Главная страница

риторика. 1слайд) Сократ и Платон создатели теории подлинного красноречия (2 слайд) Против софистов выступал Сократ


Скачать 14.22 Kb.
Название1слайд) Сократ и Платон создатели теории подлинного красноречия (2 слайд) Против софистов выступал Сократ
Анкорриторика
Дата04.11.2022
Размер14.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлариторика.docx
ТипДокументы
#770041

(1слайд) Сократ и Платон - создатели теории «подлинного красноречия»
(2 слайд) Против софистов выступал Сократ (около 470-399 до н.э.) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии -- от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность -- поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.

(3 слайд) Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является абсолютной мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силой красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты».

( 4 слайд) Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (около 427-347 до н.э.). В диалоге «Федр» представлена беседа Сократа с юношей Федором. Сократ говорит о том, что «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет». Далее необходимо познание истины, сущности предмета: «Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»; «кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным».

Также в диалоге говорится о построении речи. На первом месте должно быть вступление, затем изложение, доказательства и правдоподобные выводы. Возможно также подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Риторике софистов Платон противопоставлял подлинное красноречие, доступное только философу. Платон считал ценным воздействие речи на душу. По его мнению, оратор должен знать «сколько видов имеет душа», от чего слушатели бывают разными.

Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей.

Итак, по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям. (5 слайд)


написать администратору сайта