Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Какие особенности труда как феномена человеческого бытия описывает автор книги

  • 2. Труд в раннем христианстве. Складывание католической концепции труда. 2.1 Для чего Бог уготовил человеку возможность трудиться

  • 2.2 Является ли труд карой за грехи

  • 2.3 Какой из видов труда (физический или духовный/созерцательный) является наиболее предпочтительным

  • 3. Труд в протестантизме. 3.1 В чем особенности протестантской идеи Призвания

  • 3.2 Какие виды труда предпочтительны в протестантизме

  • 4. Труд в православной христианской традиции. 4.1 Каково значение труда в жизни православного человека

  • Труд антропология. ха труд игнатенко 3. 1. Труд как феномен человеческого бытия. Почему трудиться может только человек


    Скачать 22.73 Kb.
    Название1. Труд как феномен человеческого бытия. Почему трудиться может только человек
    АнкорТруд антропология
    Дата22.12.2022
    Размер22.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаха труд игнатенко 3.docx
    ТипДокументы
    #859246


    1. Труд как феномен человеческого бытия.

    1. 1.1. Почему трудиться может только человек?

    Только человек может находиться в состоянии трудового экстаза, и только благодаря этому он способен утвердить, еще и еще раз, и так постоянно, в самом себе постоянно опосредующуюся суть — сущность человека (смысла жизни как таковой). Исходя из этого, труд (трудовой процесс) как следствие человека и обратное есть не что иное, как осознанная необходимость, перешедшая в действие.

    Гуманисты эпохи Возрождения считали, что труд раскрывает огромные творческие возможности человека. Согласно К.Марксу, способность к труду – важнейший признак, отличающий человека от животного, в труде человек преобразует природу для создания благоприятных условий для жизни: труд – это «вечное, естественное условие человеческой жизни». В труде человек опредмечивает свои знания, способности, умения, т.е. «социальные сущностные силы». По мнению Ф.Энгельса, благодаря труду совершился процесс превращения обезьяноподобного предка в человека, история – это «образование человека трудом».

    1.2. Какие особенности труда как феномена человеческого бытия описывает автор книги?

    Труд не просто либо «благословение», либо «проклятье» - он благословение и вместе с тем проклятье, мучение и счастье, рабство и барство.

    2. Труд в раннем христианстве. Складывание католической концепции труда.

    2.1 Для чего Бог уготовил человеку возможность трудиться?

    Труд является органичным элементом человеческой жизни. В книге Бытия говорится, что вначале «не было человека для возделывания земли» (Быт. 2. 5); создав райский сад, Бог поселяет в нем человека, «чтобы возделывать и хранить его» (Быт. 2. 15). Труд - это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа. Однако после отпадения человека от Творца изменился характер труда: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3. 19). Творческая составляющая труда ослабла; он стал для падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни.

    2.2 Является ли труд карой за грехи?

    После грехопадения человек был изгнан из Эдемского сада, и теперь главной целью его труда стало удовлетворение нужды в насущном хлебе, а сам труд стал тяжел и мучителен: «Ныне проклята из-за тебя земля: в муках будешь ее плоды добывать, день за днем, всю твою жизнь. Колючки и репей она тебе произрастит, полевою травою питаться будешь и в поте лица добывать свой хлеб». (Быт 3:17-18).

    2.3 Какой из видов труда (физический или духовный/созерцательный) является наиболее предпочтительным?

    Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля (Мк. 4. 3-9), слуг и домоправителя (Лк. 12. 42-48), купца и рыбаков (Мф. 13. 45-48), управителя и работников в винограднике (Мф. 20. 1-16). Однако современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом.

    3. Труд в протестантизме.

    3.1 В чем особенности протестантской идеи Призвания?

    Понятие профессионального призвания сохранило у Лютера свой традиционалистский характер. Профессиональное призвание есть то, что человек должен принять как веление Господне, с чем он должен «мириться»; этот оттенок преобладает у Лютера, хотя в его учении есть и другая идея, согласно которой профессиональная деятельность является задачей, поставленной перед человеком Богом, притом главной задачей. По мере развития ортодоксального лютеранства эта черта проступает все резче. Таким образом, этический вклад лютеранства носил прежде всего негативный характер: отрицание превосходства аскетического долга над мирскими обязанностями, сочетавшееся с проповедью послушания властям и примирением со своим местом в мире.

    3.2 Какие виды труда предпочтительны в протестантизме?

    Свод моральных правил протестантизма называет труд главным человеческим предназначением. Главный инициатор Реформации Мартин Лютер считал, что Бог не выступает против богатства, что он желает, чтобы человек больше трудился, имея при этом право на больший доход. Также важной идеей того времени был постулат, что человек не должен упускать возможность заработать своим трудом. 
    4. Труд в православной христианской традиции.
    4.1 Каково значение труда в жизни православного человека?

    Основой для понимания православной этики труда является учение о спасении как главной цели человеческой жизни. Для спасения необходимо одновременное участие Божественной и человеческой воль (синергия или соработничество). Православная этика труда предполагает преображающее и бережное отношение ко всему, что создано Богом и помогает человеку сформировать своё отношение к труду в его самых различных проявлениях по принципам, которые не противоречат ни моральным, ни религиозным нормам.

    4.2 Какой труд, физический или духовный, наиболее значим в православной традиции?

    Лишь труд, возвышенный любовью к Господу, любовью к ближнему, направленный на совершенствование и воспитание души, является истинным. Но труд, в котором присутствует тщеславие, труд, чьей целью является мир без Бога, труд, обольщающий достижениями цивилизации, направленный на удовлетворение греховных эгоистических потребностей, пагубен для человека, для его души.
    Православие оценивает труд по соответствию его христианским нормам, не отдавая преференций никакому из видов деятельности.



    написать администратору сайта