Главная страница
Навигация по странице:

  • 26. Творчество Лао Шэ и Мао Дуня.

  • История литературы стран изучаемого языка. 19. Юаньская драма формирование жанра


    Скачать 15.17 Kb.
    Название19. Юаньская драма формирование жанра
    АнкорИстория литературы стран изучаемого языка
    Дата15.06.2022
    Размер15.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла19, 26.docx
    ТипДокументы
    #592232

    19. Юаньская драма: формирование жанра

    Простые виды театральных представлений существовали в Китае с VII в.. Однако они не сохранились, известны лишь названия около тысячи представлений, позволяющие сделать вывод, что они носили в основном комедийный характер и что героями были выходцы из самых разных слоев общества. Особое распространение получили в эпоху Северная Сун (X–XII вв.) и назывались «смешанные представления» (цзацзюй).

    Постепенно сформировался синтетический вид театральных представлений, включавших в себя элементы прозы, поэзии, пантомимы, музыкальное сопровождение. Сюжет становился сложнее, действующих лиц всё больше, поэтому потребовалось зафиксировать его письменно. Сначала пьесы появились на Юге, под властью династии Сун; там их называли наньси («южные пьесы») или сивэнь («театральные тексты»). На Севере, где правили монголы, сформировался другой вид драматургии, сохранивший привычное название цзацзюй. Этот жанр, господствовавший на протяжении всего правления монгольской династии Юань (1271–1368), и приобрел у потомков славу под названием «юаньская драма». Когда монголы захватили Южную Сун, наньси были забыты, и обнаружены новь лишь в наше время.

    Поскольку монголы воздерживались от службы китайских чиновников, перестали действовать гос. Экзамены - интеллигенция оказалась без дела, поэтому “высокие” жанры литературы стали утрачивать свое значение, набирали популярность более простые и демократические, использующие живой язык жанры. С помощью пьес драматурги также могли выразить свое недовольство властью и нравами в обществе. Известны названия около 750 пьес в жанре цзацзюй (созданы на протяжении XIII–XIV вв.), из которых сохранилось примерно 160. Широк и охват сюжетов — исторические события, заговоры и интриги, народные предания, криминальные истории, любовные приключения, дела семейные, религиозные легенды и многие другие темы увлекали драматургов. Юаньскими драматургами созданы тысячи образов людей самого разного социального положения, нравственного облика, различных характеров и устремлений. Но эти персонажи жили в обществе, основанном на четком разделении по сословному, цеховому, конфессиональному признакам, положению в семье и т.д. Таким образом, выделялись категории однотипных в главных чертах и проявлениях образов. Они представляли все ступени социальной пирамиды. Воспевались их благодетели и обличались пороки.

    Традиционная китайская драматургия не знала деления на трагедию, комедию, мелодраму и т.п. Тем не менее все они присутствовали, хотя и без терминологических обозначений. И все же непреложным эстетическим (и этическим) требованием было конечное вознаграждение добра и наказание зла.

    Издавна выделяется «четыре великих» или «шесть великих» драматургов; в их число обычно входят Гуань Ханьцин («первейший»), Ма Чжиюань, Бо Пу, Ван Шифу, Чжэн Гуанцзу, Цяо Цзи.

    26. Творчество Лао Шэ и Мао Дуня.

    Лао Шэ (1899-1966)

    Прозаик, драматург, поэт, обществ. Среди известных его работ вызвавший полемику сатирич. роман «Мао чэн цзи» («Записки о Кошачьем городе», 1933), (можно считать образом китайского общества 30-х годов XX века) в котором повествуется о столице государства, кичащегося своей древней историей, поэзией и культурой, однако пришедшего в сильнейший упадок. Под видом описания жизни на Марсе остро критикуются порядки и нравы гоминьдановского Китая. В 1936 Лао Шэ опубликовал принесший ему междунар. известность роман «Лото Сянцзы» (в рус. пер. «Рикша») — исполненное жизненной правды повествование о пекинском бедняке, сильном, трудолюбивом, честном, который под ударами судьбы и влиянием больного общества опускается на дно. В 1943г. - роман «Хо цзан» («Огненное погребение»), в котором, рассказывая о сражении за небольшой город, раскрыл нравств. истоки героизма патриотов и заклеймил предателей. Противопоставление патриотизма и коллаборационизма является также стержневой темой самого крупного произв. Лао Шэ — эпической по размаху трилогии «Сы ши тун тан» («Четыре поколения одной семьи»).

    Мао Дунь (1896-1981)

    Писатель и обществ. Деятель, публицист, литературовед, критик, переводчик. Один из основателей Лит. сооб-ва(осн. мысль - “литература должна заставлять человека пробудиться и восстать против несправедливости, а не быть способом забыться”). Жанр - соц реализм. Первое художеств. произв. Мао Дуня — трилогия «Ши» («Затмение», 1927–1928), созданная под влиянием временного поражения революции. Большинство героев трилогии — мятущиеся молодые интеллигенты, к-рые быстро разочаровываются в революции, лишь немногие продолжают борьбу. Вернувшись из эмиграции, Мао Дунь занял ведущее место в Лиге левых писателей Китая ( Чжунго цзои цзоцзя ляньмэн). Роман «Цзые» («Перед рассветом»,1933) стал одним из гл. завоеваний новейшей кит. Лит-ры, первым образцом социальной эпопеи. В нем отражены широкая картина жизни кит. Города и отчасти деревни в нач. 30-х, экономич. и политич. кризис, забастовки и крестьянские выступления. В центре романа — шанхайский капиталист У Сунь-фу, смелый, энергичный, безжалостный, он ведет отчаянную борьбу с компрадорским капиталом, одновременно подавляя движение рабочих на своих предприятиях. Новаторским для кит. Лит-ры стало изображение массовой борьбы рабочих. Состоящая из трех больших рассказов «Нунцунь саньбуцюй» («Деревенская трилогия», 1932–1934) показывает, как под влиянием экономич. Кризиса крестьяне от фаталистич. покорности переходят к вооруженной борьбе. Разорение мелких торговцев, страдающих от поборов гоминьдановцев и от обнищания масс, составляет тему повести «Линьцзя пуцзы» («Лавка Линя», 1932). Типична фигура героя — предприимчивого и доброго человека, но далекого от политики, неспособного к сопротивлению. В 1941 в Гонконге Мао Дунь выпустил роман «Фуши» («Распад»), написанный в форме дневника молодой женщины, ставшей сотрудницей гоминьдановской тайной полиции. Роман обличал чанкайшистскую систему сыска, террор против патриотов.


    написать администратору сайта