В чем истоки появления родовых функций физической культуры. 1. Возникновение и распространение физической культуры
Скачать 22.7 Kb.
|
Введение Область физической культуры точно так же, как архитектура, литература, искусство и прочие общественные явления, имеет свои специфические закономерности. В связи с этим она развивается и самостоятельно; ее содержание, организационные формы, сфера действия постоянно интегрируется и дифференцируются. Однако определяющую роль в ее развитии играет материальная база общества, его строй и вытекающие из него цели и задачи. Цепь взаимосвязей дополняют такие виды социальной деятельности, влияющие на физическую культуру, как техника, военное искусство, политика, право, здравоохранение, воспитание, религия, эстетика, равно как и уровень культурных потребностей, местные обычаи и возможности. Таким образом, если мы хотим сделать определенные выводы о прошлом физической культуры необходимо постоянно иметь в виду: а) каковы были содержание и основные задачи физической культуры, б) как проявлялись специфические законы развития физической культуры в условиях определяющего влияния общественных потребностей. Каким образом общественные отношения, связанные с физической культурой в целом, формируют цели, задачи, систему институтов физического воспитания и спортивной деятельности, систему средств, изменяющуюся по мере изменения целей. в) когда и под влиянием каких факторов рождаются, а также претворяются в жизнь (либо оттесняются на задний план) теории и научные открытия, связанные с развитием физической культуры. Главный предмет анализа составляет всеобщая, универсальная физическая культура человека, которая одновременно является источником и одним из определяющих факторов развития физической культуры в национальных рамках. 1.Возникновение и распространение физической культуры Ни одна физическая культура не возникает из ничего или путем простого заимствования. Новые системы всегда создаются как наследие прошлого. Заимствованные элементы приспосабливаются к существующим жизнеспособным формам. В процессе развития они освобождаются от своей прежней социальной роли, а затем, приспособившись к изменившимся потребностям, становятся органической частью складывающегося нового главного содержания. Изменение общественной формы физической культуры лишь в самых редких случаях происходит скачкообразно и бесконфликтно. Поскольку отдельный человек овладевает физическими упражнениями и играми только как член более или менее замкнутого коллектива, наряду с главными тенденциями преобразования могут сохраняться и традиционные обычаи. Истоки физической культуры Рассмотрим физическую культуру в различные эпохи развития человечества: 1. В древние времена для человека главным источником существования была охота на крупных животных. Он создал метательное орудие с костяным наконечником. Удачную охоту на животных можно было обеспечить только с помощью заранее изготовленных и опробованных средств, организованных совместных действий всех членов клана. В процессе этого древний человек научился наиболее рационально использовать в качестве метательного оружия разнообразные предметы. Он открыл для себя способ метания, значительно увеличивающий дальность полета. В процессе применения метательного оружия он, владея своими мышцами, мог рассчитывать затрачиваемую энергию в зависимости от отдаленности цели, координировать собственные движения. Овладение жизненно необходимыми навыками движения происходило путем наблюдения, копирования. Древний человек все чаще наблюдал и применял те закономерности в движениях, с помощью которых можно было преодолеть водные препятствия, рыхлый снег, топкие, болотистые места. Применявшийся при охоте или при спасении бегством от противника бег и прыжки через препятствия начали самостоятельное развитие в магических действиях. Появились синтезированные формы бега на расстояние, прыжков, танцевальных и метательных движений. 2. В эпоху мезолита и неолита, главными источниками существования человека стали земледелие и животноводство. В физической культуре народов, занимавшихся пастушеством, потеряли свою жизненную важность бег, прыжки, метание и преследование дичи. На передний план выдвинулась верховая езда. Появился интерес к поднятию тяжестей, танцам, медитациям типа йоги, основывавшимся на верованиях, связанных с плодородием. Обострилась борьба за лучшие земли и территории. Это вызвало необходимость усложнения процесса подготовки юношества к самостоятельной жизни. Стали проводить схватки поединков для "пробы сил". Важное значение стала иметь военная подготовка. Возникли постоянные ритуальные центра проведения состязаний: Карнак, Марас, Пампас, Олимпия, Куфферн. 3. В эпоху перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу возник эстетический идеал наделенного сверхъестественными телесными и духовными способностями легендарного героя, который осмеливался вступать в борьбу с потусторонними силами. Гильгамес у вавилонян, Озирис у египтян, Геракл, Прометей и Ахиллес у греков - все они были непобедимыми мастерами борьбы. Нет охотников более ловких, лучших, чем они, бегунов, метателей диска, камни или копья. Человечество, у которого проснулось самосознание, возвеличивая себя до героев своей фантазии, начало бросать вызов силам природы. Появился будущий идеал физической культуры нарождавшейся рабовладельческой эпохи - которого еще не сломила социальная несправедливость - сильный, гордый и победоносный титан. Процесс разложения физической культуры первобытнообщинного строя, происходивший с VII тысячелетия до нашей эры и до эпохи расцвета Римской империи, охватывал сравнительно небольшую часть заселенной территории Земли. Ее остатки сохранились вплоть до распространения современной цивилизации на Севере, в тропической и субтропической Африке. По словам норвежского путешественника К. Лумхольца, тарахумары способны проводить состязания по бегу на дистанции длиной в несколько сот километров. Эти способности связаны с преследованием дичи и суровыми природными условиями. Восточноафриканские вахумы способны, отталкиваясь босыми ногами от низкой термитной кучи, прыгнуть вверх на высоту свыше двух метров. Условия жизни вынуждают их в первую очередь развивать прыгучесть, что является главным критерием в обряде посвящения в мужчины. Тот, кто во время испытаний не способен прыгнуть выше своего роста, не может попасть в число полноправных мужчин своего племени. Из приведенных выше сведений видно, что первобытная физическая культура сочетала в себе личную физическую подготовку каждого члена племени и воспитание у соплеменников чувства общности. В развитии физической культуры первобытнообщинного строя дважды происходил качественный скачок. В ходе первого - охота на крупных животных вызвала к жизни обособившуюся от процесса труда и постепенно совершенствующуюся систему движений, и ее перенос на другие области жизни. В рамках возникшей новой сферы деятельности (физическое воспитание) началась дифференциация непосредственно полезных телесных упражнений, танцевальных движений и игровых элементов. Входе второго скачка - в эпоху разложения первобытнообщинного строя - возникли нормы подготовки и отбора, которые стали средствами общественного подчинения. От основных элементов форм движений, сложившихся в рамках первобытной магии, через противоречивые условия классовых обществ человечество пришло к высокой степени систем движения физической культуры наших дней. В ходе этого процесса материал движений физической культуры постоянно подвергался стилизации, дифференциации и интеграции. Но даже в наиболее развитых видах физкультурной и спортивной деятельности таятся элементы, отражающие стремление человека к покорению природы, которые либо порознь, либо в сочетании друг с другом вросли в сегодняшнюю физическую культуру. Так, например: а) за плаванием и полетами - движения, подмеченные в природе; б) за лечебной гимнастикой и массажем - опыт врачевания; Заключение Мы изучаем прошлое физической культуры не только для того, чтобы понять возникновение актуального настоящего. Познание прошедших периодов - включая сюда и самые древние, не связанные непосредственно с нашим веком, - позволяет уяснить единство, равно как и многообразие творческой деятельности человечества в области физической культуры. Заметив и в истории физической культуры повторение, происходящее на все более высоком уровне, встречаясь с одними и теми же потребностями, проявлениями человека, мы глубже понимаем структуру, функционирование, законы движения общества. Когда же мы видим, насколько различны и многообразны формы человеческого бытия, определяющие физическую культуру, мы начинаем лучше понимать свои собственные особенности, свое место в мировом историческом процессе. В различные исторические периоды и в различных культурах люди по-разному воспринимают и осознают окружающий мир, по-разному получают впечатления и знания, то есть формируют исторически определенную картину мира. Здесь в связи с физической культурой и возникает проблема идеала эпохи. Ясно, что на основе идеала нельзя оценить физическую культуру никакого общества. Однако он четко показывает господствующую духовную установку, принятые нормы воспитания, морали и эстетики, отражает ту систему ценностей, которая тем или иным образом является руководящим принципом всех членов общества. Объектом анализа является общественное существо, человек, живший, мысливший, чувствовавший в различные периоды истории физической культуры, человек, чьи потребности и запросы определяет данное общество и чьи потребности и запросы в свою очередь воздействуют на жизнь, движение общества. Его поступки мотивируются системой ценностей, идеалами его эпохи и среды. Так мы приходим к причинам и внутренним побудительным мотивам, которые делали и делают людей активными участниками или не участниками творческой деятельности, относимой к кругу понятий физической культуры. |