Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. В чем заключается неоднозначность культурно-цивилизаци- онного развития России и Северного Кавказа в XIII–XV вв.

  • 4. В чем выразилось усиление российского влияния на Северном Кавказе в период XVIII–XIX вв. Лекция 18 Литература

  • 1864 гг.) существуют в современном кавказоведении

  • Лекция 18. Проблемы интеграции народов Северного Кавказа в росси. 18. Проблемы интеграции народов Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство история и современность План


    Скачать 0.64 Mb.
    Название18. Проблемы интеграции народов Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство история и современность План
    Дата27.12.2022
    Размер0.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекция 18. Проблемы интеграции народов Северного Кавказа в росси.pdf
    ТипЛекция
    #866580
    Лекция 18
    18. Проблемы интеграции народов Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство история и современность План
    18.1. Исторические этапы вхождения Северного Кавказа в цивилизационное пространство России.
    18.2. Советская модернизация на Северном Кавказе как фактор интеграции.
    18.3. Этноконфессиональное многообразие Северного Кавказа в контексте российского цивилизационного пространства.
    18.1. Исторические этапы вхождения Северного Кавказа в цивилизационное пространство России В истории российско-кавказских отношений ученые-кавказо- веды (В. В. Черноус, АХ. Боров, Р. Х. Кочесоков и др) выделяют несколько периодов. Первый период (V–XII вв.) характеризуется установлением тесных связей между восточными славянами Великорусской равнины и племенами Аланского союза, между которыми современными учеными выявлены культурно-исторические сходства в этнической культуре ив особенностях форм быта. Вообще же главными причинами появления восточных славян на Северном Кавказе являются походы древнерусских князей Игоря на Византию г) и Святослава на ясов (алан) и касогов (адыгов) (965 г. Центром торгового и культурного взаимодействия славян и северокавказских народов, алан, зихов, тюрок и др. в X–XII вв. было
    Тмутараканское княжество с монастырями и монастырской летописной традицией. Через Тмутаракань, располагавшуюся между Азовскими Черным морями, шли торговые пути, связывавшие Европу с Кавказом и Средней Азией. Тмутараканское княжество сыграло положительную роль в процессе укрепления русско-кав- казских отношений. Второй период (XIII–XV вв.). На этом этапе культурно-циви- лизационное развитие России и Северного Кавказа можно охарактеризовать весьма неоднозначно. В. В. Черноус следующим образом интерпретирует этот период Древнерусские княже-

    Основы российской цивилизации
    ства,
    потестарно-политические объединения Северного
    Кавказаподверглись разгрому входе монголо-татарского нашествия и оказались в сфере влияния или в составе Золотой Орды. В этот период диалог северокавказских народов и формирующихся великороссов развивался в крайне противоречивых формах. Главным образом он проявился в процессе происхождения южнорусского казачества»
    1
    Казачество Северного Кавказа со времени своего возникновения отличалось разнообразным этническим составом, оно образовывалось из русских, чеченцев, ингушей, ногайцев, кумыков, кабардинцев, что обусловливало взаимодействие и взаимовлияние в его жизни разных этнокультурных традиций. Произошло гармоничное соединение великорусской и северокавказской культур. В материальную жизнь и народные традиции казаков проникли многие элементы культуры северокавказских этносов. В свою очередь, многие черты восточнославянской культуры были заимствованы горцами. В целом отношения между казачеством и северокавказскими народами можно охарактеризовать как диалогичные и культурно взаимообогащающие. Третий период (XVI–XVII вв.). Этот период вписывается в границы Московского царства в истории России, его можно охарактеризовать как взаимодействие и сближение русского и северокавказских этносов. Тогда многие народы Северного Кавказа приняли российское подданство кабардинцы, северо-западные адыги, абазины, жанеевцы (1555), большинство ногайцев, возглавляемых ханом Большой Ногайской орды Исмаилом (1556–
    1557), западные черкесы (1614–1615), абазины (1643–1645). Многие дагестанские народы поддерживали культурно-полити- ческие связи с Москвой. Их местные правители видели в России главного защитника и посредника в случае военных конфликтов и споров с враждебно настроенными соседями, главным образом Турцией и ее вассалом Крымским ханством. Поэтому отношения между Россией и Северным Кавказом часто приобретали форму военно-политического сотрудничества. При этом северокавказские народы и Россия св. взаимодействовали не в качестве государственно-политических единиц, но как сложные социальные субъекты взаимных отношений. При всех принципиальных различиях, их социоцивилизационные
    1 Черноус, В. В. Россия и народы Северного Кавказа проблемы культурно-цивилиза- ционного диалога / В. В. Черноус // Научная мысль Кавказа. – 1999. – № 3 (19) Электронный ресурс. – URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/19905 (дата обращения
    03.02.2014)
    Лекция 18 системы сохраняли традиционный характер и сходство черт феодальной социально-политической организации, что делало возможным их взаимопонимание. В XVI–XVII вв. диалог двух цивилизаций носил в целом взаимоо- богащающий характер, преимущественно ознакомительный, который в политическом плане, несмотря на периодические конфликты, выражался в союзно-вассальных отношениях ив постепенном нарастании пророссийской ориентации владетелей и вольных обществ Северного Кавказа. На Северном Кавказе с этого времени идет активный процесс роста русского, включая казаков, населения. Княжеско-боярская элита Московского царства интегрирует в свой состав горские элементы (например, князья Черкасские, занимавшие выдающееся место в Боярской Думе. Однако относительно небольшое число горцев в русской элите неизбежно вело к их ассимиляции. В контактной зоне взаимообогащение традиционной русской и северокавказских культур происходило в хозяйственно-бытовой сфере, продуктом антропологического и культурного синтеза становится терско-гребенское казачество, которое начинает играть посредническо-передаточную роль в ци- вилизационно-культурном диалоге России и Северного Кавказа»
    2
    Четвертый период (XVIII–XIX вв.). Его можно обозначить как имперский. Это время характеризуется усилением российского влияния на Северном Кавказе. В 1739 г. по Белградскому договору Малая Кабарда, под которой тогда понималась также и территория современных Чечни и Ингушетии, была объявлена барьером между Россией и Турцией. Однако набеги Османской империи и крымских татар продолжались, что усиливало политическую ориентацию края на Россию. В 1747 г. русское правительство разрешило принимать в подданство осетин и ингушей, а в 1749–1752 гг. принятое в Москве и затем в Санкт-Петербурге осетинское посольство вело переговоры, в результате которых предгорья Центрального Кавказа, бассейн рек Ардон и Фиагдон были признаны русским правительством свободной территорией, чем подтверждалась пророссийская ориентация народов этого района. В 1763 г. началось переселение горцев в урочище Моздок и строительство крепости Моздока в 1774 г. по итогам переговоров астраханского губернатора П. Н. Кречетникова с 20 членами посольства состоялось присоединение Осетии 1 Боров, АХ. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе. Проблемы интеграции и синтеза / АХ. Боров, Р. Х. Кочесоков // Философские науки. Спецвыпуск С. 43–60.
    2
    Черноус, В. В. Россия и народы Северного Кавказа проблемы культурно-цивилиза- ционного диалога / В. В. Черноус // Научная мысль Кавказа. – 1999. – № 3 (19).
    3
    Тишков, В. А. Российский Кавказ / В. А. Тишков. Электронный ресурс. – URL: http:// www.valerytishkov.ru (дата обращения 04.02.2014)
    Основы российской цивилизации Входе русско-турецких войн происходило усиление влияния России в регионе. В е гг. началось строительства Кавказской линии, что способствовало усилению военно-казачьей колонизации в верховьях Кумы, по Лабе, Урупу, Малке, Сунже. Формировалась новая форма управления – военно-народная, сочетающая военную силу с традиционными общественно-политическими институтами северокавказских народов. В 1777 г. по указу Екатерины были созданы Кубанский корпус, возведены ряд крепостей и укреплений (Александровская, Копыловская, Марьинская, Новотроицкая, Ставропольская и др) – Азово-Моздокская линия с населением из хоперских, волгских казаков и горских народов. В 1785 г. была учреждена Кавказская губерния, включающая шесть уездов, центром которой стал Екатериноград (ныне станица Екатериноградская в Кабардино-Балкарии)
    1
    В период XVIII–XIX вв. проблемы Кавказа стали одним из ведущих вопросов международных отношений. Свой интерес в нем имели Россия, Англия, Турция, Франция, Германия. После установления протектората Российской империи над Северным Кавказом началась фаза его активной интеграции в российское цивилизационное пространство. Характеризуя этот период, следует особо выделить события Кавказской войны (1817–1864 гг.), которые оставили глубокий след в памяти северокавказских народов, а многие идеи мюридизма живы и посей день.
    ► Мюридизм
    – воинственное религиозное антихристиан- ское, подчас принимавшее форму мусульманского фанатизма движение северокавказских этносов против российской империи (в исторической литературе дог антифеодальное, национально-освободительное движение горцев против колониальной политики царской администрации (в советской науке. Именно поэтому огромное значение имеют труды ученых, в которых Кавказская война рассматривается не только как вооруженное противостояние северокавказских народов российским военным или как религиозно-идеологическая борьба, но и как время социокультурного взаимодействия России и Северного Кавказа, вследствие которого изменялся как менталитет горцев, таки ментальность русских, прошедших Кавказскую войну. Необходимо учитывать и те факты, что большинство представителей царской администрации были лояльны к северокавказским этносам.
    1 Там же.
    Лекция 18 Пятый периоде гг. ХХ в. Советский период культурно-цивилизационного взаимодействия России и Северного Кавказа часто называют периодом насильственной русификации северокавказских народов. Такие однозначные и безоговорочные трактовки не соответствуют действительности. Например, советской властью народами территориям Северо-Кавказского региона в различных формах автономий было дано государственное устройство, ученые-филологи разработали для большинства народов письменность, чем была создана основа для их сохранения и полноценного развития, были созданы системы образования и подготовки национальных кадров, с нуля создавалось промышленное производство. Однако во второй половине х гг., особенно после принятия конституции СССР (5.12.1936), национальная политика резко изменилась от учета этнических особенностей как в административно-территориальном делении, таки в культурной политике – к социальной унификации национальной жизни. Но даже в это непростое время не произошло этнокультурной ассимиляции (русификации) северокавказских народов, никто из них не лишился своей этнической идентичности и самосознания. В данном случае можно говорить о таком этническом процессе, как аккультурация. Автохтонные этносы Северного Кавказа естественным образом посредством тесного взаимодействия с русским населением, русского языка, образования, индустриализации приобщались к российской советской культуре. Во времена культа личности Сталина на смену процессу аккультурации приходит процесс деэтнизации народов Северного Кавказа. Вообще этот процесс касался всех народов СССР, включая русских. Так, В. А. Авксентьев и В. А. Шаповалов отмечают, что русский этнос был вовлечен в процесс деэтнизации не меньше, а может быть и больше, чем другие этносы бывшего СССР. Само понятие Россия постепенно выходило из политического лексикона, несколько поколений русских людей воспитывались на дореволюционном ленинском идеологическом клише Россия – тюрьма народов. Одной из главных целей советской политики было построение безэтнического коммунистического общества, консолидированного новой социокультурной идентичностью. Процесс становления такой идентичности в бывшем СССР действительно шел. Причем эта идентичность, не являясь новой этнической идентичностью, была призвана заменить, вытеснить
    1
    Авксентьев, В. А. Этнические проблемы современной России социально-философ- ский аспект анализа / В. А. Авксентьев, В. А. Шаповалов. – Ставрополь, 1997. С. 127.
    Основы российской цивилизации этническую идентичность из сферы социальной идентификации человека. Это положение было составной частью идеологии советского человека
    1
    Шестой периоде гг. XX – Х вв.). Распад СССР, обернувшийся кризисом национально-цивилизационной идентичности, способствовал тому, что важнейшими факторами формирования социальной идентичности на Северном Кавказе стал рост религиозного и этнического сознаний, а также активность религиозных общин и национальных диаспор. В условиях российского социума это стало одной из основных причин трансформации цивилизационных основ развития в его национальный ресурс. Постсоветская культура российского общества отличается мозаичностью, многослойностью, складывающейся из типологически различных культурных пластов советской, массовой западной, многочисленных этнических, религиозных культур, находящихся в состоянии противостояния и противоречия. В это же время на Северном Кавказе наблюдается конфликт этнорелигиозной и российской национальной идентичностей. Все это является культурным подтекстом межэтнической напряженности и ксенофобии.
    18.2. Советская модернизация на Северном Кавказе как фактор интеграции Одной из консолидирующих основ полиэтничного социума в СССР выступала советская идентичность, которую можно определить как цивилизационную. Причастность к общности советский человек обусловливалась не только территориальной или государственной принадлежностью, но и общностью ценностей и целей. На становление образа мы – советские люди работали государственная политическая система, образование, искусство, но главным образом интенсивная модернизация социально-эко- номических структур, приводящая к ломке устоев традиционного общества. В том числе это касается северокавказского социума, в котором в указанный период именно модернизация выступала основой для политических, культурных и социальных изменений. Модернизация Северо-Кавказского региона впервые годы советской власти, заключающаяся в создании энергетической базы промышленности и быта, в реконструкции промышленных предприятий и открытии новых отраслей промышленности (тяжелой, нефтегазовой, в возведении новых городов, ставших центрами
    1
    Коркмазов, А. Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа / А. Ю. Коркмазов. – Москва, 2002. – С. 78.
    Лекция 18 экономики, культуры и государственности автохтонных народов, в становлении системы народного образования, вела к постепенному формированию национальных кадров рабочего класса, научно-технического и административно-управленческого аппаратов, интеллигенции, студенчества, являющихся носителями новых советских ценностей. Огосударствление сельского хозяйства, сплошная коллективизация и бюрократизация колхозов в х гг. привели к слому традиционных организационно-хозяйственной и социальной структур северокавказского общества, что, в свою очередь, повлекло изменение ценностной иерархии. Индустриализация и связанная с ней урбанизация привели к постепенному росту рабочего класса и грамотного населения, ставшего носителями русского языка и ценностей советского общества. В е гг. на Северном Кавказе полным ходом осуществлялась культурная революция, вызванная экономическими изменениями. А. Ю. Коркмазов выделяет два этапа культурной революции на Северном Кавказе
    • первый этап (1920–1927 гг.) – период перестройки духовной жизни автохтонных народов, направленный на преодоление патриархально-родовых пережитков в сознании людей и массовой неграмотности населения в регионе
    • второй этап (1928–1936 гг.) – период культурного строительства и накала искусственно нагнетаемой классовой борьбы, характеризующийся формированием коммунистической партийно-государственной номенклатуры как основной опоры режима личной власти Сталина. В годы Великой Отечественной войны и вплоть дох гг. экономическая модернизация перестает быть основным фактором интеграции Северного Кавказа в советский социум. И без того сложное экономическое положение ухудшается депортацией в 1943–1944 гг. ряда автохтонных народов карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей. В этот период основными факторами интеграции выступили всенародная сопричастность к общей для всей страны трагедии, связанной с войной, и массовое участие в защите Родины от фашистов. Особенно сильные обороты советская экономическая модернизация на Северном Кавказе набирает с концах дох гг. Повсеместные урбанизация и индустриализация коренным образом изменили уклад жизни, вызвали потребность в получении качественно иного уровня образования и профессионализма.
    1 Там же. – С. 62–63.
    Лекция 18 Важнейшим направлением размывания этнокультурных отличий и сближения наций в этот период являлось вовлечение автохтонных народов Северного Кавказа в работу промышленности и создание промышленной инфраструктуры. Эффективное промышленное развитие происходило на фоне монокультурной аграрной экономики, сужавшей масштабы и содержание хозяйственного развития Северного Кавказа. Именно в эти годы происходит реальная и интенсивная модернизация социально-экономических структур (урбанизация, индустриализация) и подлинная революция в культуре местных обществ. Изменения социально-экономических структур в этот период определяются не столько перестройкой социально-демо- графического состава населения в результате механического притока русскоязычного населения извне региона, сколько трансформациями самого этнического социума. Процессы модернизации сопровождаются ослаблением влияния традиционных культурных систем на всю сферу общественных отношений. При весомом вкладе внешнего фактора (общегосударственной политики и системы образования) здесь не менее важна была переориентация этносоциальных общностей с воспроизводства традиционных социальных и культурных образцов на социальные инновации, на модернизацию. Население северокавказских республики областей включалось, благодаря этому, в единый для всей страны процесс социально-экономического развития. Таким образом, важный результат этого периода – выравнивание и сближение социально- экономических характеристик северокавказских этносоциальных общностей со структурой российского общества в целом, достижение их принципиального стадиального единства. Но стирания национальных граней социального пространства региона к концу советской эпохи, конечно жене произошло. Сохранялось определенное отставание северокавказских этносоциальных общностей по параметрам модернизации от общероссийского уровня и от русскоязычного населения страны»
    1
    Из данного высказывания можно сделать вывод о том, что социокультурные изменения северокавказского социума были детерминированы в первую очередь экономическими преобразованиями, те. стартовой выступала экономическая, а не социокультурная модернизация. Сформировавшаяся на ее основе социальная и профессиональная структура общества состояла
    1 Боров, АХ. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе. Проблемы интеграции и синтеза / АХ. Боров, Р. Х. Кочесоков. С. 47.
    Основы российской цивилизации из групп с общими культурными и ценностными ориентирами. Политика советского государства, сочетавшая репрессивные меры, преференциальные и идеологические методы, позволила в конечном итоге км гг. обеспечить относительную устойчивость этнонациональных отношений в регионе, и неслучайное и е гг. ХХ века оставили в целом позитивный образ этнических процессов на Северном Кавказе, сохранившийся в общественном сознании региона и поныне»
    1
    На цивилизационный характер советской идентичности и ба- зисность экономической модернизации в своих работах указывает В. А. Авксентьев: С нашей точки зрения, советский опыт преобразований на Северном Кавказе свидетельствует о том, что социокультурная модернизация должна быть востребована снизу, те. экономическими процессами. Экономические преобразования первых советских пятилеток имели целью не столько увеличение производства в регионе, сколько изменение социальных, политических и духовных процессов. Создание индустрии существенно изменило уклад жизни, потребовало определенного уровня образования и профессионализма. К концу советского периода Северный Кавказ был вполне промышленно развитым регионом с полноценной социальной структурой, неплохой системой образования, а Дагестан – одним из важнейших центров развития ВПК. Все народы находились в поле единой многонациональной советской культуры и при реальных проблемах и тяжелом наследии сталинской национальной политики считали себя частью советского народа. Преодоление социокультурного раскола на юге – это проект социокультурной реинтеграции на экономической базе модернизации и социокультурной основе российской цивилизационной идентичности. Формирование российской цивилизационной идентичности выводит нас на аналогию с советской идентичностью, понимаемой именно как цивилизационная идентичность. Успешность формирования советской цивилизационной идентичности и формирование советского народа как ее носителя дают возможность для оптимистических прогнозов социальные мегапроекты такого рода вполне реализуемы»
    2 1
    Авксентьев, В. А. Этнополитическая идентичность в постсоветской России как фактор конфликтности / В. А. Авксентьев // Конфликтология – теория и практика : ежеквартальный научно-практический журнал. – 2004. – № 2 (3) июль. – С. 34.
    2
    Авксентьев, В. А. Юг России от социокультурного раскола к интеграции / В. А. Авксен- тьев // Диалог культур ценности, смыслы, коммуникации XIII Международные Лиха- чевские научные чтения, 16–17 мая 2013 г. – Санкт-Петербург, 2013. – С. 383–384.
    Лекция 18 Положительными сторонами советской модернизации выступало то, что формирование нового типа культуры не предусматривало коренной ломки элементов этнической культуры. Несмотря на неоднозначность советской национальной политики, в целом она имела гибкий характер. Практически весь советский период был для северокавказских этносов временем экономического и культурного подъема. Высокими темпами шло становление и развитие промышленности, системы образования, новых форм культуры и искусства. Как ни парадоксально, но немаловажную роль играла и близость традиционных мировоззренческих взглядов горских этно- сов с господствовавшей в тот период марксистско-ленинской идеологией идея всеобщего социального равенства, приоритет общественных интересов над личными, сохранение семейных ценностей и моральных устоев. Даже такие, казалось бы, негативные моменты, как подавление государством религиозных конфессий – закрытие мечетей и исламских учебных заведений, репрессии в отношении видных богословов, – привели лишь к причудливому синтезу традиционного и исламского мировоззрения населения, что наиболее полно выразилось в распространении среди ряда северокавказских этносов суфизма»
    1
    Таким образом, к основным направлениям советской интеграционной политики на Северном Кавказе можно отнести следующие
    • экономическая модернизация в рамках индустриализации
    • административная, политическая и образовательная унификация, обусловившая изменение этносоциальной структуры региона
    • идеологизация основных форм искусства. Все эти процессы способствовали становлению общественных ценностей и идеалов общесоюзного образца, а также формированию советской цивилизационной идентичности.
    18.3. Этноконфессиональное многообразие Северного Кавказа в контексте российского цивилизационного пространства Этнографический облик Северного Кавказа, дошедший до нас без существенных изменений, в основных своих чертах сложился еще в раннем Средневековье. Сейчас на территории Северного Кавказа проживает около 120 этносов, из них более 50 являются
    1
    Ладин, М. Кавказ традиция и модернизация / М. Ладин Электронный ресурс. – URL: http://internasionale.livejournal.com/36425.html (дата обращения 20.05.2014).
    Основы российской цивилизации автохтонными (коренными, аборигенными) народами. Только в республике Дагестан проживает 36 этносов, говорящих более чем на 70 диалектах. В Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года отмечено, что в настоящее время на территории Северо-Кавказ- ского федерального округа проживают 2 743 тыс. русских (29,9 % общей численности населения, 1 485,2 тыс. чеченцев (16,2 % общей численности населения, 785,3 тыс. аварцев (8,5 % общей численности населения, 511,7 тыс. кабардинцев (5,6 % общей численности населения, 488,8 тыс. даргинцев (5,3 % общей численности населения, 476,5 тыс. осетин (5,2 % общей численности населения, 462,2 тыс. ингушей (5 % общей численности населения тыс. кумыков (4,3 процента общей численности населения, 359,5 тыс. лезгин (3,9 % общей численности населения тыс. карачаевцев (2 % общей численности населения,
    148 тыс. лакцев (1,6 % общей численности населения, 106,8 тыс. балкарцев (1,2 % общей численности населения, а также представители других национальностей»
    1
    На Северном Кавказе представлены все три мировые религии буддизм (ламаизм) – калмыки христианство (православие и армя- но-григорианство) – славянское, иранское и армянское население ислам – северокавказские и тюркские этносы. Есть представители национальных религий, таких как иудаизм – ашкеназы, лахлухи, грузинские и горские евреи, а часть курдов исповедуют езидизм. Социологические исследования показывают, что, в отличие от других регионов страны, населяющие Северный Кавказ народы в значительном большинстве своем являются верующими, причем неформально принадлежащими к определенной конфессии, но активными исполнителями необходимых обрядов и церемоний. Несмотря на наличие буддизма, иудаизма и других религий, Северный Кавказ остается регионом, в котором сосуществуют две основные традиции славянско-христианская (православная) и исламская (мусульманская. Межкультурное взаимодействие более 120 этносов, являющихся носителями двух крупнейших мировых религий – христианства (православия) и ислама, – выступает источником веротерпимости, толерантного сознания, стабильности и добрососедских отношений в регионе. Роль религии на Северном Кавказе на сегодняшний день значима, так как религия является формой коллективной идеологии, выступает средством
    1 Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. – URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/175166 (дата обращения Лекция 18 духовной и политической мобилизации. Религиозные различия в регионе могут влиять на процессы политической и социально-э- кономической дезинтеграции общества. На религиозной почве могут проявляться враждебность и недоверие, деление людей на верных и неверных, ведущие к образованию новых явлений в социальной жизни России, например, религиозному экстремизму. Отсюда очень важной задачей выступает стремление к обоснованию способов сохранения духовного ядра религии, включая ее потенциал диалога между представителями различных культур. Данный тезис целесообразно подкрепить цитатой Г. Кюнга: Нет мира между нациями без мира между религиями!»
    1
    На постсоветской территории Северного Кавказа, как отмечает В. А. Тишков, произошло превращение российской культуры в мозаичную, многосоставную, состоящую из типологически различных культурных систем традиционной северокавказской культуры (распадающейся на многочисленные этнотрадицион- ные культуры) и близкой к ней по ценностной системе исламской, русской национальной (включая казачью традиционную культуру, советской и современной массовой западной культуры, находящихся в состоянии открытой и латентной конфликтности, что является культурным подтекстом межэтнической напряженности и ксенофобии»
    2
    . Данные культурно-цивилизационные факторы определяют успешность интеграции северокавказского социума в общероссийское цивилизационное пространствво. Кризис российской идентичности актуализировал самоидентификацию этносов Северного Кавказа, и не все из них в полной мере осознали себя россиянами, принадлежащими к российской культуре. Несмотря на то, что Северо-Кавказский регион включен в модернизационные процессы, на ментальном уровне он все еще продолжает существовать как бы отдельно от России, хотя ив границах одного государства. Кавказская культура выступает на сегодняшний день как часть общероссийской культуры, но как часть малоинтегрированная и неорганическая. Идеологическую и ценностно-мировоззренче- скую основу этой культуры составляет своеобразное сочетание традиционализма и ислама В настоящее время особая цен- ностно-мировоззренческая парадигма, основанная на исламе, превращается в национальную идею народов Кавказа, фиксируя
    1
    Kueng, H. Global Responsibility: In Search of a New World Ethic / H. Kueng. – NewYork,
    1991. – P. 5.
    2
    Тишков, В. А. Культурная мозаика и этническая политика в России / В. А. Тишков // Россия и мусульманский мир. – 2003. – № 7. – С. 9–32.
    Основы российской цивилизации особый статус данного региона в рамках Российской Федерации. Кроме того, идеология единства всех мусульман, их императивная причастность к исламскому миру позволяют говорить не только о культурно-идеологическом, но и о цивилизационном обособлении мусульманского Северного Кавказа»
    1
    Процессы религиозного возрождения на Северном Кавказе в е гг. усилили роль исламского фактора в жизни народов региона, а также способствовали их консолидации. В этой связи весьма уместными выглядят размышления ЕМ. Примакова о том, что волна исламизации – это глобальный феномен. Следует учитывать, что происходящее в течение двух столетий включение Кавказа в Российское государство осуществлялось в условиях не подъема, а спада ислама. Сейчас принципиально другая ситуация. Сейчас происходит подъем ислама, и было бы ошибкой абстрагироваться от влияния взрывного подъема мирового ислама на положение на Северном Кавказе»
    2
    Действительно, роль ислама в Северо-Кавказском регионе, особенно это касается восточных республик, сегодня исключительно велика. Светские ценности, на которых, по нашему мнению, должно быть фундировано социокультурное развитие России в мире
    XXI века, с трудом находят путь в ментальное пространство многих представителей некоторых республик Северного Кавказа. На современном этапе Северо-Кавказский регион характеризуется утверждением локальных характеристик идентичности в противостоянии общероссийским. Местные этносы считают себя носителями особой кавказской цивилизации, которая по своему геополиэтническому коду не сможет стать ни западной, ни азиатской последующим причинам кавказские народы являются аборигенами на своей земле многие поколения имеют опыт совместного выживания и защиты от внешних угроз свободолюбие кавказских народов по своей природе не терпит порабощения»
    3
    Основу кавказской идентичности для местных этносов составляет их кавказскость. В работах А. Ю. Шадже кавказскость определяется как суперэтническо-специфический феномен, составляющий то особенное, что определяет лицо кавказца 1
    Авксентьев, В. А. Конфликтологические сценарии Юга России в контексте социокультурного развития региона / В. А. Авксентьев, Б. В. Аксюмов // Обозреватель. – 2012. –
    № 7. – С. 7, 10–11.
    2
    Примаков, ЕМ. Необходима политическая борьба против интерпретаций ислама как идеологии воинствующего экстремизма / ЕМ. Примаков Электронный ресурс. – URL: http://i-r-p.ru/page/stream-document/index-27176.html (дата обращения 06.08.2018)
    3 Жаде, ЗА. Геополитическая идентичность России в условиях глобализации авто- реф. дис. … д-ра полит. Наук / ЗА. Жаде. – Краснодар, 2007. – С. 43.
    4
    Шадже, А. Ю. Кавказская идентичность в современной России / А. Ю. Шадже // Социология и общество тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса. –
    Санет-Петербург, 2000. – С. 324–325.
    Лекция 18 Вывод В целом, самоидентификация народов Северного Кавказа осуществляется в условиях дуалистичности основ жизнедеятельности и сознания этносов региона
    • с одной стороны, Северный Кавказ рассматривается как часть Российской Федерации, с другой – как обособленная в культурно-цивилизационном отношении территория
    • с одной стороны, северокавказские народы интегрированы в российское культурно-цивилизационное пространство, что фиксируется, например, единой языковой сферой, демографической топологией региона – русские и кавказцы здесь расселены практически во всех городах и районах диффузно, без территориальных обособлений, без анклавов и гетто с другой – устойчиво бытуют мифы и стереотипы о непроницаемости, герметичности кавказских культур, о средневековых нравах кавказских социумов, формирующие в русском массовом сознании образ чуждого лица кавказской национальности
    • в то время как общественное сознание народов Северного Кавказа зациклено на прошлом, что выражается в гипертрофированном увлечении историей, этнографией и мифотворчеством, в Стратегии социально-экономиче- ского развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года обозначен курс на модернизационную переориентацию населения данного региона
    • для народов Северного Кавказа альтернативным (наряду с российским) культурно-цивилизационным ориентиром выступает исламская цивилизация. Характеризуя проблему интеграции Северного Кавказа в российское цивилизационное пространство, можно резюмировать, что, несмотря на всю длительность и болезненность этого процесса, вхождение северокавказских этносов в состав России имело прогрессивное значение, т. к. остановило опустошительные иноземные набеги, в значительной мере нивелировало пережитки патриархально-родовых отношений, власть религии и духовенства, способствовало объединению местных народов, обусловило возрождение и развитие этнической культуры, привело к взаимообогащению русской и кавказской культур, принесло
    1 Кумыков, А. М. Кавказская идентичность в процессах современной российской социокультурной трансформации / А. М. Кумыков, Х. Г. Тхагапсоев // Философские науки. Спецвыпуск. – 2011. – № 1. – С. 71–73.
    Основы российской цивилизации Вопросы для самопроверки российское просвещение и российскую национальную культуру. Посредством русского языка и русской культуры северокавказские этносы приобщались к мировой культуре. Для России это присоединение имело важное геополитическое значение, заключавшееся в усилении политического и экономического влияния в юго-восточном регионе континента ив расширении географических границ империи. Не стоит забывать, что это была и победа над Англией, Турцией и Францией, ведущими борьбу с Российской империей за господство над этим регионом. В советский период Северный Кавказ стал достаточно развитым как в промышленном, таки в культурно-образовательном отношении регионом с полноценной классовой структурой общества и сформированной цивилизационной идентичностью, что свидетельствовало о его весьма успешной интеграции в советский социум. На основании советского опыта можно резюмировать, что ив настоящем времени новый интеграционный проект
    Северо-Кавказского региона должен и может быть осуществлен на экономической базе модернизации и социокультурной основе российской цивилизационной идентичности. В настоящее время Северный Кавказ в культурно-цивилиза- ционном отношении фундируется на трех основных составляющих. Во-первых, Северный Кавказ – это часть российской цивилизации во-вторых, регион все более отчетливо становится частью исламского культурно-цивилизационного мира наконец, в-третьих, большое значение имеют аутентичные традиционные архетипы самого северокавказского общества. Противоречивое взаимодействие этих трех составляющих формирует «кентаври- ческое» социокультурное пространство Северо-Кавказского региона, где соседствуют, казалось бы, совершенно противоположные модели социального бытия, типы мировоззрения, культурные нормы и стандарты .
    1. Назовите центр культурного взаимодействия славян и северокавказских народов в X–XII вв.

    2. В чем заключается неоднозначность культурно-цивилизаци- онного развития России и Северного Кавказа в XIII–XV вв.?
    3. Какие народы Северного Кавказа и по каким причинам приняли российское подданство в XVI–XVII вв.?

    4. В чем выразилось усиление российского влияния на Северном Кавказе в период XVIII–XIX вв.?
    Лекция 18 Литература
    5. Почему в период XVIII–XIX вв. проблемы Кавказа стали одним из ведущих вопросов международных отношений
    6. Какие интерпретации событий Кавказской войны (1817–

    1864 гг.) существуют в современном кавказоведении?
    7. Охарактеризуйте процессы аккультурации и деэтнизации народов Северного Кавказа в советский период.
    8. Можно ли советскую идентичность определить как цивилизационную Если да, то по каким признакам
    9. В чем выражалось модернизационное развитие Севе- ро-
    Кавказского региона в советский период
    10. Какие виды модернизации проводились в СССР на Северном Кавказе Как они повлияли на идентификационные и интеграционные процессы в регионе
    11. Перечислите основные направления советской интеграционной политики на Северном Кавказе в годы советской власти. Применим ли советский опыт к современному периоду развития российского социума
    12. Почему распад СССР привел к кризису российской идентичности. Определите роль религии на Северном Кавказе в современных процессах идентификации и интеграции
    14. Что включают в себя понятия кавказская цивилизация и кавказская культура Как они соотносятся Всели ученые рассматривают их в качестве реально существующих феноменов
    15. Какие факторы позволяют многим представителям научного сообщества делать вывод о том, что на современном этапе Северо-Кавказский регион характеризуется утверждением локальных характеристик идентичности в противостоянии общероссийским Основная 2, 3, 11. Дополнительная 2, 4, 5, 41, 44.
    Интернет-ресурсы: 3, 4, 5.


    написать администратору сайта