история 1 сем. 1. Восточные славяне в древности происхождение, расселение, хозяйство, общественное развитие, религия
Скачать 224.42 Kb.
|
Истоки народничества Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права. О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления. Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества: – Россия должна идти по своему пути. – Капитализм чужд развитию России. – Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия. – Россия придет к социализму, не проходя период капитализма. – Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину. – Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры. – Крестьяне уже созрели до социалистических идей. – Только революция способна провести социальные идеи. Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке. Цели народничества Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов. Основные направления движения народничества Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные. Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции. Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний. Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну. |