Главная страница

Золотой+век+русской+культуры. 1. Золотой век русской культуры и его характерные черты 4 культура первой половины xix века. 6


Скачать 79.5 Kb.
Название1. Золотой век русской культуры и его характерные черты 4 культура первой половины xix века. 6
Дата25.12.2020
Размер79.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗолотой+век+русской+культуры.doc
ТипРеферат
#164194

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3

1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 4

2. КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. 6

3. КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

ВВЕДЕНИЕ

XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпо­хи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы про­шлого столетия — государственное переуостройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положе­ние крестьянства. Вероятно, именно поэтому ни один век русской исто­рии не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные обществен­ные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, на­родники, марксисты...

Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Начатые в XVIII в. реформы и преобразования также продолжались, и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира.

В сфере культуры XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. По богатству литера­туры, изобразительного искусства, музыки этот век несравним ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из са­мых почетных мест. Это произошло благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура, став классической, созда­ла совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве.

Все это позволяет назвать XIX век золотым веком русской культуры.

1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Восстание декабристов оказало огромное воздействие на дальней­шую эволюцию русской культуры. Последовал мощный подъем общест­венной и философской мысли — центральной стала проблема выбора пу­ти развития, будущего России. Этот вопрос был не нов для страны, но те­перь он оформился в виде двух важнейших течений духовной культуры — западничества и славянофильства. Оба течения отвергали режим само­державия и крепостничества, но занимали противоположные позиции в понимании путей переустройства России.

Западники стояли на позициях культурного универсализма и рацио­нализма. Они высоко ценили петровские реформы, выступали за разви­тие России по западному пути, считая его общим и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, буржуазных преобразований, которые могли пре­творяться в жизнь, по их мнению, только путем реформ.

Славянофилы, напротив, стояли на позициях культурного релятивиз­ма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразо­вания, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Они выступали за принципиально иной путь развития России, нежели запад­ноевропейский. Славянофилы настаивали на самобытном развитии Рос­сии, делая акцент на ее религиозно-историческом и культурно-нацио­нальном своеобразии, опираясь на формы, способы и традиции, источни­ками которых были русская община, артель и православие.

Идеи славянофилов получили широкий общественный резонанс и положили начало развитию оригинального и самобытного направления в русской философии, основу, которого составил не западный рациона­лизм, а православная религиозность. В познании истины западная фило­софия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывали кон­цепцию целостности духа, согласно которой в познании участвовали все способности человека — чувства, разум, вера, воля и любовь.

Истина может принадлежать не отдельному человеку, а только кол­лективу людей, объединенному единой верой, надеждой и любовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность, таким образом, проти­востоит индивидуализму и разобщенности. Главным регулятором отно­шений между людьми должна выступать истинная вера, носителем кото­рой является православная церковь. Славянофилы были убеждены, что именно русское православие со всей возможной полнотой воплощает в себе подлинно христианские начала, тогда как католицизм и протестан­тизм отошли от истинной веры. В связи с этим они выдвинули идею о мессианской роли России в спасении человечества и мировой культуры.

К середине столетия «брожение умов» достигло своего апогея. Писа­тели, художники, композиторы той эпохи не остались в стороне от жгу­чих проблем современности. Общественно-политическая мысль и художественное творчество развивались в тесной взаимосвязи, порой пере­кликаясь и дополняя друг друга. Культура стала ярким и непосредствен­ным отражением общественных проблем своего времени.

Наконец, культурно-исторический процесс в России XIX в. имел еще одну важную особенность, которая в немалой степени обусловила его ре­зультаты. Дело в том, что на протяжении столетия основными творцами и носителями русской культуры были два общественных слоя: в первой половине века дворянская интеллигенция, а во второй половине — раз­ночинцы, т.е. образованные представители всех сословий буржуазии. Этот слой состоял в основном из выходцев из чиновнического, мещан­ского, купеческого и крестьянского сословий. Они привнесли в художест­венную культуру новое мироощущение, идеи и образы, увеличили число писателей, поэтов, художников и тем самым во второй половине столе­тия существенно изменили ее лицо. На этом основании культуру России XIX в. принято разделять на два основных этапа, временная граница ме­жду которыми проходит как раз по середине столетия, т.е. на рубеже 50—60-х гг.

2. КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Культура первой половины XIX в. характеризовалась быстрой сменой направлений. В общественном сознании происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе сти­ля классицизма. И как следствие, усилилось внимание к человеку, его внутреннему миру, где чувство, а не долг выступало важным побудитель­ным мотивом его поступков.

Широкое распространение и влияние в русской культуре начала века имел романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечествен­ной войны 1812 г. Сутью романтического стиля было стремление проти­вопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладыва­лись в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Лич­ность находится в противоречии с окружающей ее реальностью — таково исходное положение романтизма. Дело в том, что романское искусство создавалось художниками, которые зачастую сами находились в сложном разладе с «враждебной действительностью». Они искали умиротворения в идеализированном прошлом, в народных преданиях, в тишине и покое природы. На почве увлеченности «вечной красотой» народного творчества возрождается интерес к самобытным истокам культуры.

Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но при этом обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к оте­чественной истории было характерно для всей культуры в целом. К исто­рической проблематике обращались многие писатели, поэты, компози­торы. Но русская художественная интеллигенция, в соответствии со сво­ей миссией глашатая свободы и либерализма, не испытывала привержен­ности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действи­тельности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками XIX в. как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реа­листической образности, которая сочеталась с романтическими средст­вами выразительности. Историки русской культуры справедливо полага­ют, что романтизм стал важным звеном в общем процессе развития культуры от классицизма к реализму. Именно это одновременное пере­плетение стилей и способствовало рождению выдающихся произведе­ний русского искусства.

В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизи­рующую и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Писатели-классики всегда тяготели к объемному, много­мерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образ­ность. Классическая литература XIX в. была больше чем литература. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, уни­версальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

На характер и содержание русской культуры существенное влияние оказало движение декабристов, которое придало ей особые черты граж­данственности и политического вольнолюбия. Это влияние послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действитель­ности, получившего впоследствии название критического реализма, од­ного из основных методов в русской литературе XIX в. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве передовых рус­ских писателей Пушкина, Гоголя, Лермонтова.

Начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели и поэты — И.С. Турге­нев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др. постоянно стремились воплотить в своем творчестве высокий социально-гуманистический нравственный идеал.

В первые десятилетия столетия архитектура, развиваясь в формах позднего классицизма — ампира, обретает особую торжественность. В от­личие от дворцовых и храмовых построек предшествующей эпохи зодчие трудятся в основном над проектами зданий общественного и утилитарно­го характера: театров, министерств, казарм и т. д. Иными словами, облик архитектуры определяли постройки общегородского предназначения.

Первыми в русле позднего классицизма (ампира) в русской архитек­туре творили А.Н. Воронихин и А.А- Захаров.

К началу 30-х гг. классицизм как ведущий стиль русской архитекту­ры совершенно исчерпал себя: подъем национального чувства, гражданский пафос служения отчизне, бывшие духовной основой классицизма первой четверти столетия, после поражения декабристов практически утратили свое значение. Именно в этом заключалась основная причина кризиса в архитектуре во второй трети XIX в. Внешне кризис проявился в утрате гармонии архитектурных форм, их чрезмерной геометричности, переусложненности декоративных деталей. Примером тому могут слу­жить здания, вошедшие в ансамбль Исаакиевской площади в Петербур­ге, и главное из них — Исаакиевский собор, возведенный по проекту Огюста Монферрана.

В 30-х гг. в связи с упадком классицизма на смену ампиру пришли различные эклектические формы, в том числе получил распространение русско-византийский (или псевдорусский) стиль. Одним из ведущих ар­хитекторов этого стиля был К.А. Тон — автор проектов храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.

С первых лет XIX в. в художественных вкусах российского общества заметны очевидные изменения в связи с отказом от художественных ка­нонов классицизма. В русской живописи растет интерес к человеческой личности, жизни простых людей. Как и в литературе, в живописи мир ро­мантических чувств соединился с реальными образами, вызвав к жизни новые имена художников и творческие открытия.

Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искус­стве повлекло за собой серьезные перемены в академической живописи. В 30—50-х гг. идейные основы академизма, основанные на иерархиче­ской ценности жанров, все более устаревали. Художественные установки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общест­венными задачами искусства. Все очевиднее становилась потребность в новых выразительных средствах в живописи. В этих условиях еще сохра­нялся приоритет исторического жанра, в то время как бытовой жанр в качестве самостоятельного еще не получил признания. Утверждение ро­мантических идей предопределило тогда быстрое развитие портретного жанра в живописи.

В первой половине XIX в. русская музыкальная культура вступила в качественно новую эпоху своего развития. Под влиянием исторических событий 1812 г. композиторы все чаще обращались к героико-патриотическим и национальным сюжетам. На этой волне уже в первое десятиле­тие XIX в. многие композиторы тяготели к романтизму. Ведущим жан­ром того времени стал романс, а видными приверженцами этого жанра были А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, Я.Н. Верстовский, П.П. Булахов, А.А. Турилев. Именно этими композиторами были написаны романсы, которые и поныне пользуются большой гяопулярностью: «Соловей» (Алябьев), «Тройка» (Булахов), «Вдоль по улице метелица метет», «На за­ре ты ее не буди» (Варламов), «Колокольчик;» (Гурилев).

Русская культура первой половины XIX в., отразив плодотворный диалог разных направлений, сделала важный шаг вперед. В творчестве ху­дожников всех видов искусства воплотилась идея русской национальной самобытности. Плодотворность этой идеи подтвердилась в еще более вы­соких достижениях литературы, живописи и музыки второй половины столетия.

3. КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

Столичное дворянство было основным носителем культуры пример­но до середины столетия, когда в России выдвинулись новые обществен­но-политические силы — разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция. Эти силы видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем — образ России и судьба человека. Способы решения этих проблем получили раз­нообразное социально-политическое, нравственное, религиозное и ду­ховное выражение. В творчестве писателей, композиторов, художников, архитекторов решение этих проблем и соответствующее их выражение обрели черты новой картины мира, сквозь призму которой произошла переоценка общественной роли и значимости культуры.

Кроме того, разночинцы сделали русскую культуру более социальной по проблематике и в значительно большей мере демократичной по на­правленности и формам. Отныне гораздо активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Никогда ранее культура так непосредственно не участвовала в крупных общественных движениях. Отсюда ее характерными чертами стали гра­жданственность, высокая нравственность и демократическая направлен­ность.

Стиль реализма все более принимает критический характер и в этом качестве становится основным художественным направлением. Крити­ческий реализм существенно изменил общественные функции искусст­ва, которое должно было не только воспроизводить и объяснять жизнь, но и выносить «приговор о явлениях ее».

Русская литература пореформенного времени подарила миру «яркое созвездие великих имен». Новое поколение писателей-реалистов пришло в литературу в 60—70-х гг. и предложило обществу новые темы, жанры, идейно-художественные принципы. Переосмысление и переработка старых принципов и форм изображения жизни привели к развитию жанра социально-бытового романа и повести. Выдающиеся достиже­ния в этом жанре принадлежали И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому.

Начало творческой деятельности Ивана Сергеевича Тургенева отно­сится к 40-м гг., когда писатель увлекался философией романтизма. Под ее влиянием сформировалось жизненное кредо Тургенева — он был про­тивником насильственных мер решения любых проблем, в том числе и социальных. Однако увлечение романтизмом прошло довольно быстро, и уже с середины 40-х гг. Тургенев становится писателем-реалистом.

На рубеже 40—50-х гг. в общественной жизни России все явственнее за­являло о себе новое поколение интеллигенции, отличавшееся резким ради­кализмом, неприятием крепостнических порядков. Тургенев первым из рус­ских писателей вывел в своих романах «Накануне» и «Отцы и дети» героев, выражавших взгляды «новых людей». В этих романах он отразил конфликт поколений в форме антагонизма двух мировоззрений — дворянских либера­лов и революционеров-разночинцев. Взгляды новых героев эпохи писатель представил разрушительной силой, которая ломает привычные устои обще­ственной жизни. При этом сам автор не одобряет их радикализма, но с симпатией и уважением относится к их нравственным устоям, смелости, само­отверженности, подвижничеству. Писатель (будучи сам дворянином) счита­ет дворянство носителем высших духовных ценностей русской культуры. Вместе с тем он понимает, что «время» дворянства истекает и оно уже не способно активно противостоять экстремизму «новых людей». В своих рома­нах писатель раскрывает лучшие черты русской дворянской интеллигенции, ее любовь к народу, преданность интересам страны. Эти качества служат оп­равданием того романтического пессимизма, которым проникнуты многие образы лучших людей дворянского сословия.

Совсем иную роль в русской культуре сыграл Федор Михайлович Дос­тоевский, который внес неоценимый вклад в мировую культуру. Обладая уникальным даром пророчества и способностью к анализу человеческой души, писатель исповедовал идеи, выходящие за пределы представлений конкретного исторического времени в сферу «вечных» интересов людей.

Достоевский вошел в русскую литературу как сложившийся мастер. Уже в своих первых романах («Бедные люди») писатель обратился к про­блеме «маленького человека». Однако, в отличие от своих предшественни­ков, он не идеализирует бедность. Стремление показать реализм жизни за­ставило Достоевского отказаться от романтизации образов «простого на­рода». Он изображает их в соответствии с логикой характеров и правдой жизни.

60—70-е гг. стали самым важным этапом в творчестве Достоевского — им были написаны знаменитые романы — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». В этих романах он обосновал и раз­вил целый ряд глубоких философских идей. Выражая свое несогласие с суще­ствующим миропорядком, писатель в то же время отрицает насильственные меры переустройства мира. Он считает, что особый исторический путь Рос­сии и сближение народа с интеллигенцией помогут разрешить социальные проблемы без революционных потрясений. Достоевский предостерегал, что революционная практика способна взять на вооружение принцип «цель оп­равдывает средства». При этом писатель был убежден, что только одних со­циальных средств борьбы со злом недостаточно. Он считал, что человеку обя­зательно необходима нравственная опора, вера в Бога.

Лев Николаевич Толстой вошел в историю русской и мировой культуры не только как писатель-реалист, но и как основоположник русского нигилизма, создатель своеобразной философии и педагогики. Толстой ви­дел свое предназначение в критике общественно-исторического опыта, а также философских, религиозных, этических учений. Писатель считал источником своих суждений мнение народа. Тема поисков нравственно­го идеала, соответствующего «естественной жизни» простых крестьян, проходит через все его сочинения (романы «Война и мир», «Анна Каре­нина», «Воскресенье», повести и драмы).

Творчество Толстого было посвящено изображению пореформенной Рос­сии. В своих произведениях он поставил множество великих вопросов, передал настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Широкий охват действительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражение истории народа через частную жизнь от­дельного человека, неустанный поиск духовного идеала — все это делает фено­мен Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы.

Изобразительное искусство пореформенного периода, так же как и литература, было тесно связано с бурными процессами общественной жизни. В нем отразились споры о путях преобразования России, жесткая оценка социальной действительности, народнические взгляды на кресть­янство, извечный поиск нравственного идеала. Общественная функция живописи коренным образом изменилась. Если искусство классицизма подчинялось идее украшения жизни, то в искусстве 60—70-х гг. эстети­ческая сторона уже не считается главной. Художникам казалось гораздо более важным правдиво отразить социальные проблемы, мысли и чувст­ва людей разных сословий. Стремление отразить, передать главное, отли­чающее свое время, просветительские убеждения и иллюзии породили критическую живопись.

Важнейшую роль в русском искусстве живописи того времени сыг­рали художники-передвижники, выступившие против официального академического классицизма с его устаревшими канонами.

По мере развития русской реалистической живописи у художников все чаще пробуждался интерес не к сиюминутным, а к «вечным» вопро­сам общественного бытия, ответить на которые помогала история. Та­лантливым выразителем жанра русской исторической живописи стал Василий Иванович Суриков.

К началу 80-х гг. радикализм, господствовавший в предыдущие 20 лет, утратил свой боевой характер, на смену ему пришло более спо­койное восприятие действительности. В этой обстановке живопись получи­ла возможность освободиться от диктата публицистики. В русском искусст­ве совершенно особое значение приобрел пейзаж. На художественных выставках 80-х гг. выставлялись преимущественно пейзажи. Замечатель­ными мастерами, сумевшими раскрыть удивительную красоту, задушев­ность русской природы, стали A. И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре»), И. Шишкин («Рожь»), И. Левитан («Над вечным покоем»), К. Сав­расов («Грачи прилетели»), В.Д. Поленов («Заросший пруд») и др.

В русской музыке второй половины столетия отчетливо проступила тенденция к усвоению лучших достижений других видов художествен­ной культуры, в особенности литературы. И это был не простой перевод с языка литературы на язык музыкальных образов; взаимодействуя с дости­жениями других искусств, музыка одновременно формировала свою кар­тину мира и свои способы осмысления жизни и истории отечества. Поэто­му музыкальное искусство этих лет отличается широким жанровым раз­нообразием. Совершенства достигло оперное искусство, которое использовало сюжеты русской истории, культуры, быта и раскрывало пси­хологию национального характера.

Появилась целая плеяда композиторов, в сочинениях которых цен­тральное место занимали человек с его сложным душевным миром и на­род, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой. Назовем здесь А.П. Бородина («Князь Игорь»), МП. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («Пскови­тянка», «Царская невеста»).

Однако особую роль в музыкальной культуре пореформенного пе­риода сыграл кружок петербургских композиторов, организованный М.А. Балакиревым и вошедший в историю под названием «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Этот коллектив, творче­ское содружество единомышленников, состоял из пяти русских компо­зиторов — М.А. Балакирева, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что в истории практически нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом. Это период роста национального самосознания, сформировавшегося в процессе борьбы против французского нашествия. Но одновременно с этим складывается и развивается резко критический взгляд на социальное устройство российской действительности. Результатом становится декабристское восстание, продемонстрировавшее появление нового менталитета русской интеллигенции и в определенной мере ознаменовавшее выделение этого слоя общества.

Общественная мысль этого периода пытается найти разрешение главных проблем времени: государственного переустройства, крестьянской реформы и самого человека. Так ищется путь, по которому должно идти российское общество. Взгляды мыслителей кардинально разделяются: не только славянофилы и западники, но и петрашевцы, народники, социалисты и т. д. предлагают свои кардинальные способы разрешения российских проблем.

Особого расцвета достигает в XIX веке русское искусство, во всех своих видах и формах явившее миру соцветие великих имен гениев мирового масштаба. В искусстве всего за одно столетие осуществился процесс развития самых различных стилей и направлений от классицизма до реализма.

Таким образом, русская культура второй половины XIX столетия вправе гордиться великими именами. Классического совершенства дос­тигли литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского ис­кусства позволили раскрыть необъятный мир человеческой личности. Метод реализма был первой попыткой в познании этого мира. В русской культуре XIX века сформировались все предпосылки современной культуры России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Александров В.Н. История русской культуры. Минск, 2004.

  2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994. Ч. 2.

  3. Георгиева Т.О. История русской культуры. М., 1998.

  4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

  5. Лапшина Н.П. «Мир искусства». М,, 1997.

  6. Мир русской культуры. М., 2004.

  7. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2007.

  8. Серебряный век русской поэзии. М., 1993.

  9. Серебряный век. Л., 1991.

  10. Ценностный мир русской культуры. СПб., 1995.


написать администратору сайта