Главная страница

икн. ответы на вопросы. 2. Национальное движение марийского народа, первоначально оформилось как преимущественно культурнопросветительское и в этом качестве сумело добиться определенных положительных результатов


Скачать 17.19 Kb.
Название2. Национальное движение марийского народа, первоначально оформилось как преимущественно культурнопросветительское и в этом качестве сумело добиться определенных положительных результатов
Дата04.11.2022
Размер17.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаикн. ответы на вопросы.docx
ТипДокументы
#769554

2. Национальное движение марийского народа, первоначально оформилось как преимущественно культурно-просветительское и в этом качестве сумело добиться определенных положительных результатов. Развитие движений шло сложно и даже болезненно. Немалое значение в этом имел тот факт, что одновременно произошло провозглашение суверенитета республики. Национальные деятели «Мари ушем», выступив в поддержку декларации о суверенитете Марийской АССР от 22 октября 1990 года.

Внутри национального движения, не успевшего укрепиться, произошло расслоение, что затем привело к расколу. От «Мари ушем» в январе 1991 года отделилась небольшая группа членов, недовольных умеренной культурно-просветительской линией поведения правления объединения, и объявила о создании общественно-политической организации «Кугезе мланде».

Съезд марийского народа состоялся 30-31 октября 1992 года. Делегаты из различных регионов проживания марийцев с большой обеспокоенностью говорили о проблемах возрождения родного народа, его языка и культуры, о необходимости активизации участия марийцев в общественно-политической жизни. Все это нашло отражение в главном документе съезда — в «Декларации о национальном возрождении народа мари». На съезде был принят ряд важных документов, направленных на создание более благоприятных условий для национального возрождения, сохранения и развития родного языка и культуры.

В 2002 году, в связи с падением авторитета «Мари ушем», образовалась новая общественная организация «Марийский национальный конгресс», основной целью которой было объявлено стремление к тесному сотрудничеству с правительством Республики Марий Эл. Представители этой организации стали занимать ведущее положение во Всемарийском Совете, а роль «Мари ушем» свелась на нет.

Таким образом, идеи национального возрождения получили среди марийцев определенное развитие. Но общественное движение за их реализацию развивалось с большими трудностями. После заметной волны подъёма на рубеже 1980—90-х годов оно оказалось в стадии спада. Марийское национальное движение, не завоевав широкой социальной опоры, охватило только небольшую прослойку гуманитарной интеллигенции и не проникло в толщу народных масс.

3. В марийской культуре в конце ХХ — начале XXI веков, в условиях развития национального движения, в сотрудничестве с местными органами власти, произошли значительные изменения. В Йошкар-Оле открыт Театр юного зрителя, в Козьмодемьянск — Горномарийский драматический театр. Прочно встал на ноги Музыкальный театр, переименованный в Театр оперы и балета имени Эрика Сапаева. Были созданы новые музыкальные произведения: третья марийская опера — «Алдияр» Элины Архиповой, балет Алексея Яшмолкина «Живой камень». Новые произведения на марийские темы написал Андрей Эшпай, многие из них впервые были исполнены в Йошкар- Оле.

Обогащалось, пополняясь современными формами, народное самодеятельное творчество, отражаясь в мастерстве прославленных коллективов «Марий памаш», «Пеледыш», «Эрвел сем» и др. Характерно, что много марийских самодеятельных художественных коллективов появилось среди диаспорных групп мари за пределами Республики Марий Эл. Заметное развитие получило искусство сценического национального костюма. В городе Козьмодемьянск открылся привлекающий массы туристов этнографический музей под открытым небом с широким показом традиционного быта горных марийцев. Исторической памяти народа посвящены дома-музеи Никона Игнатьева в Горномарийском районе, Миклая Казакова в Моркинском районе, Валериана Васильева в деревне Сусады-Эбалак Янаулнекого района Республики Башкортостан.

В районах Волго-Уральского региона компактность расселения марийцев позволяет учитывать их национальные интересы, культурные и языковые потребности. До конца 1930-х годов такая возможность использовалась. Позднее всё прекратилось. Только в Башкирии сохранились марийские школы, в Башкирии сохранилась одна районная марийская газета. В других местах, в русских областях, марийцы перестали иметь возможность учить детей на родном языке, читать на нем книги, газеты, журналы. А без этого фактора не может быть обеспечено национальное развитие.

Для поддержания связей с внереспубликанскими марийцами, содействия возрождению в местах их проживания, национальной школы, культурно-просветительных учреждений, художественной самодеятельности, распространения печатных изданий на родном языке стали устанавливаться контакты по линии государственных органов, общественных организаций. Уже в 1990 году в Кировской области в двух школах, в Пермской области в одной было введено преподавание марийского языка. Впервые в истории был издан «Букварь» на диалекте северо-западных мари.

Надежды на национальное возрождение не являются пустыми. Служит народная культура, которая, в отличие от языка, не претерпела столь гибельного разрушения. Народ, пронесший сквозь века свои танцы, задушевные мелодии, красочные костюмы, выстоял. В ряде местностей родители, учителя сумели в молодых выпестовать уважение, интерес к родной культуре, литературе, языку, обычаям. Это вселяет надежду, что удастся приостановить этническое размывание и предотвратить исчезновение древнего народа.


написать администратору сайта