Главная страница
Навигация по странице:

  • В этическом кодексе, принятом Ассоциацией прикладной социологии

  • 18. Специфика профессиональной деятельности специалистов в сфере социально-гуманитарной деятельности

  • К социально-гуманитарной сфере профессиональной

  • Информация по вопросам взята с учебника: Цвык В.А. Профессиональная этика социолога: Учеб. пособие. -М.: Изд-во РУДН, 2002.-132 с.

  • этика зачет 17,18 вопрос. 17. Специфика научной деятельности социолога


    Скачать 18.33 Kb.
    Название17. Специфика научной деятельности социолога
    Дата17.11.2019
    Размер18.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэтика зачет 17,18 вопрос.docx
    ТипДокументы
    #95549

    17. Специфика научной деятельности социолога

    Специфика научной деятельности социолога определена спецификой социального познания, его принципиальным отличием от познания природных явлений. Еще в конце XIX в. представители Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт ввели в научный оборот противопоставление "наук о природе" "наукам о культуре". Эти философы утверждали, что, в то время как естественные науки ищут в познании природного мира общее, открывают законы, — социальное, гуманитарное знание ориентировано на исследование единичного, конкретного, оно представляет собой знание "того, что однажды было". Главнейшим фактором, определяющим специфику познания общественных явлений, выступает, по выражению П.К. Гречко, "субъект-объектность" социального познания. Общественная жизнь, являющаяся предметом изучения социолога, пронизана сознанием и волей человека, социологическое познание частично оказывается, таким образом, самопознанием.

    В силу специфики предмета социологического исследования, знание общественных явлений подчас бывает эмоционально окрашено и почти всегда ценностно нагружено. Очень часто социологу при анализе того или иного факта общественной жизни трудно быть объективным, не учитывать собственное, личностное отношение к предмету своего исследования, а иногда и к конкретному человеку. Поэтому проблемы нравственной оценки деятельности социолога приобретают особое значение в прикладной социологии.

    В теоретической социологии внимание к разграничению ролей ученого и гражданина рассматривается в связи с вопросом объективности социологических знаний. В то время как теоретическая социология имеет дело с преобразованием идей, прикладная социология является движущей силой преобразования действительности. А поскольку, как отмечает А. Бутенко, попытки намеренного преобразования действительности осуществляются не просто так, а всегда в чьих-то интересах, нередко встает вопрос об ангажированности(вовлеченности) социолога, проводящего прикладное исследование, работающего на заказ. Это обстоятельство является поводом для постоянных дискуссий о научности прикладных исследований в целом и их потенциальном вкладе в теоретическую социологию.

    В прикладной социологии также возникает целый ряд этических проблем, связанных, в частности, с принятием решения о выполнении заказа, форме его выполнения, способах использования его результатов: "Можно ли совместить работу на две конкурирующие фирмы? Удастся ли успеть провести исследование в предлагаемые заказчиком сроки? Чем сможет социолог помочь явно бесперспективному кандидату? Как поступить с файлами, содержащими конфиденциальную информацию о работниках учреждения, по окончании исследования? Что делать, когда газета переврала все твои выводы? Круг этических проблем прикладного исследования социолога чрезвычайно широк.

    Разумеется, возможность для манипулирования общественным мнением, для искажения получаемых результатов, равно как и для фальсификации исследования у социологов, безусловно, существует. На заказ делаются и публикуются искусственные рейтинги популярности, несуществующие распределения голосов избирателей и т.п. Так, число голосов избирателей, которые могли бы получить блоки "Вперед, Россия" и "Женщины России" на выборах в Думу в 1995 г., согласно одним данным, расходились с самими итогами выборов в десятки раз, и это не было обусловлено ошибочной методикой.

    Что касается манипуляций с итогами исследований, то нередко можно встретить мнение, согласно которому социолог, как хороший разведчик, должен докладывать то, что есть. А что делать с полученными результатами, решает заказчик. Но, однако, это обстоятельство не освобождает исследователя от необходимости задаваться "несоциологическим" вопросом о целях исследования, о том, как будут использованы его результаты.

    Вряд ли следует социологу быть беспристрастным наблюдателем, хладнокровно манипулирующим людьми, доверившими ему какую-то часть своего внутреннего мира. Не может он позволить подобные манипуляции социологическими данными и другим, будь то заказчик, газета или другой социолог. Все эти обстоятельства обусловливают необходимость четкого соблюдения профессионально-этических требований, утвержденных в Профессиональном кодексе социолога.

    В этическом кодексе, принятом Ассоциацией прикладной социологии, например, отмечается, что не следует умышленно извращать данные или результаты перед лицом заказчика или публики, непосредственно или через средства массовой информации. Ни один член ассоциации не будет пытаться продать конфиденциальную или принадлежащую заказчику информацию в целях личной выгоды без соответствующего разрешения.

    Следует отметить, что становление договорных отношений, укрепление правового государства и в нашей стране выводит часть обозначенных пунктов из сферы этической в юридическую. Не случайно этические кодексы, хотя и существуют в ряде стран, оказываются не слишком широко известными среди практиков.

    Таким образом, профессия социолога обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление специалистам-профессионалам. В то же время профессиональные ценности социологической науки, как и любой другой сферы профессиональной деятельности, не существуют вне и независимо от общественных ценностей. Профессии признают, поддерживают и сообщают определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и гарантирует ей общественное признание.
    18. Специфика профессиональной деятельности специалистов в сфере социально-гуманитарной деятельности

    Практическая реализация принципов и норм профессиональной этики должна осуществляться с учетом особенностей различных видов деятельности человека. По существу, "отраслевые" этические кодексы выражают эти общие принципы в терминах профессиональных языков. Различия этических кодексов в разных профессиях обусловлены, прежде всего, целями соответствующих работ. Так, инженеры стремятся в первую очередь обеспечить надежность и безопасность для людей создаваемых и используемых ими технических средств, экономисты - к повышению конкурентоспособности предприятия и получению прибыли. Повышенные нравственные требования общество предъявляет к / профессиям, непосредственно связанным с людьми, их жизнью, здоровьем, интересами.

    К социально-гуманитарной сфере профессиональной деятельности можно отнести те профессии, предметом деятельности которых выступает человек в самых различных аспектах его жизни - природном и социальном, материальном и духовном, практическом и эстетическом.

    Социально и гуманитарно ориентированными можно считать как профессии, которые направлены на сохранение и обеспечение безопасности жизни и здоровья людей (врач, юрист, сотрудник правоохранительных органов, военный), так и те, предметом которых является социальное и духовное развитие личности (педагог, ученый, журналист, библиотекарь, музейный работник и т.д.). В круг социально-гуманитарной профессиональной деятельности входят также профессии "обслуживающего труда" — работники сферы торговли, службы быта, сферы организации досуга, туризма и т.д.

    Конечно, подобная типология профессиональной деятельности во многом условна, поскольку предметом любой профессиональной деятельности, в силу ее социального происхождения и характера (любая профессия так или иначе связана с удовлетворением потребностей людей и развитием общества) является в конечном счете человек с его потребностями и интересами. Тем не менее, именно в вышеперечисленных профессиях, вследствие их социально-гуманитарного характера максимально сокращено количество опосредующих звеньев между человеком-производителем и человеком-потребителем произведенного в результате профессиональной деятельности специалиста продукта. В социально-гуманитарных профессиях существует особая близость профессионала-специалиста к потребителю производимых им услуг, а подчас и их непосредственное общение. Это налагает повышенную нравственную ответственность на специалиста, работающего в социально-гуманитарной области.

    Не во всех социально-гуманитарных профессиях одинакова степень моральной ответственности за результаты профессионального труда. В профессиях обслуживающего труда, где многие профессиональные установления, имеющие обязательное значение, не всегда являются чисто нравственными, присутствуют лишь отдельные элементы профессиональной морали (например, требования вежливости продавца с покупателем; профессиональная ответственность работника сферы туризма за достоверность сообщаемой клиентам информации о предполагаемом месте отдыха и т.д.). В то же время именно в этих профессиях в последние годы наблюдается значительный рост профессионального нравственного сознания, что закрепляется документально в соответствующих кодексах, уставах и других нормативных документах.

    В сфере социально-гуманитарной профессиональной деятельности можно выделить и такие профессии, где исторически укоренились профессиональные нравственные традиции как сложившиеся элементы морально-психологического характера, где моральные отношения составляют не только условие успешного осуществления профессиональной деятельности, но и являются внутренним ее компонентом. В этом плане главным признаком профессии врача, юриста, учителя, ученого, писателя и т.д. выступает возможность "вторжения" в духовный мир человека, в его жизнь и судьбу, что и порождает особые нравственные ситуации, влекущие за собой необходимость субординации профессионально-этических требований.

    Профессиональная деятельность, объектом которой выступает человек, образует сложную систему взаимопереходящих, взаимообусловливающих нравственных действий. Тем не менее, структура профессионально-моральных отношений заключена в традиционные рамки отношений трех типов: 1) отношение специалиста к объекту труда (врач-больной, учитель-ученик, социолог-реципиент и т.д.); 2) отношение специалиста к коллегам; 3) отношение специалиста к обществу в целом.

    Информация по вопросам взята с учебника: Цвык В.А. Профессиональная этика социолога: Учеб. пособие. -М.: Изд-во РУДН, 2002.-132 с.



    написать администратору сайта