философия. 2. Онтология
Скачать 72.5 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯКафедра _______гуманитарных основ государственной службы__________ Философия _______________________________________________________________________________________________ (дисциплина) Письменное контрольное задание для студентов дистанционного обучения
Тема 2. Онтология. Основные формы бытия. Категория бытия допускает различную форму существования мира. Вселенная живущая в бесконечном обилии проявлений и форм, включает в себя бессчетное многообразие определенных вещей, процессов, явлений, которые соединяются в конкретные группы, различающиеся специфичностью собственного бытия. Любая наука изучает закономерности становления определенной специфической разновидности бытия, которая ориентируется предметом предоставленной науки. В философском анализе рационально отметить дальнейшие главные своеобразные формы бытия: 1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередность нужно отличать: а) бытие явлений, процессов и состояний природы, например именуемая «первая» природа; б) бытие вещей, предметов и процессов, выработанных человеком, «вторая» природа. 2) Бытие человека, в котором возможно отметить: а) существование человека в мире вещей; б) специфично человечное бытие; 3) Бытие духовного (идеального), в котором подчеркиваются: а) индивидуализированное духовное; б) объективированное духовное; 4) Бытие социального: а) бытие индивида; б) бытие общества. Бытие вещей, явлений и состояний природы, или же бытие 1 - ой природы, есть до, за пределами и независимо от сознания человека. Бытие всякого определенного явления природы ограничено во времени и месте, оно меняется их небытием, а природа в целом безгранична во времени и месте. Первая природа считает себя объективной и первичной реальностью, ее огромная часть и впоследствии появления рода человеческого все еще есть, как совершено самостоятельная, независимая от населения земли. «Вторая природа» - бытие вещей и процессов, выработанных человеком, - находится в зависимости от первой, но, будучи выработанной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, конкретного духовного (идеального) познания, работа определенных индивидов и социальных функций, назначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» это есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная действительность, она имеет возможность вступать в инцидент с бытием 1 - ой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов. Бытие отдельного человека дает собой согласие тела и духа. Человек для самого себя и 1 - ая, и «вторая природа». Не даром в классической, традиционной философии человека зачастую определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из посылов появления и общения, то есть посылом формирования специфичности человеческого бытия. Бытие всякого определенного человека это есть взаимодействие, во 1 - ых, мыслящей и чувствующей «вещи» как целостности природного и духовного бытия, во 2 - ых, персональной особи, взятой на предоставленном рубеже эволюции мира совместно с миром, и, в 3 - их, как социально-исторического существа. Его специфичность имеет, место быть, к примеру, в том, что: без обычного функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как единство не полноценен; здоровое, неплохо функционирующее тело считается важным посылом духовной, интеллектуальной деятельности; человеческая работа, телесные действия человека находятся в зависимости от общественной мотивации. Бытие всякого определенного индивидума ограничено во времени и месте. Но оно включено в безбрежную цепь человеческого бытия и бытия природы и считается одним из звеньев социально-исторического бытия. Человечное бытие в целом - действительность, беспристрастная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек элементарно есть в структуре бытия. Владея возможностью узнавать бытие, он имеет возможность и воздействовать на него, к сожалению, далеко не всякий раз положительно. Вследствие этого, например, принципиально для каждого человека осмыслить свое место и роль в единой системе бытия, собственную ответственность за участие в человеческой цивилизации. Тема 8. Античная философия. 3. Философия Платона. Платон это главный философ Древней Греции, ученик Сократа, основоположник собственной философской школы – Академии, основатель идеалистической направленности в философии. Платон – 1 - ый древнегреческий философ, оставивший впоследствии себя ряд фундаментальных философских произведений, более актуальными из которых считаются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Конечно, формируя свои произведения, Платон выражал в них то, собственно что его вправду захватывало, как раз его философские концепции. Смысловым центром его произведений считается «Учение об идеях». «Одни диалоги более или менее близко приводят к этому учению, в других оно излагается и обосновывается, в третьих - распространяется и прилагается».1 Основная масса произведений Платона написано в форме диалогов. Платон считается основоположником идеализма. Основными положениями его идеалистического учения считаются следующие: • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;2 • окружающая вселенная («мир вещей» еще временен и изменчив и в реальности не существует как независимая субстанция; • реально есть только чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; • любая имеющая место быть вещь считается всего только материальным отображением начальной идеи (эйдоса) представленной вещи (например, жеребцы рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи жеребца, которая вечна и неизменна и т.д.); • вся вселенная считается оражением чистых идей (эйдосов). Еще Платон выдвигает философское учение о триаде, соответственно которому все сущее произведено из 3 - х субстанций: «единого»; «ума»; «души». «Единое»: считается почвой каждого бытия; не содержит практически никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.); есть ничто; выше каждого бытия, выше каждого мышления, выше каждого ощущения; первоначало всего – всех мыслей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, например и всего плохого). «Ум»: появляется от «единого»; поделен с «единым»; противоположен «единому»; считается сутью всех вещей; есть обобщение всего живого на земле. «Душа»: подвижная субстанция, которая сводит и связывает» единое – ничто» и «ум – все живое», а еще связывает между собой все вещи и все явления; еще согласно Платону душа имеет возможность быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть доля вселенской души; душа бессмертна; при смерти человека умирает лишь только тело, душа же, ответив в подземном царстве за собственные земные поступки, заслуживает новую телесную оболочку; все постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса. В доктрине идей Платон характеризирует связь вещей, идей и пространства. Еще в концепцию идей подключаются появления, сопутствующие всему сущему: теория познания, идея блага. Особенную роль в собственной философии Платон уделил проблеме государства (что было необычно для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые промышляли поисками первоначала мира и объяснением явлений находящейся вокруг природы, но не общества). Платон выделяет 7 типов государства: безупречное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает надобность в государственной власти и законодательстве, и 6 типов нынче существующих государств. Между 6 существующих типов Платоном указываются: 1. монархия – справедливая власть 1 - го человека; 2. тирания – несправедливая власть 1 - го человека; 3. аристократия – справедливая власть меньшинства; 4. олигархия – несправедливая власть меньшинства; 5. демократия – справедливая власть большинства; 6. тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Потому как тирания, олигархия и тимократия считаются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – изредка бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или же тимократию, двумя размеренными и подходящими формами государства имеют все шансы быть лишь только аристократия и монархия. Еще Платон выдвигает собственный проект государственного устройства, соответственно данному плану: • все население государства (полиса) распределяется на 3 сословия – философы, воины, работники; • работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают вещественные блага, и имеют все шансы в ограниченных объемах владеть личной собственностью; • воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае надобности – принимают участие в боевых действиях; • философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, узнают мир, изучают, управляют государством; • философы и воины не обязаны владеть личной собственностью; • жители государства совместно проводят свободное время, совместно обедают (проводят трапезы), совместно отдыхают; • не существует брака, все супруги и дети общие; • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. В последующем Платон пересмотрел кое, какие идеи собственного плана, допустив маленькую частную собственность и личное имущество для всех сословий, впрочем иные положения предоставленного плана были сохранены. Исторический смысл философии Платона в том, что: • впервые философом оставлено единое собрание фундаментальных произведений; • положено начало идеализму как большому философскому направлению (так именуемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»); • впервые углубленно изучены трудности не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.; • были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка отметить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.); • была сотворена философская школа (Академия), просуществовавшая в пределах 1000 лет, где возросли почти все видные последователи Платона (Аристотель и др.). «В своих трудах великий мыслитель как бы подвел итог всему предшествующему научно-философскому развитию в Древней Греции. В них затронут огромный круг вопросов, которые изучаются в настоящее время астрономией, механикой, физикой, биологией, зоологией, психологией, политической экономией, эстетикой, этикой, социологией».3 Список использованной литературы 1. Алексеев П.В. История философии: Учебник /М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 240 с. 2. Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М.: Изд. Савин С.А., 2008. - 284 с. 3. Вильгельм Виндельбанд ПЛАТОН. /М.: – СИНТО, 1993. - 176 с. 4. Кондрашев В.А. Новейший философский словарь. М.: Феникс, 2006. - 197с. 5. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона/ М.: – Мысль, 1988. - 256 с. 6. Могилевский Б.М. Платон и сицилийские тираны: мудрец и власть. М.: URSS, 2006. - 157 с. 7. Слезак Т.А. Как читать Платона / Пер. с нем. предисл. и примечания М.Е. Буланенко. СПб., 2008. - 314 с. 8. Соколов В.В., Асмус В.Ф., Богатое В.В., Дынник М.А., Мамедов Ш.Ф., Нарский И.С. и ОйзерманТ.И. Антология мировой философии. М.: - Мысль, Москва, 1970. - 3185 с. 9. Фролов И.Т. Введение в философию: Учебное пособие. М.: Республика, 2006. - 623 с. 1 Вильгельм Виндельбанд ПЛАТОН.(42с.) 2 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона(46 с.) 3 Антология мировой философии (42 с.) |