Главная страница

Социология. социология. 1. Семья как элемент социальной структуры общества. 3 Историческое становление фамилистической культуры. 5


Скачать 101 Kb.
Название1. Семья как элемент социальной структуры общества. 3 Историческое становление фамилистической культуры. 5
АнкорСоциология
Дата03.06.2022
Размер101 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файласоциология.doc
ТипАнализ
#566734




Содержание



Введение. 1

1. Семья как элемент социальной структуры общества. 3

2. Историческое становление фамилистической культуры. 5

3. Функции и структура семьи. Жизненный цикл семьи. 6

4. Влияние семейной социализации на формирование личности. 11

Заключение. 17

Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этап­ных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом 18

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наи­более значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности 18

Список литературы. 19


Введение.


Семья является неотъемлемой и базовой ячейкой общества, поэтому на ее функци­онирование влияют все социально-экономические и культур­ные процессы (как позитивные, так и негативные), происхо­дящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непо­средственно воздействуют факторы окружающей социальной среды, то, что происходит на производстве, по месту житель­ства, в повседневной жизни.

Анализ реально складывающейся ситуации в семье пока­зывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение социальных ролей супругов, детей, места и роли женщины в семейной жизни.

Исходя из выше сказанного, цель данной работы изучить сущность и понятие семьи как одного из социальных институтов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие семьи как элемента социальной структуры общества;

- охарактеризовать историческое становление фамилистической культуры;

- проанализировать функции, структуру и жизненный цикл семьи;

- определить влияние семейной социализации на формирование личности.

Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.


1. Семья как элемент социальной структуры общества.


Семья — малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном веде­нии общего хозяйства и взаимной моральной ответственнос­ти[4, с. 284].

Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития личности, как мужчины, так и женщины.

Семья считается одним из четырех фундаментальных институ­тов общества, придающим ему стабильность и способность вос­полнять население в каждом следующем поколении. Одновремен­но семья выступает малой группой — самой сплоченной и ста­бильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп — группу сверст­ников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, — но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Общепринятым является следующее определение семьи.

Се­мья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, мо­ральной и правовой ответственностью[1, с. 18].

Однако экономисты добавили в это понятие свои аспекты, и у них появилось следующее определение: семья — это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опе­кунства[1, с. 19]. Правда, ведение совместного хозяйства — это признак не семьи, а домохозяйства.

Домохозяйством считается отдельный человек, семья или группа людей, совместно живущих и питающихся, но не обязательно имеющих родственные отношения[4, с. 34]. Домохозяйством называется, к примеру, группа из трех студентов, живущих в одной квартире.

Таким образом, если социологи делают акцент на родстве, то экономисты на хозяйстве (и совместном бюджете). Между подходами не обязательно существует противоречие. Их объединить, дав такую формулировку: семья представляет домохозяйство, то есть группу совместно проживающих лиц, объединенных родством или свойством, а кроме того общим бюджетом. Домохозяйство — более широкое понятие, чем семья.

Социологи и демографы подчеркивают еще один важный мо­мент, который упускают экономисты, — преемственность поколе­ний.

Под семьей, существующей в течение длительного промежут­ка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемствен­ности. Способность восстанавливать свое единство в каждом сле­дующем поколении — очень важная характеристика семьи. Она описывает то, что ученые именуют жизненным циклом семьи[3, с. 185].

Семья рождается не в биологическом, а в социальном смысле, а именно с момента заключения брака — оформленного государством специального документа, который юридически скрепляет союз двух взрослых лю­дей разного пола. И умирает семья также в социальном, а не в биологическом смысле, а именно после развода, который оформ­ляется государством в соответствующем документе.

2. Историческое становление фамилистической культуры.


Первой упорядоченной формой организации общества был коллектив родственников, связанный общим происхождением по материнской линии – материнский род[3, с. 186]. Кровное родство обеспечивало прочные социальные связи. Отношения родства строились по материнской, женской линии. Женщины играли важнейшую роль во всех областях хозяйственной жизни и воспитании детей.

Вторым принципом организации рода стал обычай экзогамии, то есть крещение брачного общения внутри рода[3, с. 187]. В связи с односемейным счетом родства и экзогамией на смену праобщения приходит новый коллектив - родовая община. В родовой общине хозяйство становится комплексным, создается богатая культура.

На смену родовой общины приходит первобытная, или территориально-родовая община. В первобытном обществе мужчины имеют большую по сравнению с женщинами значимость в хозяйственной и иной деятельности. Наступило время патриархата. При вступлении в брак жены начинают переселяться в семьи, и, следовательно, если жены были из других общин, в общины мужей. Повышение значимости труда мужчины и переход к патриархальному роду отразились на содержании обрядов. Так появился обряд, напоминающий свадьбу.

3. Функции и структура семьи. Жизненный цикл семьи.


Семья выполняет, прежде всего, репродуктивную функцию —воспроизводство людей. Сейчас средняя семья в России состоит из 3,2 человека[6, с. 302]. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона. Наличие единственного ребенка характер­но для большинства городских семей.

И хотя в 80-е годы количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов стра­ны. Более того, эта возможность в середине 90-х годов стала реализовываться: смертность населения превысила рождае­мость в большинстве регионов страны. И это связано не только с увеличением коэффициента смертности, но и с резким со­кращением коэффициента рождаемости: появление ребенка для многих семей связано с риском, который очень велик в условиях рыночных отношений.

На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика[3, с. 305], до 15% семей страдают беспло­дием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение числа двух-, трехдетных семей сдержи­вается не только личными устремлениями супругов, но и эко­номическими условиями и правовыми положениями. Одновременно растет число неполных семей

Что касается хозяйственно-потребительской функции се­мьи, то она охватывает такие стороны семейных отноше­ний, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета.

Среди различных аспектов этой функции можно особо вы­делить проблему «семейной власти» и социализации ребен­ка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Тенденция к установлению равноправия в семье позитив­на по своей сути. В то же время перекос в сторону феминиза­ции семейного управления в связи с возросшей экономичес­кой самостоятельностью женщины, ее определяющей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психологического комфорта.

Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказыва­ет помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ.

Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой — от нравственно-психологического климата в ней.

И, наконец, говоря о воспитательной функции семьи, следует отметить, что, как никакая другая социальная груп­па, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмо­циональная атмосфера между ее членами, наглядный при­мер родителей в выполнении общественных и семейных обя­занностей, совместный труд, беседы с детьми на интересую­щие их темы, наконец, авторитет родителей в решении сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д. Семья легче и эффективнее всего осуществляет индиви­дуальный подход к человеку, реагирует на просчеты в воспи­тательной деятельности, активно стимулирует проявляющие­ся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера.

На поведение молодежи влияет знание о всех сторонах семейной жизни. Как показывают социологические иссле­дования, уровень культуры половых взаимоотношений меж­ду супругами, как правило, очень низкий. Между тем фор­мирование правильных установок молодых людей в интим­ной сфере является одной из важных составляющих их воспитания.

Ранее значительная часть молодежи или совсем не полу­чала информацию о семье, об этой сложной стороне межлич­ностных отношений, или получала ее очень недостаточно, что отрицательно сказывалось и на дееспособности семьи, и на стабильности браков.

К сожалению, открытость информации по взаимоотношениям полов в условиях ложно понятой де­мократии и свободы имела следствием тот же эффект, что и полная неинформированность молодых людей об этой сто­роне жизни: внимание уделялось интимным взаимоотноше­ниям полов, но при этом почти полностью не рассматрива­лись социальные аспекты будущих супружеских обязаннос­тей, их эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, на которой зиждется семья. Та­кая эмоциональная подготовленность — основа умения лю­бить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое пове­дение в семье.

Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призваны решать и воспитание, и искус­ство, и массовая информация, и общественное мнение, и со­циальная среда.

Неблагоприятно влияют на воспитание подрастающего по­коления слепая родительская любовь и вера в безгрешность своих детей, прощение им любых неблаговидных поступков. Культивирование в некоторых семьях принципов собствен­ной выгоды в ущерб общественным интересам, безграничное потакание капризам подрастающего ребенка (в силу или сознательно реализуемого «педагогического принципа», или неумеренной родительской любви, или семейных распрей, или безволия — не столь важно) — таковы основные условия для формирования сугубо индивидуалистического, эгоистического образа мышления, граничащего с преступным [1, с. 87]. Создается свое­го рода вилка между сформированными притязаниями, по­требностями и возможностями их удовлетворения за счет соб­ственного труда, когда ребенок не умеет ограничивать свои потребности, считаться с близкими и окружающими его, когда он может встать на путь нарушения общественных норм.

Этому могут способствовать и другие противоречия в се­мейном воспитании. Например, некоторые родители опи­раются на такие «методы воспитания», как окрик, брань, побои. В результате растет отчуждение ребенка, особенно в подростковом возрасте, появляются озлобленность, обида, даже агрессивность, что и становится почвой для антиобще­ственных поступков. Воспитание же, основанное на мате­риальном поощрении, приводит к развитию у подростков и молодых ребят потребительских, накопительских ориента­ции, бездуховности, корыстного подхода ко всему и ко всем, жадности и т.д.

Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои возможности в работе с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть направ­лены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нрав­ственных, личностных черт каждого из членов семьи, ее мо­рально-психологической атмосферой.

Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этап­ных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом[4, с. 68].

Многие семьи, их называют стабильными или крепкими, имеют только один мо­мент (заключение брака) и не имеют другого, а именно развода. Неразведенные супруги проходят все стадии жизненного цикла. Они-то и послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводи­лись и создавали повторные семьи.

Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появля­лся первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых родившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Постаревшие родители, которым уже за 50, становятся бабушками и дедушками. Внуки занимают опустевшее после отъезда взрослых детей место. Отчий дом вновь наполняется детским гомоном и заботами о подрастающем поколении. Но теперь это отношения между внуками и прародителями.

В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжает­ся неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки по­кидают дом своих бабушек и дедушек. Они взрослеют, а дом пра­родителей вновь пустеет.

Начинается четвертая стадия — одиноче­ства в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смер­тью одного или обоих супругов.

Семья, из которой ушли все дети, называется «пустым гнездом». В 1980 г. «пустых гнезд» в РСФСР было 30%, а в США - 40%. Однако и в России подавляющее большинство полных семей со временем также превращаются в «пустые гнезда» [5, с. 401].

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет пер­вую — брачная пара остается наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале это молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодежь.

В Европе и Америке пожилых пар, проживающих отдельно от детей, больше по двум причинам: во-первых, молодым легче найти жилье, а во-вторых, в обществе преобладают индивидуалистичес­кие ценности.

В России, особенно на селе, гораздо больше трехпоколенных семей: пожилая пара живет совместно с повзрослевшими детьми, которые заботятся о ней духовно и материально[5, с. 402]. Под одной крышей могут проживать и три, и четыре поколения. Это значит, что стадии «пустого гнезда» в такой семье нет.

4. Влияние семейной социализации на формирование личности.



Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наи­более значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка приходится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то семейное воспитание оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов[1, с. 532]. Вот почему, упуская возможности воз­действия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лиша­ется их вообще.

Подлинный авторитет семьи завоевывается не просто ди­дактическими назиданиями (как это пытаются делать в шко­ле), а образом жизни, поведением родителей. Обычно такой авторитет не подвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха легко переходит в свою противо­положность, как только лишается своих подпорок. Напри­мер, у подростка появляется физическая сила, и родители уже не в состоянии его наказать. Или молодой человек начи­нает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать день­ги, и родители не могут, как раньше своими подачками, за­ставить его «уважать» себя, прислушиваться к их мнению[1, с. 534]. Проблема внутрисемейного нравственного авторитета очень важна и актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.

Настоящее воспитание в семье — большой труд: и физичес­кий, когда ухаживают за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. К сожалению, это требование в должной мере не осознается обществом (воспитание недоста­точно стимулируется материально, а нравственная и социаль­ная ценность труда матери-воспитательницы не приравнена ни в общественном мнении, ни в трудовом законодательстве к про­фессиональному труду), да и самой семьей, которая часто вос­питывает (иногда и неплохо) лишь своим «бытием».

Человека воспитывают и развивают как положительные, так и отрицательные эмоции, но «лучший университет, — писал А.С.Пушкин, — счастье. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному...» [1, с. 539]. Сущ­ность эмоциональных отношений между родителями и деть­ми нашла глубокую и всестороннюю оценку в следующих словах В.А.Сухомлинского: «Нормальное нравственное раз­витие, гармония любви, счастья и труда (а от этой гармо­нии в сущности зависит моральное здоровье человека) воз­можны только при условии, если ребенок убежден: я кому-то очень, очень нужен. Я для кого-то безмерно дорог. Кто-то видит во мне смысл своей жизни. Но и я кем-то очень, очень дорожу, без кого-то не могу жить. Может быть, это убеждение не выступает в виде отчетливой мысли, но оно наполняет все человеческое существо ребенка пережива­ниями радости полноты жизни» [1, с. 542]. В.А.Сухомлинский закономерно связывает это переживание с формированием у ребенка своего рода психологического базиса его дальнейшего нравственного развития, включая формирование «механизмов» ответственности и воли, достоинства и уве­ренности в себе. Последнее есть антитеза комплексу не­полноценности, снижающему возможности самоутвержде­ния и самореализации личности.

На первом этапе социализации ребенок сталкивается с внешним миром, начинает познавать общественные отноше­ния при помощи родителей и такого социального института, как детские дошкольные учреждения.

К сожалению, в настоящее время обеспеченность ими по стране в целом не превы­шает 60%, а в регионах образовываются многотысячные очереди будущих воспитанников. Существующие же учреждения страдают от перегруженности, низкой квалификации воспитателей, слабой материальной базы, плохого медицинского обслуживания и незаинтересованности персонала в высокоэффективной ра­боте.

В предподростковый и подростковый период велика роль, так называемых неформальных групп сверстников с их «суб­культурой», групповыми ценностями, жестко регламентиро­ванным лидерством. Нередко эти группы успешно конкури­руют с семьей, чему можно радоваться, если группа соци­ально здоровая, а семья неблагополучная, но что не может не вызывать тревогу, если нравственное превосходство на стороне ущербной группы или деформированной семьи. По­ведение подростков в подобной ситуации зависит от зало­женного в детях в ранний период их нравственного становления определенного «запаса прочности», который может базироваться в первую очередь на моральном авторитете отца и матери.

Значимость этого факта в том, что неформальные груп­пы являются основным «каналом воздействия» нравственно нечистых, но преуспевающих семей на других подростков. Ряд исследователей[2, с. 254], говоря о свойст­венной таким семьям корыстной ориентации, отмечают, что это — следствие деформации не только потребностей, но и представлений о возможностях и путях их удовлетворения, следствие убеждения, что добыть материальные блага мож­но без особого труда. Поводами для таких настроений явля­ются факты бесхозяйственности, безответственного отношения к технике, материалам, природе.

Все это, во-первых, обесценивает в глазах молоде­жи значение труда и его результатов, во-вторых, формирует равнодушное отношение к расхитителям собственности, подрывает веру в справедливость и незыблемость права и за­конности.

Ясно, что примеры безнаказанности, даже процветания аморальности — пусть в соседних семьях — обесценивают потенциал воспитания и в нравственно здоровой семье, воз­водят в некий закон «двойную» мораль, несоответствие слова и дела, создают подчас неотразимые в глазах подростков ар­гументы в пользу циничного и деляческого отношения к лю­дям, к жизни. Элементы социальной коррозии незаметно подтачивают нравственные ценности — убежденность, трудо­вую мораль, патриотизм. Неизбежными следствиями этого являются падение интереса к общественным делам, безду­ховность, скептицизм. Возрастает прослойка людей, в том числе и молодежи, для которых цель жизни сводится к материальному благополучию, к наживе любыми способами.

На поведение ребенка, подростка влияет и рост количе­ства неполных семей, в которых (даже при прочих благопо­лучных условиях) снижаются и экономические, и воспита­тельные возможности, так как чаще всего после развода ре­бенок остается с матерью, у которой не хватает ни сил, ни времени на общение с ним. Возрастная психология подрост­ков такова, что потеря одного из родителей, даже плохого, часто негативно сказывается на дальнейшем формировании его личности.

Изучение причин аморальности, анализ факторов, спо­собствующих ее росту, позволяют сделать вывод, что проти­востоять ей может только нравственно зрелая, педагогически грамотная семья, сплоченная на базе гуманных ценностей и интересов. Ведь нельзя не обратить внимание на тот факт, что из каждых 10 детей, содержащихся в детдомах, лишь двое не имеют родителей[1, с. 453].

Причем педагогически активной, сплоченной может быть и семья, ориентированная на антисоциальные по своей сути ценности. Поэтому на первое место выходит формирование социально-нравственной дееспособности семьи, усвоение ее членами ценностей, которые отразятся на ее образе жизни, ориентациях и явятся надежной основой прочной граждан­ской позиции личности.

Социологов все больше интересует проблема психологического одиночества и его влияния на формирование и жизнедеятельность личности. Социологические данные польских специалистов[1, с. 456], изучавших воспитание детей в детских домах, показали, что уровень эмоционального и в целом интеллектуального развития у этих детей значительно ниже, чем у воспитывающихся в семье. Конечно, семьи также бывают разные. Не случайно многие подростки вы­сказывают мнение, что семья в основном занимается их материальным обеспечением: одеждой, пищей и т.д., что взрослым некогда общаться с детьми, а часто у них и нет желания. В результате именно неформальные группы слу­жат тем психологическим «убежищем», которого недостает ребенку в семье. Особенно актуальна эта проблема в усло­виях города, где социальный контроль почти не участвует в воспитании молодежи, хотя общественное мнение могло бы быть сегодня одним из эффективных средств социали­зации, в том числе и помощи семье.

Таким образом, чем масштабнее задачи в деле подго­товки человека к жизни, тем скоординированнее, научно обоснованнее и комплекснее требуется работа всех соци­альных институтов. Рост числа факторов, воздействующих на человека (как положительных, так и отрицательных), особенно в условиях крупных городов, массовая миграция населения, увеличение неопределенности, трудная борьба отжившего, но не сдающего свои позиции с прогрессив­ным предполагают активизацию деятельности всех звеньев социализации человека, в том числе и семьи. Приэтом наиболее высоким нравственно-воспитательным потенци­алом обладает полная (оба супруга) семья, максимально реализующая свои возможности не только как социального института, но и как нравственно-психологической группы. Это разграничение двух сторон брачно-семейных отноше­ний — их взаимодействия с социальными процессами, нор­мами, установками и внутреннего содержания — помогает определить основные показатели созидательного потенциала семьи: мера учета общественных интересов, развитость духовных потребностей, характер распределения бытовых за­бот между членами семьи, интенсивность общения между родителями и детьми, уровень требовательности к себе и другим, принципы, на которых строятся связи с родствен­никами и социальной средой.

Можно предположить, что, чем эти показатели оптималь­нее, тем сильнее позитивное влияние семьи на становление личности ребенка, тем эффективнее ее социально-нравствен­ная воспитательная дееспособность.

Заключение.


Изучив, тему данной работы можно сделать следующие выводы:

Се­мья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, мо­ральной и правовой ответственностью.

Под семьей, существующей в течение длительного промежут­ка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемствен­ности.

Семья рождается не в биологическом, а в социальном смысле, а именно с момента заключения брака — оформленного государством специального документа, который юридически скрепляет союз двух взрослых лю­дей разного пола. И умирает семья также в социальном, а не в биологическом смысле, а именно после развода, который оформ­ляется государством в соответствующем документе.

Первой упорядоченной формой организации общества был коллектив родственников, связанный общим происхождением по материнской линии – материнский род. Вторым принципом организации рода стал обычай экзогамии, то есть крещение брачного общения внутри рода. Так на смену праобщения пришла - родовая община, которая в свою очередь сменилась территориально-родовой общиной.

Семья выполняет, прежде всего, репродуктивную функцию -воспроизводство людей. Что касается хозяйственно-потребительской функции се­мьи, то она охватывает такие стороны семейных отноше­ний, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо вы­делить проблему «семейной власти» и социализации ребен­ка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни. Говоря о воспитательной функции семьи, следует отметить, что, как никакая другая социальная груп­па, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмо­циональная атмосфера между ее членами, наглядный при­мер родителей в выполнении общественных и семейных обя­занностей, совместный труд, беседы с детьми на интересую­щие их темы, наконец, авторитет родителей в решении сложных и важных для ребенка и подростка проблем.

Жизненный цикл семьи — последовательность значимых, этап­ных событий в существовании семьи — начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наи­более значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности


Приэтом наиболее высоким нравственно-воспитательным потенци­алом обладает полная (оба супруга) семья, максимально реализующая свои возможности не только как социального института, но и как нравственно-психологической группы.

Список литературы.





  1. Антонов,А.И. Социология семьи:Учебник.-М.:Инфра-М,2010.-637с.

  2. Волков,Ю.Г.Социология:Учебник.-М.:Кнорус,2011.-320с

  3. Каменская Е.Н. Социология.-М.:Дашков и К, 2008.- 288с.

  4. Кравченко,А.И. Краткий социологический словарь.-М.:Проспект,2010.-352с.

  5. Кравченко, А.И. Социолоия:Учебник.- М.:Юрайт-Издат, 2011.- 523с.

  6. Фролов, С.С. Общая социология:Учебник.- М.:Проспект, 2010.- 384с.


написать администратору сайта