14. Малая группа как объект социальнопсихологического анализа Понятие малой социальной группы
Скачать 360.5 Kb.
|
2. Непосредственный межгрупповой контакт. Во-первых, увеличение контактов между представителями различных групп может привести к признанию большего сходства между ними. Обнаруженное сходство может увеличить взаимную симпатию (аттракцию). Во-вторых, несмотря на то, что стереотипы устойчивы, их можно изменить в тех случаях, когда появляется достаточное количество информации, несогласующейся с ними, или когда люди обнаруживают значительное число «исключений» из своих стереотипов. Непосредственный межгрупповой контакт может стать одним из эффективных средств борьбы с предубеждениями, когда выполняются следующие условия. • Взаимодействующие группы должны быть примерно равными по социальному, экономическому или другому статусу. • Ситуация контакта должна включать сотрудничество и взаимозависимость, так чтобы группы работали для достижения общей цели. • Контакт между группами должен быть неформальным, так чтобы члены групп могли узнать друг друга лично. • Контакт должен происходить в условиях, когда существующие нормы способствуют групповому равенству. • Группы должны взаимодействовать таким образом, чтобы негативные стереотипные убеждения относительно друг друга не подтверждались. • Вовлеченные в контакт люди должны рассматривать друг друга как типичных представителей соответствующих групп. 3. Объединение групп «Свои» и «Чужие» в группу «Мы»: рекатегоризация. Согласно этой теории общей групповой идентичности, предложенной Гэртнером, Довидио и их коллегами, в тех ситуациях, когда люди, принадлежащие к различным группам, начинают воспринимать себя как представителей единой группы, их отношение друг к другу становится более позитивным. Это приводит к увеличению количества контактов между членами групп, что ослабляет межгрупповое предубеждение. 4. Создание общих целей, сплачивающих людей. Гэртнер и его коллеги считают, что одним из ключевых факторов в этом процессе является совместная работа. Когда люди, принадлежащие изначально различным группам, работают вместе ради достижения общих целей, они начинают воспринимать себя как единый социальный организм. 5. Чувство эмпатии может уменьшить предубеждение к группе. Когда мы видим мир глазами члена «заклейменной» группы, наше отношение к этой группе становится более позитивным. 40. Большая группа. Массовые социально-психологические процесс сы и явления. В основу детальной классификации больших социальных групп принимаются разные признаки. По времени существования разделяются длительно существующие (устойчивые) большие группы (классы, нации) и коротко существующие - аудитории, толпа, публика. По характеру организованности - организованные группы (партии, союзы). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации). По примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные и профессиональные, национальные) и реальных группах - контактные (взаимодействий вступает тоже как существенный признак). К реальным, большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания. Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп. Общие признаки большой социальной группы :
Структура психологии больших социальных групп включает : 1.Психический склад (нравы, обычаи, традиции, вкусы). Эмоциональную сферу – потребности, интересы, настроения. Стихийные группы . Это кратковременные объединения большого числа лиц с различными интересами, но собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Разновидности – толпа, масса, публика. Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы). К ним относятся следующие: - стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары), - общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.), - массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),
Скопления людей, образующиеся в самых разных социальных ситуациях, тем не менее имеют много сходных признаков. Основные признаки толпы. Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:
Следовательно, под толпой необходимо понимать многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, характеризующееся изначальным стихийным своим образованием (или потерей организации) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой). Виды толп. Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия, они характеризуются так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут неадекватно себя вести. Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости. Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская (иногда ее называют мародерская) — это скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на грабеж людей, захват различных материальных ценностей, ставших легкодоступными в результате каких-то стихийных бедствий, например: брошенные дома, полуразрушенные магазины и склады при землетрясениях, наводнениях, крупных пожарах, техногенных катастрофах и т. п. Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни. Они могут принципиально различаться друг от друга по степени своей организованности и целенаправленности и в зависимости от этого приобретать или утрачивать признаки толпы, например: различные акции протеста населения против политики своих правительств или акции социальных групп, добивающихся определенных прав в обществе и т. п. Формально-структурные характеристики толпы В открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно, имея центр (или ядро) и периферийные слои, поэтому в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга. В ограниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ограничений, поэтому большие скопления людей, например, на улице по форме похожи на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усеченную пирамиду и т. д. Каждая толпа имеет внутреннюю структуру (состав) по самым разным характеристикам - по половозрастным признакам, по образовательному уровню, имущественному статусу людей или роду их занятий. Наиболее сложно выявлять структуру толпы по интересам, и ценностным ориентациям людей, по их отношению к тем или иным социальным нормам и т. д. Однако именно последнее практически наиболее необходимо, так как позволяет заранее выявлять толпы с неоднозначными ценностями. Это является предпосылкой к агрессивному поведению внутри толпы и требует соответствующей профилактики — разведения антагонистически настроенных частей толпы. теоретические подходы к объяснению феномена поведения человека в толпе. Исследования поведения толпы имеют длинную историю. Одной из первых работ, в которых представлена попытка теоретического осмысления феномена деструктивного поведения человека в толпе является работа Густава Лебона, представившего описание поведения революционной толпы во времена Французской революции 1848 года и Парижской коммуны 1871 года. Пытаясь найти обоснование деструктивному поведению казалось бы цивилизованных людей в толпе, Лебон пришел к выводу, что толпа продуцирует примитивное и гомогенное поведение в силу того, что:
Не смотря на критические высказывания отдельных исследователей в отношении ненаучности подхода Лебона, он сохранят свою актуальность и сегодня. Представители психоаналитического подхода в своих теоретических подходах смещают акценты на приват бессознательных инстинктов в поведении в толпе. Зигмунд Фрейд, например, утверждал что толпа «разблокирует» бессознательное. Моральные стандарты сохраняют цивилизованное поведение потому, что они вставлены в человеческую психику как Супер-Эго. В толпе же Супер-Эго подавляется лидером толпы, действующим подобно гипнотизеру, контролирующему бессознательное и нецивилизованные импульсы. Лидер толпы обладает столь мощным влиянием в силу того, что в толпе имеет место регрессирование ее членов до уровня дикой орды с ее первобытными инстинктами. С точки зрения Фрейда цивилизация способна лишь снижать степень влияния харизматического лидера дикой орды, ее «почитаемого отца». Не смотря на метафоричность и искусственность теоретических построений Фрейда, они находят многих приверженцев. В частности, Юрий Олеша облекает его идею в литературную форму - человек подобен троглодиту, а все влияние цивилизации подобно узкой пленке на инстинктах агрессии и разрушения. В экстремальной же ситуации эта пленка легко разрывается представляя примеры разрушительного поведения. Еще одна популярная теоретическая модель предложена Вильямом Макдауголлом (1921). Он характеризовал толпу как чрезмерно эмоциональную, импульсивную, отклоняющуюся, непостоянную, нерешительную, проявляющую грубые эмоции и неопределенные чувства; крайне внушаемую, лишенную способности к размышлениям, вспыльчивую, не способную к каким-либо формам сравнения, поддающуюся влиянию, лишенную самосознания, самоуважения и ответственности. В. Макдауголл считал, что наиболее распространенными являются примитивные эмоции (страх, тревога) и они наиболее легко проявляются в больших объединениях людей. Стимулы, вызывающие примитивные эмоции обладают способностью возбуждать устойчивые согласованные реакции. Первичные реакции очень быстро распространяются и усиливаются в толпе, каждый член которой подзаряжается реакциями другого. Возникает эффект снежного кома дублирующийся «примитивной симпатией». Этот эффект проявляется в случае индивидуальной деперсонализации и потери чувства личной ответственности. В своих попытках объяснения феномена толпы современные исследователи концентрируются на категориях деиндивидуализации и потери самоосведомленности. Термин деиндивидуализация был впервые введен Леоном Фестингером (1952) в качестве антитезы Юнговской «индивидуализации» - «процесс дифференциации, имеющий своей целью развитие индивидуальной личности». Наиболее полно эта категория разработана Филиппом Зимбардо, считавшим, что пребывание человека в большой группе предоставляет ему «плащ анонимности», скрывающий личную ответственность за последствия собственных действий. Это приводит к потере идентичности и снижает заинтересованность в социальной оценке. Именно состояние деиндивидуализированности, иррациональности и регрессивности приводит к отклоняющемуся поведению, т.к. оно становится вне обычного социального и личного контроля. Деиндивидуализация способствует также росту агрессивности и экзальтированности, проявлению асоциального поведения. Тем не менее, в эмпирических исследованиях влияния деиндивидуализации на характер поведения был получен ряд противоречивых эффектов. Было показано, что простое обеспечение анонимности не всегда приводит к повышению агрессивности или асоциальности поведения. Более того, в ряде исследований, проведенных на солдатах, было показано, что обеспечение им анонимности приводило к уменьшению интенсивности и силы электрошоковых разрядов, применявшихся ими к потенциальному противнику. Наряду с анонимностью должны присутствовать и другие факторы. Например, в исследовании влияния Ку-клукс-клановских балдахинов на поведение людей был убедительно продемонстрирован рост агрессивности и асоциальности поведения. Эти исследования показывают два важных момента:
Разрешение этого противоречия послужило основанием для выдвижения в качестве другой причины деструктивного влияния деиндивидуализации способности различения между общественной и частной самоосведомленностью. Снижение внимания к самости (чувствам, мыслям, установкам и другим аспектам самости) отождествляется с деиндивидуализацией, но не обязательно стимулирует асоциальное поведение против существующих социальных норм. Именно снижение внимания к публичной самости выступает в качестве основной причины независимого от социальных норм поведения. Потеря идентичности и снижение интереса к социальной оценке предоставляет людям возможность анонимности, которая, в свою очередь, обусловливает импульсивность, регрессивность, иррациональность и беспрепятственность в силу отсутствия самоконтроля. Точно также как снижение степени самоконтроля и самомониторинга приводит к возрастанию безответственности. Факторы, присутствующие в толпе (анонимность, возбуждение, групповое единство и внешний фокус внимания) снижают самоосведомленность и формируют состояние деиндивидуализации, способствующей проявлению деструктивного поведения. Эти последствия включают размывание ограничений в отношении импульсивного поведения, возрастание чувствительности к непосредственным сигналам или текущему эмоциональному состоянию, неспособности к мониторингу и регулированию собственного поведения, потере интереса к оценкам окружающих и снижению способности к рациональному планированию. Не смотря на то, что перечисленные особенности не обязательно приводят к проявлениям агрессивности, они все же способствуют проявлению асоциального поведения. Другой парной категорий, привлекавшихся к объяснению феномена поведения в толпе, являются деривация отношений и социальная обеспокоенность. Их привязка к изучению феноменологии толпы была простимулирована психоаналитическим рассмотрением роли фрустрации в коллективном поведении. Состояние депривации отношений возникает в случае возникновения у людей ощущения рассогласованности ожиданий с достижениями. Депривация отношений может быть эгоистической (основанной на сравнении со схожими другими) или братской (основанной на межгрупповом сравнении собственной группы с другими группами). Братская депривация отношений может создавать основание для социального беспокойства, которое может, в свою очередь проявляться в поведении подобному поведению толпы в таких обстоятельствах как:
4. Соответствующие нормы (например, нормы ограничивающие насилие). Перечисленные обстоятельства могут провоцировать или триггерировать асоциальные действия. Еще одним теоретическим подходом, дающим возможность несколько иного рассмотрения феномена поведения толпы является теория эмерджентных норм. Данный подход фокусируется на анализе внеколлективного поведения как нормативно регулируемого, как и все другие типы поведения в группах. Ральф Тарнер считал, что отличительной особенностью поведения толпы является отсутствие формальной организации или традиций установления норм, регулирующих поведение, и, как следствие, проблема поведения толпы предполагает нахождение объяснения появления норм в толпе (соответственно, «теория эмерджентных норм»). Люди, находящиеся в толпе осознают отсутствие норм регуляции поведения - по существу они представляют механическое объединение людей, не имеющих истории совместных действий и нормативов регулирования поведения. Их внимание сосредотачивается на отличающемся поведении (или поведении различных индивидов). Такое поведение предполагает наличие норм и возникает давление против неподчинения. Фокусируясь на нормах, теория эмерджентных норм признает, что члены толпы могут коммуницировать друг с другом в выработке соответствующих норм действий. Тем не менее, общая природа толпы определяется «отличающимся» поведением, в обыденной жизни ассоциируемым с асоциальным поведением. В рамках данного подхода фиксируется два критических наблюдения:
|