которой стоит большего рабочего времени и которая имеет поэтому более высокую стоимость. Различные факторы процесса труда принимают различное участие в образовании стоимости продукта (здесь речь заходит о постоянном и переменном капитале). Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения. К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства: вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение и т. д. Производственные отношения, вторая сторона способа производства, выражаются, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства. Ценность проделанного в “Капитале” экономического анализа капитализма состоит, прежде всего, в том, что были вскрыты внутренние пружины этого способа производства и выявлена сама суть и главные закономерности капиталистической экономики. А как раз эти научные результаты были поставлены под сомнение неоклассической школой, противопоставившей трудовой теории стоимости свою теорию предельной полезности. (Ю.Князев, доктор экономических наук, Институт международных экономических и политических исследований РАН) В рамках теории К. Маркса стоимость определяется как такое производственное отношение, в котором в продуктах труда обособленных производителей воплощается определенная мера общественно необходимого абстрактного труда. Эта мера проявляет себя в определенной пропорции обмена данного товара на другой и может быть выражена только в потребительной стоимости другого товара-эквивалента (в товарном производстве его роль играют деньги). Теперь о зависимости труда и общ. формации. Рассуждая об этом,Маркс приходит к выводу, что производительные силы зависят и от технической оснащенности, и от организации совместного труда, которая зависит от законов собственности, соответствующей той или иной общественной формации. Термином «формация» он обозначает отдельные подсистемы общества: экономическую и идеологическую. Различия в способах производства легли в создании его теории об общественных формациях. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровно-родственных отношениях. Следующие три формации базируются на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер. |