па дысцыпліне Лепка.. 2 Основные методы и приемы художественной обработки глины и других пластических материалов
Скачать 4.46 Mb.
|
1 2 Русская народная игрушка.Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины. Дымковские игрушки.Дымковские изделия удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Mастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Сейчас народные умельцы работают в мастерских. Чего только здесь нет: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. - лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами. Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции "Мать с детьми" фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают. Филимоновские игрушки.Известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Игрушки полыхают огнем, переливаются всеми цветами радуги. Маленький ребенок прежде всего видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество. И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенку все ясно. Каргопольские игрушки.Каргополь - древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. "Мужик поит коня", "Мужик-сеятель", "Мужик с корзиной грибов" и т.д.). Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции - веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными. Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос. Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит тулови-ще, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи. Расписывают игрушки темперными красками
2.7. Роспись игрушек Роспіс керамічных вырабаў. Віды арнаментаў. Спосабы і прыёмы роспісу. Декоративная роспись выглядит очень красиво и придаёт керамическим изделиям определённую изюминку. Использование современных технологий значительно упрощает процесс декора и позволяет легко наносить неповторимые рисунки. Кроме того, новейшие материалы позволяют украшать любую керамику в домашних условиях. Для этой цели можно использовать техники холодной и горячей сушки в домашней духовке. Они достаточно просты в применении и могут использоваться для росписи керамики, стекла, пластика и даже фарфора. Высыхают такие краски при обычной температуре и практически безвредны. Но всё же нежелательно покрывать ими поверхности, соприкасающиеся с пищей. Чтобы декоративная керамика прослужила как можно дольше, не рекомендуется мыть её с помощью сильнодействующих и абразивных моющих средств, или в посудомоечной машине. Декорирование такими красками возможно с использованием различных кистей, губок, или специальной резины. Техника нанесения рисунка кистями состоит в следующем. Нужно тщательно очистить и просушить керамическое изделие, после чего наносится эскиз мягким карандашом или с помощью копировальной бумаги. Мягкой кистью (куница, бычий волос или синтетичные материалы) наносятся небольшие мазки сначала светлых, а потом уже тёмных тонов. В первую очередь помечают контуры, после этого растушёвывают внутренние детали рисунка. Готовое изделие нужно просушить и через двое суток нанести пару слоёв прозрачного лака. Мыть или чистить изделия ручной работы можно лишь через 15 дней после окончания работы. Необходимо помнить, что такая керамика нуждается в тщательном уходе и бережном хранении. При использовании тампонной техники получаются фоновые изображения, нанесенные с помощью натуральных или синтетических губок. При таком способе декорирования можно сделать как основу для дальнейшей живописи, так вполне законченное творение. Кроме того, эта техника часто используется для трафаретной печати. Краску наливают в большую ёмкость, потом промокают в ней губку так, пытаясь не набрать много краски. Поверхность изделия нужно обезжирить и окрасить губкой. Если нужен более мягкий оттенок, можно разбавить краску бесцветным лаком. При желании некоторые участки покрывают бумажным скотчем, чтобы они не закрашивались. На высыхание фона потребуется один день. Дальше можно использовать технику нанесения кистью или трафарет. Готовую работу сушат и опять-таки покрывают бесцветным лаком. Правила эксплуатации те же, что и для изделий, декорированных кистью. Ещё одним способом росписи на керамике является использование резины для кеширования. Она служит для покрытия неокрашенных участков и снимается пальцами. При нанесении на поверхность изделия такая резина превращается в эластичную плёнку. Наносится этот материал кистью. Рисунок должен наноситься очень быстро, так как она быстро сохнет. Для этой техники лучше всего подходят этнические и примитивные наскальные рисунки. Краска равномерно наносится на поверхность керамического изделия, включая резину. На протяжении суток работа высыхает, после чего резина легко снимается пальцами. Результат получается похожим на негатив. Изделие покрывается лаком. Кроме того, для декоративной керамики могут использоваться и краски с последующей горячей сушкой. Этот полупрофессиональный материал прост в использовании и обладает высокой надёжностью. После сушки изделие обжигается в домашней духовке на протяжении получаса при температуре 160-170 С°. После этого работу выдерживают ещё два дня, покрывают лаком и повторно высушивают. Техника обжига в домашней духовке – простой и износостойкий способ росписи керамики. Рисунки различных культур Роспись в меньшей степени зависит от инструмента, здесь линии могут быть любой формы в зависимости от желания мастера. Тем не менее, как правило, рисунки для украшения керамики выбираются из набора традиционных мотивов, используемых для росписи ткани, резьбы по дереву или украшения тела в виде надрезов или татуировки. В племени шипибо-конибо из районов перуанской Амазонки одни и те же узоры используются и для керамических изделий, и для тканей - эти узоры родились в далеком прошлом и в различных интерпретациях изображают кожу анаконды, панцирь черепахи или даже карту звездного неба. Узоры, которыми марокканские гончары расписывают свои изделия, можно увидеть в виде татуировки, а их происхождение можно проследить вплоть до времен, когда культура Средиземноморья была под сильным влиянием финикийцев. ЛОЩЕНИЕ И ОБЖИГ. Прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность или отдельные участки изделия натирают гладким предметом (камнем-голышом, полированной косточкой, стеклянным пузырьком, стальной ложкой и т.д.). При этом лощеные поверхности приобретают мягкий ровный блеск, который после обжига усиливается. Перед лощением изразец нужно подсушить до такого состояния, когда глина уже теряет пластичность, но еще не затвердевает окончательно. Такое состояние художники называют кожетвердым. В рельефном изразце можно подвергнуть лощению выступающие части, которые будут эффектно контрастировать с приглушенным матовым фоном. После лощения изразец в течение нескольких суток высушивается окончательно. Точное время сушки указать трудно, так как оно зависит от массы изразца и температуры помещения. Просушенный изразец обжигается при температуре 900—950°С в течение 3-4 часов. Для обжига применяют муфельную печь. Муфельную печь можно сделать своими руками из доступных материалов. Описание простой муфельной печи вы найдете в разделе "Домашнему мастеру". Обжигать можно сразу несколько изразцов, наиболее рационально используя объем рабочей камеры печи. Чтобы расположенные друг над другом изразцы не слипались, между ними по углам кладут кусочки битого кирпича. После завершения обжига изразцы должны медленно остыть в закрытой камере муфельной печи. Обожженную, но не покрытую глазурью глину называют терракотой. ХОЛОДНАЯ РОСПИСЬ. Терракотовый изразец можно расписать так называемым холодным способом — он доступен и прост. Для росписи применяются обычные масляные краски. Они не требуют повторного обжига, так что художник сразу же видит результаты. Перед росписью терракоту пропитывают два-три раза натуральной олифой, просушивают в течение суток и только потом приступают к росписи. После высыхания красок изразцы покрывают тонким слоем масляного лака для придания им блеска. Декорированные холодной росписью изразцы можно смело использовать для облицовки печей, так как они выдерживают довольно высокую температуру и многие годы сохраняют свой первоначальный вид. 1 — способ приготовления толченого стекла, рожок и воронка для нанесения цветных ангобов; 2 — роспись изразца кистью; 3 — глазурование обливанием и готовый изразец. РОСПИСЬ АНГОБАМИ. Ангоб — это глина, разведенная до консистенции жидкой сметаны. Ангобы разных цветов можно получить двумя способами. Первый — подобрать различные глины, которые после обжига дадут самые разнообразные цвета, от белого до почти черного. Эти глины можно и смешивать, добиваясь множества оттенков. В вашем распоряжении будут красные, коричневые, серые тона. Здесь необходим эксперимент еще до росписи - обжиг разных ангобов и их смесей. Второй способ — окраска белого ангоба термостойкими гуашевыми красками. Подойдут, например, кобальт синий, кобальт зеленый, окись хрома. Роспись ангобами производится до обжига, когда изразец находится в кожетвердом состоянии. Перед росписью изразец нужно покрыть тонким слоем белого ангоба. Опустите изразец на несколько секунд в чистую воду, а затем его лицевую сторону окуните в ангоб. Когда белый ангоб немного подсохнет (но не совсем!), можно начинать роспись. Цветные ангобы наносятся на изразец кистью, рожком, воронкой, резиновой грушей или пипеткой. Рожок изготовляют из коровьего рога, воронку — из куска жести. В конце воронки и рожка вставляют соломинки или тонкие пластмассовые трубочки. Толщина линий, наносимых на поверхность изразца, будет зависеть от скорости движения рожка или воронки. Расписанный ангобами изразец обжигается так же, как и обычная терракота. Но тут нужно иметь в виду вот что. Если вы не собираетесь потом покрывать изразцы глазурью, лучше заранее, еще до росписи, добавить в ангобы флюс — он значительно увеличит их прочность. Наиболее простой и дешевый флюс — толченое стекло. Толкут стекло в ступке или любой другой металлической посудине с толстыми стенками. Пест должен быть стальным, с массивным бойком. Толочь стекло нужно осторожно, обязательно в рукавицах и защитных очках. Чтобы стекло не разлеталось, на ступку и пест надевают полиэтиленовый пакет. Ступку устанавливают на торец массивного кряжа или на тяжелую стальную плиту. Толченое стекло нужно просеять через сито из капроновой ткани (можно от старого чулка). Для обечайки сита подойдет консервная банка. Просеянное стекло добавляют в ангобы — от 10 до 30% к массе ангоба. ГЛАЗУРОВАНИЕ. Чтобы получить глазурь, заваривают жидкий крахмальный клейстер и добавляют в него, постоянно помешивая, порошок из толченого стекла. Как только смесь приобретет консистенцию сметаны, глазурь готова. Глазуровать можно и нерасписанные изразцы, и расписанные ангобами. И те и другие перед глазурованием должны пройти обжиг. Глазурь наносят на поверхность изразца окунанием или обливанием. Изразец во время обливания можно держать над широкой посудиной за румпу, а можно установить на специальное приспособление, согнутое из толстой проволоки. Чтобы на отдельных участках изразца не образовались толстые наслоения, поливайте его равномерно. Влага из глазури быстро впитывается в поры изразца, а на поверхности остается удерживаемый клейстером тонкий матовый слой порошкового стекла. Красный терракотовый изразец. Середина XVII в. Из церкви Николы Мокрого в Ярославле. Высохшую керамику вновь обжигают в печи. При этом клей выгорает, а частицы стекла оплавляются и сплошным тонким слоем покрывают изразец. Чтобы глазурь не потрескалась, изразцы должны остывать медленно вместе с выключенной печью. Автор: Г.Я. Федотов 2.8. Лепка фигуры человека Стадии лепки «Клоуна». Стадии лепки «Девочки». Літаратура Гісторыя беларускага мастацтва (у шасці тамах). Мінск, "Навука і тэхніка", 1987 Лазука Б. А. Гісторыя беларускага мастацтва (у двух тамах).. Мінск, "Беларусь", 2007 Харэўскі С. В. Гісторыя мастацтва і дойлідства Беларусі. Вільня, Еўрапейскі гуманітарны універсытэт, 2007 Высоцкая Н. Ф. Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Беларусі XII-XVIII стагоддзяў. Мінск, "Беларусь", 1984. Здановіч Н. І., Трусаў А. А. Беларуская паліваная кераміка XI-XVIII стст. Мінск, "Навука і тэхніка", 1993. Сахута Я. М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва. Мінск, "Беларусь", 2001 Лавыш К. А. Художественные традиции восточной и византийской культуры в искусстве средневековых городов Беларуси (X-XIV вв.). Минск, "Белорусская наука", 2008 Художники Советской Белоруссии. Союз Художников БССР. Минск, "Беларусь", 1976 Этнаграфiя Беларусi. Энцыклапедыя. Мн, 1989; - Беларуская народная кераміка/ Я.М, Сахута. – Мн.: Полымя, 1987; - Белорусское народное гончарство / С.А. Милюченков. – Мн.: Наука и техника, 1984; - Белорусская бытовая керамика XVI-XVIII веков: організація проізводства, формы и технология изготолвения / М.Ю. Приймова. – Минск, БГПУ, 2008; -Беларускае народнае мастацтва. Я.М. Сахута, 2011. 1. Беларуская кераміка. Аўтар-складальнік В. Г. Гаўрылаў. Мн., 1984. 2. Гринблат М. Белорусы. Мн., 1984. 3. История культуры Древней Руси. М., Л., 1948. 4. Мельниковская О. Н. Племена южной Белоруссии в раннем железном веке. М., 1967. 5. Милюченков С. А. Белорусское народное гончарство. Мн., 1984. 6. Митрофанов А. Г. Железный век средней Белорусснн. Мн., 1978. 7. Мілючэнкаў С. Ганчарства // Промыслы і рамёствы Беларусі. Мн., 1984. 8. Мілючэнкаў С. Ганчарства // Энцыклапедыя “Гісторыя Беларусі” Т. 2. Мн., 1994 9. Нарысы гісторыі Беларусі. Ч. 1-2. Мн., 1994-1995. 10. Очерки по археологии Белоруссии. Ч. 1-2. Мн., 1970. 11. Піліпена М. Ф. Этнаграфія Беларусі. Мн., 1984. 12. Рыбаков Б. Ремесло Древней Руси. М., 1948. 13. Сахута Я. М. Беларуская народная гліняная цацка. Мн., 1982. 14. Сахута Я. М. Беларуская народная кераміка. Мн., 1987. 15. Трусаў А. А. Беларуская паліваная кераміка XI – XVIII стст. Мн., 1993. 16. Энцыклапедыя “Этнаграфія Беларусі”. Мн., 1989. [1] Очерки по археологии Белоруссии. Мн., 1970. Ч. 1. С. 87. [2] Мельниковская О. Н. Племена южной Белоруссии в раннем железном веке. М., 1967. С. 36. [3] Сахута Я. М. Беларуская народная кераміка. Мн., 1987. С., 7. [4] Милюченков С. А. Белорусское народное гончарство. Мн., 1984. С. 8. [5] Милюченков С. А. Белорусское народное гончарство. Мн., 1984. С. 17. [6] Сахута Я. М. Беларуская народная кераміка. Мн., 1987. С., 18. [7] Сахута Я. М. Беларуская народная кераміка. Мн., 1987. С., 20. [8] Мілючэнкаў С. Ганчарства // Промыслы і рамёствы Беларусі. Мн., 1984. С. 138. [9] Милюченков С. Белорусское народное гончарство. Мн., 1984. С. 50. [10] Очерки по археологии Белоруссии. Мн., 1972. Ч. 2. С. 71. [11] Митрофанов А. Г. Железный век средней Белорусснн. Мн., 1978. С. 30. [12] История культуры Древней Руси. М., Л., 1948. С. 103. [13] Рыбаков Б. Ремесло Древней Руси. М., 1948. С. 343. [14] Рыбаков Б. Ремесло Древней Руси. М., 1948. С. 343. С. 350. [15] Мілючэнкаў С. Ганчарства // Промыслы і рамёствы Беларусі. Мн., 1984. С. 144. [16] Сахута Я. М. Беларуская народная гліняная цацка. Мн., 1982. С. 27. 1 2 |