сбор. РЯ сбор. 1. в корнегаргорпод ударением пишетсяа,без ударенияо
Скачать 1.16 Mb.
|
Тире в бессоюзном сложном предложенииТире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится: 1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и), например: Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой - изнутри поднялся собачий лай (Гоголь); Вдруг дверь каморки быстро распахнулась - вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок - ружье дало осечку (Чехов); Упадет луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький); Метелица был уже совсем близко от костра - вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Фадеев); Еще выстрел - кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса (Шукшин); 2) если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а), например: Прошла неделя, месяц - он к себе домой не возвращался (Пушкин); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу - нет зверя (Лермонтов); Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать - ноги не повиновались (Гончаров); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав - они усугубляют свои; народ умирает с голоду - они сыты, народ вооружается и идет громить врагов - они выгодно поставляют сукна, провиант (Герцен); На дворе палил летний зной - в доме было прохладно и смешивался с прохладой мирный запах нафталина (Бунин); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья - в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Паустовский); Не сумку у Мишки украли - последнюю надежду похитили (Неверов); Смелые побеждают - трусливые погибают (пословица); 3) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда), например: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев); Не было никакой возможности уйти незаметно - он вышел открыто, будто идет на двор, и шмыгнул в огород (Фадеев); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажег шнуры - они вспыхнули (Попов). Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие, например: Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец... (Пушкин); Мы ехали сзади: никто не видал (Лермонтов); Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно (Тургенев); Володина лошадь хромала: папа велел оседлать для него охотничью (Л. Толстой); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен... (Достоевский). 4) если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда), например: Ехал сюда - рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно - эту рожь люди едят (Пришвин); Обветренное лицо горит, а закроешь глаза - вся земля так и поплывёт под ногами (Бунин); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой - все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле - все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед - все двигались вперед; покажет назад - все медленно пятились назад (Катаев); Красивый парень. Сбрей ему сейчас бородку, надень костюмчик - учитель (Шукшин); Пашню пашут - руками не машут (пословица); 5) если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если,когда в значении «если», например: Будет дождик - будут и грибки; будут грибки - будет и кузов (Пушкин); Что нужно будет - скажите Павлу или Татьяне (Тургенев); Пропади ты совсем - плакать о тебе не будем (Чехов); Упадет луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький); Ругаться будут - не бойся (Гладков); Нравится рисовать - рисуй на здоровье, никто не запрещает (В. Панова). Ср. пословицы: Назвался груздем - полезай в кузов; Любишь кататься - люби и саночки возить; Упустишь огонь - не потушишь; Взялся за гуж - не говори, что не дюж; Волков бояться - в лес не ходить; Лес рубят - щепки летят; Пожалеешь лычка - отдашь ремешок; Смерти бояться - на свете не жить и др.; 6) если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто), например: Молвит слово - соловей поет (Лермонтов); ...Посмотрит - рублем подарит (Некрасов); 7) если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта, например: Овца же говорит - она всю ночь спала (Крылов); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось - раздайся хоть один только резкий звук - и в природе произойдет что-то страшное: смерч, ураган, землетрясение (Катаев); Вчера на соседнем зимовье рассказывали - медведь человека задрал (Арбузов); Кто-то скребется, мне показалось - мышь; Но вижу - не слушается она меня; Ты позвони в квартиру, бабушка спросит - кто, назовись; 8) если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это, которое может быть в самом предложении, например: На стене ни одного образа - дурной знак (Лермонтов); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально -это бросилось Клебе в глаза (Федин); Идет большая вода -это всего интереснее (Горбатов). Вторая часть может начинаться местоименными словамитак, такой, таков, например: Приказ есть приказ -так его воспитал фронт (Воробьев); Кривые улицы, маленькие деревянные дома -такой была Москва в начале века. Иногда перед тире как авторский знак возможна постановка запятой, например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, -это неоспоримо (Горький); Если вам писать противно, скучно, не пишите, -это все равно получится скверно, фальшиво (А.Н. Толстой); В такую пору надо говорить грубо и прямо, -это умнее и честнее перед нашими детьми (Леонов); Широкий подъезд был совершенно пуст, -это показалось мне странным (Каверин). Примечание. Для разграничения случаев постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях можно исходить из следующего общего положения: если основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) заключена в первой части, а во второй (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится пояснение, раскрытие содержания первой части, изложение какого-либо факта, указание на причину, то между частями ставится двоеточие; если же наоборот, основная часть высказывания заключена во второй части, а первая имеет подчиненное по смыслу значение (указывает время, условие и т.д.), то между частями ставится тире. Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное высказывание содержится в первой части, во второй указывается причина). - На улице проливной дождь - выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй следствие, вывод, что составляет основу высказывания). Ср. также при сохранении того же порядка частей бессоюзного сложного предложения: Молодежь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). Молодежь ушла - на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно). Общие сведения Сложными синтаксическими конструкциями являются многочленные сложные предложения с разнотипной синтаксической связью, например сочинительной и подчинительной, сочинительной и бессоюзной и т.д. Такие предложения называют иногда предложениями смешанного типа. Предложения с разнотипной синтаксической связью обычно состоят из двух (минимум) логически и структурно выделяемых частей или нескольких, среди которых могут быть в свою очередь сложные предложения. Однако, как правило, основные части имеют однотипную связь (сочинительную или бессоюзную). Например, в предложении Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил еще быстрее (Фад.) четыре части: 1) Мечик не оглядывался и не слышал погони; 2) но он знал, что гонятся за ним; 3) и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него; 4) и он припустил еще быстрее. Все эти части связаны сочинительными отношениями, но внутри частей имеется подчинение (см. вторую и третью части). Разновидности сложных синтаксических конструкций В зависимости от различных комбинаций типов связи между частями возможны следующие разновидности сложных синтаксических конструкций: 1) с сочинением и подчинением; 2) с сочинением и бессоюзной связью; 3) с подчинением и бессоюзной связью; 4) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью. Примеры: 1) Лопатина стало клонить ко сну, и он обрадовался, когда в дверях появился шофер и доложил, что машина готова (Сим.); 2) Направление у меня в другую часть, да я от поезда отстал: дай, думаю, погляжу на свой взвод и на своего лейтенанта (Казак.); 3) В лесу на прогулке иногда в раздумье о своей работе меня охватывает философский восторг: кажется, будто решаешь мыслимую судьбу всего человечества (Пришв.); 4) Но река величаво несет свою воду, и какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины (Пришв.). Запятая и тире При встрече внутри предложения запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, например: История открытий, изобретений, история техники, которая облегчает жизнь и труд людей, - вот собственно история культуры (Горький); Увы! Моя шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал, подарок приятеля, - все исчезло (Лермонтов). Вопросительный и восклицательный знаки При встрече вопросительного и восклицательного знаков сначала ставится вопросительный, как основной, характеризующий предложение по цели высказывания, а затем восклицательный, как знак интонационный, например: Да разве можно так говорить о близком человеке?! Откуда вы все это взяли?! Кавычки и другие знаки 1. Точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире не ставятся перед закрывающимися кавычками; все эти знаки могут стоять только после кавычек. Например: Одни голосовали «за», другие - «против», но первых было явное большинство. 2. Вопросительный и восклицательный знаки и многоточие ставятся перед закрывающимися кавычками, если относятся к словам, заключенным в кавычки, например: Роман «Что делать?» написан Н.Г. Чернышевским; Громкое «браво!» разнеслось по залу; «Я хотел бы поделиться с вами...»- так начал он свой рассказ, но кто-то прервал его. Если же знаки вопросительный, восклицательный и многоточие относятся ко всему предложению вместе со словами, заключенными в кавычки, то названные знаки ставятся после закрывающих кавычек, например: Где вы найдете больше, чем у нас, месторождений «черного золота»? Надоело мне ваше «За ответом приходите завтра»! Прежде чем начнете читать роман «отцы и дети»... 3. Если перед закрывающими кавычками стоит вопросительный или восклицательный знак, то запятая после кавычек ставится только по требованию контекста, например: В какой-то период жизни каждый из нас ставит перед собой вопрос «кем быть?», но отвечаем на него мы по-разному. 4. Если перед закрывающими кавычками стоит вопросительный или восклицательный знак, то тот же самый знак не повторяется после кавычек; неодинаковые же знаки, если они требуются по условиям контекста, ставятся перед закрывающими кавычками и после них. Например: Читали ли вы статью в «Известиях» «Куда мы идем?» Ср.: Бойцы двинулись в атаку с криком «Вперед!». Когда был выдвинут лозунг «Вся власть Советам!»? 5. Если в начале или конце текста (цитаты, прямой речи) встречаются внутренние и внешние кавычки, то они должны различаться между собой рисунком (так называемые «елочки» и «лапки»), например: Корреспондент сообщает: «"Баллада о солдате” получила высокую оценку на международном кинофестивале»; Я получил телеграмму: «Приезжаю завтра, остановлюсь в гостинице "Москва”». 6. Если предложение или словосочетание, заключенное в кавычки, должно было бы заканчиваться запятой, а дальше следует продолжение текста, то запятая не ставится ни перед закрывающими кавычками, ни после них, например: Стихи «Ты знаешь край, где все обильем дышит» знакомы нам с детства; Но вот пришло время, когда «старик, одержимый рисунком» уже не мог держать кисть. Запятая не опускается перед открывающими кавычками, напримерСкобки и другие знаки 1. Перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после закрывающей скобки, например: Это был Петр Герасимович (Нехлюдов никогда и не знал и даже немного хвастал тем, что не знает его фамилии), бывший учитель детей его сестры (Л. Толстой); У него было три дочери (он их даже специально так назвал): Вера, Надежда и Любовь; «Евгений Онегин» (так говорил Белинский) - это энциклопедия русской жизни в определенную эпоху. - Ну, Сапронов второй, - шутливо говорит учитель («Первый-то Петька», - соображает Савка), - садись вот тут. 2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки ставятся перед закрывающей скобкой, если относятся к словам, заключенным в скобки, например: Кабанов. Прощай, сестрица! (Целуется с Варварой.) Прощай, Глаша! (Целуется с Глашей.) Прощайте, маменька! (Кланяется.) (А.Н. Островский); И каждый вечер в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Блок); Осторожно ступая по свежевыструганным, еще не выкрашенным (не хватило краски!) половицам, Доронин миновал сени и вошел в светлую большую комнату (Чаковский). 3. После закрывающей скобки ставится знак препинания, требуемый условиями контекста, независимо от того, какой знак стоит перед закрывающей скобкой, например: Не только песен нет, куда девался сон (узнал бессонницу и он!); все подозрительно, и все его тревожит... (Крылов). Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: «То-то был Поэт!» (Пушкин). : Вспомните, «как хороши, как свежи были розы». Многоточие и другие знаки 1. После вопросительного или восклицательного знака ставятся две точки (третья точка стоит под одним из названных знаков), например: Сколько жить еще на свете?.. (Твардовский); А как вы вчера играли!.. (А.Н. Островский). 2. При встрече многоточия с запятой последняя поглощается многоточием, которое указывает не только на пропуск слов, но и на пропуск знака препинания, например: Моя работа... но, впрочем, не будем говорить о ней. Последовательность знаков при сноске 1. Запятая, точка с запятой, двоеточие и точка ставятся после знака сноски, чтобы показать, что сноска относится к слову или группе слов, например (многоточием здесь обозначен текст): ...1, ...1; ...1: ...1. 2. Вопросительный или восклицательный знак, многоточие и кавычки ставятся перед знаком сноски, чтобы показать, что сноска относится ко всему предложению, например: ...?1 ...!1 (...) ...1 ...»1 Понятие о прямой и косвенной речи Высказывания других лиц, включенные в авторское изложение, образуют так называемую чужую речь. В зависимости от лексико-синтаксических средств и способов передачи чужой речи различаются прямая речь и косвенная речь. С точки зрения лексической прямая речь, как правило, представляет собой дословную передачу чужого высказывания, тогда как в косвенной речи, обычно воспроизводящей только содержание чужого высказывания, подлинные слова и выражения говорящего лица претерпевают те или иные изменения. С точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточную часть в составе сложноподчиненного предложения, в котором роль главной части играют авторские слова. Это синтаксическое различие является основным признаком отграничения косвенной речи от прямой. Что же касается лексического различия, то оно менее обязательно. С одной стороны, прямая речь иногда передает чужое высказывание не дословно, как это явствует из сопровождающих ее авторских слов, например: Он сказал примерно следующее...; Он ответил приблизительно так... и т.п. С другой стороны, косвенная речь может дословно передавать чужое высказывание, например, в косвенном вопросе. Ср.: Он спросил: «Который теперь час?» (прямая речь). - Он спросил, который теперь час (косвенная речь). Наконец, наблюдается сближение форм прямой и косвенной речи в так называемой несобственно-прямой речи и их смешение в так называемой полупрямой речи. Прямая речь Прямая речь характеризуется следующими признаками: 1) точно воспроизводит чужое высказывание; 2) сопровождается авторскими словами. Назначение авторских слов - установление самого факта чужой речи и указание, кому она принадлежит. Авторские слова могут также пояснять, при каких условиях была произнесена чужая речь, к кому она обращена, могут давать ей оценку и т.д. Например: «Что это значит? - спросил он [Дубровский] сердито у Антона, который бежал ему навстречу. - Это кто такие и что им надобно?» (П.). Авторские слова и прямая речь образуют особую синтаксическую конструкцию, состоящую из самостоятельных частей, связанных по смыслу и интонационно. Связь между обеими частями конструкции может быть более тесной или менее тесной, что зависит от их взаимного расположения, лексического значения глагола-сказуемого в авторских словах, вводящих прямую речь, и т.д. Ср.: 1. Марина вздохнула: «Вот видишь! Но это, конечно, озорство» (М. Г.). После авторских слов здесь возможна разделительная пауза (обозначаемая на письме точкой), что подчеркивает слабость интонационной связи между обеими частями сложной конструкции и их синтаксическую независимость. 2. Наконец, я сказал ему: «Ну-ну, Савельич! Полно, помиримся, виноват» (П.). Авторские слова образуют предложение, не имеющее смысловой законченности: при переходном глаголе сказал необходимо дополнение, указывающее на объект высказывания. Такой объект высказывания может быть выражен членом предложения, придаточной частью (в косвенной речи) или прямой речью (как в приведенном примере). Прямая речь может передавать: а) высказывание другого лица, например: «Ребята, у кого есть оружие, собирайтесь сюда», - шепотом командовал лежащим Дубава (Н. Остр.); б) слова самого автора, произнесенные им ранее, например: «Вы с ним не дрались? - спросил я. - Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (П.); в) невысказанные мысли, например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М. Г.). Авторские слова могут занимать различное положение по отношению к авторской речи. Они могут: а) предшествовать прямой речи, например: Иван Игнатьич отворил дверь, провозгласив торжественно: «Привел!» (П.); б) следовать за прямой речью, например: «Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит (Н.); в) включаться в прямую речь, например: «Беликов жил в том же доме, где и я, - продолжал Буркин, - в том же этаже, дверь против двери» (Ч.); г) включать в себя прямую речь, например: Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» - когда все утихло вокруг (Т.). Авторские слова обычно содержат в своем составе глагол высказывания или мысли (сказать, говорить, спросить, ответить, подумать и др.). Иногда в роли вводящих прямую речь слов выступают существительные с указанными значениями (слова, восклицание, вопрос и т.п.), например: Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» (Л.). Реже в той же роли выступают глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние, движения и т.п. (обрадоваться, удивиться, вздохнуть, улыбнуться, указать и т.п.), например: «Музгарко, да ты в уме ли? - удивился старик. - Проспал обоз!» (М.-С.). Если авторские слова предшествуют прямой речи, то в них обычно сохраняется прямой порядок слов, например: Сметанина вскочила, схватила меня за руку и крикнула: «Море горит!» (Пауст.). Если же авторские слова стоят после прямой речи или включаются в нее, то порядок главных членов предложения в них обратный, например: «Что же это?»- спросил я (Л.); «Ну, - сказал я с радостью, - близко ночлег!» (Кор.). Косвенная речь Косвенная речь - это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения. Ср.:
Прямая речь может занимать любое место по отношению к авторским словам, а косвенная речь всегда следует за ними. Придаточная часть, содержащая косвенную речь, присоединяется к главной части при помощи союзов и относительных слов, характерных для придаточной части изъяснительной (что, чтобы, будто, как будто, кто, что, какой, который, чей, как, где, куда, откуда, зачем, почему и др.). Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз что, например: Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»). Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например: Скажите, чтоб он убирался... (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь...»). Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то при замене ее косвенной речью возможны два случая: а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»). Такая придаточная часть называется косвенным вопросом; б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»). В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
В разговорном стиле возможно смешение прямой и косвенной речи в форме так называемой полупрямой речи, например: На охоту с ружьем я не смел уже и попроситься, хотя думал, что почему бы и мне с Суркой не поохотиться? (Акс.) Несобственно-прямая речь Чужая речь может передаваться в художественной литературе приемом так называемой несобственно-прямой речи. В таком случае в той или иной степени сохраняются лексические и синтаксические особенности речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для передачи мыслей, чувств и настроений персонажа в прямой речи. Но ведется несобственно-прямая речь не от имени действующего лица, а от имени автора, что сближает ее с косвенной речью. Ср.: а) прямая речь: К концу похода дети устали и честно признались: «Не ожидали мы таких трудностей!»; б) косвенная речь: К концу похода дети устали и честно признались, что они не ожидали таких трудностей; в) несобственно-прямая речь: К концу похода дети устали. Не ожидали они таких трудностей! Нагляднее всего стилистическая функция несобственно-прямой речи проявляется в форме вопросительных и восклицательных предложений, например: В негодовании ревнивом Поэт конца мазурки ждет И в котильон ее зовет. Но ей нельзя. Нельзя? Но что же? Да Ольга слово уж дала Онегину. О боже, боже! Что слышит он? Она могла... Возможно ль? Чуть лишь из пеленок, Кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, Уж изменять научена! (А.С. Пушкин) Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! (Ч.). Только вышел в огород. На высоких грядах, покрытых снегом, растекалось солнце. Беззаботно синело небо. Воробей присел на забор, подпрыгнул, повернулся вправо и влево, воробьиный хвост задорно торчал вверх, круглый коричневый глаз удивленно и весело поглядел на Толъку, - что такое происходит? Чем это пахнет? Ведь до весны еще далеко (Пан.). Цитата (лат. cito - привожу), тематически, а также синтаксически или ритмически обособленный речевой фрагмент произведения, используемый в другом произведении как знак «чужой речи», как ссылка на содержание авторитетного источника. Если цитата находится внутри основного текста, она всегда отделяется от собственно авторской речи: пунктуационно (кавычками) или синтаксически (с помощью оборотов «как сказал», «как говорил», «по словам»). Цитата может использоваться в рамке текста - служить эпиграфом или заглавием, как лермонтовский стих «Белеет парус одинокий» по отношению к повести В. П. Катаева. Цитаты бывают полными и неполными. Часто они применяются для экономии художественных средств, служащих для выражения смысла: легче сослаться на чужой текст, идеи которого уже давно освоены читателями, чем строить развёрнутые доказательства уже известных истин. Но иногда отсылка к чужому мнению используется не для подтверждения правоты нового автора, а с противоположной целью - «прирастить смысл» к знакомому читателям речевому материалу. Так, А. С. Пушкин в последней строфе «Евгения Онегина» ссылается на крылатую фразу из Саади: «Иных уж нет, а те далече». Эта цитата сообщает о классической ситуации разлуки, но поэт вкладывает в неё конкретный биографический смысл: «иные» - это умершие лицеисты, а «те» - сосланные декабристы. Диалог (отгреч.dialogos -разговор),видустнойречи,разговор,беседамеждудвумя(илиболее)лицами,вкоторойучастникименяютсяролямиавтораиадресата(вотличиеотмонолога,гдекаждыйисполняеттолькооднуроль).Фрагментыречикаждогоизучастниковдиалоганазываютсярепликами.Вповседневнойречидиалогсоставляюткраткиерепликисактивнымиспользованиемжестовимимики. Вразличныхвидахдиалога(научныйспор,деловыепереговорыит. п.)репликимогутпредставлятьсобойпространныевыступления,речи. Переписка -этоэпистолярныйдиалог,гдереплика -письмо.Драматургическийтекстпредставляетсобойдиалогперсонажей.Монологическийтекстпредставляетсобойдиалогперсонажей.Монологическийтекстможетбытьпостроенсэлементамидиалога(диалогизирован),напр.свопросамикадресату:И что бы вы думали,дорогиеслушатели? Вхудожественнойлитературеиспользуетсякакодинизэлементовпроизведения,чащевсегобываетфрагментомпрозаическогопроизведения;драматическиепроизведенияпочтицеликомсостоятиздиалогов;впоэзиивстречаетсяреже,хотятожевозможен.Диалогпридаётповествованиюдраматичность,позволяетраскрытьхарактергероячерезегореплики,показываетидейно-нравственнуюпозициюгероевиавтора.Вкачествесамостоятельноголитературногопроизведениядиалог -одинизжанровфилософскойпрозы,вкотороммысльавтораизложенаввидебеседыснесколькимилицами,входекоторойавтор(илигерой,выражающийеготочкузрения)убеждаетвсе Прямая речь после авторских слов 1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор), например: Почаще вспоминайте слова Л. Толстого: «У человека есть только обязанности». Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например: ...Никита, поклонясь в землю, сказал: - Прости, батюшка (Горький). Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется, как правило, внутренняя речь, невысказанные мысли, например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький); «Что-то в ней есть жалкое все-таки», - подумал он (Чехов). Кавычками также выделяются передаваемые на письме звуки эха и слова из радио- или телепередачи, например: «Ау, где вы?» - громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчетливо: «Передаем последние известия».Для передачи разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация - тире между репликам. 2. Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка после них. Например: Наконец, я ей сказал:«Хочешь, пойдем прогуляться на вал?» (Лермонтов); Лежа на тюке и плача, он дергал руками и ногами и шептал: «Мама! Мама!» (Чехов); Закричали:«Двоих... Санитары... Гляди, гляди - еще летит... Лезь под вагоны...» (А.Н. Толстой); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами:«Вы очень мало взяли» (Гоголь). 3. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда. Двоеточие ставится, помимо обычных случаев, когда авторские слова содержат в себе глагол со значением речи или мысли (сказать, спросить, ответить, подтвердить, начать, продолжать, прервать, подумать, вспомнить и др.) либо же близкое по значению имя существительное (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, звук, шепот, крик, мысль и т.п.), также в тех случаях, когда в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние (обрадоваться, огорчиться, обидеться, ужаснуться и др.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, нахмуриться, вздохнуть, вскочить, подойти, подбежать и т.п.). Подобные глаголы допускают возможность добавить к ним глагол речи (например: обрадовался и сказал, удивился и спросил, улыбнулся и ответил, подбежал и воскликнул), поэтому они воспринимаются как вводящие прямую речь. Например: Он глянул с усмешкой: - Ничего, до свадьбы заживет. Пока откапывали увязшие в песке колеса, к нам подошел милиционер: - Кто такие? Мать нахмурилась: - Опять двойку получил? Все ужаснулись: - Неужели это правда? Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь, например: ...А тот ему: «Этот дом наш общий» (Чехов). Если же вставка слови сказал, и воскликнул, и спросил и т.п. после авторских слов невозможна или затруднительна, то двоеточие не ставится, например: Ему все стало ясно. - Говорить нам больше не о чем. Никому не хотелось уходить. - Расскажите еще что-нибудь о ваших путешествиях. Мои слова его явно смутили. - Значит, ты мне не доверяешь? Другого выхода у него не было. - Я принимаю ваши условия. Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь, например: Он вырвал из блокнота несколько листов бумаги и протянул мне их. - Запишите подробно свои замечания, - сказал он спокойным голосом. Прямая речь впереди авторских слов Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Дедушку знаешь, мамаша?»- матери сын говорит (Некрасов); «Не шуми, тише иди, солдат!» - сердитым шепотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян...»- сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь); «Мы все прекрасно понимаем, Николай Васильевич»,- съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукшин). Примечание. После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т.п.), например: «Ничего не случилось»- так говорил ум. «Случилось» - так говорило сердце. Авторские слова внутри прямой речи 1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами, например: «Я могу читать,- первый опять заговорил Петрусъ, -и скоро выучусь писать пером» (Короленко). Примечание 1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (названия литературного произведения, промышленного предприятия и т.д.) находим в таком примере: «Пиковая...» ли это «...дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»). Примечание 2. Обычно не выделяется кавычками прямая речь: а) если нет точного указания, кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо поговорка, например: Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома стены помогают (Чехов); Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А.Н. Толстой); б) если она приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом, например: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Тургенев); в) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения, например: Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Вершигора); г) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми, без тире), например: Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих. 2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы, например: «Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (Пушкин); «Позвольте, - заметил один скептик, - не от лимонов ли этот ящик?» (Гончаров). 3. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них - точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Их распустили до приговора, - сказал дворник. -Объявят завтра, в девять вечера» (Трифонов). 4. Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Так вас зовут Павкой? -прервала молчание Тоня.- А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. Островский); «Вот он, край света! -воскликнул Мохов.- Здорово! Никогда еще так далеко не ездил!» (Ажаев). 5. Если на месте разрыва прямой речи должно было стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение); в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором - с прописной. Например: «Не надо... -сказал Вершинин, - не надо, парень!» (Вс. Иванов); «Обожди... -сказал Морозно угрюмо. -Давай письмо...» (Фадеев). 6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы. Например: «Идем, холодно, -сказал Макаров и угрюмо спросил: -Что молчишь?» (Горький); «Покорно благодарю, -отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: -Спасибо вам большое, товарищи» (Федин). |