Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение Рисование песком

  • Требования к оборудованию для рисования песком

  • 2. Приемы и способы рисования песком

  • 3. Психотерапевтические возможности рисования песком

  • Список литературы

  • Рисование песком. рисование песком. 1. Требования к оборудованию для рисования песком


    Скачать 1.83 Mb.
    Название1. Требования к оборудованию для рисования песком
    АнкорРисование песком
    Дата13.03.2021
    Размер1.83 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларисование песком.docx
    ТипРеферат
    #184418

    Содержание

    Введение

    3

    1. Требования к оборудованию для рисования песком

    5

    2. Приемы и способы рисования песком

    6

    3. Психотерапевтические возможности рисования песком

    9

    Заключение

    11

    Список литературы

    12

    Приложение 1

    13

    Приложение 2

    13

    Приложение 3

    14

    Приложение 4

    14


    Введение

    Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Питер и Волк». Ее работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. Позднее опыт Кэролин Лиф переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм. Опыт мультипликаторов стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком.

    Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что, по мнению ученых, рисование песком помогает человеку развивать творческие способности, успокаивает и гармонизирует эмоциональное состояние, развивает фантазию, внимание, координацию движений, моторику, пространственное восприятие.

    Работа с песком помогает человеку вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества.

    Наличие таких полезных свойств у рисования песком применяется психологами для избавления человека от негативных эмоций, а педагогами при коррекционной работе с детьми, страдающими аутизмом, детьми, имеющими нарушения речевого развития или задержку психического развития. Рисование песком применяется также при работе со здоровыми детьми в развивающих целях.

    Рисование песком включается в различные формы индивидуальных и групповых занятий: тематические тренинги, развивающие занятия по образовательным областям, индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с использованием песочного рисунка. Данная технология многофункциональна, что позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития, воспитания и обучения.

    Предмет исследования: техника рисования песком.

    Объект исследования: методы и приемы, применяемые в процессе рисования песком.

    Цель исследования: изучить методы и особенности рисования песком.

    Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:

    - рассмотреть требования к оборудованию для рисования песком;

    - изучить приемы и способы рисования песком;

    - рассмотреть психотерапевтические возможности рисования песком.

    В процессе исследования использовались методы: анализ литературы, наблюдение, обобщение.

    Теоретической основой исследования послужили работы А. Войновой, А.Б. Афанасьевой, Е.В. Белоусовой, О.В. Шишкиной и многих других.


    1. Требования к оборудованию для рисования песком

    Стол или ящик для рисования песком может быть выполнен из таких материалов, как дерево, фанера, пластик, ДСП, оргстекло.

    Приспособление имеет бортики не менее 3 см., которые не позволят материалу высыпаться. Добавляет удобства в использовании «наполнение» стола. К нему относится такая «начинка»:

    - отсек для хранения остатков сыпучего материала;

    - небьющееся матовое стекло (полимерный материал);

    - подсветка, состоящая из светодиодной ленты;

    - кварцевый песок.

    Рабочей зоной ящика для «песочногорисования» служит стекло.

    Стол для рисования песком приведен в Приложении 1.

    Плоскость, на которой лежит песок, должна быть на одном уровне с плоскостью, на которой происходит рисование [4, с.54].

    Стол должен быть устойчивым, не шататься.

    Требования к песку, применяемому для рисования:

     - песок должен быть чистым, промытым и не содержать пылевых и глинистых частиц;

             - песок должен быть сухим, влажность не более 0,5%, что определяет его высокую сыпучесть;

            - песок должен быть мелким и однородным;

          - форма частиц песка должна быть округлой, чтобы не царапать стекло.

    Перед началом рисования песок рекомендуется просеять через мелкое сито и, при необходимости, промыть. Порцию песка (3-5 кг.) насыпают в ведро и заливают водой, помешивая. При этом пыль и грязь растворяются. Просушить песок можно в духовке, на батарее или просто в комнате.

    В процессе динамического рисования песок перемещается по стеклу, и в результате трения частиц о стекло и друг о друга, на них возникает электростатический заряд. Природа его такая же, как при расчесывании волос пластмассовой расческой. Возникновение электрического заряда приводит к прилипанию песчинок к стеклу и к рукам, их не контролируемому рассеиванию по стеклу. Для нейтрализации электростатического заряда применяют антистатические аэрозоли и искусственное повышения влажности воздуха в помещении.

    Хранить запасы песка удобно в пластиковых бутылках, а песок, который постоянно используется для рисования – в мешочках из плотной ткани [4, с.50].

    При рисовании песком можно использовать (кроме рисования руками) набор следующих инструментов: кисти, палочки. Для рисования мелких предметов можно применять зубочистки или бамбуковые шампуры. Для сбора песка после рисования можно использовать широкую кисть (чтобы вымести песок из всех уголком стола). Другие приспособления для рисования песком приведены в Приложении 2.

    Чем мельче песок, тем больше полутонов можно добиться в рисунке. Тёмный песок более контрастный. Белым песком (или мелкой солью) можно рисовать зимние пейзажи. Крупным песком удобно рисовать рисунки с крупными деталями.

    Таким образом, для рисования песком необходим стол с бортиками, стекло, запасы чистого промытого и высушенного песка, лампа для подсветки, кисти, палочки. Простота оборудования, необходимого для рисования песком, также являются преимуществом данного вида творчества.
    2. Приемы и способы рисования песком

    Перед началом работы необходимо обработать антистатиком поверхность светового стола, чтобы песок свободно перемещался по поверхности, не прилипал к ней из-за статического напряжения.

    Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени».

    Существует два способа рисования на песочном столе: светлым по темному и темным по светлому. Эти способы легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.

    Насыпание линий. Чем ниже расположена рука, тем точнее и тоньше получается линия. В зависимости от свойств песка, при насыпании линии ложатся по-разному: темнее в центре или по краям. При помощи приема насыпания можно нарисовать цветы. Чтобы обогатить такие линии, можно расставлять в нужных местах акценты с помощью тонких линий, нарисованных при помощи зубочистки.

    Упражнение «Лист». Насыпаем силуэт кленового листа и линии по направлению прожилок. Затем уточняем край листа, чтобы он был тонким и красивым. Для этого кончиком пальца сдвигаем песок в сторону рисунка. Краешком ногтя проводим тонкие линии по рисунку «прожилок» листа. На кончике черешка ставим точку кончиком пальца [4, с.71].

    Засыпание фона. Фон можно засыпать различными способами:

    1. Слева направо от края быстрым движением перемещаем песок по поверхности стола, затем слева направо. Такой метод используется, если песок хранится на одном уровне с поверхностью стола, на котором происходит рисование.

    2. Совершаем те же движения, но по спирали. Рисуем планеты и их траектории при помощи тонких линий.

    3. Рисуем горы. Слева направо или наоборот перемещаем песок быстрым движением по траектории зигзага. При небольшой амплитуде зигзага можно нарисовать пустыню с барханами. Сверху можно скорректировать край. Иногда необходимо убрать часть песка, чтобы не скапливался по контуру. Для этого надо провести пальцем, как бы отсекая лишнее.

    Можно добиться разной плотности слоя. Этот прием применяется, когда необходимо насыпать тон на уже готовую картину, например, при добавлении деталей. Важным условием является только то, что фон нельзя трогать, выравнивать пальцами, поскольку остаются неэстетичные отпечатки. Только на ровном слое песчинок можно рисовать.

    Рисуем по насыпанному фону. По насыпанному фону можно рисовать кончиком пальца, ногтем, ребром ладони, кулачком, а также предметами: кистями, зубочисткой, палочкой, визитной карточкой.

    Рисуем воду. Первый вариант: четырьмя или пятью пальцами проводим волнистые линии. Второй вариант: краешками ногтей рисуем черточки от заднего плана к переднему.

    Создание полутонов. Полутона дают объём и богатство рисунка. Большим и указательным пальцами берём немного песка (так, чтобы он не высыпался из пальцев при переносе от места с песком около бортика к самому песочному изображению) [5, с.34].

    Аккуратно и медленно раскрывая пальцы от кончиков, насыпаем тонкий слой в нужное место. При повторении процедуры добиваемся более толстого слоя и, соответственно, более плотного оттенка в песочном рисунке. Применим этот приём, нарисовав яблоко.

    Упражнение «полумесяц». Засыпаем фон быстрым движением. Ребром ладони, включая мизинец до самого кончика, рисуем полукруг. Если держать руку ладонью к себе, то сверху и снизу дуги толщина полосы будет сходить на нет. А самая широкая часть получится в центре. Это как раз то, что нужно в данном рисунке.

    Если надо сделать полумесяц тоньше, необходимо нарисовать дугу ребром первой фаланги большого пальца. Если нужно сделать полумесяц толще следует нарисовать дугу ребром ладони в два приёма; проводим вторую дугу широкой частью рядом с первой. Полумесяц готов, теперь добавим ему черты лица. Боковой стороной первой фаланги большого пальца делаем медленное движение от чистого поля, выходя за край.

    Чем дальше от края вы проведёте движение, тем длиннее получатся нос, губы или подбородок. Когда готов профиль полумесяца, нарисуем ему глаз. Предположим, что полумесяц ночью спит. Глаз в этом случае закрыт. Двумя пальцами, большим и указательным, насыпаем тонкую полукруглую линию. Можно скорректировать её кончиком пальца. Выделяем щёку, насыпая полукругом полутон. Небо оживляем звёздочками — их можно нарисовать кончиком ногтя или тонким предметом [4, с.80].

    Техника вытирания.  Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.

    Техника процарапывания. Результатом процарапывания является создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь 

    Техника отпечатка  помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку и т.д.

    Техника закидывания используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море [4, с.61]. 

    Образцы рисунков, полученных при помощи техники рисования песком, приведены в Приложениях 3 и 4.

    Таким образом, рисование песком является не только оригинальном видом искусства, но и методом арт-терапии. Рисование песком осуществляется при помощи определенных методов, которые являются несложными для выполнения. Рисовать песком можно при помощи рук, кисточек, палочек, воронки и большого количества разных приспособлений. Для рисования песком имеется набор специальных методик и упражнений.

     

    3. Психотерапевтические возможности рисования песком

    Песок является замечательным сенсорным материалом для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания [1, с.94].

    Рисование песком «Sand -Art» – удивительно интересное занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки несут в себе возможность трансформаций. Они помогают нам осознать наши эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я» [2, с.18].

    Преимущество метода заключается в простом и приятном процессе. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал песок- необыкновенно приятен. Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся.

    Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А, работая с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира, и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, так как с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером. Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию [3, с.22].

    Таким образом, рисование песком позволяет научиться осознавать себя и выражать собственные чувства, улучшить прогресс в личностной коррекции, усиливает ощущение собственной личностной ценности, развивает чувство внутреннего контроля, прогнозирования, помогает проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.

    Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.

    Заключение

    Рисование песком - это прекрасный и при этом расслабляющий процесс, который позволяет свой внутренний мир. Рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, дает возможность спокойной эмоциональной разгрузки, выражений через песочный рисунок, снятие эмоционального напряжения через ощущение тактильных прикосновений к песку,  дополненное расслабляющими мелодиями, позволяет достичь душевного спокойствия, снять нервное напряжение, развить творческий потенциал, выразить внутренние ощущения, это   делает его средством для развития и саморазвития.

    Для рисования песком необходим стол с бортиками, стекло, запасы чистого промытого и высушенного песка, лампа для подсветки, кисти, палочки. Простота оборудования, необходимого для рисования песком, также являются преимуществом данного вида творчества.

    Рисование песком является не только оригинальном видом искусства, но и методом арт-терапии. Рисование песком осуществляется при помощи определенных методов, которые являются несложными для выполнения. Рисовать песком можно при помощи рук, кисточек, палочек, воронки и большого количества разных приспособлений. Для рисования песком имеется набор специальных методик и упражнений.

    Рисование песком позволяет научиться осознавать себя и выражать собственные чувства, улучшить прогресс в личностной коррекции, усиливает ощущение собственной личностной ценности, развивает чувство внутреннего контроля, прогнозирования, помогает проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.

    Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.

    Список литературы

    1. Афанасьева А. Б. Арт-технологии в диагностике и развитии // Опыт и инновации: мат. науч. конф. (Тольятти, 28–29 ноября 2016г.) Ульяновск. 2016. С.94–98.

    2. Белоусова Е. В., Шишкина О. В. Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Е. В. Белоусова, О. В. Шишкина. Ульяновск, 2004. – 158 с.

    3. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Применение техники sand-art как элемента арт-технологий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №2. С. 143-146.

    4. Войнова А. Песочное рисование. Ростов-на-Дону, Феникс, 2014. – 109 с.

    5. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [адаптированный перевод с английского] М., ИНТ, 2010. – 94 с.

    6. Лифанова Н. М., Попова А. А. Арт-технологии в инклюзивном воспитании детей с ранним детским аутизмом //Социокультурная интеграция и специальное образование: сборник научных статей. М.: Перо. 2015. С.163–169.

    Приложение 1


    Приложение 2




    Приложение 3


    Приложение 4






    написать администратору сайта