Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Язык и его особенности

  • 4. Территория расселения

  • 5. Культура (быт, праздники, одежда, религия)

  • молдоване. 2. Антропологические особенности


    Скачать 23.27 Kb.
    Название2. Антропологические особенности
    Дата29.11.2021
    Размер23.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламолдоване.docx
    ТипДокументы
    #285261

    1. Этногенез

    В этногенезе Молдаван выделяются 2 этапа: формирование этнической общности волохов — общих предков всех восточнороманских народов — и складывание молдавской народности. Волохи сформировались в ареале, охватывающем север Балканского полуострова и Карпатские горы, на основе группы фракийских племён, подвергшихся в первых веках нашей эры романизации, а затем с 6 века установивших контакты с расселившимися в этом регионе славянами. Молдавская народность стала складываться с 12 века в Восточном Прикарпатье в результате этнического взаимодействия расселившихся там волохов и восточных славян. Территория расселения Молдаван в 14 веке вошла в состав Молдавского княжества; в его пределах завершилось в 14 веке формирование молдавской народности. В 17 веке начал создаваться молдавский литературный язык. В 16 веке Молдавия попала под власть Османской империи. В конце 18 века левобережье Днестра, позднее (в 1812) земли между реками Прут и Днестр (Бессарабия) были отвоёваны у Турции и присоединены к России.

    В конце 19 — начале 20 века среди Молдаван, населявших в России Бессарабскую, частично Подольскую и Херсонскую губернии, происходила дальнейшая консолидация. В 1918 Бессарабия была присоединена к Румынии. В левобережных районах Днестра, населённых Молдаванами, в 1924 была создана Молдавская АССР (в составе УССР). В 1940 после включения Бессарабии в СССР на части территории Молдавской АССР и большей части Бессарабии была образована Молдавская ССР, с 1991 Республика Молдова.

    2. Антропологические особенности

    Характеристики были следующими: низкий рост, высокое лицо, широкий нос, мезокефалия.
    "...Молдаване по основным антропологическим признакам близки к соседним украинцам, но все же отличаются от них более интенсивной пигментацией (свыше 50% брюнетов, 15-20% Кареглазых), сильно развитым третичным волосяным покровом на теле и на лице, несколько меньшим ростом.

    В чём то они очень похожи на цыган, но всё равно есть отличие, хоть их романская внешность всё равно бросается в глаза. У многих из них курчавые волосы, но естественно не у всех, но довольно тонкие черты лица.

    Порой мужчин выдаёт их подбородок. Лоб у них высокий, глаза разные, но с голубыми глазами это редкость. Цвет кожи темнее, чем у русских, но гораздо светлее, чем у цыган.

    3. Язык и его особенности

    Создание единой языковой общности непосредственно связано с формированием национальности молдаван, политическим и государственным статусом региона их проживания. Первые упоминания именно о молдавском языке появляются в источниках XVII века. Хронист Григорий Урек пишет о том, что на этом языке разговаривают валахи, молдаване и трансильванцы.

    В этот же период появляются первые письменные издания на кириллице. Ранее для церковной, административной документации и в литературе использовался церковнославянский. Причем он являлся именно языком официальных документов и не использовался в устной речи.

    Литературный молдавский язык, начавший активно развиваться с 17 века, окончательно сформировался во второй половине девятнадцатого столетия. В это же время проявились различия между молдавским и румынским языками. Они сохраняются и сегодня.

    Поэтому государственным языком республики считается, несмотря на свою языковую идентичность с румынским, именно молдавский, славянский компонент которого выражен сильнее. Характерной особенностью современных молдаван является также владение или близкое знакомство с русским языком. В зависимости от ситуации и контекста беседы многие довольно легко переключаются с одного языка на другой.

    4. Территория расселения

    Территорией расселения влахов стали Карпатские горы и северная часть Балканского полуострова. Этнос формировался начиная с VI века, из романизированых фракийских племен и славян, расселившихся в этом регионе. Расселены они преимущественно между Днестром и Прутом, в Бессарабии, занимая главным образом центральную часть этой исторической области, а также на левобережье Днестра — в Тираспольском, Слободзейском и Дубосарском районах. За рубежом молдаване живут в северной части Румынии — в Молдавии, а также в Трансильвании.
    5. Культура (быт, праздники, одежда, религия) 

    Быт

    Изобразительное искусство развивалось здесь под большим влиянием византийских традиций. Это нашло отражение в созданных молдавскими живописцами фресках, иконах, миниатюрах.

    Различается и стилистика религиозных сооружений: крестово-купольные постройки, шатровые, тяготеющие к византийскому стилю, неоклассические и многие другие.

    Одним из важнейших направлений искусства для молдаван остается музыка. Они чтят национальные музыкальные традиции, в том числе игры на редких инструментах (най, чимпой, кобза, флуер). Помимо традиционной музыки активно развивается современная эстрада, рок и поп-направления.

    Основные традиционные занятия — животноводство, с середины 19 века — земледелие (озимая пшеница, яровой ячмень, кукуруза), виноградарство и садоводство; домашние ремёсла — ткацкое, ковроделие, гончарное, обработка дерева, кожи, камня. В некоторых районах Молдавии были распространены рыбный, охотничий и другие промыслы.
    Праздники

    многие отмечают, что молдаване – это любители веселых празднеств, торжеств, хорошего застолья, музыки и танцев. И это в целом соответствует действительности. Молдаване любят праздники и отмечают их с размахом.

    Среди официальных праздников – День независимости, Рождество, Новый год, День национального языка.

    Традиционным остается Мэрцишор, праздник встречи весны, отмечающийся 1 марта. Люди дарят друг другу красно-белые украшения в виде сплетенных нитей с цветками на конце. Их носят в течение месяца, прикрепив к одежде с левой стороны, после чего вешают на дерево, загадав желание.

    В Молдове существует культ святых, у каждого селения есть собственный покровитель. В день его почитания принято ходить в церковь, устраивать застолье, приглашать гостей. Во время праздника в сельской местности часто устраиваются соревнования «трынта» (вид национальной борьбы, требующей хитрости и ловкости), победитель которых получает барана.

    С 2002 года отмечается также Национальный день вина. Празднование сопровождается игрой на национальных инструментах, танцами (молдовеняска, хора, жок) и, конечно, дегустацией местных вин. В этот день в Кишинев съезжаются виноделы со всех уголков страны, которые принимают участие в конкурсе на лучший сорт вина.

    Одежда
    Если искать в сети фото молдаван, то в большинстве случаев это будут изображения в национальной одежде. Она действительно довольно колоритна.

    Обычно ее надевают во время государственных праздников и фестивалей. До сих пор существуют мастера, которые занимаются пошивом именно такой одежды с соблюдением всех традиций.

    Национальный мужской костюм молдаван состоит из темных штанов, белой рубашки, меховой безрукавки или суконного жилета, бараньей шапки или колпака и кожаной обуви ручной работы. Обязательный элемент – шерстяной пояс синего, красного или зеленого цвета длиной до трех метров. Примечательно, что традиция носить бараньи шапки и меховые безрукавки сохраняется в некоторых селениях и по сей день.

    В ансамбль женского костюма входят: многоклиновая юбка с полотняным фартуком, белая рубашка с орнаментом, платок-басма или покрывало, часто тяжелое ожерелье марджели. Рубашка подвязывалась шерстяным поясом, сверху набрасывалось покрывало, частично закрывавшее голову. Также носили жилеты (пептар).

    Ткань для одежды традиционно пряли женщины, опыт передавался в семье из поколения в поколение. Обычно это были лен и шерсть. Современные аналоги изготавливают из хлопчатобумажной ткани.

    Религия

    Практически 98 % верующего населения исповедует православие. Но вот внутри православной религии молдаван выделяется два основных направления. Здесь представлены Молдавско-Кишиневская и Бессарабская метрополии. Первая относится к Московскому патриархату, имеет шесть епархий. В целом, на ее долю приходится почти 90 % всех приходов страны. Она действует с 1992 года, а фактически является преемницей созданной в начале XIX века Хотинско-Кишиневской метрополии.

    Бессарабская метрополия Румынской церкви остается в меньшинстве, ее приверженцами являются 11 % верующих. Она автокефальная, имеет ряд особенностей, и находится в довольно неоднозначных отношениях с государственными властями.

    Основное различие двух метрополий – язык церковного служения. В первом случае используется церковно-славянский, во втором – старомолдавский. При этом обе метрополии используют еще и греческий. Надо отметить, что каких-то явных и серьезных трений между ними не наблюдается.


    написать администратору сайта