Главная страница
Навигация по странице:

  • 10 вопрос Складывание национальных государств в Европе и России: общее и особенное

  • 11 вопрос Иван Грозный; от политики реформ к опричнине.

  • Падение правительства Избранной рады

  • 12 вопрос «Смутное время» начала XVII в.

  • 13 вопрос Роль ополчения в освобождении Москвы. К. Минин и Д. М. Пожарский.

  • 14 вопрос Соборное уложение 1649г Становление крепостного права в России

  • 15 вопрос Церковь и государство в XVI-XVII вв.

  • 16 вопрос Мировая тенденция к территориальному расширению государств и ее проявление в России.

  • 18 вопрос Реформы Петра I Внешняя политика петровского времени

  • 19 вопрос "Просвещенный абсолютизм" Екатерины Великой.

  • К экзамену по истории. 1 вопрос Место истории в системе наук


    Скачать 207.54 Kb.
    Название1 вопрос Место истории в системе наук
    АнкорК экзамену по истории.docx
    Дата28.01.2017
    Размер207.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаК экзамену по истории.docx
    ТипДокументы
    #719
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Часть литовской знати была недовольна начавшимся проникновением в Литву польских порядков. При ее поддержке власть в Великом княжестве захватил двоюродный брат Ягайло Витовт. В конечном итоге, Литва осталась фактически самостоятельным государством, а положения унии остались на бумаге. Координировались лишь основные направления внешней политики двух государств. Подобная политика привела к решающей победе соединенных сил Польши и Литвы над войсками Тевтонского ордена в знаменитой Грюнвальдской битве (15 июля 1410 г.). Основную роль в разгроме немцев сыграли русские полки, находившиеся в составе литовской армии Витовта.

    В 1413 г. была заключена вторая Польско-Литовская уния (Городельская). По условиям соглашения литовские католики получали преимущества перед представителями православной знати при занятии некоторых государственных постов, литовские дворяне (шляхта), принявшие католичество, получали теперь права польской шляхты. Местное управление постепенно перестраивалось на польский манер: вводились местные сеймы и так далее. Ускорилось проникновение польского языка и культуры.

    Постепенное расширение привилегий католической шляхты привело к тому, что многие представители православной знати переходили в католицизм и ополячивались, перенимая польский язык и культуру. С течением времени, особенно после принятия церковной Флорентийской унии, давление на православное население Великого княжества Литовского усилилось, что вызывало недовольство многих православных магнатов и славянского населения. Ухудшение положения православных в Литве явственно обозначилось еще во время междоусобной войны, вспыхнувшей после смерти Витовта. Великое княжество Литовское фактически разделилось на две части: собственно в Литве великим князем был провозглашен Сигизмунд Кейстутьевич, а русские земли поддерживали Свидригайло Ольгердовича - он был объявлен великим князем Русским. Однако в результате кровопролитных столкновений победу одержал Сигизмунд, продолживший политику полонизации, все сильнее привязывавшую Литву к Польше. Эта политика продолжалась и при следующих великих князьях: Казимире, Александре и других.

    Окончательно же процесс слияния Польши и Литвы завершился при великом князе Сигизмунде-Августе (одновременно он являлся королем Польши). В 1569 г. была заключена Люблянская уния. В ее результате образовалось одно государство - Речь Посполитая. Великое княжество Литовское, правда, продолжало сохранять некоторую автономию, но было уменьшено в размерах.

    В XV в. начинают формироваться украинская и белорусская народности. Некоторые различия в языке, материальной культуре среди восточных славян наблюдались и ранее, но в это время на территории Великого княжества Литовского на основе древнерусского литературного языка формируется старобелорусский язык. Затем, на его основе, в результате проникновения в него оборотов живой разговорной речи и отдельных слов из польского языка образуется украинский и белорусский языки. Кроме языка складывается определенная общность экономической жизни, культуры и быта. Однако это заняло не одно столетие, а в XV в. этот процесс лишь начинался.

    Итак, на протяжении XIV в. литовские князья активно присоединяли к своим владениям русские земли. Способы присоединения были различны. Конечно, имел место и прямой захват, но нередко русские князья признавали власть литовского князя добровольно, а местное боярство заключало с ним «ряд» (договор). Причиной тому было неблагоприятное внешнеполитическое положение русских княжеств и в значительной степени татаро-монгольское иго. Литовские князья не были вассалами Орды, и следовательно, их власть несла освобождение от власти хана. Крепнущее Московское княжество пока еще не могло оказать землям Южной и Юго-Западной Руси достаточно эффективной поддержки. Включению русских земель в состав Великого княжества Литовского способствовали также давние и многосторонние связи литовских племен с Русью. Русские земли в составе Литовского государства, более многочисленные, чем собственно литовские, и стоявшие на более высокой стадии развития, оказали существенное влияние на социальные отношения и культуру Литвы. Доля русских среди феодальной знати была очень высока. Это объяснялось среди прочего и тем, что в самой Литве долго сохранялось свободное крестьянство, подчиненное непосредственно князю, а местные феодалы были малочисленны. Русские князья и бояре в Великом княжестве Литовском участвовали в решении всех важнейших вопросов внутренней политики и в дипломатических переговорах.

    В состав литовского законодательства вошло русское право. «Русская Правда» была действующим сводом законов на территории Великого княжества Литовского и позже послужила одним из источников для принятого в 1468 г. Судебника великого князя Казимира (сына Ягайло). Древнерусский язык в его западном варианте являлся государственным языком княжества. Впоследствии он послужил основой для формирования белорусского и украинского языков. По своим функциям этот язык сравним с латинским языком в Западной Европе. 

    10 вопрос Складывание национальных государств в Европе и России: общее и особенное

    Становление феодального общества и проблема формирования основ национальных государств в Западной Европе Периодизация истории Средних веков. Характеристика раннего средневековья в Западной Европе в VI-IX вв.: упадок земледелия, ремесел, торговли и обмена; преобладание натурального хозяйства. Становление феодальных отношений. Аллод. Бенефиций. Феод (лен). Классы феодального общества. Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Государство франков. Меровинги и Каролинги. Рождение германского мира и начало его самостоятельного исторического движения. Начало складывания основ национальных государств в Западной Европе. Проблема светской и церковной власти в европейской политической и духовной жизни. Образование и культура в жизни средневековой Европы. Раннефеодальные государства. Феодальная раздробленность. Сословная структура средневекового общества. Система вассалитета. Иммунитет. Королевская власть в эпоху феодальной раздробленности. Межфеодальные отношения. Средневековые города. Торговля. Цеховая организация ремесла. Развитие товарно-денежных отношений в Европе. Формирование буржуазии – основы централизации европейских государств. Борьба королевской власти с крупными феодалами. Социальная опора королевской власти. Сословно-представительная монархия. Образование и развитие русского централизованного государства в XIV — I половине XVII в. Восстановление и развитие русских земель после монголо-татарского нашествия. Социально-экономические предпосылки складывания централизованного государства. Развитие форм феодальной земельной собственности. Утверждение поместной системы землевладения и процесс закрепощения крестьян в конце XV — начале XVII в. Оформление крепостного права. Крестьянские и городские восстания XV — первой половины XVII в.Северо-Восточная Русь в XIV — первой половине XV в. Возникновение новых политических центров (Тверь, Нижний Новгород, Москва). Борьба московских князей за доминирование в Северо-восточной Руси. Выдвижение Москвы как центра борьбы за свержение монголо-татарского ига. Завершение объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.Европа в начале Нового времени. Формирование целостности европейской цивилизации. Особенности образования централизованного государства в России. Политический строй в России в конце XV — начале XVI в.Укрепление самодержавия в середине XVI в. Иван Грозный. Складывание сословно-представительной монархии и реформы 50-х гг. Опричнина, ее причины и последствия. Социально-экономический и политический кризис XVI — начала XVII в. Борис Годунов и попытка выхода из кризиса на путях крепостничества. “Смутное время”. Крестьянская война, гражданская война. Иностранная интервенция. Начало становления династии Романовых. Борьба с властью татаро-монголов. Куликовская битва. Свержение татаро-монгольского ига. Ликвидация остатков Золотой Орды в середине XVI в. Соперничество между Москвой и Литвой за влияние в Северо-восточной Руси. Русские земли в составе Речи Посполитой. Национально-освободительная война украинского народа. Вхождение Украины в состав Российского государства. Борьба России за выход на Балтику во II половине XVI в. Ливонская война и ее последствия. Вхождение Сибири в состав Российского государства. Русская колонизация, ее значение.

    11 вопрос Иван Грозный; от политики реформ к опричнине.

    Реформы избранной рады

    В начале правления вокруг Иоанна Грозного сложилась группа близких ему людей. Этот кружок один из активных его членов князь Андрей Курбский назвал Избранной радой, то есть избранным советом. Наиболее авторитетными его членами были митрополит Макарий, царский духовник поп Сильвестр, князь Андрей Курбский, Думный дворянин Алексей Федорович Адашев. Историки часто называют Избранную раду правительством компромисса, подчеркивая этим необходимость реформ, проводимых ею в интересах всех слоев селения.

    Собор примирения

    В 1549 г. Был созван первый известный в истории России Земский собор. Он получил название «Собора примирения». В соборе была представлена Боярская дума, высшие церковные чины Освященного собора, а также выборные люди от городов и уездов. Собор, вероятно, дал согласие на проведение реформ.

    Новый судебник

    В 1550 г. Был принят новый Царский Судебник. Основой его послужил Великокняжеский судебник 1497 г., от которого новый судебник отличался тем, что впервые вводилась ответственность за должностные преступления. Наказания за взятки предусматривались для всех: от подьячих до бояр. Несколько ограничивались права наместников, устанавливалась ответственность за оскорбление, наказания за бесчестие. Судебник подтвердил право крестьян на уход от владельца в Юрьев день, увеличилась плата за «пожилое».

    Стоглавый собор

    В 1551 г. В Москве собрался церковный собор с участием царя, бояр и дворян. Он рассмотрел вопросы нравственности и дисциплины церковных иерархов, управление церковными землями. Был утвержден единый пантеон православных святых, были запрещены новшества в иконописи. Собор вошел в историю под названием «Стоглавый, так как его решения составили сто глав.

    Приказы

    В середине XVI в. Окончательно оформилась система приказов. Помимо уже действующих приказов: Большой Казны, Дворцового, Посольского появился ряд других. Разрядный приказ ведал организацией войска, Разбойный занимался борьбой с уголовными преступлениями, Поместный – раздачей земель в поместье. Появился особый Челобитный приказ, ведавший жалобами, подаваемыми на имя царя. Во главе приказа обычно стоял боярин или окольничий, делопроизводством ведали дьяки и подьячие.

    Отмена кормлений

    При Иоанне грозном произошли значительные изменения в местном управлении. В 1555 – 1556 гг. были отменены кормления. Власть в уездах перешла от наместников-кормленщиков в руки выборных представителей местного дворянства – губных старост, а в тех уездах, где не было частных земель – к земским старостам, избираемым черносошными крестьянами и посадскими жителями. В руках губных и земских старост оказалось все местное управление, однако, их работа не оплачивалась.

    Реформы армии

    Ряд реформ был проведен для укрепления войска. Тысяча дворян получила поместья в ближайших к Москве волостях и составила избранный полк – «Тысячу». Специальное «Уложение о службе» определило обязанности дворян и размер земельных участков, которыми они наделялись. Средний надел служилого человека составлял 300 четвертей, с каждой четверти должен был выходить человек «конно, людно и оружно».

    Было создано стрелецкое войско из незнатных людей. Оно было вооружено огнестрельным оружием – пищалями. Стрельцы несли постоянную службу под началом своих «голов». В мирное время они жили со своими семьями в особых городских слободах, занимались огородничеством, торговлей, промыслами.

    Особое внимание проявил Иоанн Грозный к созданию артиллерии. В Москве был построен «Пушечный двор», который отливал пушки довольно хорошего качества. Каждая пушка имела свое имя. До наших дней дошла известная «Царь-пушка», которую отлил литейщик Андрей Чохов.

    Падение правительства Избранной рады

    В 1560 г. Правительство Избранной рады пало. Между царем и его советниками давно были серьезные политические разногласия. Укрепление государства и его централизация требовали глубоких реформ, рассчитанных на длительный период времени, но царю нужны были немедленные результаты.

    Существенные разногласия были во внешней политике: Избранная рада не поддерживала Ливонскую войну, считая более важным оборону южных границ и освоение земель, лежащих к югу от Тулы.

    В 1560 г. Сильвестр был отправлен в ссылку, в Соловецкий монастырь, Адашев стал воеводой в Ливонии, затем был арестован и умер в тюрьме, Князь Курбский, пониженный в должности на Ливонской войне, опасаясь за свою жизнь, бежал в Литву со своими единомышленниками. Избранная рада прекратила свое существование.

    Опричнина, ее цели

    Главной целью опричнины было установление абсолютно безграничной власти царя, близкой по характеру к восточной деспотии. Смысл этих исторических событий в том, что в середине - второй половине XVI в. Россия встала перед альтернативой дальнейшего развития. Начало царствования Иоанна Грозного, огромная роль, которую играла в то время Избранная рада, проводимые реформы, созывы первых Земских соборов могли привести к формированию более мягкого варианта развития, к ограниченной представительской монархии. Но, из-за политических представлений и характера Иоанна Грозного получил развитие другой вариант: неограниченная монархия, самодержавие, близкое к деспотизму. К этой цели Иоанн грозный стремился, не останавливаясь ни перед чем, не думая о последствиях.

    Опричнина и земщина

    В декабре 1564 г. Иоанн Грозный , взяв с собой семью, «ближних» бояр, часть приказных людей и дворян, а так же всю казну, выехал из Москвы на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, однако, побыв там неделю, отправился дальше и остановился в селе Александровская слобода. Оттуда в январе 1565 г. в Москву приехал гонец с двумя посланиями, которые были оглашены публично. В письме, адресованном боярам, духовенству, дворянам и детям боярским, говорилось, что царь на всех них накладывает «опалу» за их «измены», расхищение государевой казны и земель, за нежелание защищать его от внешних врагов. Поэтому он решил отказаться от престола и поселиться, «где его, государя, Бог наставит». Второе письмо было адресовано купцам и посадским людям, в нем говорилось, что он зла на них не держит.

    Царь, конечно не собирался отрекаться от престола. Он противопоставил феодалов простым людям, выставив себя защитником последних. Как и было рассчитано, посадские люди стали требовать от бояр уговорить царя не оставлять царство и обещали, что государевых врагов сами уничтожат. Прибывшей в Александрову слободу делегации царь дал согласие вернуться на престол с условием завести «опричнину» - предоставить ему право казнить «изменников» и кофисковывать их имущество по своему усмотрению.

    Термин «опричнина» был известен и раньше. Так называлась земля, которую князь завещал своей вдове кроме всей остальной территории. Теперь этому слову был придан новый смысл. Вся территория Русского государства делилась на две части. Первая – опричнина, своего рода удел, принадлежащий только государю всея Руси и взятый им под свое управление. Вторая часть- это вся остальная земля – земщина. Принятые в опричнину феодалы составляли особый «государев двор», становились личными слугами царя, находились под его особым покровительством. И в опричнине и в земщине имелись своя Боярская дума и приказы. Во главе земщины были поставлены князья И. Бельский и И. Мстиславский которые должны были докладывать царю о военных и гражданских делах.

    Кроме того, Иоанн Грозный создал особую личную гвардию «опричнину». Опричники одевались в черное, к седлу привязывали голову собаки и кисть в виде метлы в знак того, что будут, как преданные собаки, грызть измену и выметать ее из государства. Что бы ни делали опричники, люди из земщины никак не могли противодействовать.

    При разделе земли в опричнину были взяты волости и уезды с развитым феодальным землевладением: центральные, часть западных и северных. При этом царь предупреждал, что, если доходов с этих земель не хватит, в опричнину будут взяты и другие земли и города. В Москве тоже была выделена опричная часть, граница проходила по Большой Никитской улице. Феодалов, живших в опричных землях и не входивших в опричнину, должны были выселять, предоставляя им земли в другом месте в земщине, обычно выселенные вместо вотчин получали земли в поместье. Сплошного переселения из земщины в опричные земли не получилось, хотя оно и носило довольно массовый характер.

    Началась расправа царя с «врагами» его и государства. Частыми предлогами для этого были доносы, подписанные и анонимные, причем доносы не проверялись. По доносу опричное войско срочно отправлялось в имение того человека, на которого поступил донос. Подозреваемого в измене ожидало что угодно: от переселения на другую территорию до убийства. Имущество отдавалось опричникам, земля отходила в опричнину, доносчику, если он был известен, полагался определенный процент от имущества человека, подвергнутого казни.

    Казни

    Первые казни обрушились на знатные и богатые семьи, которые пользовались авторитетом и уважением. Были ли они замешаны в каком –то заговоре, неизвестно. Авторитет и уважение должны были принадлежать только царю. В те времена при дворе опасно было что- либо обсуждать или явно выражать свои эмоции, это вызывало подозрение в злом умысле против царя. Особенно царь не терпел людей умных, честных и независимых. В числе прочих был казнен боярин Иван Федоров, уничтожены последние представители рода князей Старицких, казнен был также митрополит Филипп, споривший с царем, заступавшийся за опальных, отказавшийся дать благословение на разгром Новгорода.

    Разгром Новгорода

    Очередной донос стал поводом для похода на Новгород в 1570г. Новгородцы встретили царя и его войско хлебом и солью при въезде в город. Царь преломил хлеб и согласился принять участие в торжественном обеде в его честь. Во время обеда по его знаку опричники начали убивать. Людей убивали только за то, что они новгородцы… Земли новгородских бояр были переданы опричникам, оставшихся в живых перевели на другие земли.

    После новгородского погрома царю начали поступать доносы на опричников. Теперь против них тоже шли репрессии. Погибли отец и сын Басмановы, князь Вяземский, князь Черкасский. Опричнину возглавили Малюта Скуратов и Василий Грязной.

    Отмена опричнины

    Разделение государства на опричнину и земщину, постоянные опалы и казни ослабили государство. Это было опасно, та как в это время шла тяжелейшая Ливонская война. В неудачах военных действий обвинялись «изменники». Ослаблением страны воспользовалась Турция. Турецкие и крымские войска в 1571 г. Осаждали Астрахань, а затем крымский хан Девлет-Гирей пошел на Москву. Опричники, которые должны были держать заслон на берегу Оки, в большинстве своем не вышли на службу. Девлет-Гирей поджог посады Москвы, начался пожар, город сгорел. Царь бежал из Москвы сначала в Александрову слободу, потом дальше, на Белоозеро. Наследующий год хан повторил набег, надеясь взять в плен самого царя. Но на этот раз Иоанн Грозный объединил опричное и земское войско, поставив во главе опального князя Воротынского. В июле 1572 г. в битве у села Молоди в 50 км. от Москвы войско Девлет-Гирея было разбито.

    В том же году царь отменил опричнину, некоторым пострадавшим вернули земли, слово «опричнина» оказалось под запретом, но террор не прекратился, все продолжалось по-прежнему.

    Результаты опричнины

    В результате Ливонской войны и опричнины земля была разорена. Крестьяне бежали на Дон и Волгу, многие бояре и дворяне стали нищими. Перепись земель, проводимая в конце века, показала, что примерно половина ранее обрабатываемых земель превратилась в пустоши. Это сыграло важную роль в следующем этапе закрепощения крестьян.

    12 вопрос «Смутное время» начала XVII в.

    В начале XVII века Русское государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Настало Смутное время, ввергшее народ в пучину бедствий. Государство пережило национальную катастрофу. Оно стояло на грани распада. Внутренний конфликт подорвал силы огромной державы. Враги захватили крупнейшие пограничные крепости страны - Смоленск и Новгород, а затем заняли Москву. Бедствия породили широкое народное движение. В лихую годину проявились лучшие черты русского народа - его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее жертвовать жизнью. В час смертельной опасности народные массы встали на защиту Родины и отстояли ее независимость. В событиях начала XVII в. Участвовали все сословия и каждое выдвинуло своих вождей. Из среды боярства вышли такие яркие фигуры, как Федор-Филарет Романов и Михаил Скопин-Шуйский. Дворянство дало стране Дмитрия Пожарского и Прокопия Ляпунова, вольные казаки - Ивана Болотникова и Ивана Заруцкого, посадские люди - Кузьму Минина, духовенство - патриарха Гермогена и целую плеяду самозванцев.

    Бедствия Смутного времени потрясли ум и душу русских людей. Современники винили во всем проклятых самозванцев, посыпавшихся на страну как из мешка. В самозванцах видели польских ставленников, орудие иноземного вмешательства. Но то была лишь полуправда. Почву для самозванства подготовили не соседи Россия, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество. По словам В.О.Ключевского, «Скрытые причины Смуты открываются при обзоре событий Смутного времени в их последовательном развитии и внутренней связи. Отличительной особенностью Смуты является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества, и выступают в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены по своему сравнительному значению в государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестницы стояло боярство; оно и начало Смуту».

    XVII век принес многочисленные испытания России и ее государственно-сти. После смерти в 1584 г. Ивана Грозного его наследником и царем стал слабый и болезненный Федор Иванович (1584-1598). Началась борьба за власть внутри страны. Такая ситуация вызывала не только внутренние противоречия, но и усиленные попытки внешних сил ликвидировать госу-дарственную самостоятельность России, На протяжении практически всего столетия ей приходи-лось отбиваться от Речи Посполитой, Швеции, набегов крымских татар – вассалов Османской им-перии, противостоять католической церкви, стремившейся отвратить Россию от православия.

    В начале XVII в. Россия пережила период, который называют Смутным временем. XVII в. положил начало крестьянским войнам; на этот век приходятся мятежи городов, знаменитое дело патриарха Никона и раскол православной церкви. Поэтому этот век В.О. Ключевский назвал бун-ташным.

    Смутным временем охватывает 1598-1613 гг. За эти годы на русском троне побывали цар-ский шурин Борис Годунов (1598-1605), Федор Годунов (с апреля по июнь 1605), Лжедмитрий I (июнь 1605 – май 1606 гг.), Василий Шуйский (1606-1610), Лжедмитрий II (1607-1610), Семибо-ярщина (1610-1613).

    Борис Годунов одержал победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати и был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Зем-ском соборе. За свое недолгое правление он проводил миролюбивую внешнюю политику, решив на 20 лет спорные вопросы с Польшей и Швецией; поощрял экономические и культурные связи с Западной Европой. При нем Россия продвинулась в Сибирь, окончательно разгромив Кучума. В 1601-1603 гг. на Россию обрушился «глад великий», вызванный неурожаями. Годунов принимал определенные меры по организации общественных работ, разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ. Однако улучшить положение не удавалось. Усугубляло взаимоотношения власти и крестьян аннулирование в 1603 г. закона о временном восстановлении Юрьева дня, что означало усиление крепостничества. Недовольство масс вылилось в восстание холопов, которое возглавил Хлопок Косолап. Это восстание многие историки считают началом Крестьянской войны.

    Высшим этапом Крестьянской войны начала XVII в. (1606-1607) было восстание Ивана Бо-лотникова, в котором участвовали холопы, крестьяне, посадские люди, стрельцы, казаки, а также присоединившиеся к ним дворяне. Война охватила Юго-Запад и Юг России (около 70 городов), Нижнее и Среднее Поволжье. Восставшие разгромили войска Василия Шуйского (нового русского царя) под Кромами, Ельцом, на реках Угра и Лопасня и др. В октябре-декабре 1606 г. восставшие осадили Москву, однако из-за начавшихся разногласий – предательства дворян потерпели пора-жение и отступили к Калуге, а затем в Тулу. Летом-осенью 1607 г. вместе с отрядами холопа Ильи Горчакова (Илейки Муромца, ?–ок. 1608) восставшие сражались под Тулой. Осада Тулы продол-жалась четыре месяца, после чего город был сдан, восстание подавлено. Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.

    В такой острый момент была предпринята попытка польской интервенции. Правящие круги Речи Посполитой и католической церкви намеревались расчленить Россию и ликвидировать ее го-сударственную самостоятельность. В скрытой форме интервенция выразилась в поддержке Лже-дмитрия I и Лжедмитрия II. Открытая интервенция под руководством Сигизмунда III началась при Василии Шуйском, когда в сентябре 1609 г. был осажден Смоленск и в 1610 г. состоялся поход на Москву и ее захват. К этому времени Василий Шуйский был свергнут дворянами с престола, и в России наступило междуцарствие – Семибоярщина. Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и склонилась призвать на русский престол польского короля малолетнего Влади-слава, католика, что было прямым предательством национальных интересов России. Кроме того, летом 1610 г. началась шведская интервенция с целью отторгнуть от России Псков, Новгород, се-веро-западные и северо-русские области.

    13 вопрос Роль ополчения в освобождении Москвы. К. Минин и Д. М. Пожарский.

    Объединение патриотических сил России на завершающем этапе борьбы с польско-литовской и шведской интервенцией в начале 17 в. Возникло после захвата интервентами значительной части страны, в том числе Москвы и Смоленска, и распада Первого ополчения 1611 (См. Первое ополчение 1611). В сентябре 1611 в Н. Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения Родины; грамоты с призывом к сбору народа были разосланы в др. города; в ополчении, кроме посадских людей и крестьян, участвовали также мелкие и средние дворяне. Военным руководителем был приглашен князь Д. М. Пожарский. Основные силы были сформированы в городах и уездах Поволжья; вместе с русским народом в нём участвовали марийцы, чуваши, коми и др. народности Поволжья и Севера. Цель ополчения состояла в освобождении Москвы от интервентов и создании нового правительства. Патриарх Гермоген отказался выполнить требования московских бояр-изменников об осуждении патриотического движения за освобождение страны. В марте 1612 ополчение выступило из Нижнего Новгорода и в начале апреля прибыло в Ярославль, куда подошли отряды из др. городов и уездов. Здесь был создан временный «Совет всей Земли» — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. Одновременно происходило изгнание отрядов польско-литовских интервентов из районов Поволжья. Руководители казачества и южнорусского дворянства И. М. Заруцкий и Д. Т. Трубецкой, поддерживая тайные связи с интервентами, вступили с Мининым и Пожарским в переговоры о совместном участии в действиях. В связи с приближением к Москве крупного отряда польско-литовских войск под предводительством гетмана К. Ходкевича ополчение выступило из Ярославля и в конце июля — начале августа 1612 подошло к Москве, заняв позицию вдоль западных стен Белого города. В сражении 22—24 августа при поддержке казаков Трубецкого был разгромлен отряд Ходкевича, которому не удалось прорваться в Москву. Эта победа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремле и Китай-городе, которые капитулировали 22—26 октября 1612. Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для восстановления государственной власти и послужило мощным толчком к развёртыванию массового освободительного движения против интервентов по всей стране. В ноябре 1612 руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Состав Земского собора 1613 (см. Земские соборы) отразил возросшую роль посадского населения и мелкого служилого дворянства, а также казачества в освободительной войне против интервентов

    14 вопрос Соборное уложение 1649г Становление крепостного права в России

    В 1497 г. в первом общемосковском великокняжеском Судебнике Ивана III был установлен единый срок перехода крестьян от владельца к владельцу — одна неделя до и одна неделя после 26 ноября, осеннего Юрьева дня (Дня Георгия Победоносца). За использование земли феодала, вотчинника или помещика крестьянин должен был при уходе заплатить пожилое, то есть фактически арендную плату. В 1550 г. первым царским Судебником Ивана IV право перехода было сохранено, но размер пожилого был значительно увеличен.
    Во второй половине XVI в. в результате массовых конфискаций родовых боярских вотчин во время опричнины поместье стало преобладать в составе дворянского землевладения. Северо-Запад и Центр стали регионами исключительно поместного землевладения, а на Северо-Востоке сохранялось смешанное вотчинно-поместное землевладение. В условиях резкого ухудшения экономического положения страны в 60-70-х гг. (опричнина и война) начался массовый уход крестьян от своих владельцев, бегство на окраины страны, что привело к разорению служилого дворянского люда. Поэтому в 1581 г. впервые был запрещен переход крестьян от владельца к владельцу («Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»). В 1597 г. был установлен пятилетний срок сыска беглых крестьян. За укрывательство и переманивание крестьян предусматривалось наказание, а сами крестьяне возвращались во владения, из которых они подались в бега. Жестокий неурожай, голод 1600-1603 гг. и Смута обострили ситуацию. В первой четверти XVII в. срок поиска беглых увеличивался до 10 и даже 15 лет.
    В 1649 г. с принятием Соборного уложения, свода законодательства Московского государства, процесс закрепощения крестьян завершился. Они были навечно с семьями, всеми родственниками прикреплены к той земле, на которой их застала перепись начала 1640-х гг. Крестьяне помещиков и вотчинников были прикреплены не только к земле, но и к личности своего владельца. Так появились крепостные крестьяне — основное население Русского государства, России на протяжении последующих двух с лишним столетий. Крепостные были владельческими (помещичьими и вотчинными), черносошными (государственными), дворцовыми, монастырскими. Крепостные владельческие крестьяне платили государственные налоги, несли другие повинности, а также выполняли работу на своего хозяина — барщину и оброк. К своим местам жительства и повинностям были прикреплены и посадские люди — рядовые жители городов. На западе крепостные бежали в города, чтобы стать свободными. В России можно было укрыться лишь на окраинах страны.

    Крупнейшим событием общественно-политической жизни России стало составление и при-нятие в 1649 г. Соборного Уложения – первого русского законодательного памятника, изданного типографским способом в количестве 2 тыс. экземпляров. Оно было разослано для руководства всем воеводам по городам и во все московские приказы и переведено почти на все европейские языки. Соборное Уложение содержит около тысячи статей, сгруппированных в 25 глав. В первых девяти главах зафиксированы меры наказания за преступления против церкви и царской власти. Предусматривалось сожжение на костре, если критиковались бог и церковь. Подвергался казни человек, обвиняемый в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод. Обнаживший в присутствии царя оружие наказывался отсечением руки. Таким образом, в Соборном Уложении ограждалась личность государя, честь государева двора, защищались православие, феодальный строй. Землевладение закреплялось как привилегия господствующего феодального класса, огра-ничивалось церковное землевладение. Крепостное право получило законодательное оформление: Юрьев день отменялся совсем, феодалы полностью могли распоряжаться собственностью, трудом и личностью крестьянина. В целом Соборное Уложение свидетельствовало о централизации госу-дарственной власти, повышении роли дворянства в укреплении государством и движении России к абсолютной монархии. В скором времени земские соборы утратили свою роль.

    15 вопрос Церковь и государство в XVI-XVII вв.

    В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. Первый может быть назван династическим, второй – социальным и третий – национальным. Первый охватывает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф. Романовым во главе.

    Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны, в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне «сбежали» или «сошли безвестно куда», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». Россия потеряла немало своих сыновей и дочерей.

    Многие города и селения лежали в развалинах. Разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь. Русские люди возвращались на пепелища, приступали, как исстари повелось, к святому делу – возрождали свои жилища и пашни, мастерские и торговые караваны.

    В социальном составе общества «Смута» произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях «Смутного времени» частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства.

    Территориальное единство России, в основном, было восстановлено, хотя часть русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией.

    Таким образом, в начале XVII века происходил распад Русского государства. В это время Москва утратила свое значение политического центра. Кроме старой столицы появились новые — «воровские»: Путивль, Стародуб, Тушино. Государственная власть оказалась в состоянии паралича. В Москве, как в калейдоскопе, сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, «Семибоярщина». Авторитет царей рушился. Вчерашних коронованных монархов, которым присягали на верность, убивал восставший народ. Причинами Смуты являлись как социально-экономические, так и политические причины. Главное же содержание «Смутного времени» — нарушение внутреннего равновесия русского общества из-за утраты одной из важнейших его частей — самодержавной монархии. Попытки различных лиц и поддерживавших их социальных групп восстановить утраченную стабильность были долгое время неудачными, так как возникавшие сочетания общественных сил не приносили искомого результата. Ситуация усугублялась дестабилизирующим воздействием интервенции, выступлений казаков, самозванцев.

    Политика «жестокого» Грозного и «трагически неудачливого» Бориса, своекорыстных боярских партий стали виновниками сползания страны в эпоху безвластия.

    Борьба с иностранными захватчиками, католиками и протестантами, лишила на время Россию возможности встать на путь реформ, усвоения достижений европейской культуры. Последствия Смуты надолго определили основное направление внешней политики России: возвращение утраченных земель, восстановление своих позиций в Восточной Европе.

    Смута упрочила идею самодержавия. Образно ее итоги заключены в следующем тезисе В.О. Ключевского: «Смута, питавшаяся рознью классов земского общества, прекратилась борьбой всего земского общества со сторонними силами», т.е. примиренным общенародным выступлением против иностранных интервентов, которое и спасло Россию от развала. Но «Смута» назвала и цену этого единения: укрепление государства за счет несвободы подданных. Именно это время можно назвать началом закрепощения народа России.

    Подводя итог, следует еще раз отметить, что церковь в XVI веке была одним из наиболее крупных землевладельцев, из чего вытекают причины всех взаимоотношений между светской властью и духовной. Церковь настойчиво добивалась руководящего влияния на государственные дела. Но великие князья преследовали свои собственные интересы, которые далеко не всегда совпадали с интересами церкви. В условиях, когда последняя владела колоссальными земельными богатствами, вполне естественно стремление

    князей разрешать земельные трудности за ее счет и тем самым подрывать основу ее притязаний на самостоятельное положение в государстве. Противоречия между светской и духовной властью отчетливо проявились во время княжения Ивана III. Он хотел иметь в лице церкви послушное орудие своей политики, чего в принципе добивались все великие князья, именно

    поэтому им нужна была церковь как союзник - сильная, но покорная. Сложности внутриполитической обстановки вынудили великокняжескую власть пойти на уступки церкви, однако при сохранении своего главенствующего положения. В свою очередь, церковь нуждалась в поддержке со стороны государственной власти в борьбе с еретиками, что обусловило союз между

    ними. Одна из попыток урегулировать взаимоотношения между церковью и государством была сделана на Стоглавом соборе 1551 г., на котором иосифлянам удалось отстоять огромные земельные богатства от секуляризационных устремлений Ивана Грозного, однако по приговору царя церковь некоторых земель лишилась. В русском православном государстве, где церковные каноны пронизывали всю жизнь общества, церковь могла быть единственным (и она была им) идеологом нового централизованного государства. XVI век – время поиска новых концепций: создается «Сказание о князьях Владимирских», разрабатывается

    идея «Москва – третий Рим», появляется новый титул «царь». Молодое государство стремится заявить о себе на международной политической арене. Однако не стоит заблуждаться, что при разработке новой идеологии церковные иерархи исходили из желания возвышения великокняжеской власти, впоследствии и царской. Логично, что властью государь наделялся от Бога и был словно его

    помазанником. Но это также означает ответственность перед Богом за свои действия - политические и в отношении церкви, в результате чего становится ясно, что при разработке новых концепций церковнослужители исходили из повышения статуса церкви и ее влияния.

    Политическая борьба боярских группировок показала необычайно ничтожную роль церкви при решении политических вопросов, она стала лишь орудием борьбы бояр друг с другом. Выходом из такой ситуации стала политика невмешательства, проводимая митрополитом Макарием, в межбоярские разборки. Повышение роли церкви на данный период очевиден. Это видно из расположения

    великого князя Ивана Васильевича к Макарию и принятие первым царского титула.

    16 вопрос Мировая тенденция к территориальному расширению государств и ее проявление в России.

    17 вопрос Становление индустриального общества в России: общее и особенное

    В 19 в. Россия вступила на путь индустр. цивилизации. Но страна находилась на более раннем этапе. Мешали феод. устои: самодержавие, сословность, креп. право. Важным было и другое: отношения различных общ-ных сил и центр. власти к модернизации, степень их активности. Победив в войне 1812г. Россия избежала унизительной участи не оказалась под властью иноземных захватчиков, но и не испытала воздействия либер.-бурж. реформ Наполеона. Буржуазия в России была немногочисленна, слишком зависела от гос. власти, чтобы претендовать на полит. лидерство и добиваться уничтожения феод. устоев. Кр-во хоть и имело своих предпринимателей, но было патриархальным и противником модернизации. Невежество народов, убогость, нищета не позволяли развиваться кап-ким отношениям. В 1 половине 19 в. когда вся Европа бурлила революциями в России произошел только один всплеск осознанной борьбы за модернизацию – восстание декабристов, да и то потерпело поражение. Цель ликвидировать креп. право поставила не буржуазия, а двор. интеллигенция. Верховная власть так и не решилась на координальные изменения в обл. гос-го устройства, соц. сфере. Либеральный царь Александр 1 ограничился небольшими либеральными преобразованиями. Политика Николая 1 была далека от либерально-умеренного курса. Технико-эк. отставание от Европы проявилось в Крымской войне, поражение в которой толкнуло власти к провидению либер. реформ. Реформы Ал.1 начались с отмены креп. права и продолжились другими реформами, которые углубили развертывание процесса инд-ции. Россия превращалась в инд-ную державу. Построены банки, ж\д, АО, города. По темпам роста Россия вышла на 1 место в мире. Развивались 2 класса – рабочие и буржуазия. Но в пром-ти сущ. жестокая эксплуатация детей и женщин, система штрафов, отсутствие гарантий. Все это делало жизнь рабочих невыносимой. В развитии с/х наблюдались 2 тенденции: 1) прогресс с/х, рост произ-ти; 2) отсталость, запущенность деревни. Более 1 /4 кр-н не могли себя прокормить, причины – феод. пережитки и сохр. общины. Т.о. к концу 19 в. Россия подошла к стадии инд-ции общ-ва, но реформы породили противоречия и Россия осталась страной догоняющего типа развития.

    18 вопрос Реформы Петра I Внешняя политика петровского времени

    В 1721г. Петр 1 объявил себя императором и Россия стала империей. В 1711 г. вместо боярской думы был учрежден сенат – высший распорядительный исполнительный и судебный орган. В 1721г. после смерти Адриана, патриаршество было упразднено. Вводился синод – коллегия по делам религии. 1717-1718гг вместо «приказов» создавались коллегии (12). Это юстиц-коллегия, военная, адмиралтейская и морских дел, иностранных дел, 3 финансовые коллегии, камер-доходов, штат-расходов, ревизионная, 3 пром-ных. С 1721г. действовала вотчинная коллегия, занимавшаяся дворянскими делами. Россия была разделена на 8 губерний, во главе которых стоял губернатор, пользовавшийся всей полнотой испол-ной и судебной власти. Губернии делились на 50 провинций, которые в свою очередь на уезды. В 1714г был принят «указ о единонаследии», по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ знаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. В 1722г. был принят табель о рангах. В соотв. с которым каждый чиновник мог пройти службу снизу вверх – с 14 разряда до 1-го. Табель вытесняла обычай распределения должностей « по породе», давала возможность по достижению 8 ранга недворянам получить дворянство. Появились фискалы, которые доносили о злоупотреблении учреждений и должностных лиц, нарушавших казенный интерес. В 1722г был издан «указ о престолонаследии», по которому император сам мог назначать себе наследника, император мог отменить свое решение, если наследник не оправдает надежд. Петр 1 издал в 1724г  указ, запрещавший кр-нам уходить от помещиков без их письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России.  Реформы в управлении гос-вом четко выразили стремление Петра 1 к централизации и абсолютизму.

    Внешняя политика

    К началу правления Петра Россию считали отнюдь не передовой страной, о ней вспоминали от случая к случаю. О России тогда судили как о стране наиболее отсталой в Европе. Об успехах русских в области военной, административной и даже в общей культуре не знал никто. Полагали, что Россия полностью находится под влиянием фанатичного, нетерпимого духовенства и невежественного, жадного дворянства. А что самое главное, так это то, что слишком мало делалось для преодоления слабости страны. Нетрудно представить, чем же была внешняя политика Москвы, насколько робко, неэффективно она действовала и каким неустойчивым было международное положение России. И если на Западе плохо знали Россию, то еще хуже в России знали состояние международных отношений в Европе, что приводило к досадным дипломатическим ошибкам.

    Молодой Петр видел отсталость страны, видел отсутствие армии, флота. Поэтому главное, что побуждало его к воинским делам, было рано проснувшееся осознание факта международной беззащитности, слабости России. Он видел, каково московское войско: стрельцы, на которых нельзя положиться, дворянское ополчение – порой беспорядочная толпа. Армия, флот и море – вот что нужно было России не только для укрепления международного положения, но и для упрочения ее как независимой державы. И что являлось одним из важнейших аспектов, так это выход к черному морю, к Балтике. А прежние неудачные попытки пробиться к Балтике осуществлялись без должной серьезной подготовки, и их провал мог только обескуражить русских людей, внушить неверие в свои силы.

    Очень рано Петр понял, что дела России идут из рук вон плохо. Но тут возникал вопрос: как же их исправить, как изменить сложившиеся веками традиции, методы управления? Именно тогда Петром овладевает мысль о том, чтобы учиться у европейцев, чтобы догнать их и обрести независимость.

    Началом воплощением его мыслей в действительность явилась Немецкая слобода. Здесь он стремился узнать как можно больше о странах Западной Европы. Встречи молодого царя с иностранцами служили дипломатической школой, где Петр познавал суть европейской международной жизни. Но нелепо было думать о преобразовании России с помощью одних только иностранцев. Ведь речь шла не о колонизации, а о возрождении величия России. Соратников нужно было найти и воспитать, и они должны были быть русскими.

    Именно претворение идей Петра стало целью Великого посольства. Он поехал в Европу с решимостью направить страну по западному пути. Эффект от поездки оказался взаимным: Запад влиял на Петра, царь оказал огромное влияние на Россию, а модернизированная и возрожденная Россия оказала в свою очередь огромное влияние на Европу.

    В ходе Великого посольства Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику. Петр хорошо понимал, что именно через Балтийское море возможно установление прочных связей с развитыми странами Европы.

    И вот наконец была объявлена война Швеции. Исход войны имел решающее значение для России. Взятие города Шлиссельбурга, который впоследствии стал великим Санкт-Петербургом, означало то, что «окно в Европу» было прорублено.

    Победа в Полтавской битве в 1709 году, в результате которой была уничтожена сухопутная армия шведов, определила исход Северной войны. Она продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет России. Вот что писалось о полтавской победе: «И тако, милостию всевышнего, совершенная виктория, которой подобной мало слыхано и видано, с легким трудом против гордого неприятеля…».

    В 1714 году произошла знаменитая битва при Гангуте, победа в которой дала толчок к дальнейшему развитию русского флота, который вскоре превзошел шведский по количеству боевых кораблей. В ведомостях времен Петра о победе в Гангутском сражении: «Шаудбейнахт, опустя флаг, скочил в шлюпку с своими гранодеры, и хотел уйти, но от наших пойман…Воистину нельзя описать мужество наших, как начальных, так и рядовых, а что взято от неприятеля людей, судов и артиллерии, також столько побито и ранено…»

    И в 1721 году был заключен Ништадский мирный договор. За Россией закрепилось побережье Балтийского моря. Сенат удостоил Петра чином адмирала, титулом «отца Отечества», «Великого».

    Не к завоеванию Европы стремился Петр. Получив лишь самое необходимое для своего естественного развития, Россия стала органической составной частью европейской системы международных отношений.

    Таким образом Петр I добился осуществления своей великой цели: Россия вошла в число мировых держав.

    Но все было не так то просто, Россия должна была обрести свое право на место под солнцем в общеевропейской жизни ценой тяжелой борьбы, военной и дипломатической. Сближение России с Европой происходило в условиях острой борьбы, так как возвышение новой страны натолкнулась на боязнь конкуренции, на страх перед опасностью утраты привилегированного положения.

    Тем не менее с помощью петровской дипломатии Россия смогла установить более тесные, близкие отношения со странами, обогнавшими Россию на пути промышленного, торгового, культурного развития. Дипломатия помогла получить от них новейшую для того времени технологию, более современное оружие, а также станки, оборудование, материалы.

    Россия получила сильный импульс к независимому развитию во всех областях жизни: от производства материальных продуктов и предметов жизненной необходимости до создания духовных ценностей - науки, литературы, искусства.

    19 вопрос "Просвещенный абсолютизм" Екатерины Великой.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта