|
1. Тематический словарь урока Кольцевая композиция
1.Тематический словарь урока
Кольцевая композиция – это такое построение текста, при котором последний эпизод обращается к первому, повторяет его полностью или какой–нибудь его элемент.
Церковнославянизмы - слова, заимствованные из церковнославянского языка, возникшего на основе древнейшего славянского литературного языка.
Предтекстовая работа
1.) Одной из художественных особенностей трагедии «Моцарт и Сальери» является кольцевая композиция произведения. Почти все произведение построено на монологах Сальери: именно мысли старого композитора о своей жизни и искусстве начинают трагедию (экспозиция), они же звучат и в финальных строках пьесы (философская развязка «Но ужель он прав,/ И я не гений?»). Зависть, будто змея, вкрадывается в сознание человека и медленно душит его. Такова смысловая сторона авторской композиционной системы. Душевное состояние героя, олицетворяющего зло (Сальери), перетекает из глубины человеческой сущности в реальное действие – убийство. Именно столкновение добра и зла – внутренняя основа композиции.
Ещё одна художественная особенность произведения – это использование в речи персонажей церковнославянизмов, которые имеют возвышенное, торжественное звучание, служат средством поэтической речи, обозначают реалии прошлых эпох.
Церковнославянские слова чаще встречаются в монологах Сальери. Например, «Родился я с любовию к искусству» (любовию- церковнослав. Сочетание ИЕ: пиет -пьёт, бытие - бытьё, варение - варенье). «Нередко, просидев в безмолвной келье…, /Вкусив восторг и слёзы вдохновенья…» (келья – комната монаха в монастыре). Церковнославянизмы придают речи Сальери напыщенность, торжественность.
Фрагменты из монологов Сальери
Родился я с любовию к искусству; Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался — слёзы Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы; Науки, чуждые музыке, были Постылы мне; упрямо и надменно От них отрекся я и предался Одной музыке…
Я стал творить; но в тишине, но в тайне, Не смея помышлять еще о славе. Нередко, просидев в безмолвной келье Два, три дня, позабыв и сон и пищу, Вкусив восторг и слёзы вдохновенья, Я жёг мой труд и холодно смотрел, Как мысль моя и звуки, мной рожденны, Пылая, с лёгким дымом исчезали.
…….
Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Подымет ли он тем искусство? Нет; Оно падёт опять, как он исчезнет: Наследника нам не оставит он. Что пользы в нём? Как некий херувим, Он несколько занёс нам песен райских, Чтоб, возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь! Так улетай же! чем скорей, тем лучше.
Вот яд, последний дар моей Изоры.
Осьмнадцать лет ношу его с собою
И часто жизнь казалась мне с тех пор Несносной раной, и сидел я часто С врагом беспечным за одной трапезой, И никогда на шёпот искушенья Не преклонился я, хоть я не трус…
| 2.)Из монологов Сальери выпишите церковнославянизмы. Объясните значения, пользуясь толковыми словарями русского языка. Заполните таблицу по приведенному образцу.
Книжные слова и выражения (церковнославянские элементы)
| Значения, комментарии
| Чуждые музыке
| 1)чужое 2) не имеющие отношения
к музыке
|
Дерзнул
|
|
| 3.)Создайте речевую характеристику Моцарта и Сальери. Заполните таблицу цитатами из произведения, опираясь на критерии сравнения.
Речевая характеристика героев
Моцарт
| Критерии сравнения
| Сальери
|
| Напыщенная речь
|
|
| Говорит мало и неуверенно
|
|
| Высказывается часто и уверенно
|
|
| Ведёт монолог
|
|
| В речи часто встречаются слова «что-нибудь» «что-то», «кто-то»
|
|
| Произносит главную фразу трагедии «Гений и злодейство – две вещи несовместные»
|
| Фрагменты из речи Моцарта
Представь себе… кого бы? Ну, хоть меня – немного помоложе; Влюблённого – не слишком, а слегка — С красоткой, или с другом – хоть с тобой, Я весел… Вдруг: виденье гробовое, Незапный мрак иль что-нибудь такое…
………………..
Мне совестно признаться в этом…
Мне день и ночь покоя не даёт Мой чёрный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит.
…………………….
Недели три тому, пришёл я поздно Домой. Сказали мне, что заходил За мною кто-то. Отчего – не знаю, Всю ночь я думал: кто бы это был? И что ему во мне?
………………
Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов. Не правда ль? Но я нынче нездоров, Мне что-то тяжело; пойду засну. Прощай же!
| 4.)Литературный диктант.
Используя знания из предыдущих уроков и сегодняшней темы допишите предложения, правильно согласовывая слова друг с другом.
Знаменит…произведение А.С.Пушкина принадлежит литературному роду - … .
Написано в жанре… .
Произведение начинается и заканчивается……Сальери, поэтому оно имеет …..композицию.
Возвышенность и торжественность поэтической речи достигается благодаря … .
Главную фразу произведения «Гений и злодейство - две вещи несовместные» произносит… .
| 5.)Напишите причинно-следственное эссе на тему «Искусство – это труд или вдохновение?», придерживаясь структуры стратегии «ПОПС - формула». Правильно согласуйте в тексте именные части речи, опираясь на морфологические нормы русского языка.
ПОПС - формула
Позиция – Я считаю, что…
Обоснование – Потому что….
Подтверждение – Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста…
Следствие – Из вышеуказанного следует, что…
Используйте в эссе афоризмы из пьесы: «Все говорят: нет правды на земле»; ««Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь»; «Ремесло поставил я подножием искусству»; «А гений и злодейство – две вещи несовместные».
6.)В приведенном отрывке из трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» укажите тезис (если тезис явно не выражен, сформулируйте его), найдите аргументы, вывод.
…Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Подымет ли он тем искусство? Нет; Оно падет опять, как он исчезнет: Наследника нам не оставит он. Что пользы в нем? Как некий херувим, Он несколько занес нам песен райских, Чтоб, возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь! Так улетай же! чем скорей, тем лучше.
| |
|
|