1. Восточные славяне в древности происхождение, быт, занятия, общественный строй, верования, влияние природы и климата на формирование характера и образа жизни
Скачать 1.01 Mb.
|
Судебная реформа: В 1550 г при И4 вышел новый судебник, составленный на основе Суд-ка И3. Там были отражены проблемы уголовно-проц права, сословная политика, система гос устр-ва. Сословная политика: В соответствии с этим суд-ком были укреплены позиции дворянства. Отныне дворяне не были подсудны суду наместника, судились только царем, дворяне не могли превращаться в холопов, принимаются меры по ослаблению боярского сословия (была отменена система кормлений, вместо кормов было введено ден жалование), для ограничения произвола бояр во время суд процессов в судах был введен институт целовальников. Это были выборные целовальники из дворян и купцов. Были введены наказания за взяточничество. В отношении кр-н происходит тенденция дальнейшего закрепощения (все кр-не были учтены и записаны в писцовые книги, был подтвержден Юрьев день). Церковная реформа: Цели: 1.дальнейшее укрепление и централизация г-ва на идейной основе. 2. Ослабление экон интересов церкви В Стоглаве был закреплен и унифицирован единый пантеон святых, были выработаны единые каноны церк живописи. Для ослабления эк мощи ц-ви было отмечено, что ц-вь должна была вернуть г-ву все земли, полученные в период боярского правления. Ц-вь отныне должна была платить налоги г-ву. Было решено при церквях открывать богодельни, приюты и книжн училища для обучения детей грамоте. И4 также предпринимает попытку усиления роли г-ва в решении церк вопросов, а именно: царь вмешивался во все вопросы церк обрядности, окончательно утверждал митрополию. Военная реформа: Была проведена с целью укрепления армии М г-ва. Отныне была упорядочена военная служба. Было введено 2 вида в.с. 1 - по отечеству. Несли дворяне и бояре. Эту службу несли с 15 лет, передавалась по наследству. Было отмечено, что с каждых 150 десятин земли бояре или дворяне должны были предоставить 1 воина конно и оружно. 2 вид - по прибору. Начало формирования стрелецкого войска. Набирались свободные посадские люди. За службу они получали небольшие зем уч-ки на время службы и небольш ден жалов-е и к концу правл-я И4 стел войско составило 25-30000чел. В армии была отменена система местничества. В 1565 году И4 со своей домашней челядью уезжает в Александр слободу и оттуда пишет 2 письма. 1 письмо было направлено к церковной знати, боярскому и двор люду, что они ему изменили и он отказывается от престола. 2 к городскому люду, что ему приходится отказаться от своего престола. С 1565 года начинается второй период правления И4, который вошел в историю как период опричнины. Причины опричнины: 1. б-ба двух тенденций: централизации с одной стороны и децентрализации с другой. 2. произошла сверхцентрализация г-ва 3. подчинение общества г-ву, а именно боярства, торгового люда, свобоных кр-н, кр-н общинников. Фактически опричнина - это террор против собственного народа и сверхцентрализация г-ва. Этапы опричнины 1 этап - 1565 - 1572 - период открытой опричнины, 2 этап - 1572 - 1584 - период скрытой опричнины. Содержание опричнины: 1. И4 получил разрешение взять себе личный удел, опричь, для того, чтобы раздавать эти земли своим служилым людям. В этот личный удел царя вошли наиболее эк-ки развитые регионы и к концу правл-я он прихватил полгос-ва. Были созданы параллельные структуры управления. Из земель опричнины изганялись бывшие владельцы, бояре. Царь получил право сформировать свою личную охрану, опричное войско, которое должно было бороться с изменниками. К концу правл-я его числ-ть составляла 5000 чел. В этом личном уделе опричникам выдавались земли. 2. С 1572 года начинается скрытый период. Было запрещено употреблять слово опричнина, начинается возврат отобранных земель боярам. Последствия и итоги опричнины 1. была ослаблена княжеско-боярская аристократия, на 1 план вышел дворянин. 2. исчезли остатки феод раздр-ти; М г-во стало централизованным с сильной монарх властью. 3. проблема соотношения г-ва и об-ва была решена в пользу г-ва 4. были ликвидированы экономич независимые от власти собственники, кот могли стать основой формирования гражд об-ва 5. В стране бушевала экономич разруха; целые области были опустошены, нач массовое бегство на окраину г-ва 6. ослабление внешнеполитич позиций №14 Внешняя политика Ивана 4. Основные задачи: На западе – Проблема выхода к Балтийскому морю. На юго-востоке – борьба с Казанью и Астраханью. На юге – Защита от набегов Крымского хана. На востоке – Завоевание Сибири. Ливонская война(1558-1583) за вход к Балтийскому морю, приобретение новых, хорошее освоенных земель Распад Ливонского ордена повлёк за собой переход земель под власть Польши, Дании, Шведции. Россия оказалась перед коалицией европейских гос-в. Наступил второй трудный этам для России. Среди бояр росло сопративление палитике Ивана 4. В 1569 году Польша и Литва – Речь Посполитую. Начались военные действия на тарритории России. Россия отказалась от всех завоеваний. Пользуясь слабостью страны, Шведы вошли в Русские земли. Ивану 4 пришлось заключить с ними мир и уступить Эстландию. Неудачи в войне были следствие эконом. кризиса, слабой организации войска. 15.Культура в XVI в. На духовную культуру XVI в., как и прежде, определяющее значение оказывала церковь, ее учения и догмы, основанные на религиозном мировидении. Однако духовная культура, особенно народных масс, не была свободной от языческо-христианских или даже языческих представлений. Это проявлялось в традиционных обрядах и празднествах. Фольклор Фольклор XVI в. отличается от предыдущего как по типу, так и по содержанию. Наряду с бытованием жанров прежних эпох (былин, сказок, пословиц, обрядовых песен и т.д.), в XVI в. расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Распространенной во времена Ивана Грозного была песня о Кострюке. В ней рассказывается о победе незнатного русского человека («мужика-деревенщины») над князем-иностранцем Кострюком, хваставшимся своей силой, но ставшим посмешищем для всего народа. Публицистика XVI в. Объединительные процессы и усиление позиций Русского государства в Европе поставили перед обществом злободневные вопросы о происхождении княжеской власти на Руси и о месте и роли Руси среди других государств прежде и теперь. Наиболее яркое выражение они нашли в публицистических произведениях. В первой четверти XVI в. возникло «Сказание о князьях владимирских», которое в отличие от «Повести временных лет» выводило происхождение русской княжеской династии от римского императора Августа. В одну из подчиненных ему областей на берега Вислы он якобы послал своего брата Пруса, который и основал род легендарного Рюрика. Один из наследников Августа, Пруса и Рюрика - древнерусский князь Владимир Мономах получил от византийского императора символы царской власти: шапку-венец, драгоценные бармы-оплечья и другие дары. С той поры этим венцом и венчались все последующие русские князья. Таким образом, обе легенды - и о происхождении княжеской власти от римского императора, и о получении царских регалий из Константинополя - имели своей целью укрепить авторитет власти на Руси, обосновывали стремление возвратить древнерусские земли, находящиеся под властью Польши и Литвы. В посланиях игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея (около 1510 г.) выдвигалась идея «Москва - третий Рим». В его изложении история выступает как процесс смены трех мировых царств. Первые два Рима - собственно Рим и Константинополь - погибли за измену их православию. Теперь их место заняла Москва. Если же и Москва впадет в грехи, ей не последует четвертый Рим просто потому, что нигде в мире нет больше православного государства. Следовательно, мысль Филофея должна приниматься не как претензия Русского государства на мировое господство или мессианство, но в смысле большой ответственности Руси за дальнейшее существование мира. Не достижение мировой власти, а объединение всех русских земель под главенством Москвы является основной идеей посланий Филофея. Вопрос 16. Россия в смутное время, причины смуты, правление Бориса Годунова…семибоярщина Смута – 1-я в истории России гражданская война. На рубеже 16-17вв. Россия вступила в эту войну будучи единым гос-вом, а вышла из неё совсем иным К концу XVI века Московское государство переживало тяжелое время. Постоянные набеги крымских татар и разгром Москвы в 1571 году; затянувшаяся Ливонская война, длившаяся 25 лет: с 1558-го по 1583-ий, достаточно измотавшая силы страны и закончившаяся поражением; так называемые опричные «переборы» и грабежи при царе Иване Грозном, потрясшие и расшатавшие старый уклад жизни и привычные отношения, усиливавшие общий разлад и деморализацию, серьезно подорвали экономику страны. Положение еще более ухудшилось из-за нескольких неурожаев и эпидемии чумы. Все это привело в итоге к серьезному кризису. Центральные и западные районы страны обезлюдели. В Новгородской земле численность населения сократилась в пять раз. В Московском уезде обрабатывалось лишь шестнадцать процентов пахотных земель. Такое грандиозное запустение было вызвано не только политическими и природными катаклизмами, но и намечавшейся во второй половине XVI века массовой миграцией жителей центральных районов Московского государства за Оку и в Поволжье. Переселенцы стремились сменить северные суглинки на южный чернозем, а также избавиться от непосильного государственного и помещичьего тягла. Бегство податного населения стало серьезной государственной проблемой, и правительство оказалось перед лицом трудноразрешимых противоречий, вызванных несовпадением интересов главных общественных сил – крестьянства и землевладельцев. Острые разногласия существовали и между различными группами феодалов. Указы 80 – 90 годов XVI века о крестьянах не смогли остановить миграцию сельского населения, но резко ухудшили его юридический и социальный статус, вызвали рост общественных противоречий в стране, ожесточили народ, создали почву для массовых волнений. Это свершилось в первые годы XVII века и известно в нашей истории под именем Смуты или Смутных времен. Русские люди, пережившие это тяжелое время, называли его, и именно последние его годы, «великой разрухой Московского государства». Признаки Смуты стали обнаруживаться тотчас после смерти последнего царя старой династии, Федора Ивановича. Смута прекращается с того времени, когда земские чины, собравшиеся в Москве в начале 1613 года, избрали на престол родоначальника новой династии, царя Михаила. Смутным временем в нашей истории можно назвать 14 –15 лет с 1598 по 1613 г. Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне «сбежали» или «сошли безвестно куда», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства. Вопрос 18. Царь Михаил Федорович романов. Предки Михаила Фёдоровича, первого царя династии Романовых, происходили от младшей ветви одного из древнейших московских боярских родов. Основателем его традиционно считается Андрей Иванович Кобыла. От младшего сына боярина Фёдора Кошки и пошли Романовы. Боярин Фёдор Кошка был доверенным лицом великого князя Василия I. Осторожный политик и дипломат, он умел ловким поведением и подарками улаживать дела, не доводя отношений до конфликтов. К концу XVI в. из всех потомков Фёдора Кошки остался лишь Никита Романович с детьми. Никита Романович и его сын Фёдор активно участвовали в политической жизни при дворе царя Фёдора Ивановича (1584-1598гг.), племянника Никиты Романовича. После смерти этого государя Никита Романович и Борис Годунов оказались основными претендентами на престол. Но занять русский престол было суждено лишь внуку Никиты Романовича – Михаилу Фёдоровичу. Это произошло в 1613г., после долгих лет Смуты, разорившей и обескровившей страну. Выборы Земским собором нового царя были весьма бурными. Семнадцатилетний Михаил Фёдорович венчался на царство летом 1613г. Венчал его царским венцом казанский митрополит Ефрем. Мягкость и доброта нового царя, отмечаемая источниками того времени, подавали простым людям надежду, производили на них хорошее впечатление. Правда, все знали, что без бояр, их совета царь Михаил шагу не сможет сделать. При дворе царили лживость, лихоимство, корыстолюбие. Источники того времени сообщают о страшном запустении страны. Многие крестьяне, оставшиеся в живых, забросили пашню или распахивали гораздо меньше, чем до Смуты. Положение в стране оставалось ещё долгое время таким. В управлении государством вместе с ними участвовали Боярская дума и Земский собор. Заключение договоров с Польшей и Швецией, наступило наконец время покоя. Крестьяне возвращаются к заброшенным землям, распахивают новые участки, особенно на окраинах – южнее – Оки и в Среднем Поволжье, Приуралье и Западной Сибири. Курс правительства царя Михаила на заселение новых земель давал плоды – расширение запашки, рост доходов казны, обогащение феодалов, светских и духовных. Но оживление в сельском хозяйстве не сопровождалось заметным улучшением агротехнических приёмов. Отсюда – частые неурожаи, недороды, голод, и не только в огородах, войске, но и в деревне.В правлении Михаила Фёдоровича в Росси насчитывалось двести пятьдесят четыре города, численность городского населения выросла на шестьдесят процентов. Большое внимание царь и центральные учреждения уделяли армии. В истории Михаил Фёдорович остался как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Обычно все успехи его царствования относят на счёт энергичного патриарха Филарета. Но последние двадцать лет Михаил правил сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел мало чем отличались от предыдущих. Уклад царского быта почти не изменился по сравнению с временами прежних царей. Большое место здесь занимали церковь и воспитанию детей. Михаил Фёдорович и его сын Алексей были религиозными людьми, и для них естественным было жить по законам веры. Члены царской семьи считали своей обязанностью ежедневное посещение богослужений, строгое соблюдение установленных обрядов, поездки на богомолье. К концу жизни царя Михаила, остался лишь один наследник –Алексей. Он и сменил умершего царя на престоле. Вопрос 19. Земские соборы и их роль в гос-ве. Начальной формой политической централизации в России явилась сословно- представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата. Слово же «земский» в XVI веке значит государственный. Соборы времени Ивана Грозного - органы территориальной централизации, признак объединения земель под властью одного государя». Соборы были нужны укрепляющемуся самодержавию как орудие сопротивления сохраняющийся еще феодальной раздробленности. Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а с этого времени пошло по пути превращения в сословно - представительную монархию. 1549 год можно считать годом рождения земских соборов. Собор середины XVI века относится к решающему моменту в истории России, когда началось проведение крупных реформ, направленных к укрощению государственного аппарата, когда определился курс внешней политики на востоке. Земский собор возник в XVI веке как орган, долженствующий заменить кормленщиков. Это был «парламент чиновников». Форма земского собора, возможно, была навеяна городовыми советами, о существовании которых можно догадываться на основе докладов начала XVII века. Земские соборы общегосударственного характера, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой - то мере заменили княжеские съезды и вместе с думой унаследовали их политическую роль. В то же время земский собор - это орган, пришедший на смену вечу, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства. Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник В 1684 году состоялся созыв и роспуск земского собора о вечном мире с Польшей. Тем самым и закончилась история земских собраний, созывавшихся на протяжении более ста лет. Земские соборы имели очень большое значение в истории России. Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления и стало ключевым моментом в развитии нашей страны как демократического государства. 20. Восстание под предводительством Степана Разина В начале 70-х годов XVII в. крупное восстание произошло в южных районах России, где земли по Дону были заселены казаками. Особенности их положения (оборона пограничных земель от крымцев и ногайцев) обусловливали их отношения с центром, который обеспечивал их хлебным жалованьем, а также не требовал выдачи беглых крестьян. Нередко казакам для пополнения своего имущественного положения приходилось собирать походы «за зипунами». Однако в 60-х годах правительство стало противодействовать им, тогда начались волнения. Во главе восставших стоял домовитый донской казак Степан Разин. Первые его походы «за зипунами» через Каспийское море на Волгу и Яик в 1667 г., а затем в пределы Персии (1668-1669) ничем не отличались от прочих, целью которых были грабежи казенных и купеческих караванов и иранских владений. Новый поход Разина, начавшийся в 1670 г., превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья; мордва, татары, чуваши и др. Весной отряды восставших овладели Царицыном, а в начале лета - Астраханью. Затем было принято решение продвигаться на север - вверх по Волге. Восстание охватило значительную территопию Поволжья. Но после неудачной осады в сентябре 1670 г. Симбирска, повстанцы были разбиты правительственными войсками. Разин ушел на Дон, где в феврале 1671 г. был схвачен зажиточными казаками и выдан правительству. После его казни (июнь) восстание пошло на убыль. Причинами поражения были стихийность и слабая организованность движения, отсутствие четких целей борьбы и его царистский характер. Социальные движения Середина - вторая половина XVII в. была наполнена социальными взрывами. Социальные движения этого времени свидетельствовали о том, что еще оставалась возможность развития сословно-представительной монархии, опирающейся на земские учреждения. Однако тенденция к абсолютизму оказалась сильнее. Восстания XVII в. по своей организации и структуре достаточно сложны: они включают и элементы вечевых порядков, и элементы городского и казацкого самоуправления. Первым в этой цепочке явилось восстание в Москве в 1648 г., известное под названием Соляной бунт. Истоки его необходимо искать в финансовой реформе главы правительства боярина Б.И.Морозова, оказывавшего большое влияние на царя и, к тому же, породнившегося с ним путем брака с сестрой его супруги. Пустующую государственную казну он решил пополнить заменой прямых налогов (чрезвычайно разорительных) косвенными. В 1646 г. было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство прежде всего рядового посадского населения. Тогда в 1647 г соляной налог был отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь взыскивать обычным путем - прямыми налогами. В городах это особенно ударило по жителям «черных слобод», которые в отличие от «белослободчиков», освобожденных от платежей, несли в полной мере государево тягло. «Чернослободчики» требовали ликвидации «белых слобод» и уравнения их населения в правах и обязанностях со всем остальным посадом. Недовольство выражало и дворянство. К лету 1648 г. в столице складывается напряженная обстановка. 1 июня возвращающемуся с богомолья Алексею Михайловичу москвичи хотели подать челобитную, но были разогнаны стрельцами. Тогда на следующий день горожане ворвались в Кремль и вновь попытались вручить царю челобитную. Морозов приказал стрельцам изгнать толпу, но они отказались. Начались погромы дворов бояр и других представителей знати. Восставшие потребовали выдачи особенно ненавистных - Морозова, окольничего Траханиотова, начальника Земского приказа Плещеева. Царю удалось спасти лишь Морозова, срочно выслав его в отдаленный монастырь. В ходе восстания сложился союз посадских людей, дворян и стрельцов. Они потребовали созыва Земского собора для рассмотрения их дел. По Уложению 1649 г., которое утвердил собранный Земский собор, предусматривалось так называемое посадское строение, упорядочившее организацию посада. Эхо московских событий прокатилось и по другим городам Российского государства; движущими силами выступали на севере посадские люди, а на юге - мелкий служилый люд. Посадское движение продолжалось в 1650 г. в Новгороде и Пскове. Поводом послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею территорий. В обоих городах было заменено административное управление. В Пскове, после отстранения от должности воеводы Собакина в марте 1650 г., власть от приказной избы перешла к органу земского самоуправления - «всегородной избе». В мае - августе к власти пришли представители демократических слоев посада во главе с хлебником Гаврилой Демидовым. Горожане завладели городскими ключами и печатью. В состав псковского правительства входили делегаты разных сословий, и том иисле и дворяне. Окончательные решения принимал сход псковичей, созываемый звоном колокола. «Сходы не были простым воспроизведением древнего веча, - пишет А.А.Преображенский, - но некоторые традиции вечевых собраний, по-видимому, возродились в новых условиях». С организованностью и решимостью псковичей вынуждено было считаться московское правительство. Царские грамоты посылались «к всегородным земским старостам и стрельцам, и казакам, и посадцким и всяким жилецким людем». В конечном итоге, правительство приняло условия переговоров и сняло военную блокаду города. Прощение было дано всем участникам сопротивления, в том числе и пятерым «заводчикам». В марте - апреле 1650 г. восстание произошло в Новгороде. Его ход был во многом схож с событиями во Пскове. Здесь также власть оказалась в земской избе. однако не нашлось столь решительных и последовательных руководителей. Следующее выступление произошло в 1662 г. в Москве. Оно известно как Медный бунт. Восстание было связано с русско-польской войной, которая вызвала большие финансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалование выплачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатежеспособным. В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя - село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алексей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жестоко расправились с восставшими. Однако чеканка медных денег была прекращена. Изменения в социальной и экономической жизни К середине XVII в. разруха и разорение «смутного времени» были в основном преодолены. Вместе с тем, «вся история Московского государства в XVII столетии развивалась в прямой зависимости от того, что произошло в смутную эпоху» (С.Ф.Платонов). В XVII в. происходит дальнейший рост крупной земельной собственности, преимущественно развивающейся теперь в форме поместного землевладения. Новым явлением в развитии землевладельческого хозяйства стало усиление его связи с рынком. Наряду с этим наблюдается в значительно большем масштабе выделение из крестьянской среды зажиточной верхушки - «капиталистых мужиков». В целом же происходит дальнейшее углубление специализации сельского хозяйства. В это же время идет повсеместное перерастание ремесла (изготовление на заказ) в мелкотоварное производство (изготовление на рынок); в соответствии с природно-географическими условиями складываются районы.ремесленного производства; увеличивается количество мануфактур. Растет число городов - к концу века оно достигает 300. Указанные факторы дали широкий простор для развития рыночных связей. Значительно расширился обмен товарами между отдельными районами страны, что свидетельствовало о складывании национального всероссийского рынка. Началось слияние земель в единую экономическую систему, укреплявшую и политическое единство страны. Однако необходимо иметь в виду, что появлявшиеся в более широком, чем ранее, масштабе элементы капиталистических отношений находились под сильным воздействием со стороны крепостнической системы. |