Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Владимир Семенович Высоцкий

  • Высоцкий о войне

  • Властелин души народной

  • 2. Александр Яковлевич Розенбаум

  • Благотворительная деятельность Александра Розенбаума

  • Ленинград и Александр Розенбаум

  • Друзья и помощники Александра Розенбаума

  • Флот и Александр Розенбаум

  • Титулы, звания и награды Александра Розенбаума

  • Список использованной литературы

  • 1 Владимир Семенович Высоцкий


    Скачать 0.53 Mb.
    Название1 Владимир Семенович Высоцкий
    Дата04.04.2022
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаreferatbank-28538.rtf
    ТипРеферат
    #441109


    Содержание


    Введение …………………………………………………………………………..

    2

    1 Владимир Семенович Высоцкий ……………………………………………..

    4

    Высоцкий о войне ……………………………………………………………..

    7

    Властелин души народной ……………………………………………………

    9

    2 Александр Яковлевич Розенбаум …………………………………………….

    16

    Благотворительная деятельность Розенбаума ……………………………….

    18

    Ленинград и Александр Розенбаум …………………………………………..

    19

    Друзья и помощники Александра Розенбаума ………………………………

    20

    Флот и Александр Розенбаум ………………………………………………...

    21

    Титулы, звания и награды …………………………………………………….

    22

    Заключение …………………………………………………………………….

    23

    Список использованной литературы …………………………………………

    25


    Введение

    Авторская песня – исполнение собственных стихов в музыкальном сопровожде­нии. Ее родило время и потребности общества. С легкой руки журналистов за их авто­рами за­крепилось определение «Бард» заимствовано у исконных бардов, народных кельтских пев­цов (13в).
         Авторская песня – это определенная форма устной поэзии, иногда говорят новое, потому что забытое. Гомер называл себя певцом. Берендже писал песни в самом со­временном смысле слова. Для Пушкина поет и певец понятия почти равнозначные. Жизнь попросилась в песню. В начале 50 годов произошло возрождение авторской песни. «Братство поющих поэтов» - так называет себя плеяда бардов.
          В авторской песне  особая роль принадлежит слову и исполнительской интонации. Во все времена главной задачей художника, чем бы он ни занимался, будь то компози­тор, поэт - всегда остается одна: «Средствами, имеющимися в его распоряжении рассказать о себе, о своем времени». 
         Девиз авторской песни: «Думай». Ее герой человек сильный духом, неравнодуш­ный че­ловек. И в подтверждение этому следующие высказывания. Дольский: «Нужно жить кило­метрами, а не квадратными метрами». Высоцкий. В.: «Авторская песня – песня собеседница с доверительной интонацией разговора по душам. С ярко выражен­ной личностной окра­ской».
          Под понятием «авторская песня» часто имеют в виду движение, объединяющее по­этов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. В узком смысле это по­нятие отно­сится к поэтам, поющим свои стихи, а в более широком оно означает худо­жественно-эсте­тическое мировоззрение, форму общественного сознания значительной части городской ин­теллигенции и служащих.
        Конец 1950-х годов выдвинул целую плеяду поэтов, сознательно ориентирующихся на культуру устного слова. Поэзия словно бы обратилась к своим истокам - к поэзии звучащей.
        Именно в конце 1950-х - начале 1960-х годов, в период знаменитой «оттепели шес­тидеся­тых», авторская песня получает в нашей стране свое новое рождение, пользуясь огромной популярностью. Один из выдающихся бардов - Булат Окуджава, писал об этом: «Поэты шестидесятых несли в своем творчестве и социальные вопросы, и поли­тические. А их слу­шатели хотели не просто получить удовольствие от поэтического слова - стремились разо­браться в процессах, происходящих тогда в обществе.
        Авторская песня родилась из серьезных раздумий о жизни человека, может быть, траги­ческих, из острых сюжетов, из клокотания души. Из этого родилась, этим стала известна. А все остальное - всякие сюжеты туристские, развлекательные и прочие - уже потом прило­жились...». Представители этого жанра, специально останавливались на отличии авторской песни от других музыкальных жанров: «Развлекательная песня - явление музыкальное, ав­торская песня - прежде всего - литературное. Она пишется думающими людьми для ду­мающих людей...»
        В своем большинстве создатели авторской песни не только не являются профессио­наль­ными музыкантами, но вообще не имеют никакого музыкального образования. Авторская песня, в основном, распространяется изустно, и нередко при исполнении в нее вносится элемент импровизации (бард изменяет музыкальный рисунок каждого следующего куплета, следуя размеру стиха), что, в свою очередь, приводит к извест­ной «неустойчивости» мело­дии. Часто барды пропевают согласные звуки, что роднит их с жанром народной песни. Ав­торская песня не рассчитана на профессиональный вокал, ее диапазон в рамках обычного голоса, подхватить и спеть такую песню может любой. Музыкальные решения многих авто­ров отличает мелодичность, напевность, простота (но не примитивизм!) мелодий, их запо­минаемость.

    1. Владимир Семенович Высоцкий




     Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье военнослужащего.

    В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эва­куировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

    1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно-строительный институт им. Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.

    Летом 1956 года поступил в Школу - студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б.И.Масальского и А.М. Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр.

    В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».

    Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абра­мовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л. Абрамовой ро­дился первый сын - Аркадий.

    По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Вы­соцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по на­стоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.

    С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого свя­зана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже напи­сано около сотни песен.

    В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.

    Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция». (Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).

    В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Поля­кофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.

    В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь при­нимают с множеством оговорок.

    Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».

    В июле 1969 года первая клиническая смерть.

    1 декабря 1969 года состоялась свадьба Высоцкого и М. Влади.

    29 ноября 1971 года премьера «Гамлета» в Театре на Таганке. В главной роли - Высоцкий.

    Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого

    Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квар­тиру на Малой Грузинской, 28.

    10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма “Место встречи изменить нельзя”. Съемки закончились в феврале 1979 года.

    25 июля 1979 года - вторая клиническая смерть - на гастролях в Бухаре.

    1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».

    17 июля 1980 года - последний концерт - в Болшево.

    18 июля 1980 года - последний выход на сцену театра - в спектакле «Гамлет».

    20 июля 1980 года - написано последнее стихотворение: «И снизу лед, и сверху - маюсь между...»

    25 июля 1980 года - Скончался в 4.10 утра в своей квартире на Малой Грузин­ской, 28. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

    Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио спектаклях, Высоц­кий - автор песен и текста песен ко многим кинокартинам. Снимался в фильмах:

    1959 - «Сверстницы» (Петя)

    1961 – «Карьера Димы Горина» (Софрон)

    1962 – «Грешница» (корреспондент)

    - «713 просит посадки» (американский моряк)

    - «Увольнение на берег» (Петр)

    1963 – «Живые и мертвые» (Веселый солдат)

    - «Штрафной удар» (Александр Никулин)

    1965 – «Наш дом» (механик)

    - «На завтрашней улице» (Петр Маркин)

    - «Стряпуха» (Андрей Пчелка)

    1966 – «Я родом из детства» (Володя)

    - «Вертикаль» (Володя)

    1967 – «Короткие встречи» (Максим)

    - «Служили два товарища» (Бруснецов)

    - «Хозяин тайги» («Рябой»)

    1969 – «Опасные гастроли» (Николай Коваленко)

    - «Белый взрыв» (политрук)

    - «Эхо далеких снегов» («Серый»)

    1972 – «Четвертый» (он)

    1973 - «Плохой хороший человек» (Фон Коррен)

    1974 – «Единственная дорога» (Солодов)

    1975 – «Бегство мистера Мак-Кинли» (Билл Сеггер)

    - «Единственная» (Борис Ильич)

    1976 – «Как царь Петр Арапа женил» (Ибрагим Ганнибал)

    1978 – «Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)

    1979 – «Маленькие трагедии»

    Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследо­вания начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных вер­сий.

    Одной из первых оценку его творчества как поэта дала критик Н. Крымова. В январе 1968 года в журнале «Советская эстрада и цирк» она писала:

    «...Высоцкий на эстраду выходит как автор песен - поэт и композитор. На­сколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоц­кий не похож на Юрского или Рецептора. Театр сформировал этого актера по своему образу и подобию, в таком виде он и вышел на эстраду - шансонье с Таганки. Особый тип нашего, отечественного шансонье. Можно гордиться, что он наконец появился. Появился - и сразу потеснил тех исполнителей эстрадных песен, которые покорно привязаны к своим аккомпаниаторам, чужому тексту и чужой музыке. Новый живой характер не вошел даже, а ворвался на эстраду, принеся песню, где все слито воедино: текст, музыка, трактовка; песню, которую слушаешь как драматический монолог. Песни Высоцкого в нем рождаются, в нем живут и во многом теряют свою жизнеспо­собность вне его манеры исполнения, вне его нервного напора, вне его дикции, а глав­ное - заражающей энергии мысли и чувства, вне его характера».
    Высоцкий о войне

    Огромное значение в творчестве Владимира Высоцкого занимают песни, написанные о войне, поэтому поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, все-таки пишет о ней, более того – не может не пи­сать? Поэт считал, что пусть война давно закончилась, но в памяти народа должна ос­таться вечная память о погибших в боях за Отечество:

    Здесь раньше вставала земля на дыбы,

    А нынче гранитные плиты.

    Здесь нет ни одной персональной судьбы

    Все судьбы в единую слиты.

    У братских могил нет заплаканных вдов,

    Сюда ходят люди покрепче.

    На братских могилах не ставят крестов,

    Но разве от этого легче?..»

    Песни Владимира Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей, людей из плоти и крови, сильных, усталых, мужественных, злых и добрых од­новременно. Такие люди не подведут. И опять таки это возможность для актера приме­рить и сыграть новые роли, побывать на месте того человека из тех времен и окунуться в события тех лет. Высоцкому это удалось.

    Сегодня не слышно биения сердец.

    Оно для аллей и беседок.

    Я падаю, грудью хватая свинец,

    Подумать успев напоследок:

    На этот раз мне не вернуться.

    Я ухожу - придет другой.

    Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,

    А сыновья, а сыновья уходят в бой”.

    или

    Почему все не так? Вроде все как всегда:

    То же небо опять голубое,

    Тот же лес, тот же воздух и та же вода,

    Только он не вернулся из боя.

    Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

    Он всегда говорил про другое,

    Он мне спать не давал, он с восходом вставал,

    А вчера не вернулся из боя.

    То, что пусто теперь, - не про то разговор,

    Вдруг заметил я: нас было двое...

    Для меня словно ветром задуло костер,

    Когда он не вернулся из боя.

    Нам и места в землянке хватало вполне,

    Нам и время текло для обоих...

    Все теперь одному, только кажется мне,

    Это я не вернулся из боя.

    На концертах ветераны войны плакали, дарили Высоцкому цветы и подарки. В своих письмах участники тех военных событий спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Они принимали молодого парня, не принимавшего участия в боях за своего, за однополчанина. Для поэта это была самая большая награда, Высоц­кого очень трогали эти письма, и он часто говорил: «Лучше получать письма, где тебя принимают за своего, однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по ка­мере». Гений Высоцкий сделал войну даже не понятной, а близкой миллионам людей, к счастью не знавших, что это такое. Ему, не воевавшему и не дожившему до сего­дняшних дней удалось стать мостом между поколениями, между прошлым и буду­щим, между страной, которой сейчас нет, и той Россией, в которой мы сейчас живем.

    Песни Высоцкого о войне в тоже время и непременно о Земле, Земля тогда была бескрайним полем боя. Земля теперь может стать жертвой последней войны.

    «Материнства не взять у Земли

    Не отнять, как не вычерпать моря.

    Кто поверит, что Землю сожгли,

    Нет, она почернела от горя».

    Убить неубиваемое, расстрелять вечное. У Высоцкого есть песня «Расстрел гор­ного эха». Зачем понадобилось расстреливать эхо? Фашисты для Высоцкого не люди в победном своем марше, а лишь номера: первый – второй. А эхо – живое. Оно и сейчас несет нам голос Высоцкого.

    «Должно быть, не люди, напившись дурмана и зелья, и зелья.

    Чтоб не был услышан никем громкий топот и храп, топот и храп,

    Пришли умертвить, обеззвучить живое, живое ущелье -

    И эхо связали, и в рот ему сунули кляп».
    Властелин души народной

    Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже, сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарас­хват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

    Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты - труднодос­тупные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои про­изведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, назва­ниях улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету «Влад Высоцкий».

    Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за воз­вращение абсолютного: чести, совести, достоинства. Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества.

    Талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обая­тельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать увиденное. Высоцкий мужественен не только по внешнему об­лику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его стихах нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит результат своих поисков, надеясь, что его поймут. Высоцкий вкладывает внутреннее напряжение, вы­сокую концентрацию эмоциональной энергии в своих героев.

    «Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой дар. Может быть, даже недо­оценивал. Однако призвание свое знал, относился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы его росли, на удивление». Это - слова Ю. Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого.

    Вместе с тем считать поэзию Высоцкого разновидностью самодеятельной песни - значит сознательно ограничивать себя. Поэзия Высоцкого одновременно и шире, и уже авторской песни.

    Что сделало поэзию Высоцкого столь популярной у разных людей, в разных со­циальных и возрастных группах? Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях. Та же узнаваемость обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. В отличие от большинства поэтов его лирика чужда автобиографичности переживаний, она в значи­тельной мере ориентирована на поэтическое представление ситуаций.

    Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Стихотворения поэта - художественное пророчество о мощных катаклизмах, участни­ками и свидетелями которых мы являемся ныне.

    В своих пророчествах В.С. Высоцкий опирался на исторический и поэтический опыт, неисчерпаемые запасы которого заложены в нашей культуре и словно бы ожи­дают новых Колумбов.

    Многочисленные его стихотворения обнажают жанровую природу лирики во всём её многообразии. Только с учётом подобного многообразия можно понять, как трансформируется жанр в отдельно взятом произведении.

    Сюжет «Диалога у телевизора» состоит из реплик двух противоположных полю­сов - циркового искусства и жизни. Так, на одном полюсе - клоуны, карлики, попу­гайчики, акробатики и гимнасточка, на другом - реальные признаки быта: алкаши, шу­рин, пьянь, магазин, швейная фабрика, скучные образины и т.д. Жизнь безобразна, ис­кусство прекрасно, вот почему телевизор - это окно в мир, созданный по иным зако­нам, мир придуманный, иллюзорный, цирковой. Он необходим не только, чтобы отте­нить безобразие мира реального, но и как утопия, знак веры в некое идеальное бытие. Разрыв между жизнью и искусством заполнен в сознании этих героев серией магиче­ских значений, позволяющих складывать оба мира в единую картинку. Собственно, Ваня с Зиной производят известную мифологическую процедуру, прибавляя к двум та­лерам в уме два талера в кармане и получая в итоге четыре. Отождествление двух ми­ров столь же необходимо мифологическому сознанию наших героев, как и их противо­поставление. По ходу сюжета оба мира взаимодействуют: воображение уносит героев на цирковую арену:

    - Ой, Вань, гляди, какие клоуны!

    Рот - хоть завязочки пришей...

    Ой, до чего, Вань, размалеваны,

    И голос - как у алкашей!
    А тот похож - нет, правда, Вань, -

    На шурина - такая ж пьянь.

    Ну нет, ты глянь, нет-нет, ты глянь, -

    Я - вправду, Вань!
    - Послушай, Зин, не трогай шурина:

    Какой ни есть, а он - родня, -

    Сама намазана, прокурена -

    Гляди, дождешься у меня!
    А чем болтать - взяла бы, Зин,

    В антракт сгоняла в магазин...

    Что, не пойдешь? Ну, я - один, -

    Подвинься, Зин!..
    - Ой, Вань, гляди, какие карлики!

    В джерси одеты, не в шевьет, -

    На нашей пятой швейной фабрике

    Такое вряд ли кто пошьет.

    А у тебя, ей-богу, Вань,

    Ну все друзья - такая рвань

    И пьют всегда в такую рань

    Такую дрянь!
    - Мои друзья - хоть не в болонии,

    Зато не тащат из семьи, -

    А гадость пьют - из экономии:

    Хоть поутру - да на свои!
    А у тебя самой-то, Зин,

    Приятель был с завода шин,

    Так тот - вообще хлебал бензин, -

    Ты вспомни, Зин!..
    - Ой, Вань, гляди-кось - попугайчики!

    Нет, я, ей-богу, закричу!..

    А это кто в короткой маечке?

    Я, Вань, такую же хочу.
    В конце квартала - правда, Вань, -

    Ты мне такую же сваргань...

    Ну что “отстань”, опять “отстань”,

    Обидно, Вань!
    - Уж ты б, Зин, лучше помолчала бы -

    Накрылась премия в квартал!

    Кто мне писал на службу жалобы?

    Не ты?! Да я же их читал!
    К тому же эту майку, Зин,

    Тебе напяль - позор один.

    Тебе шитья пойдет аршин -

    Где деньги, Зин?..
    - Ой, Вань, умру от акробатиков!

    Гляди, как вертится, нахал!

    Завцеха наш - товарищ Сатиков -

    Недавно в клубе так скакал.
    А ты придешь домой, Иван,

    Поешь и сразу - на диван,

    Иль, вон, кричишь, когда не пьян…

    Ты что, Иван?
    - Ты, Зин, на грубость нарываешься,

    Все, Зин, обидеть норовишь!

    Тут за день так накувыркаешься...

    Придешь домой - там ты сидишь!
    Ну, и меня, конечно, Зин,

    Все время тянет в магазин, -

    А там - друзья... Ведь я же, Зин,

    Не пью один!

    Всенародная любовь к Высоцкому не прошла. Она стала укрепляться, так как люди увидели своего кумира, стали узнавать подробности его биографии. Необыкно­венный талант этого человека сделал его “своим” для миллионов людей. Песни, бал­лады, стихи Высоцкого привлекают к себе не только оригинальностью, виртуозным владением лексикой, они понятны и близки людям теми переживаниями, проблемами, которые испытывают их лирические герои. А вот эти стихи стали хрестоматийными, их может продолжить любой... Так происходило только с Пушкиным.
         Если ж он не скулил, не ныл,
         Пусть он хмур был и зол, но шел,
         А когда ты упал со скал,
        Он стонал, но держал,-
        Если шел он с тобой как в бой,
        На вершине стоял хмельной,-
        Значит, как на себя самого,
        Положись на него!
        По свидетельству Булата Окуджавы, Высоцкий страдал от того, что не был признан официально. Не разрешали печатать сборники стихотворений, не принимали в Союз писателей... А страна смеялась его смехом и плакала вместе с его героями, пела «его голосом» и удивлялась - какой еще популярности нужно было?! Да, все это было, но как-то полуподпольно, на энтузиазме отдельных доброжелателей. Страшно признаться, но любимым властями Высоцкий стал только после смерти.
        Выходят диски и аудиокассеты - полное собрание сочинений, печатаются его стихи и «Роман о девочках». Признается, что Владимир Семенович был талантливейшим ар­тистом. Эльдар Рязанов к одной из годовщин снимает многосерийный документальный фильм о Высоцком. Но поздно! Ему бы при жизни хоть десятую долю этого признания, он не ушел бы так рано.
       Как все мы веселы бывали и угрюмы,
        Но если надо выбирать и выбор труден.
        Мы выбираем деревянные костюмы,
        Люди! Люди!
        Нам будут долго предлагать - не прогадать.
        Ах! - скажут,- что вы, вы еще не жили!
        Ну, а потом предложат: или - ши...
        И будут вежливы и ласковы настолько -
        Предложат жизнь счастливую на блюде.
        Но мы откажемся, и бьют они жестоко,
        Люди, люди!
        Высоцкий ушел в 1980 году. С тех пор успело вырасти новое поколение молодежи, но и для них Владимир Семенович остается кумиром, потому что говорит на их языке, об их проблемах, понятно и доходчиво, не “докучая моралью”...
        Сегодня не слышно биенья сердец -
        Оно для аллей и беседок.
        Я падаю, грудью хватая свинец.
        Подумать успев напоследок...
        Разрывы глушили биенье сердец,
        Мое же - мне громко стучало,
        Что все же конец мой - еще не конец:
        Конец - это чье-то начало.
        Идут годы, десятилетия, но поэзия Высоцкого не стареет. Она так же актуальна, как и в далекие теперь семидесятые, восьмидесятые. Таков удел талантливых творений, а талант Высоцкого общепризнан. Он стал нашей классикой.

    Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5 дней до смерти:

    И снизу лед, и сверху - маюсь между:

    Пробить ли верх иль пробуравить низ?

    Конечно, всплыть и не терять надежду!

    А там - за дело в ожиданьи виз.
    Лед надо мною - надломись и тресни!

    Я весь в поту, хоть я не от сохи.

    Вернусь к тебе, как корабли из песни,

    Все помня, даже старые стихи.

    Мне меньше полувека - сорок с лишним, -

    Я жив, тобой и Господом храним.

    Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

    Мне будет чем ответить перед Ним.

    Лучше всего, на мой взгляд, творчество В.С. Высоцкого охарактеризовал Евгений Евтушенко:

    Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,

    Теперь неважно, что порою несправедливою была.

    Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,

    Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.
    2. Александр Яковлевич Розенбаум

    А лександр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в се­мье сту­дентов-однокурсников 1-го Медицинского ин­ститута, Якова Розенбаума и Со­фьи Семенов­ны Миляевой. Год институтского выпуска ро­дите­лей Саши - 1952-ой, по­следний год прав­ления Сталина, оз­наменовался известным де­лом кремлевских врачей и вспле­ском антисемитизма в СССР.

    Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зы­ряновск - туда даже не были проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Саши занимались врачеванием жителей Зыря­новска - в основном, это были казахи и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей. В этот пе­риод в семье родился еще один сын - Владимир Розен­баум.

    В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в организованную ссыль­ными музыкальную школу, учился играть на скрипке. Он рано научился читать, но лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша - исключительный». С приходом к власти Хрущева и известной ли­берализации, Розенбаумы возвратились в Ленинград и снова поселились в доме № 102 на Невском проспекте.

    В школу братья Розенбаумы пошли на улицу Восстания – школа №209, бывший Павловский институт благородных девиц.

    Много времени мальчики проводили во дворе, в компаниях, скрепленных своим дворовым братством, где Саша был заводилой. Мама отдала его в секцию фигурного катания, но сказалось увлечение боксом: в двенадцать лет он был принят в секцию по боксу «Трудовые резервы».

    Музыкальное образование пришлось продолжать, обучаясь игре не на скрипке, а на фортепиано, сначала под руководством будущего педагога консерватории Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Обу­чался Саша нехотя, явно предпочитая упорным занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Однако в какой-то момент на Сашу произвело сильное впечатление выступление джазового ансамбля для обслуживания танцев, особенно пианиста. «Я решил стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся ме­лодии, аккомпанемент к ним». Диплом об окончании музыкальной школы Саша полу­чил только по настоянию матери, и он потом очень кстати пригодился в «Ленконцерте».

    Соседом бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Александрович Мини, у которого Саша научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре он обучался самостоятельно. Лет в пятнадцать-шестнадцать появились его пер­вые стихи: рифмы непроизвольно рождались в сознании на школьные и домашние темы.

    Начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуд­жавы. Этот период в жизни Александра Розенбаума направил его к авторской песне. Свою дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих родителей - медици­ной. Выдержав огромный конкурс, Саша, сразу после школы, в 1968 году, поступает в Первый медицинский институт в Ленинграде. Отзывчивый, компанейский, он охотно участвовал в студенческих сборищах, напевая свои стихи.

    Еще на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре в Доме культуры Ленсовета, попала в записи на Киевский фестиваль, где была отмечена призом «за зрительские симпатии».

    В институтской жизни Саши были и поездки в стройотряд в далекую Ухту, и за несданный «хвост», оставшийся на осень, и даже прогул традиционной студенческой поездки на уборку картофеля, за что его со всей строгостью отчисляют из института.

    Астигматизм и близорукость не дают Саше возможность отправиться на службу в армию, и он устраивается санитаром в послеоперационное отделение, к самым тяже­лым больным.

    Приобщение к практической медицине побуждает оценить возможность обучения и, когда спустя год, начальство разрешает ему возвратиться к учебе, он осваивает ме­дицинский курс упорно, с результатами отличными.

    Первый брак Александра Розенбаума длится всего 9 месяцев. Через год после раз­вода он женится во второй раз, на Елене Савшинской, студентке того же медицинского института, и через некоторое время в семье Розенбаумов рождается дочь, Аня.

    В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получает диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезия, реаниматоло­гия. Почти пять лет проработал Розенбаум врачом скорой помощи - на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. Впоследствии он скажет: «Врач для меня, если он не ремесленник, хотя и в ремесле нет ничего плохого, однако если он врач-доктор, то он прежде всего психолог, то есть, когда вы приходите к больному, вы должны быстро установить с ним психологический контакт и чувствовать его».

    В то же самое время, уже ощутив тягу к написанию и исполнению своих песен, Александр поступает в вечернее джазовое училище при Дворце культуры имени Киро­ва. Трижды в неделю, по вечерам, он старался постигнуть основы аранжировки, навыки джазовых композиций, и в результате получает диплом об окончании вечернего джазо­вого училища.

    Ему всегда, как он признавался, «хотелось быть лучшим в своем деле». У врача было «было все в порядке, пока песня являлась хобби». А когда она становилась по су­ществу второй профессией, нужно было выбирать. И неизбежно «почувствовал, что сижу на двух стульях, что это не только неудобно, но и нечестно. Надо быть либо вра­чом, либо артистом».

    Началом сольной деятельности можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как орга­низация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова.
    Благотворительная деятельность Александра Розенбаума

    По статистике, на один концерт Розенбаума за деньги приходится десять благо­творительных. Ведь, помимо выступлений в рамках гастрольных туров, Розенбаум дает огромное количество концертов в институтах, в милиции, в армии, на флоте, в местах лишения свободы. Все подобные концерты - благотворительные.

    В 1991 году Розенбаум провел в Москве серию из восьми благотворительных кон­цертов под общим названием «Они могли бы жить». Свою программу певец посвятил жертвам межнациональных конфликтов. Весь доход артист направил в Общества Крас­ного Креста и Красного Полумесяца Нагорно-Карабахской автономной области, Азер­байджана, Грузии, Армении, Литвы и пр., командованию внутренних войск СССР для семей военнослужащих, погибших в результате межнациональных столкновений.

    9 мая 1995 года на Дворцовой площади прошел ставший знаменитым концерт Ро­зенбаума в честь юбилея Дня победы. Знаменит концерт был тем, что собрал… 200 ты­сяч зрителей! Как и все предпраздничные концерты, этот был благотворительным. Концерт был организован при поддержке АО «Великий город», вице-президентом ко­торого является Розенбаум. «Великий город» в те майские дни всячески помогал вете­ранам и блокадникам: делал подарки, организовывал праздники и встречи ветеранов.
    Ленинград и Александр Розенбаум

    Мои руки - Балтийский завод,

    Мое сердце - Дворцовая площадь.

    В моих жилах струится Нева.

    Розенбаум по-прежнему называет свой родной город Ленинградом - говорит, так привычнее. Возможно, это связано и с тем, что Ленинград для Розенбаума, по его сло­вам, - это прежде всего старый город, старые дома, старые дворы. Свои питерские песни он называет «ностальгией по старым, хорошим, людским отношениям, комму­нальным, дворовым».

    На улице Марата я счастлив был когда-то,

    Прошло с тех пор ужасно много лет…

    Розенбаум часто повторяет, что Ленинград сыграл в его жизни одну из самых главных ролей. Здесь он родился, в дворах-колодцах прошло его детство, юность, сту­денческие годы…

    И кажется, что я на берегах Невы

    Уже почти вот скоро три столетья.

    Я помню всех - и мертвых, и живых,

    Тех, кто сейчас на том и этом свете.

    И сейчас, несмотря на постоянные гастроли, поездки и жизнь преимущественно вне дома, Розенбаум по-прежнему предан своему Ленинграду.

    Боже мой, как люблю, как люблю я домой возвращаться!

    Как молитву читать номера ленинградских машин…

    Розенбаум говорит, что именно город помогает ему сочинять песни: «Я благода­рен этому городу за то, что он меня воспитал, он меня выучил, он дал мне то, что в са­мом лучшем смысле этого слова называется «ремеслом». Я думаю, что если бы я ро­дился где-то в другом городе, то был бы абсолютно другой Розенбаум. Не знаю, хоро­ший, плохой, лучше или хуже он был бы, но абсолютно другой».

    Ленинградцы мои, вы не дети мне, нет,

    Дан отец нам один, и не надо другого.

    Пусть он вечно летит на горячем коне.

    До скончания века мы - дети Петровы.

    Песни о Ленинграде Розенбаум по праву называет своими визитными карточками. Ими сказано всё, они лучше всяких слов говорят об отношении Розенбаума к родному городу.

    Мне не нужна Москва,

    Мне не нужна Одесса,

    Видеть бы мне дома

    В белых ночей завесе.

    В песнях город предстает абсолютно живым, с «серыми руками» каналов, «винто­вой душой» Исаакиевского собора, с «гордо подставляющей грудь ветрам» Стрелкой Васильевского острова…

    Налетела грусть,

    Ну что ж, пойду пройдусь,

    Ведь мне ее делить не с кем.

    И зеленью аллей

    В пухе тополей

    Я иду землей Невской.

    Может, скажет кто:

    «Климат здесь не тот».

    А мне нужна твоя сырость.

    Здесь я стал мудрей,

    И с городом дождей

    Мы мазаны одним миром.

    Хочу я жить

    Среди каналов и мостов

    И выходить

    С тобой, Нева, из берегов.

    Хочу летать

    Я белой чайкой по утрам

    И не дышать

    Над Вашим чудом, Монферран…

    Друзья и помощники Александра Розенбаума

    Леонид Филатов: От него исходит ощущение надежности. Взглянешь на такого человека - и тебе сразу ясно: это прочный человек. (из вступления к виниловому диску «Нарисуйте мне дом»)

    Дружба между большими артистами?.. Возможна! Особенно между звездами раз­ных жанров. К тому же, мне кажется, дружить между собой могут только состоявшиеся артисты: им делить-то нечего! С моими товарищами по миру искусства мы можем, ко­нечно, и покритиковать друг друга. Но я знаю, что если позову - они приедут, а если они позовут меня - отменю все и прилечу.

    Лев Дуров: Мне казалось, что он наш, оттуда, из Лефортово или из Марьиной Рощи. Шпана есть шпана, она везде одинаковая. (из телепередачи «Субботний вечер с А. Розенбаумом» И. Верника).

    Хороших товарищей из мира искусства у меня много. Это и Иосиф Кобзон (мы дружим давно, семьями, я с глубоким уважением отношусь и к его супруге Нелле), и Володя Винокур, и Ира Понаровская, и Андрюша Макаревич, и Николай Расторгуев, и Лева Дуров. С Соней Ротару мы в прекрасных отношениях. С Аллой, Филиппом… Бо­юсь кого-то забыть: Ян Арлазоров, Лев Лещенко, Михаил Жванецкий, Сергей Шаку­ров, Николай Губенко, Виктория Токарева…

    Иосиф Кобзон: Сейчас в нашей компании, когда мы говорим о многолетних друзьях, особенно когда случаются какие-то личностные конфликты, бытует такая хор­ошая фраза: «Да ладно, давайте донашивать друг друга». Это хорошее выражение, ко­гда все, что накоплено, сберечь, пронести и донести до конца… (из к/ф «Вальс-бостон»)
    Флот и Александр Розенбаум

    На плечи литые бушлаты привычно ложатся,

    И ленты сжимались зубами во все времена.

    Братишки мы, это солдаты российские - братцы,

    Душа полосатая наша стихии верна.

    Александр Розенбаум - офицер Военно-морских сил, полковник запаса медицин­ской службы Военно-морских сил, почетный член питерского клуба моряков-подвод­ников ВМФ.

    Стажировался как корабельный врач на кораблях Краснознаменного Тихоокеан­ского Военно-Морского флота. После окончания в 1974 году Первого медицинского института в течение года служил на противолодочном корабле «Разящий» на Балтий­ском флоте, в городе Балтийске.

    Несмотря на то, что служить на море Розенбауму довелось недолго, флот остался в душе на всю жизнь. И День Военно-морского флота - редкий случай, когда Александр Розенбаум позволяет себе выпить.

    О любви Розенбаума к флоту убедительно говорят его произведения: «По первому сроку», «38 узлов», «Корабль конвоя»… Неудивительно, что матросы называют знаме­нитый «Флагманский марш» своей строевой песней.

    У нежной тонкой руки украл платок свежий ветер,

    И пеленою черный дым лег над высокою волной.

    Блистают тускло штыки в лучах зари на рассвете,

    Под звуки маршевой трубы идут матросы на бой…

    Мы в кильватерном гордом строю

    Сбережем честь и славу свою.

    Так веселей играй, труба!

    И пусть горчит поцелуй на губах.

    Титулы, звания и награды Александра Розенбаума

    Александр Яковлевич Розенбаум дал около 3500 концертов с момента начала своей творческой деятельности. В 1996 году ему было присвоено звание заслуженного артиста России, а в 2001 году указом президента России – звание народного артиста России.

    Розенбаум проявил себя и в кинематографе, снявшись в художественных фильмах «Начни сначала», «Побег на край света», «Чтобы выжить». Сделал он и военную карь­еру: знаменитый бард является подполковником запаса, во время войны в Афганистане он немало времени провел в этой стране и имеет несколько боевых наград. Стихи Александра Яковлевича вышли отдельной книгой «Затяжной прыжок», в 1996 году свет увидела еще одна его книга – сборник стихов «Белая птица». Неоднократно издавались нотные сборники песен Розенбаума, не говоря уже об официальных дисках. В частно­сти, была выпущена «Золотая коллекция», включающая в себя 22 диска. Концерты Александра Розенбаума, посвященные Дню Победы в Ленинграде, а потом уже и в Санкт-Петербурге, а также октябрьские концерты в Москве в ГЦКЗ «Россия» стали с 1988 года традиционными.

    Сейчас Александр Яковлевич Розенбаум входит в десятку наиболее уважаемых людей не только Санкт-Петербурга, но и России. Кроме творческого успеха и обожания поклонников, Розенбаум наслаждается тихим семейным счастьем. Его дочь Анна поя­вилась на свет в 1976 году, а в 1999 году родился внук Дэвид.
    Заключение

    И в заключение хотел бы написать, что же для меня значит авторская песня. А что для меня кино, театр, чтение стихов, создание стихов, музыка?.. Каждое из вышеперечисленных понятий заполняет меня и составляет меня. Конечно, я состою и из многого другого тоже. Мне сложно выразить в процентах, сколько во мне авторской песни, а сколько - поэзии и кино, а сколько - классической музыки, сколько рока, и сколько конкретно БИ-2, ДДТ или Макаревича... кого во мне больше - Розенбаума или Высоцкого... Это - невозможно делить... Оно живет во мне единым целым и делает меня таким, каков я есть... Но, я смело могу сказать, что многое во мне - от авторской песни.

    Как именно я полюбил авторскую песню и почему?

    Прежде, чем ответить на этот вопрос, я хочу спросить самого себя - А почему мы вообще любим? Любим друг друга. Любим актеров. Любим музыкантов. Любим книги. Любим еду. Любим определенные местечки и отдаленные уголки...

    Наверное, все это тесно связано со средой обитания, воспитанием, вкусами родителей, друзей и учителей. Наверное, что-то заложено и в генах. Конечно, там не прописаны имена Александра Розенбаума и Владимира Высоцкого, но что-то в наших характерах предопределено, и формирование наших вкусов только отчасти связано с перечисленным выше.

    Авторская песня научила меня Вере, Надежде и Любви. Александр Розенбаум - верить, Владимир Высоцкий - надеяться и все вместе они научили меня любить, замечать то ценное... Хотя в принципе, если бы я переставил местами слова и фамилии - суть бы не изменилась. Эти личности были и остаются для меня очень значимыми.

    Я не хочу называть их моими кумирами и не хочу сказать, что я фанат их творчества. Я вообще не люблю ни понятия кумира, ни даже просто этого слова... Я осмелюсь назвать их учителями. Не моими учителями. Просто - Учителями. Но я вдруг понял, что любить поэта, певца, музыканта и его песни – это не развлечение - это большая

    работа и от того, как мы сделаем эту работу, зависит, поймем ли мы что-то, прочувствуем, или просто проэксплуатируем наш магнитофон.

    Эти песни наполняли мою душу романтикой, рассказами о любви и чистых отношениях людей. Да и сами авторы оказались такими как их песни. Никто из них не подвел, не прислуживал властям, не писал по официальному заказу.

    Каждый бард необычен, неповторим. Каждому свойственно своё восприятие мира. Но все они, тем не менее, легко воспринимаются народным мнением, служат источником правды.


    Список использованной литературы
    1. Васильев Н. О поэзии Владимира Высоцкого. Н. Васильев. Совет. Мордовия. - Саранск, 1982.

    2. Канчуков Е. Приближение к Высоцкому. - М.: Культура, 1997.

    3. Ковтун В. Оригинальные особенности, или Особенности оригиналов. Высоцкий: время, наследие, судьба. - Киев, 1995.

    4. Андреев Ю.А.. Наша авторская…: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М., 1991.

    5. Бардовская песня: Комментированный сборник песен современных авторов. Авт. - сост. Н. Кутейникова. М.,1993.

    6. Некрасов Е. Шесть вечных струн. М., 1990.

    7. Материалы с официального сайта Александра Розенбаума: www.rozenbaum.ru

    8. Новиков В.И. Авторская песня: М., 1997.

    9. Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни. сост. Р.Шипов. М., 1989.










    написать администратору сайта