История рекламы. 14. Реклама в европейской прессе 19 века
Скачать 28.14 Kb.
|
Осипова Любовь Юрьевна №2110966 Реклама и связь с общественностью Институт непрерывного образования (ИНО) СБ-11з Тема 14.Реклама в европейской прессе 19 века. 1 Содержание: Введение……………………………………………………………. Этапы развития рекламы……………………………………. Рекламные новации в английской культуре…………………. Специализация рекламы в английской прессе…………………. Начало иллюстрированной рекламы в прессе…………………… Начало плакатного бума………………………………… Рекламные традиции во Франции в предреволюционный период………. Лидерство в жанре многоцветного плаката…………………………… Новый подъем рекламной деятельности во Франции…………………… Направление развития рекламы в Германии XIX века……………………… Заключение………………………………………………………. Список использованной литературы…………………………………. 2 Введение В XIX веке указанный вследствие огромного бурного связанных развития период промышленности приемлемого происходило наступления насыщение ей рынка обрести товарами эры массового Этапы потребления. устройства Доступность обществу печатных период средств подступы информации покупателя огромному совершенствованием числу наполеоновских людей что увеличила очередь уровень товар грамотности, ищет что, в период свою ему очередь, ищет побудило связанных представителей ему буржуазии к Рекламируя рекламированию листки своей значительного продукции. людей Рекламируя его свою объявлений продукцию, устройства производители те могли континентальная добиться представителей значительного поиске увеличения ей объемов представителей продаж. контуры Первая продукцию печатная наполеоновских реклама совершенствовались включала в совершенствованием себя стремится афиши, появлением рекламные Европа листки и имела объявления в объемов газетах. К ей началу наступления стремительного как индустриального муках развития в афиши XIX средств веке ему реклама в числа европейской конца прессе Великобритания имела устройства уже проявилось те средств характерные европейскими черты, делятся которые товара ей прессе присущи и Доступность поныне. Первая Институт «рекламы в увеличила СМИ» государственного сформировался, в деятельности дальнейшем началу совершенствовались покупателя технологии. характерные XIX Пока век в индустриального истории продукции развития проявилось рекламы вследствие интересен началу появлением значительного новых силы видов рынка рекламы, силы совершенствованием сформировался ставших к ему этому сигналов времени Великобритании традиционными включала газетных и Европа журнальных ставших объявлений, рекламированию началом деятельности законодательного уже регулирования афиши рекламной людей деятельности, находится что вырабатывала проявилось законодательного особенно в Первый Великобритании. ей Этапы проявилось развития значительного рекламы технологии Если Великобритания смотреть истории на Первый указанный интересен период с началом общеевропейских Европа позиций, государственного вехи представителей его связанных развития проявилось делятся его как переоценки минимум промышленности на обществу три увеличения этапа. товар Первый (1800 - его конец 1840-х деятельности годов) - пути многострадальный те период черты наполеоновских ей войн, континентальная переоценки Первый огромного печатных числа годов социальных СМИ ценностей, Институт первых бурного сигналов поныне наступления необходимого эры переоценки политической этапа демократии, этапа связанных с бурного европейскими обрести революциями черты конца 40-х рекламные годов. насыщение Пока времени континентальная стремится Европа в индустриального муках и истории потрясениях ему вырабатывала политической контуры общеевропейских приемлемого Доступность государственного 3 бурного устройства, указанный стабильная и Если богатая промышленности Великобритания Великобритания наращивала Этапы производительные революцию силы, массового развивала времени научно-техническую годов революцию, XIX формировала которые подступы к производительные потребительскому СМИ обществу, в интересен котором что не присущи покупатель вехи находится в поиске напряженном происходило поиске дальнейшем необходимого формировала товара, а, реклама напротив, вехи товар имела стремится традиционными обрести началом покупателя, Институт ищет насыщение пути ему навстречу. Второй переломный этап приходится на 50-80-е годы XIX века. Именно тогда экономические условия, постепенно складывающиеся в Англии, вслед за ней в континентальной Европе, а затем - после Гражданской войны - к 70-м годам XIX века в США - создают качественно новую ситуацию для рекламной коммуникации. Третий же период (конец XIX столетия) завершался относительно мирно, но грозовая атмосфера в экономике и политике европейских государств сгущалась: уже маячили схватки за передел мира, часть производства переводилась на военные рельсы. Но пока эти скорые потрясения Первой мировой войны были за горизонтом, а производство шло на подъем, обретая все новые плоды индустриальной революции. Потребительское общество в этих условиях утверждало свою состоятельность. Рубеж XIX-XX веков - «золотое время» развития европейской рекламы, выход этой деятельности на новые творческие рубежи. Рекламные новации в английской культуре Именно в Англии в 1611 году впервые в мире был выдан королевский патент на создание информационного агентства. Идею долго не удавалось реализовать, и только во Франции через 18 лет подобный замысел осуществился благодаря таланту и энергии «отца рекламы» Теофраста Ренодо. А в Англии агентства начали функционировать с 1657 года. Они обычно концентрировали под единым патронажем совокупность информационных 4 услуг: выпуск двух-трех периодических изданий для различных групп населения, наборы небольших брошюр-памфлетов, совсем не обязательно сатирического содержания на злобу дня, оперативных «летучих листков» и разнообразной рекламной продукции. Специализация рекламы в английской прессе Наряду с подобными одинокими волонтерами на ниве рекламного дела к началу XIX века в Англии формируется круг богатых и удачливых предпринимателей. Стоимость рекламы дорожала, и между «боссами» началась жесткая конкуренция за привлечение клиентов, поиск свободных ниш на рынке массовых изданий, изобретение новинок в рекламном деле. Как сообщает английская исследовательница, первые 60 слов на внутренних полосах стоили 7 шиллингов, а затем по 9 пенсов добавлялось за каждые 10 слов. На первой же полосе первые 60 слов стоили половину гинеи (гинея равна 21 шиллингу), а за каждые последующие 10 слов еще по одному шиллингу1. В условиях жесткой конкуренции, успех во многом зависел от изобретательности и изворотливости первых лиц издательского бизнеса. Начало иллюстрированной рекламы в прессе Английская периодическая печать в XIX веке активно использует иллюстрации, применяя их также и ради привлекательности рекламных текстов. Первая рекламная иллюстрация в газете появилась еще в 1680 году. Это был небольшой гравированный оттиск индийского фонтана, действовавшего во дворе таверны и привлекавшего посетителей3. Начинание подхватила первая ежедневная газета «The Daily Courant», начавшая выходить 5 в марте 1702 года. Через год здесь была опубликована серия иллюстраций, посвященных новоизобретенной машине для изготовления шоколада В большинстве случаев подобные иллюстрации были размером с почтовую марку. Прорыв иллюстраций в газетную рекламу XIX века происходит посредством «освоения опыта» гравированных летучих листков, а особенно -- журнальных иллюстраций. Первым в Европе иллюстрированным журналом, ориентированным на массового читателя, стал английский «Penny Magazine» («Журнал за пенни»). К концу 1832 года его тираж достиг двухсот тысяч экзеипляров. Появлявшаяся здесь реклама стоила немалых денег, но и влияла на увеличение доходов рекламодателей существенным образом. Более характерны все же для XIX века в целом изображения в разнообразной наружной рекламе Начало плакатного бума Однако с переходом на вторую половину века все большую популярность получают настенные щиты, плакаты, афиши.. Но в облике того варианта рекламирования, который сейчас фамильярно зовется «наружка», к середине XIX века произошли разительные перемены. Это произошло за три года до начала XIX века и осваивалось в течение первой его половины. На базе этих технических возможностей и возник новый жанр -- многокрасочный изобразительный -- нередко высокохудожественный -- плакат. Тем не менее, в середине века засилье афиш и плакатов, наклеенных вдоль и 6 поперек заборов, стен и ворот даже фешенебельных домов, породило присказку о том, что крупные города Королевства заболели «кожной болезнью» и ради выздоровления необходимо прописывать сильнодействующие лекарства. Особенно неутомимо и дерзко работали анонимные ночные расклейщики. За ними охотилась полиция, но ловкость была неравной: на одного схваченного и оштрафованного парня приходились десятки, обновившие за ночь пеструю «чешую» домов. Рекламные изображения вновь проявили страсть к огромным размерам при продвижении к покупателю таких привычных товаров, как мыло, медицинские таблетки, колбаса и плитки шоколада. Довольно быстро оформление витрин (window dressing) становится особым ответвлением рекламного мастерства, одним из истоков будущего дизайна. От искусства выкладки товаров в магазинных витринах, поисков их наиболее выигрышного оформления -- невелик творческий интервал и до организации специальных выставок. Рекламные традиции во Франции в предреволюционный период Поступательное развитие рекламного процесса во Франции было прервано политическими катаклизмами рубежа XVIII-XIX веков, и ослабление этой деятельности заметно вплоть до второй половины XIX века. Известно, что общее направление культуры в этой стране предреволюционного периода выражается понятием «галантный век». Франция -- всеевропейская законодательница модной одежды, украшений, меблировки, типов увеселений. Именно такая тематика составляет содержание значительного большинства рекламных текстов. Париж еще раньше Лондона 7 заболел «кожной болезнью» от обилия афиш и «летучих листков». Первые расклеивались по стенам, вторые вручались прохожим из рук в руки. Назойливость расклейщиков и разносчиков была такова, что в 1734 году появляется полицейское распоряжение, запрещающее эту деятельность под угрозой штрафа за нарушение указа. Однако запрет, как это всегда бывает, устрашил далеко не всех. Но близился конец «галантного века», и куртуазные «летучие листки» и грациозно оформленные афиши на стенах парижских домов сменились революционными прокламациями. В 1789-1799 годы коммерческую рекламу оттеснила реклама политическая. Правительственный указ от 26 сентября 1801 года разрешал публикацию рекламных текстов при условии, что по соседству с ними не будет политических или литературных сочинений3. В целом, французская столица вплоть до Реставрации оказалась на усеченном рекламном пайке, что отражало и общее истощенное состояние французской экономики. Лидерство в жанре многоцветного плаката Рекламные новации следующего этапа отмечены различными проявлениями изобретательности. На смену грозным распоряжениям, запрещающим расклейку любых частных афиш, пришло более гуманное требование властей печатать их на цветной бумаге, оставляя белый цвет исключительно для государственных вердиктов5. Стремясь к упорядочению уличной стихии рекламы, французское правительство более оперативно, чем на родине изобретателя, нашло применение афишным тумбам. Любопытно патентное обоснование английским изобретателем данного новшества: «Это устройство для различных заметок, объявлений, прокламаций и других текстов, обеспечивающих гласность днем и вечером, предохранит стены близлежащих 8 строений в больших городах от искажения их облика надписями, нанесенными посредством краски или мела»6. Данное изобретение очень способствовало облагораживанию облика парижских улиц к концу века. Однако наибольшую славу французской рекламе второй половины XIX столетия принесло мастерство многоцветного художественного плаката. Сама техника многокрасочного тиражирования посредством литографии изобретена в Баварии, но именно французские художники и модельеры стали особо активными восприемниками этого новшества. Новый подъем рекламной деятельности во Франции «Плакатный бум» отчасти заслонил, но не пресек успешное развитие французской рекламы и на других направлениях. Если до революции цена на подобные публикации в газетах была относительно невелика, то в 20-30-х годах XIX века она значительно увеличилась. Надо сказать, что усилия властей, стремившихся уберечь облик столицы Франции от нерегулируемых расклеек, к середине XIX века увенчался успехом. Посетители города отмечали в своих путевых впечатлениях опрятность состояния брезентовых тканей, натянутых на деревянные каркасы и закрепленных у фасадов домов, особенно тех, что обрамляют знаменитые парижские бульвары. Они имели нумерацию и числились за различными рекламными конторами, отвечавшими за аккуратность их облика и пристойность содержания наклеенных на брезент текстов. Украшением города стали газетные киоски с большими окнами, за которыми днем можно было прочесть рекламные тексты. Вечером киоски подсвечивались изнутри и становились ориентирами для гуляющих по бульварам, удобными местами запланированных и случайных встреч. Из особенностей французской рекламы XIX века следует отметить ее 9 лидерство среди европейских стран по следующим направлениям: 1) повышенное внимание к эстетическим составляющим рекламной коммуникации (отсюда блистательный расцвет полихромного плаката, внесшего невиданный ранее эстетизм в рекламный процесс); 2) включение в создание рекламы знаменитого галльского остроумия, помогавшего расширить способы воздействия рекламных произведений. Направление развития рекламы в Германии XIX века Концентрация рекламных сведений в малых печатных формах получила здесь наименование ilntelligentblatter», что можно перевести как «информационные листы». Они появились в Германии в 1722 году во Франкфурте-на-Майне6. В них, помимо традиционных коммерческих публикаций, имелся отдел «Personalien», в котором оперативно сообщалось о рождениях, свадьбах, похоронах, т. е. был широкий объем межличностной рекламы. Опыт информационных листов периодического типа подхвачен в 1727-1728 годах. Такого рода рекламными изданиями обзавелись Берлин, Магдебург, Галле, Штеттин и другие немецкие города. Однако, постепенно ситуация меняется, и на рубеже 20-30 годов газетная реклама интенсифицируется. В «Vossischen Zeitung» («Еженедельная газета») активными рекламодателями стали производители листового металла, строительных материалов и мастеров кондитерского дела, a «Leipziger Tagblatt» («Лейпцигский ежедневный листок») облюбовали для своих призывов к потребителям заправилы свечной промышленности. И все же даже в 80-е годы общий стиль объявлений в немецких газетах 10 оставлял желать лучшего. Заключение Рекламный процесс в европейских странах переживает перелом в этот период в связи с началом индустриального массового производства товаров и началом формирования потребительского общества. В этих условиях реклама становится необходимым звеном цивилизованного маркетинга. Экономическим лидером среди европейских государств была Англия, успешно осуществляющая индустриальную революцию, владевшая гигантскими сырьевыми ресурсами своих колоний. Отсюда особая интенсивность, организационная деловитость и творческое разнообразие рекламной продукции в этой стране в плане жанрового обогащения рекламных материалов, их иллюстрированного оформления и технического обеспечения («тротуарная живопись», витрины, выставки и др.). Рекламой стали заниматься специальные фирмы и агентства, имеющие разветвленную сеть отделений и представительств, а также рекламные отделы промышленных и торговых компаний, крупных предприятий, издательств и т. д. Так, рекламные агентства Чарльза Баркера и Джорджа Стрита помогли создать стиль работы, технологии и этику, которые сегодня обеспечивают успех множеству современных британских агентств. Наибольшую славу французской рекламе второй половины XIX века принесло мастерство полихромного плаката, выполнявшего рекламные функции в сфере театральной и художественной жизни, в коммерции, производстве, а также в трактовке социальных и политических коллизий. Французская пресса оставалась верна популяризации своих коронных отраслей производства: модной 11 одежды, парфюмерии, винам, предметам роскоши. Особенностью французской рекламы этого периода является повышенное внимание к эстетическим составляющим рекламной коммуникации и включение в создание рекламы знаменитого галльского остроумия, помогавшего расширить способы воздействия рекламных произведений. Наряду с углублением диверсификационных тенденций в европейском рекламном процессе этого периода проявились и потребности в развитии интегративного взаимодействия опыта различных стран. Они нашли свое выражение в организации национальных и всемирных промышленно-торговых выставок, которые явили собою новый рекламный жанр, характерный для нового времени. Список использованной литературы 1. Николаева М.А. История рекламы и средств массовой информации: курс лекций / М.А. Николаева; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2012. – 174 с. 2. Тангейт М. Всемирная история рекламы / Марк Тангейт; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 270 с. 3. Трушина Л.Е. История отечественной и зарубежной рекламы: Учебник / Л.Е. Трушина. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков И КО», 2012. — 248 с. 4. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. — СПб.: Издательство "Питер", 2002. — 304 с. 5. Ущиповский С.Н.. История рекламы (краткий курс): Учебное пособие для студентов рекламных специализаций. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2000. — 40 с. 12 6. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: Пер. с англ. — СПб.: Издательство "Питер", 1999. — 736 с. 13 |