Главная страница

19. Материя и формы ее существования


Скачать 19.91 Kb.
Название19. Материя и формы ее существования
Дата29.12.2019
Размер19.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла19,20,21,22.docx
ТипДокументы
#102531

19. Материя и формы ее существования.
20. Основные проблемы философии сознания (природа сознания, существование «другого сознания», отношения «сознание-тело»).
21. Критерии сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное.
22. Гносеология как раздел философии. Основные проблемы и категории (знание, познание, субъект, объект, истина).
19...

Формирование понятия материи, его методологическая роль.
Материя — объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.
Материя — (лат. materia — вещество) вещественное значение термина удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике означавшая кризис одностороннего основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического материализма.
Ленин: Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
1) материя существует независимо от сознания (первичность материи по отношению к сознанию)
2) она отображается ощущениями (признание принципиальной познаваемости мира).
Достоинство этого определения — единство онтологического и гносеологического подходов и является исходным пунктом естествознания и философии.
Домарксистское понимание материи является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы — человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы
20…

Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Познание сознания сталкивается с рядом трудностей, так как оно непосредственно не дано человеку, и образы, которые возникают в мозге, не имеют материального выражения, поэтому внешне не наблюдаемы. Сознание изучают психология, физиология, кибернетика, социология, медицина, бионика. С одной стороны это формирует прочную научную базу, но с другой - мешает выделить собственно сущность сознания. При этом философия, обобщая данные конкретных исследований, формирует общее представление о природе сознания.

Ещё в античности имело место попытка понять, что есть душа человека. Демокрит считал, что душа материальна и состоит из особого рода атомов.

Согласно объективному идеализму, душа - это особая субстанция, независящая от материи, и существующая самостоятельно. Представитель данного направления Платон утверждал, что душа, будучи бессмертной, переселяется в то или иное тело, перенося с собой знание из мира идей, в котором душа пребывает в перерывах между перевоплощением.

Трактат Аристотеля «О душе» явился своеобразным итогом философских рассуждений о сознании. Согласно его утверждениям, душа, хотя и выступает организующим принципом телесности человека, идеальным началом подчиняется всеобщим законам космоса и природы.

Согласно средневековой философии сознания, разум человека является частью божественного разума, сотворившего мир. Обладая некоторой самостоятельностью (самосознанием), работа сознания направлена на познание божественных законов и общения со Всевышним.

В Новое время представления о сознании получили дальнейшее развитие. Особый интерес в этом плане представляет дуализм, отстаивающий равноправие материи и сознания. Основателем такой философской позиции был Р. Декарт, который отождествлял сознание с мышлением и выделил его как самостоятельную и независимую субстанцию. Всё это послужило толчком к формированию двух противоположных подходов проблеме сознания: материалистический и идеалистический, идеалистический в свою очередь разделился на объективно-идеалистический и субъективно-идеалистический.

В развитии материалистической линии с позиции механицизма появляется следующая точка зрения: так как сознание есть материальная субстанция, она есть свойство любой материи, следовательно, вся материя мыслит.

21…

Сознание – сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действи-тельности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.

функциями являются следующие:

· Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

· Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);

· Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает как компонент сознания);

· Творчески – креативная, порождающая функция;

· Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание)

22…

Гносеология - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая. Учение о познании

Проблемы познания: условия его возможности и адекватности, пути достижения истины, соотношение научного и вненаучного знания, познание и переживание, т.е. весь круг вопросов, касающихся познавательной реальности, изучается гносеологией. Гносеология, или теория познания, — раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылки, условия достижения адекватного знания. Гносеология — раздел философского знания, поэтому ее предметом остается всеобщее в системе «человек — мир». Однако гносеология изучает только познавательные аспекты этого отношения, выявляя фундаментальные и универсальные предпосылки познания.

Познание — ключевое понятие гносеологии. Этот термин может употребляться в разных смыслах. Во-первых, познание часто интерпретируется как родовая сущностная способность человека, отличающая его от животных. В этом смысле познание — одна из способностей человека, которая помогает ему адаптироваться к реальности в условиях недостаточности биологических приспособлений для выживания.

Во-вторых, познание может пониматься как творческий процесс получения знаний. В этом смысле познание — это один из видов культурной деятельности, осуществляющийся как на уровне отдельного индивида, так и всего человечества.

В-третьих, познание может приравниваться к знанию. В этом случае особая деятельность человека и ее результат отождествляются. С точки зрения строгого философского мышления последнее понимание термина «познание» является не совсем корректным, однако в обыденной жизни мы часто приравниваем познание к знанию.

В гносеологии изучается и сам процесс познания, и знание как данность, уже достигнутый результат. Причем в теории познания рассматриваются любые типы знания: философское, научное, обыденное, художественное и т.п. Гносеология призвана обосновывать любое знание, выяснять условия его возможности, сущность и содержание.

Познание следует отличать от познаваемости. Познаваемость — это возможность получения знаний об объекте. В зависимости от ответа на вопрос о том, достижимо ли адекватное познание мира и в какой мере, философы разделились на агностиков, скептиков и познавательных оптимистов

Гносеологию следует отличать от эпистемологии — раздела теории познания, в котором рассматриваются только проблемы научного познания. Поскольку знание может существовать не только в научной форме, а гносеология должна изучать сущность любой познавательной деятельности независимо от типа знания, ошибочно отождествлять гносеологию и эпистемологию. Конечно, современная гносеология во многом ориентирована на постижение именно научного знания, однако эта тенденция не дает основания для полного отождествления гносеологии и эпистемологии.


написать администратору сайта