Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Современные комплексы Григорианской церкви в России

  • 2.3 Современные комплексы Григорианских церквей за рубежом

  • Церковь Сурб Арутюн в Мбабане

  • Церковь Сурб Ованес Мкртич в Мьянме

  • Армянская католическая церковь Сурб Никогайос в Риме

  • ваыва. 2 глава. 2. 1 Архитектура армянской церкви


    Скачать 0.65 Mb.
    Название2. 1 Архитектура армянской церкви
    Анкорваыва
    Дата29.12.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2 глава.docx
    ТипДокументы
    #869000

    2.1 Архитектура армянской церкви.

    Армении, первой принявшей христианство, пришлось с самого начала самостоятельно разрабатывать типы церквей. Уже в IV веке в монументальном зодчестве Армении четко намечается основная линия развития — одновременно с зальными церквами и базиликами армянские архитекторы возводят также купольные церкви, разрабатывая, в первую очередь, центричные композиции. Древнейшим, дошедшим до нас купольным памятником является Эчмиадзинский кафедральный собор, построенный в 301–303 годах царем Трдатом III (правил в 287–330 гг.) и Григорием Просветителем. В течение своей многовековой истории этот узловой памятник всей христианской архитектуры неоднократно реставрировался, в том числе основательно в 484 году, когда он получил свою нынешнюю композицию в форме равноконечного креста с куполом на четырех опорах. Этот тип церковного здания, повторенный в соборе св. Теодороса (624–631 гг.) в Багаране, в дальнейшем вышел за пределы Армении и через Византию распространился в Европе, послужив прототипом для церквей греческих монастырей на горе Атос (Х–ХI вв.), французского собора Жермине де Пре (Х в.), итальянского Сан-Сатиро (IХ.) в Милане.

    Крестообразная форма церкви наиболее ярко и четко была выражена в малых купольных церквах Армении типа «свободного креста». Характерным и лучшим примером этих сооружений является жемчужина армянской архитектуры — церковь Кармравор (VII в.) в Аштараке, которая сохранилась полностью, включая и древнюю черепичную кровлю (в последующие века кровли монументальных зданий в Армении покрывались каменными плитами).

    Следующим звеном развития крестообразной снаружи и внутри композиции в Армении являются церкви типа св. Иоанна в Мастаре (конец VI в.). Здесь увеличена центральная подкупольная часть, и углы ее выступают на фасадах между апсидами. Огромный купол, опирающийся на конхи апсид и тромпы, перекрывает все внутреннее пространство церкви и является доминантой в общем объеме сооружения.

    Центрально-купольная система культовых зданий во второй половине VI века получила в Армении новое направление развития в форме тетраконха с промежуточными нишами и угловыми помещениями (приделами). Древнейшим датированным памятником этого типа является Аванский кафедральный собор на северной окраине Еревана, построенный в 591 году. В Аване приделы перекрыты сферическими сводами, что означает наличие куполов на углах собора.

    Композиция Аванского собора в более совершенной форме была воплощена в храме св. Рипсиме (618 год) в Вагаршапате — шедевре армянской архитектуры. Здесь зодчий устранил недостаток Аванского собора — большую толщину в местах сопряжения абсид с приделами, применив в этих углах трапецевидные в плане ниши. Помимо чисто конструктивного значения это имело также огромный художественный эффект. Все части храма св. Рипсиме взаимно гармонично увязаны, здание кажется кристаллом, высеченным из белого камня — оно монументально и производит величественное впечатление.

    Период VII века в истории армянской архитектуры справедливо называется «золотым веком» — в течение нескольких десятилетий было создано много оригинальных типов монументальных сооружений, присущих лишь армянскому строительному искусству.

    Храм св. Гаяне (630 год) — четырехстолпное купольное сооружение, композиция которого впервые была применена в армянской архитектуре в церкви св. Сергия в Текоре (478–490 гг.) и развита в церкви в Одзуне (VI в.). Развитие этой композиции привело в Армении к созданию оригинальной трехабсидной купольной базилики на примере соборов Двина (608–628 гг.) и Талина (VII в.).

    Восточнее Вагаршапата находятся развалины собора Звартноц — венца творческого гения армянских зодчих раннего Средневековья. Звартноц, возведенный в качестве кафедрального собора католикосом Нерсесом Строителем в 643–652 годах, представляет собой новый тип центральнокупольного церковного здания с трехъярусным объемом. Согласно реконструкции Тороса Тороманяна, собор состоял из трех, поставленных одно на другое, богато декорированных, уменьшающихся в диаметре цилиндрических объемов, общей высотой 45 м.

    Архитектура Звартноца отличается новизной и исключительной конструктивной смелостью. Велико было его значение для развития архитектурной мысли в Армении, и справедливо автор Звартноца — Нерсес Строитель — ставится в ряд наиболее выдающихся зодчих раннего Средневековья. По свидетельству историка Мовсеса Каланкатуаци при освящении собора присутствовал византийский император Константин, который «весьма восхищенный великолепием сооружения» вознамерился построить такой же собор в своей столице.

    Культовые здания Армении IV–VII веков дают полное представление о достижениях и высоком уровне строительного искусства в стране (гражданские сооружения этого периода плохо сохранились и известны нам лишь благодаря раскопкам). Созданные зодчими Армении многие композиции были присущи лишь армянской архитектуре. Памятники IV–VII веков стали основой для следующего этапа развития армянской архитектуры, а купольный зал был утвержден в IX–XIV веках в качестве основного типа церковного здания в Армении.

    Классический период армянской архитектуры завершился в конце VII века, что совпало с завоеванием страны арабами. Но с возрождением армянской государственности в Х веке начался новый этап в развитии архитектуры Армении. Этот период характерен бурным развитием градостроительства, фортификационного искусства и, в первую очередь, гражданского зодчества. Замечательным примером градостроительного искусства является Ани — столица Багратидской Армении. В IХ–XI веках были возведены неприступные крепости Амберд, Тигнис, Магасберд. Феодальная раздробленность Армении в IХ–XI веках привела к образованию отдельных архитектурных школ — Анийской, Сюникской, Васпураканской, Лорийской.

    Достижения Анийской школы неразрывно связаны с именем крупнейшего зодчего средневековой Армении Трдата, построившего в столице Кафедральный собор (989–1001 гг.). Анийский собор был призван увековечить мощь Багратидской Армении, что и определило как монументальные формы, так и его богатый декор. Мощные, высокие пилоны обработаны в форме пучков тяг, что подчеркивает вертикализм всей композиции. Центральный неф собора с куполом здесь сделан доминантой внутреннего пространства путем сужения боковых нефов. Такая трактовка пространственного решения интерьера, членение подкупольных пилонов и арок наподобие нервюр впоследствии перешли в готическую архитектуру. Благодаря этим особенностям, совершенству конструкций и изумительному декору Анийский собор можно отнести к числу лучших произведений мирового зодчества.

    Трдат был известен и за пределами Армении — в 989 году его пригласил византийский император Василий II в Константинополь, где он восстановил пострадавший от землетрясения купол собора cв. Софии (VI в.) и сделал это столь искусно, что без последующих изменений он сохранился до наших дней. По свидетельству современника, армянский архитектор-каменщик Трдат «с удивительным соображением составил план, изготовил модель здания, по которой приступлено было к работе, и собор по возобновлению явился в изящнейшем чем прежде виде».

    Вершиной творчества сюникских зодчих явился Татевский собор свв. Погоса-Петроса, построенный в 395–906 годах. Это одно из самых больших церковных зданий средневековой Армении имеет редкий вариант крестовокупольной композиции: купол покоится на двух пилонах и стенах западных приделов. В 930 году собор был украшен монументальной фресковой живописью.

    Васпураканская архитектурная школа в Х веке создала шедевр армянского искусства — знаменитый своей скульптурной отделкой и фресками храм Сурб Хач (915–921 гг., зодчий Мануел) на острове Ахтамар (Ван, Западная Армения). Декоративное оформление этого памятника по насыщенности и преобладанию светской тематики является исключительным в искусстве Армении и не имеет аналогов.

    В армянском зодчестве IХ–ХIV веков важное место занимают монастырские комплексы, в которых возводились многочисленные здания светского назначения — gavit (своеобразные притворы, служившие также залами собраний и усыпальницами), школы, библиотеки и книгохранилища, трапезные, жилые дома. В притворах и трапезных зодчие основное внимание уделяли разработке интерьера и достигали в этом деле замечательных результатов особенно в бесстолпных постройках с перекрытием на перекрещивающихся арках. Это — совершенно новые архитектурные решения, найденные без влияния извне, подсказанные формами народной архитектуры.

    Лучшими архитектурными ансамблями Армении этого времени являются основанные в Х веке монастыри Ахпат и Санаин, а также Гегард (с замечательными пещерными сооружениями), Ованаванк, Сагмосаванк, Гандзасар, Кечарис, Гошаванк, Агарцин, Нораванк, Аричаванк.

    Трехъярусная церковь «Буртелашен» (1339 г.) в монастыре Нораванк украшена рельефами, изображениями Богоматери с архангелами и Христа с апостолами. Эти скульптурные композиции, как и аналогичный барельеф в церкви Арени (1321 г.), были творениями выдающегося средневекового архитектора, скульптора и художника-миниатюриста Момика, автора самих сооружений.

    В силу неблагоприятных политических и экономических условий в ХV–XVI веках строительство в Армении почти замерло. В этот период архитектура развивалась в армянских поселениях других стран. Лишь в начале ХVII века сложились относительно благоприятные условия для восстановления страны и возобновления строительной деятельности. Характерными особенностями архитектурных комплексов Армении XVII–XVIII веков являются: органическое сочетание двух разных композиций — религиозного центра и оборонительного сооружения, организация ансамбля вокруг одной доминанты — церкви. Таковы ансамбли монастырей Мец Анапат в Татеве, Сурб Геворг в Мугни, Хор-Вирап. Широкое распространение в XVII–XVIII веках получил тип колокольни в виде ярусной вышки (Эчмиадзин, Ахтамар, Агулис).

    Освобождение Восточной Армении от персидского ига и ее присоединение в 1828 году к России внесли коренные изменения в градостроительство и в типы сооружений. Получили регулярную планировку, согласно генеральным планам, города Ереван, Александрополь, Горис. Под влиянием развивавшегося капитализма появились новые для Армении виды зданий — банки, европейского типа гостиницы, театры, магазины и рестораны. Все они возводились в стиле классицизма ХIХ века. В отличие от них был сохранен национальный характер архитектуры церквей и жилища. В целом в исторически короткий промежуток времени в ХIХ – начале ХХ века армянская архитектура из средневекового периода своей истории перешла в новую фазу развития, создав предпосылки для действительного возрождения в ХХ веке.

    Традиции армянского строительного искусства сохранялись и в новых социально-экономических условиях на протяжении всего ХХ века и вплоть до настоящего времени. Используя богатый опыт своих предшественников, известные армянские зодчие создали целый ряд архитектурных комплексов, выдержанных в стиле национальных традиций с использованием местных традиционных строительных материалов: туфа, базальта, гранита, травертина. Таковы — ереванская площадь Республики с Домом правительства (архитектор Александр Таманян), Мемориальный комплекс «Сардарапат» (автор — народный архитектор Рафаел Исраелян, скульпторы — Аршам Шагинян, Самвел Манасян и Ара Арутюнян), Мемориальный комплекс «Цицернакаберд» памяти жертв Геноцида армян 1915 года (архитекторы — С. Калашян, А. Тарханян), здание Матенадарана (архитектор М. Григорян), здание винного комбината «Арарат» (архитектор Р. Исраелян) и многие другие, а также многочисленные административные и жилые здания, украшенные деталями национальной архитектуры.

    2.2 Современные комплексы Григорианской церкви в России



    Кафедральный собор Преображения Господня в Москве
    Армянский церковный комплекс в Москве – главный духовный центр Армянской Апостольской Церкви в России. Это самый крупный армянский религиозный комплекс за пределами Армении. Официальное открытие состоялось 17 сентября 2013-го года. Строительство комплекса началось в 1996-м и завершилось в 2013-м. Высота собора - 50 м (без креста).



    Санкт-Петербургская церковь Св. Екатерины Разумеется, имеются церкви, принадлежащие этому направлению христианства, и в других городах России. Есть они и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в некоторых других населенных пунктах. Конечно, обе столицы могут похвастаться самыми величественными сооружениями. К примеру, очень интересным в плане исторической и духовной ценности зданием является построенная в 1770-1772 гг. армянская церковь на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Это очень изящное, легкое строение в стиле раннего русского классицизма. На фоне строгих питерских зданий этот храм смотрится необыкновенно нарядно и празднично.



    Не так давно – в 2010 году - в Краснодаре был построен и освящен новый армянский храм Св. Саака и Месропа. Здание спроектировано в традиционном стиле и выполнено из розового туфа. Довольно большие размеры, длинные арочные окна и шестигранные купола придают ему величественный вид. По стилю исполнения это здание напоминает то, которым может похвастаться Ялта. Армянская церковь Рипсимэ, правда, несколько ниже и монументальнее. Однако общий стиль четко прослеживается.

    2.3 Современные комплексы Григорианских церквей за рубежом



    Церковь Сурб Арутюн в Мбабане Церковь Сурб Арутюн находится в одном из самых неожиданных мест на планете - неподалеку от Мбабане, столицы Свазиленда в Южной Африке. Церковь основана в 1985 году Григором Дербеляном в местечке под названием Пайн-Вэлли (Сосновая долина). Строительство длилось четыре года и завершилось в 1989 году. Церковь прошла обряд освящения по строгим армянским канонам и является официальным храмом Армянской Апостольской церкви на территории Свазиленда. Рядом с храмом протекает небольшая речка, которую Дербелян назвал Аракс и даже повесил небольшую табличку с этим названием.



    Церковь Сурб Ованес Мкртич в Мьянме
    В 1862 г. армяне Янгона построили церковь на земельном участке, полученном в дар от короля Бирмы. Она до сих пор действует. Согласно записям, в 1851—1915 гг. в Янгоне крестились 76, в 1855—1941 гг. поженились 237 и в 1811—1921 гг. умерли 300 армян. Еще век назад в городе можно было встретить армян, которых здесь насчитывалось не одна сотня. Они создали успешную, процветающую торговую сеть, протянувшуюся по всей юго-восточной части Азии. Однако последний истинный представитель необычного для этих мест народа умер год назад.



    Армянская католическая церковь Сурб Никогайос в Риме
    Церковь была построена в 1599 году орденом босоногих августинцев. Спустя пятьдесят пять лет, в 1654-м, здание было перестроено, а фасад церкви завершен уже в 1670 году архитектором Франческо Бьюзо. К армянам церковь перешла гораздо позднее – в 1883 году, когда папа римский Лев XIII подарил храм армянской католической церкви. Внутри Сурб Никогайос, во второй часовне с правой стороны похоронен знаменитый кардинал Агаджанян, бывший одним из главных папабили на конклаве 1958 года и почти набравшим необходимое для избрания количество голосов.



    написать администратору сайта