Общая психология восприятие. Билет 4. 2. Физиологические основы восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Рефлекторная основа восприятия (по И. П. Павлову)
Скачать 25.98 Kb.
|
Билет № 4. 2. Физиологические основы восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Рефлекторная основа восприятия (по И.П. Павлову). Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии адекватных физических раздражителей на органы чувств. Основные свойства образа восприятия: Пространственно-временные (локализация, рельеф, форма и т.д.); Производные/социальные (константность, предметность); Целостность; Обобщённость = осмысленность; Дополнительные свойства (апперцепция – свойство восприятия, характ. Зависимость восприятия от прошлого опыта и свойств личности конкретного человека); Активность восприятия; Селективность (избирательность) (Ощущение и восприятие составляют единство процессов, идущих «снизу-вверх» (от момента воздействия «энергии стимула» на сенсорные поверхности органов чувств до возникновения отражения свойств источника воздействия и опознания его как целостного реально существующего объекта или предмета) и процессов, идущих «сверху-вниз» (от предвосхищения потенциально возможных для восприятия объектов к соответствующей им «настройке» анализаторов для селекции и интеграции* ожидаемой информации) дополнительная информация!! *интеграция – «вставка» Физиологические основы восприятия. Это процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Как это происходит? В органах чувств имеются нервные окончания, в которых возникает нервное возбуждение под действием раздражителей. Это возбуждение передаётся в нервные центры по проводящим путям. Конечная остановка – головной мозг. Нервное возбуждение также поступает в сенсорные (проекционные) зоны коры. Они представляют собой ключевое отображение нервных окончаний, располагающихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Это – механизм возникновения ощущений!! Физиологические механизмы восприятия. Важнейшей особенностью восприятия является его предметность. Мы слышим не набор звуков, а слово, видим не конфигурацию поверхностей, а вещь. Образы восприятия представляют человеку мир как систему объектов, имеющих определенные устойчивые предметные характеристики (социальные значения), на основе чего и становится возможной человеческая деятельность. Собственно, физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа. Процесс следующий: нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, охватывают различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. !Дополнительная информация из Нурковой! Абсолютный верхний порог ощущения — это максимальная интенсивность раздражителя, при котором ощущение теряет свою модальную специфичность (часто переходя в боль). Иоганн Мюллер в середине XIX в. отмечал, что по мере накопления опыта (тренировки) величина нижнего абсолютного порога понижается, а по мере утомления — повышается. Влияние фактора «тренированности» испытуемого на порог чувствительности его сенсорных систем связано с тем, что человек начинает предвосхищать нужные стимулы и поэтому легче находит их (в процесс ощущения включаются механизмы восприятия). Рефлекторная основа восприятия (по И.П. Павлову). Можно сказать, что восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом, поскольку они тесно связаны. Рефлекторную основу восприятия занимался Иван Петрович Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные связи, вырабатываемые путём сочетания условного и безусловного раздражителей, что осуществляются высшими отделами мозга. При этом последние (высшие отделы, в смысле) выступают в качестве комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. Восприятие всегда больше суммы ощущений, на которых оно базируется. Наши органы чувств снабжают нас либо неполной, либо избыточной, либо равновероятной, а зачастую и противоречивой информацией, которая опознается и подвергается категоризации системой восприятия в соответствии с нашим опытом, ожиданиями и планами. В рамках гештальтпсихологии было получено много экспериментальных данных, которые остаются актуальными и по сей день. Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.). Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию. Абсолютный верхний порог ощущения — это максимальная интенсивность раздражителя, при котором ощущение теряет свою модальную специфичность (часто переходя в боль). Так, для слуховой чувствительности нижним абсолютным порогом будет громкость примерно в 0,3 Дб (тиканье ручных часов в полной тишине на расстоянии 6 м), а верхним абсолютным порогом — громкость в 150 Дб (шум взлетающего самолета). Следует заметить, что даже для одного и того же человека величина абсолютного порога носит непостоянный характер: он оказывается то выше, то ниже. Еще И. Мюллер в середине XIX в. отмечал, что по мере накопления опыта (тренировки) величина нижнего абсолютного порога понижается, а по мере утомления — повышается. Влияние фактора «тренированности» испытуемого на порог чувствительности его сенсорных систем связано с тем, что человек начинает предвосхищать нужные стимулы и поэтому легче находит их (в процесс ощущения включаются механизмы восприятия). В результате сложного процесса кодирования зрительной информации в коре головного мозга складывается конфигурация основных свойств видимого мира: линий, углов, движения и цвета. В дальнейшем эта информация подвергается комплексной переработке в процессах восприятия. Таким образом, мозг в каждый момент времени имеет дело со сложной конфигурацией «букв», из которых ему в акте восприятия предстоит сложить «предложение» целостного образа видимого мира. Эту задачу решает процесс восприятия. Восприятие всегда больше суммы ощущений, на которых оно базируется. Наши органы чувств снабжают нас либо неполной, либо избыточной, либо равновероятной, а зачастую и противоречивой информацией, которая опознается и подвергается категоризации системой восприятия в соответствии с нашим опытом, ожиданиями и планами. Восприятие представляет собой не пассивную переработку сенсорной стимуляции, а активный процесс сбора, анализа и интерпретации информации. Восприятие является результатом взаимодействия схемы* и наличного потока сенсорной информации. *Схема — это активный организатор опыта, который подготавливает субъекта к принятию информации строго определенного типа. У. Найссер предложил модель перцептивного цикла (цикла восприятия), которая объясняет, как мы используем схемы при восприятии мира. Модель Найссера включает в себя три составляющих, закономерно взаимодействующих между собой: схему, исследование и объект внешнего мира. Крайне важно, чтобы задатки восприятия вовремя были поддержаны соответствующим опытом. В противном случае схема замирает и не развивается. Восприятие носит циклический характер: мы отбираем поступающую информацию, основываясь на предсказаниях, существующих у нас схем, а затем изменяем схемы в соответствии с поступающей информацией. Установление факта движения является, пожалуй, самой важной задачей восприятия. Важнейшей особенностью восприятия является его предметность. Мы слышим не набор звуков, а слово, видим не конфигурацию поверхностей, а вещь. Образы восприятия презентируют человеку мир как систему объектов, имеющих определенные устойчивые предметные характеристики (социальные значения), на основе чего и становится возможной человеческая деятельность. Категорическое опознание — это такой тип восприятия, когда объекты опознаются, как принадлежащие к разным категориям, и исключается возможность их градации в пределах одной категории. Деятельностный подход существенно дополняет представления когнитивной психологии о механизмах предметности восприятия. Явление константности восприятия фиксирует факт относительного постоянства воспринимаемых свойств предметов в широком диапазоне изменения условий восприятия. Объяснение, которое дал Г. Гельмгольц, получило название «теории бессознательных умозаключений». Гельмгольц предполагал, что система восприятия производит молниеносные вычисления, исходя из постоянства отношения размера изображения на сетчатке и расстояния до него. Эти вычисления носят неосознаваемый характер и происходят автоматически. Формы биологической чувствительности, обеспечивающие способы приёма информации, не объяснимые деятельностью известных органов чувств (экстрасенсорное восприятие); Соответствующие формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие вне организма, без посредства мышечных усилий. Типы формирования чувствительности: Телепатия; Ясновидение; Предвидение; Лозоискательноство; Парадиагностика. (всё перечисленное – экстрасенсорное восприятие!) В европейской культуре парапсихология возникла в 1882 году; В России – с 1920-х годов; Классификация форм парапсихического воздействия на внешние физические явления: Психокинез; Парамедицина. Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия доказывал И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. Анализ и синтез обеспечивает выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ. Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные. Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза. Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, - это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И.М.Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т. д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер. Благодаря связям, образуемым между анализаторами, человек отражает в восприятии такие свойства предметов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и др.). В основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого. |