Главная страница

1. Восточные славяне в древности происхождение, быт, занятия, общественный строй, верования, влияние природы и климата на формирование характера и образа жизни


Скачать 1.01 Mb.
Название1. Восточные славяне в древности происхождение, быт, занятия, общественный строй, верования, влияние природы и климата на формирование характера и образа жизни
АнкорIstoria.doc
Дата15.09.2018
Размер1.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаIstoria.doc
ТипДокументы
#24635
страница11 из 21
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21

Л.Н. Толстой (1828-1910), писатель, крупнейший мыслитель, гуманист стал создателем религиозно-философского учения, в центре которого находилась «истинная религия» всеобщей любви, добра, ненасильственного сопротивления злу. В творчестве Толстого поднимались и рассматривались проблемы смысла жизни, единства божественного и человеческого, роли религии в жизни человека, сути искусства и т.д.

Проблемы нравственного развития личности, общественные катаклизмы эпохи, создание образов новых людей - характерные черты творчества И.С. Тургенева (1818-1883). В 1862 г. был опубликован его роман «Отцы и дети», в котором нашли отражение основные общественно-политические конфликты 60-х годов XIX в.

М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) силой сатиры обличал в своих произведениях нравственные и социальные пороки общества. Аллегорические образы сказок Салтыкова-Щедрина обладают высоким художественных достоинством.

Особое место в мировой литературе и драматургии занял А.П. Чехов (1860-1904). В его произведениях нашли отражение нравственные искания русской интеллигенции, большое внимание писатель уделял внутреннему миру человека. Драматургия Чехова самым тесным образом связана с историей создания и становления первого в Москве художественного общедоступного театра (МХАТ).

ЖИВОПИСЬ

Во второй половине XIX в. в русском изобразительном искусстве как и в литературе возобладали социально - реалистические тенденции, характерные для настроений интеллигенции того времени: отражение тяжелой жизни простого народа, его проблем, кризисных явлений в отечественной истории, общественных катаклизмов и т.д.

Академизм, сохранявший свои позиции, продолжал развиваться в стенах Академии художеств и базировался на консервативных началах.

Но в середине столетия в творчестве демократически настроенных художников утвердился метод критического реализма. Столкновение с академизмом привело к созданию в 1870 г. «Товарищества передвижных художественных выставок». Его участниками стали И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов., Маковский, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, Н.Н. Ге и др.

Характерными темами творчества передвижников были: тяжелая жизнь простого народа, история России в переломные моменты и т.д. Соответственно они работали в социально-бытовом, портретном, историческом, батальном, пейзажном жанрах.

Но далеко не всегда речь шла о публицистической направленности живописи передвижников. Раскрывая в своих полотнах социальные проблемы, обличая несправедливость окружающего мира, они, в то же время, много внимания (особенно И.Н. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге) уделяли в своих работах, лирическим темам, рассмотрению духовного мира своих героев, религиозной тематике.

Большая смысловая нагрузка произведений, высокий технический уровень И.Е. Репина, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, А.И. Куинджи и других выдающихся художников-реалистов того времени поставили их искусство в один ряд с мировыми шедеврами.

Новые направления. К концу столетия интерес общества к творческому методу передвижников серьезно понизился. Наступление нового этапа развития искусства - этапа перехода от простого отображения действительности к ее преображению художественным языком - ощущался в работах М. Нестерова и А. Рябушкина. Новые тенденции, созвучные общему направлению развития искусства того времени, привели к появлению таких художников, как В.А. Серов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, развивавшихся по направлению к импрессионизму и символизму в живописи. В творчестве этих художников нашли тонкое сочетание изящные художественные приемы, глубокий психологизм и философское осмысление природы, общества и человека.

Связь изобразительного искусства с социальными проблемами, народность, патриотизм, обращение к историческим темам и, одновременно, высокие эстетические требования - характеризовали развитие изобразительного искусства второй половины XIX в.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура этого периода переживала аналогичные явления, наблюдался отход от строгих принципов классицизма, утверждались новые принципы и художественные идеи.

Более заметную роль играла станковая скульптура, где определяющей стала бытовая тематика. Близко передвижникам творчество М.М. Антокольского. Большую известность в мировой культуре приобрели его серия исторических портретов «Иван Грозный», «Петр I», «Ярослав Мудрый» и др.

Эклектичность проявилась в монументальной скульптуре А.М. Опекушина (памятник А.С. Пушкину в Москве), М.О. Микешина («Тысячелетие России» в Новгороде).

Сохранялись традиции синтеза архитектуры и скульптуры, что особенно ярко проявилось при строительстве Исаакиевского собора в Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве.

АРХИТЕКТУРА

Особенности эпохи. Интенсивное развитие архитектуры было основано на том, что она связана в равной степени с двумя моментами исторического развития: с одной стороны - общественно- политической, идеологической жизнью общества; с другой - экономикой и развитием производства.

В обеих этих областях во второй половине века происходили значительные трансформации, что способствовало развитию архитектуры и градостроительства.

Изменения в социально-экономической жизни страны привели к значительному расширению направлений в строительстве: вокзалы, банки, магазины, больницы, театры, учебные заведения, административные и общественные здания, особняки, церкви и т.д. В этой ситуации использовался не один стиль, а многостилье.

Патриотизм и увлечение национальной историей привели к появлению «русского» стиля, представлявшего собой одну из разновидностей эклектики. Памятниками этого направления являются Исторический музей (архитектор В.О. Шервуд); Верхние торговые ряды в Москве (здание нынешнего ГУМа) А.Н. Померанцева, здание Московской городской думы Д.Н. Чичагова, Главный дом Нижегородской ярмарки К.А. Тона.

Для архитекторов XIX в. нормой был высокий уровень профессионализма, что позволяло им свободно решать новые задачи, связанные с планировкой зданий, использованием новых конструкций.

МУЗЫКА

О подъеме культурной жизни России XIX в. свидетельствовал расцвет музыкального искусства.

В Петербурге в 1862 г. сложилось творческое содружество композиторов, получившее название «Могучая кучка». Членами общества были М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи. В основе деятельности этой группы лежало сохранение и развитие русской национальной музыкальной культуры, соединенной с достижениями мировой музыкальной классики. Просуществовав как единая организация до середины 1870-х гг., «могучая кучка» определила направление дальнейшего развития русского музыкального искусства.

П.И. Чайковский стал признанным авторитетом мировой музыки. Оперы, балеты, симфонические и камерные произведения, созданные этим композитором, принадлежат к числу образцов самого высокого искусства. Чайковский не входил в сообщество «могучей кучки», но также использовал традиции и мотивы народной музыки и привлекал образы русской литературы.

В 1859 г. в России возникло Русское музыкальное общество, на базе которого была основана в 1862 г. Петербургская, а в 1866 г. - Московская консерватории. Во главе этого движения стоял А.Г. Рубинштейн, выдающийся пианист, дирижер, автор нескольких опер.

ТЕАТР

Одним из факторов состояния культурной жизни общества является уровень развития театрального искусства. В России во второй половине столетия театр стал неотъемлемой частью общественной жизни.

Драматическое искусство

Как и в предыдущий период главную роль играли Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге. В 1882 г. была снята монополия казенных театров, что позволило еще более расширить сеть театров и театральных трупп в России, они были созданы более чем в 100 городах.

В репертуаре театров преобладали пьесы бытового характера, имевшие в основе сложные общественные конфликты. Ведущую роль в драматургии играл А.Н. Островский, автор более чем 50 пьес. Первая пьеса Островского «Не в свои сани не садись» была поставлена на сцене Малого театра в 1852 г.

Опера и балет. В это время для русского общества становится характерным увлечение оперным искусством. Большую популярность имели оперные спектакли императорских театров - Большого в Москве и Мариинского в Петербурге. Здесь выступали как итальянские, так и русские певцы. Однако предпочтение отдавалось итальянской опере, что соответствовало вкусам тогдашней публики. Развитие русской национальной оперы связано с Русской частной оперой, основанной известным предпринимателем и меценатом С.И. Мамонтовым.

ИТОГИ

Русская культура второй половины 19 в, основываясь на достижениях предшествующего времени, достигла высочайшего уровня развития. Она развивалась в одном русле с мировыми тенденциями, на некоторых направлениях добившись более значительных успехов. Творчество ряда российских ученых, писателей, музыкантов, художников оказали огромное влияние на развитие мировой науки и искусства.

Оживлению культурной жизни способствовали активная общественная жизни, процессы демократизации, успехи в области экономики, промышленности, производства. Противоречия, свойственные эпохе в целом, нашедшие выражение в борьбе консервативного и прогрессивного, отражаются и на развитии культуры.

В этой связи, а также в соответствии с определенным этапом развития мировой, прежде всего европейской культуры, основными характеристиками российской культуры второй половины 19 в. являлись социально ориентированный характер, связь с окружающей жизнью, возвращение к национальным традициям, патриотизм.

Характерной чертой этого периода стала дальнейшая демократизация культуры. В связи с ростом грамотности, развитием образования, социальным развитием значительно расширился круг потребителей культуры и искусства. Большую роль в развитии культуры начала играть прогрессивная демократически настроенная разночинская интеллигенция.

41. Распространение марксизма в России во 2ой половине 19 в.

Первые шаги по изучению теории марксизма были предприняты народниками; в 1872г. В Петербурге был издан 1 том “Капитала” К. Маркса. Однако народники брали из марксизма главным образом те идеи, которые доказывали пагубные последствия развивающегося капитализма.

Первым российским революционером – марксистом был Георгий Плеханов. После выступления на демонстрации в декабре 1876г. на площади у Казанского собора он был вынужден, в 1880г. иммигрировать в Швейцарию, где со своими единомышленниками создал группу “Освобождение труда” (1883г.). Своей основной задачей группа считала распространение научного социализма, критику взглядов народничества и разработку важнейших вопросов общественной жизни России. Основные идеи, которыми руководствовалась группа, были изложены Плехановым в его работах “Социализм и политическая борьба”, ”Наши разногласия”. В этих работах главное внимание уделялось роли пролетариата в будущей российской революции, давалась критика взглядов народников.

С самого начала “О.т.” в качестве основной цели выдвинула выработку марксистской платформы российских революционеров. Члены группы (с 1883 по 1903гг.) написали и выпустили более 250 работ, ими было переведено 30 произведений К. Маркса и Ф. Энгельса.

В своих работах Плеханов писал, что Р. не может прийти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития, так как капиталистические отношения уже утвердились в Р. Задача революционеров – использовать в борьбе за освобождение нации противоречия капиталистического строя. Основной революционной силой в Р. является не крестьянство, а пролетариат (так же как и в З. Европе). Усилия революционеров должны быть направлены на политическое воспитание пролетариата. Социализм в Р. может победить только в процессе политической борьбы за государственную власть, посредством свержения самодержавия, введения конституции, установления демократических свобод, ликвидации крепостничества, т. е. демократическая революция.

Почти одновременно с “О.т.” в Р. стали появляться марксистские кружки. Один из первых кружок, организованный среди студентов Дмитрием Благоевым в 1883г. В 1884г. под его руководством было объединено 15 социал-демократических кружков. Благоевская группа пропагандировала марксизм среди рабочих Петербурга, издавалась социал-демократическая газета “Рабочий”. В 1885г. Благоев был арестован и выслан в Болгарию, в марте 1887г. группа была окончательно расформирована.

В конце 1885г. в Петербурге Павел Точинский создал марксистскую группу “Товарищество санкт-петербургских мастеровых”. Группа пропагандировала марксизм на ряде крупнейших петербургских заводов, оказывала материальную помощь забастовщикам и ссыльным. В 1888г. группа была разгромлена, а ее активные участники вошли в новую организацию, в 1889г. созданную М. Брусневым.

Группа Бруснева ставила своей задачей готовить рабочих-пропагандистов, которые могли бы вести разъяснительную и организаторскую работу среди рабочих своих же предприятий. Уже в 1890г. было создано 20 рабочих кружков, во всех рабочих кварталах Петербурга. Весной – летом 1892г. многие участники группы были арестованы.

Важное значение в развитии марксистского движения в Поволжье имела группа Николая Федосеева, возникшая в 1887г. в Казани. Ядро организации составляли студенты. Летом 1889г. Федосеев был арестован, группа разгромлена.

Процесс распространения марксизма охватил и национальные районы Российской империи. В конце 80-х – начале 90-х гг. марксистские группы возникли в Минске, Вильно, Киеве, Харькове, Тифлисе, Одессе, Ростове-на-дону и других городах.

В 1895г. создан петербургский “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”, который объединил социал-демократические кружки Петербурга. Во главе стояла организационная группа, в которую входили В. Ленин, В. Ванеев, Г. Киржановский, С. Радченко и др. “Союз борьбы” проводил агитацию среди рабочих, раздавал листовки с призывом к борьбе, как с капиталистами, так и с царским правительством. Группа взяла на себя руководство стачечной борьбой рабочих. В ноябре 1895г. ей была организованна стачка на фабрике имени Торнтона. Особенно большую роль сыграл союз в руководстве всеобщей стачкой петербургских текстильщиков летом 1876г. В декабре 1895г. руководители союза были арестованы.

Помимо народничества и ортодоксального марксизма в Р. существовал так называемые “легальные марксисты”. Они доказывали прогрессивную роль капитализма, виднейшими представителями которого были П. Струве, С. Булгаков, Н. Бердяев, М. Туган-Барановский и др. Они подвергали сомнению необходимость пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата.
42. Русская социал-демократия в конце XIX – начале XX вв.

В 1883г. лидеры “Черного передела” (народнической организации) создали новую группу “Освобождение труда”. Идеей основной группы стал марксизм, который связывал преодоление противоречий общественного развития с общемировым процессом развития капитализма. Пропаганда среди рабочих сразу же дала великолепные результаты. Марксисты видели в этом подтверждение правоты идей Маркса. Они не связывали активность российских рабочих с национальным самосознанием, не понимала, что результат может быть далек от желаемого.

В социал-демократическом движении в Р. с самого начала существовали различные направления. На деятельность российских марксистов сильное влияние оказала европейская социал-демократия, в которой к 90-м годам победило бернштейнианство (от фамилии лидера Э. Бернштейна), стремившееся соединить социалистические и либеральные идеалы. Бернштейн считал, что предсказания Маркса о прогрессирующем разложении средних классов на буржуазию и пролетариат, о растущем обнищании рабочих не оправдались. Средние слои не исчезли, а обнищание пролетариата оказалось характерной чертой лишь раннего капитализма, периода промышленного переворота, который к этому времени уже завершился в Европе. Затем начался период роста благосостояния, и на первое место в рабочем движении вышла борьба за демократию, социальное равенство рабочих. Главную роль в ней играло представительство в парламенте, органах местного самоуправления, участие в профсоюзном движении. Со временем эти взгляды стали господствующими в социал-демократических партиях, входивших во II Интернационал.

Сторонниками этого течения социал-демократии были и в Р. Их называли “легальными марксистами”. Видными представителями были: П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков и др. Они пытались опираться на те качества российских рабочих, которые роднили их с пролетариатом Запада: стремление к знаниям, гражданскому равноправию, материальному благосостоянию. Эти черты складывались у наиболее квалифицированных и зажиточных слоев под влиянием городской жизни и ориентации на образ жизни мещанства. “Л.м.” стремились содействовать этому процессу, помогая рабочим отделиться от крестьянства.

Считая российскую буржуазию неспособной возглавить процесс демократических преобразований, “л.м.” опирались на пролетариат и намеревались организовать в Р. рабочую партию. В 1898г. при их участии прошел I съезд РСДРП, на котором было провозглашено создание социал-демократической партии. В манифесте партии Струве писал: “Чем дальше на восток Европы, тем в политическом отношении слабее, трусливее и подлее становится буржуазия, тем большие культурные и политические задачи выпадают на долю пролетариата”. Вместе с тем “л.м.” видели слабость российского рабочего класса, ставили перед ним лишь задачи борьбы за демократические свободы в союзе с буржуазией и либеральной интеллигенцией, откладывали борьбу за социализм на отдаленное будущее.

Но рабочие не оправдали надежд “л.м.”. Главным для них был уравнительный общинный идеал, который не оставлял места для буржуазного строя, общественного неравенства, эксплуатации человека человеком. К тому же “л.м.” отдавали предпочтение мирным, ненасильственным формам борьбы, которые были эффективны в условиях Европы, но не могли обеспечить политический успех в Р. Поэтому вскоре рабочие и “л.м.” разочаровались друг в друге. “Л.м.” отошли от социал-демократического движения и составили левое крыло либерального движения.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21


написать администратору сайта